Движение капитала в мировой экономике. Необходимость государственного и межгосударственного регулирования движения капитала.
В настоящее время масштабы и значимость международного перемещения капитала достигают такого уровня, что данный процесс можно рассматривать как особую форму МЭО. Современные темпы роста экспорта капитала во всех его формах опережают темпы роста товарного экспорта и темпы роста ВВП в промышленно развитых странах. Становление и развитие международной миграции капитала (ММК) началось значительно позже таких форм МЭО, как международная торговля товарами, международная трудовая миграция. Для возникновения только возможности экспорта капитала требовались достаточно значительные накопления его в стране. Такая возможность появляется на первом этапе эволюции ММК, который начался после завершения процессов первоначального накопления капитала и с развитием капиталистических производственных отношений - на рубеже XVII-XVIII вв. - и продлился до конца XIX в. Данный этап называют «этапом зарождения вывоза капитала». Происходящие процессы наиболее точно отражает термин «вывоз капитала», т.к. последний мигрировал исключительно в одном направлении (из метрополий в колонии) и носил ограниченный и случайный характер. Второй этап эволюции ММК отсчитывают с конца XIX - начала XX в., т.е. по мере утверждения и распространения в мировом хозяйстве капиталистических производственных отношений. Процесс вывоза капитала осуществляется как между промышленными странами, так и между ними и развивающимися странами. На данном этапе вывоз капитала стал типичным, повторяющимся и характерным явлением, что позволяет определить этот термин и назвать этот этап - «этапом вывоза капитала». Таким образом, вывоз капитала - это процесс изъятия части капитала из национального оборота данной страны и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны с целью извлечения более высоких прибылей.
Однако на современном уровне развития мирового хозяйства уже недостаточно говорить только о вывозе капитала. С середины 50-х- 60-х гг. XX в. наступает третий этап эволюции ММК, продолжающийся до настоящего времени, на котором происходящие процессы более объективно отражает термин «международная миграция капитала». Рассмотрим причины международной миграции капитала. · Вывоз капитала осуществляют не только промышленно развитые страны, но и многие развивающиеся и бывшие социалистические страны. · Страны одновременно становятся и экспортерами, и импортерами капитала. · Экспорт капитала вызывает значительные по объемам обратные движения капитала в виде процентов на кредиты, предпринимательской прибыли, дивидендов по акциям. Международная миграция капитала - это процессы встречного движения капитала между различными странами мирового хозяйства независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящие дополнительные доходы их собственникам. Объективной основой ММК является неравномерность экономического развития стран мирового хозяйства, которая на практике выражается: - в неравномерности накопления капитала в различных странах; в «относительном избытке» капитала в отдельных странах; - в несовпадении спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства. Термин «относительный избыток капитала» связан, прежде всего, с тем, что в развитых странах не наблюдается абсолютного избытка капитала, т.к. считается, что экономически производство имеет тенденцию неограниченного роста, а, следовательно, и потребность в капитале должна быть всегда. Наряду с этим, экспорт капитала может осуществляться даже в случае недостатка его для вложения внутри страны, ведь в условиях рыночной экономики вложения капитала находятся в прямой зависимости от размеров ожидаемых доходов.
На развитие процесса ММК влияют две группы факторов. 1. Факторы экономического характера: - развитие производства и поддержание темпов экономического роста; - глубокие структурные сдвиги как в мировой экономике, так и в экономике отдельных стран (связанные с воздействием НТР и развитием мирового рынка услуг); - углубление международных специализации и кооперации производства; - рост транснационализации мировой экономики (объемы производства продукции зарубежными филиалами ТНК США в четыре раза превышают объем товарного экспорта из самих США); - рост интернационализации производства и интеграционных процессов; - активное развитие всех форм МЭО. 2. Факторы политического характера: - либерализация экспорта (импорта) капитала; - политика индустриализации в развивающихся странах; - проведение экономических реформ (приватизация государственных предприятий, поддержка частного сектора, малого бизнеса); - политика поддержки уровня занятости. Вышеперечисленные факторы предопределяют ММК на макроэкономическом уровне. Наряду с этим имеет место экономическая целесообразность, непосредственно стимулирующая субъекты к экспорту и импорту капитала. При осуществлении экспорта капитала субъекты руководствуются экономической целесообразностью, состоящей в следующем: - получение дополнительных прибылей; - установление контроля над другими субъектам; - обход протекционистских барьеров на пути движения товарных потоков; - приближение производства к новым рынкам сбыта; - получение доступа к новейшим технологиям (например, посредством приобретения контрольного пакета акций); - экономия на налоговых платежах, особенно при создании или регистрации предприятий в оффшорных зонах и СЭЗ; - снижение расходов на охрану окружающей среды. Экономическая целесообразность импорта капитала состоит в: - возможности развития определенных новых и старых производств; - привлечении дополнительных валютных ресурсов; - расширении научно-технического потенциала;
- создании дополнительных рабочих мест. Показатели участия страны в процессах ММК можно разделить на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели: объем экспорта/импорта капитала, сальдо экспорта-импорта капитала, число предприятий с иностранным капиталом в стране, количество занятых на них и др. Исходя из сальдо, страны мирового хозяйства классифицируются как преимущественно экспортеров капитала (Япония, Швейцария), преимущественно импортеров (США, Великобритания) и с приблизительным равновесием (ФРГ, Франция). Другая группа показателей - относительные, которые более реально отражают сложившуюся в ММК расстановку сил и зависимость страны от экспорта-импорта капитала: - коэффициент импорта капитала, отражающий долю иностранного капитала в ВВП стран; - коэффициент экспорта капитала, отражающий долю экспортируемого капитала по отношению к ВВП страны; - коэффициент, отражающий долю иностранного капитала ко внутренним потребностям в капиталовложениях в стране; - доля иностранных или смешанных компаний в национальном производстве; - темпы роста экспорта (импорта) капитала по отношению к предыдущему периоду, сумма иностранных инвестиций на душу населения страны. Международное перемещение капитала имеет большое значение для развития мирового хозяйства, т.к. ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран, увеличивает их внешнеторговый оборот, ускоряет экономическое развитие и способствует росту объемов производства, повышает конкурентоспособность производимых товаров на мировом рынке, повышает технический потенциал стран-импортеров, увеличивает занятость в стране. Международная миграция капитала осуществляется в предпринимательской и в ссудной формах (рисунок 2). Условия миграции капитала в предпринимательской форме: - организация производственного процесса или участие в нем за рубежом; - долгосрочный характер вложений иностранного капитала; - право собственности на зарубежное предприятие в целом, либо на его часть.
В зависимости от степени реализации указанных особенностей и целей участия различают два вида вывоза предпринимательского капитала: прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ), портфельные инвестиции. Прямые зарубежные инвестиции - это долгосрочные зарубежные вложения капитала, в результате которых экспортером капитала организуется или ведется производство на территории страны, принимающей капитал.
Рисунок 2. Основные формы международной миграции капитала
Портфельные инвестиции - это форма вывоза капитала путем его вложения в ценные бумаги зарубежных предприятий, не дающая инвесторам возможности непосредственного контроля над их деятельностью. Центр ООН по ТНК выделяет четыре наиболее типичных в мире случая прямых капиталовложений, связанных с организацией производства товаров и услуг в зарубежной стране. 1. Прямые зарубежные инвестиции осуществляются потому, что ввоз некоторых товаров и услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений, или из-за свойств этих товаров и особенно услуг. 2. Производство товаров и услуг на месте оказывается более дешевым и эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка, например, из-за экономии на транспортных расходах. 3. Страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включая рынки и страны происхождения инвестиций (характерно для стран Юго-Восточной Азии). 4. Для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важны послепродажное обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае иметь собственное производство в зарубежной стране оказывается более выгодно, чем организовать там чисто сбытовую фирму или сбывать продукцию через посредников. Характерные черты вывоза предпринимательского капитала в различных видах представлены в таблице 4. Таблица 4 Виды и характерные черты вывоза предпринимательского капитала
Объем прямых иностранных инвестиций в 2012 г. достиг 1,5 трлн. долл. При этом следует отметить, что страны с развивающейся и переходной экономикой (Юго-Восточная Европа и СНГ) привлекают половину мировых объемов иностранных инвестиций: в 2012 г. объем притока капитала в указанные группы стран составил 755 млрд. долл.
Значительные размеры миграции предпринимательского капитала с 60-х гг. образуют мировой рынок иностранных инвестиций. В качестве предпосылок его формирования следует выделить: - снятие многими странами ограничений на ведение операций по экспорту-импорту капитала; - приватизацию государственных компаний в Западной Европе и Латинской Америке в 60-70-е гг.; - приватизацию предприятий в бывших социалистических странах. Широкие масштабы данного рынка подтверждают следующие данные: доля иностранных инвестиций в общих капиталовложениях стран в Сингапуре составила 70%, на Филиппинах - 60%, в Индонезии - 57%, в Малайзии - 55%; доля производственных мощностей, вынесенных страной за рубеж, для стран Западной Европы составляет 30-40%, для США - 20%. Активность участия страны в данном рынке и готовность инвесторов к экспорту капитала в какую-либо страну зависит от инвестиционного климата в стране, импортирующей капитал. Инвестиционный климат - совокупность экономических, политических, юридических и социальных факторов, которые предопределяют степень риска иностранных капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране. Инвестиционный климат является комплексным понятием и включает следующие параметры: национальное законодательство, экономические условия (спад, подъем, стагнация), таможенный режим, валютная политика, темпы экономического роста и инфляции, стабильность валютного курса, уровень внешней задолженности и др. К современным тенденциям миграции капитала в предпринимательской форме необходимо отнести следующие: - динамика экспорта капитала опережает динамику экспорта товаров; - рост числа интернациональных слияний и приобретений фирм; - рост роли ТНК как основного субъекта мирового рынка иностранных инвестиций; - сдвиг в отраслевой структуре иностранных инвестиций от обрабатывающей промышленности и торговли к инвестициям в наукоемкие отрасли и сферу услуг; - создание системы международного регулирования зарубежного инвестирования. Так, страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1976 г. приняли «Декларацию о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях», согласно которой рекомендуется предоставлять иностранным инвесторам режим «не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в аналогичных случаях местным предприятиям». В 1992 г. группа Всемирного Банка разработала «Рекомендации по режиму для иностранных прямых инвестиций», исходя из которых одинаковый режим для инвесторов в одинаковых обстоятельствах в условиях свободной конкуренции является главным условием благоприятного инвестиционного климата. - изменение географических направлений иностранных инвестиций: ü преобладает миграция предпринимательского капитала между промышленно развитыми странами, особенно между США, Западной Европой и Японией, и между странами Западной Европы. Промышленно развитые страны выступают основными экспортерами и импортерами капитала; ü увеличение экспорта предпринимательского капитала из промышленно развитых в развивающиеся страны, но в основном в страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, имеющих высокие темпы экономического роста; ü увеличение объема иностранных инвестиций между развивающимися странами; ü медленный рост иностранных инвестиций в страны переходной экономики. Предпринимательскую форму вывоза капитала называют «второй экономикой» в связи с ее непосредственной связью с процессами производства. Иностранные инвестиции регулируютсякак в национальном, так и в международном масштабе, и способы их регулирования можно подразделить на два уровня: национально-правовой и международно-правовой. Национально-правовое регулирование основано, прежде всего, на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса, сегодня во многих странах имеется специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране. В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. закрепляется отсутствие дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия является своего рода международным стандартом, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным инвестициям. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в так называемых налоговых гаванях и оффшорных центрах. Это территории, в которых с целью привлечения иностранного капитала, значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий. К таким местам относятся Кипр, Лихтенштейн, Мальта, Монако, и другие. Всего в мире насчитывается около ста оффшорных центров, преимущественно в Карибском бассейне. В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала. Если принимающая сторона меняет законодательство в сторону ухудшения условий для деятельности иностранных инвесторов на ее территории, то как правило, для уже действующих в данной стране иностранных фирм предусмотрена некоторая отсрочка в применении новых условий. Международно-правовой режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах. Двусторонние международные соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга. Кроме того, эти соглашения содержат положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между иностранными инвесторами и принимающим государством. Многосторонний международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах-соглашениях, заключенных в рамках международных организаций - МВФ, МБРР, ЮНКТАД и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|