Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В условиях монополистической конкуренции.




 

Объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции испытывает, с одной стороны, конкурентных начал на рынке, а с другой – монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, поскольку многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм.

В этих условиях кривая спроса на продукцию монополистического конкурента имеет небольшой отрицательный наклон (рис. 2а), в отличие от абсолютно эластичной кривой спроса при совершенной конкуренции (рис. 3).

Наличие большого количества хороших товаров - заменителей делает кривую спроса отдельной фирмы высокоэластичной в соответствующем диапазоне цен.

Степень эластичности по цене определяется степенью дифференциации продукции конкурентов и числом фирм, действующих в отрасли.

При прочих равных условиях, чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем выше эластичность спроса по цене на продукцию отдельной фирмы:

  Рис. 2а Спрос на продукцию монополистического конкурента

  Р – цена, Q – количество, MR – предельный доход, МР – предельный продукт. 

    Рис. 2б Спрос на продукцию совершенного конкурента

 

    Рис. 3. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы:

 

  А) - рыночного спроса;

 

  Б) - спроса на продукцию отдельной фирмы.

    Р – цена, Q – количество, MR – предельный доход, МР – предельный продукт.

 

Элемент монопольной власти означает, что для каждой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, несмотря на то, что фирма может быть столь же малой, как и условиях совершенной конкуренции. Понижающая кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции заключает в себе фундаментальную разницу между моделью совершенной конкуренции и моделью монополистической конкуренции, и разница эта объясняется той рыночной властью, которая дает дифференциацию продукции. Поскольку каждый товар воспринимается покупателями как специфический, отличный от товаров других фирм, тот или иной продавец может рассчитывать на некоторое увеличение объема продаж. С другой стороны, если он повысит цену на свой товар, какая-то часть покупателей предпочтет более дешевую продукцию его конкурентов.

Таким образом, кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы имеет понижательный характер, так как она может продать больше по низким ценам и меньше по высоким. Фирма не сможет продавать прежний объем, приняв решение увеличить цену, а желая продать больше, не сможет оставить цену неизменной.

Кроме того, угол наклона кривой монополистически конкурирующей фирмы будет меньше, чем у абсолютно конкурентной фирмы. Точная степень пологости, или эластичности, кривой спроса монополистически конкурирующих фирм зависит от количества конкурентов и глубины дифференциации продукции.

Чем меньше конкурентов и чем более дифференцирован продукт, тем менее эластичной будет кривая спроса, и наоборот.

Если кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы наклонена вниз, то что происходит с приростом выручки от продаж дополнительных единиц товара, то есть как будет выглядеть кривая MR? Предельная выручка (MR) – это прирост общей выручки, связанный с продажей дополнительной единицы продукта. Она рассчитывается следующим образом: общая выручка TR, полученной от продажи Q+1 единиц продукта. Эта разность и есть прирост выручки или MR.

Доказано, что если кривая спроса фирмы D линейна и понижается, причем ее наклон в два раза круче наклона кривой спроса.

Для доказательства используем следующие вычисления. Функция спроса может быть представлена в виде:

P = a – bQ

 

В данном выражении a – это цена, при которой кривая спроса пересекает ось цен. Экономически - такая цена, по которой никто не будет покупать товар фирмы. Величина b выражает наклон кривой спроса. Знак «минус» означает, что кривая спроса имеет отрицательный наклон и что цена P и количество Q находятся в обратной зависимости.

Поскольку совокупная выручка от реализации, получаемая фирмой, равна произведению цены единицы товара на количество проданных единиц товара, то математически TR может быть представлена в виде:

TR = P * Q = (a – bQ) * Q = aQ – bQ².

Соответствующая функция предельной выручки есть первая производная совокупной выручки:

MR = TR

 

Графически данные рассуждения выглядят следующим образом (рис.4.):

 

 

 

Таким образом, мы видим, что кривая предельной выручки монополистически конкурентной фирмы находится ниже кривой спроса на ее продукцию. Обе кривые выходят из одной и той же точки, но наклон кривой MRделит пополам отрезок горизонтальной осимежду точками пересечения кривой спроса с этой осью и началом координат. Заметим, однако, что таким образом она может быть построена только в случае линейной функции спроса.

Максимизация прибыли монополистически конкурентной фирмы (и ее равновесие) будет достигнута при условии выполнения равенства предельных издержек и предельной выручки (MC = MR). Причина заключается в том, что до тех пор, пока каждая единица продукции будет приносить фирме больше дохода, чем ей обходятся издержки на выпуск этой единицы (то есть MR> MC), фирма будет расширять производство. Как только предельная выручка сравняется с предельными издержками (MR= MC), фирма дальше не станет наращивать выпуск, так как в этом случае предельные издержки будут выше предельного дохода (MR< MC).

Следовательно, максимизирующий выпуск объем – это выпуск при условии, когда MR= MC. В течение короткого периода фирмы могут как получать, прибыль, так и нести убытки. Но возможность долгосрочного получения сверхприбыли исключается, поскольку входные барьеры в отрасль не представляют серьезной проблемы. Фирмы невелики, для организации производства требуется относительно небольшой капитал, доступный для выпуска не совсем идентичной, но схожей продукции с той, которая уже имеется на рынке. В результате относительной свободы входа и выхода из отрасли в долгосрочном периоде прибыли и убытки стремятся к нулю, как и в условиях совершенной конкуренции.

 

Краткосрочное и долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции показано на следующем рисунке 5.:

а) – в коротком периоде;

б) – в длительном периоде.

Если предположить, что все фирмы имеют одинаковые средние издержки, представленные кривой AC, то продавец, чья кривая спроса (D'm) находится выше кривой средних издержек, будет получать сверхприбыль, поскольку эта цена выше средних издержек (Pm>АС), как показано на рис. Это будет привлекать на рынок новых конкурентов, в результате чего кривая спроса D'm,будет сдвигаться влево до тех пор, пока не исчезнет положительная прибыль. Такое положение будет достигнуто тогда, когда кривая спроса станет касательной к кривой средних издержек (точка А). В этой точке цена (Рm) равна средним издержкам (АС), а прибыль равна нулю.

В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки.

 

На рис. 6. изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных, средних переменных и валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. 6.а.), а другая – минимизирует убытки (рис. 6.б.).

 

Рис. 6. Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции:

  а) – максимизирующие прибыль;

 

 

    б) – минимизирующие убытки.

  

Р – цена, Q – количество, MR – предельный доход, MC – предельные издержки; АVС – средние переменные издержки; АТС – средние валовые издержки.

 

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки – при цене Р1 и выпуске продукции Q1

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...