Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регуляторы угла опережения зажигания




Устройство прибора


Корпус, сердечник, первичная обмотка, вторичная обмотка, карболитовая крышка, добавоч­ный резистор, изоляционная трубка, фарфоровый изолятор, выводные зажимы, трансформа­торное масло, заполняющее внутреннюю полость катушки Корпус, приводной валик с ку­лачком, подвижный диск, непод­вижный диск, рычажок с под­вижным контактом, неподвиж­ный контакт со стойкой, пла­стинчатая пружина, сжимающая контакты

Ротор из карболита с вмонтиро­ванной сверху контактной пла­стиной; крышка с гнездами и за­жимами для крепления проводов высокого напряжения; централь­ный угольный контакт; боковые металлические контакты

Преобразует ток низкого напря­жения в ток вы­сокого напряже­ния
Катушка зажига­ния (рис. 44)
Своевременно прерывает цепь низкого напря­жения
Прерыва­тель (рис. 466)
Распределяет ток высокого напряжения по свечам в соот­ветствии с по­рядком работы цилиндров Обеспечивает образование ис­крового зазора в камере сгорания, в котором обра­зуется электри- ческая искра
Распреде­литель (рис. 46а)
Искровая свеча (рис. 45)

Корпус, центральный электрод, изолятор, боковой электрод, при­варенный к корпусу, наконечник, прокладка корпуса, уплотняю­щие прокладки

При размыкании контактами прерывателя цепи низкого напряжения ток в первичной обмотке исчезает вместе с окружающим его магнит­ным полем. Исчезающее магнитное поле пересекает витки вторичной обмотки и образует в ней ЭДС. Благодаря большому количеству витков вторичной обмотки (18000-20000) напряжение на ее концах достигает 20000-24000 В. Возникающий ток через выводной контакт по проводу высокого напряжения идет к центральному контакту распределителя

Привод валика прерывателя осуществляется от распределительного или коленчатого вала двигателя. Кулачок, вращаясь вместе с валиком, на­жимает выступом на изолированный рычажок и размыкает контакты, цепь низкого напряжения система зажигания размыкается. За один обо­рот кулачок размыкает контакты столько раз, сколько выступов на ку­лачке. Количество выступов на кулачке равно количеству цилиндров двигателя

Ротор распределителя вращается вместе с кулачком прерывателя. Кон­тактная пластина ротора находится в постоянном скользящем контакте с центральным угольным контактом. При вращении ротора пластина поочередно кратковременно соединяет центральный контакт с боковы­ми. Ток высокого напряжения от вторичной обмотки катушки зажига­ния поступает на центральный контакт, затем через контактную пла­стину на один из боковых контактов и далее по проводу высокого на­пряжения к искровой свече

При подаче тока высокого напряжения от распределителя на свечу ме­жду центральным и боковым электродами свечи возникает большая разность потенциалов, вследствие чего происходит искровой разряд между электродами (искра), от которого воспламеняется горючая смесь


 

 


11 IT

II ill IT IT IT


IL TLII, Jl Ji Л JJf Я JJ, U I! И Ц 11 ]J, ОТПППППГ "IIII П И II П И И II II, 11

Таблица 12

Регуляторы угла опережения зажигания


 

 


Устройство
Назначение
Название

Принцип действия


Центро­бежный регулятор угла опе­режения зажигания (рис. 46в) Вакуумный регулятор угла опе­режения зажигания 17 (рис. 46)
12, 13 (рис. 46) Октан-коррек гор

Автоматически из­меняет угол опере­жения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала

Автоматически из­меняет угол опере­жения зажигания в зависимости от на­грузки на двигатель

Изменяет угол опе­режения зажигания в зависимости от октанового числа топлива (выполня- ется вручную)

Грузы со штифтами; пла­стина с осями грузов; пру­жина, связывающая грузы; пластина кулачка с косыми прорезями под штифты грузов

Корпус, соединенный с корпусом прерывателя рас­пределителя; диафрагма с пружиной, соединенная тя­гой с подвижным диском прерывателя; трубка, со­единяющая полость регуля­тора со смесительной каме­рой карбюратора (под дрос­сельной заслонкой) Неподвижная пластина со шкалой; подвижная пла­стина с указателем; регули­ровочные гайки; фикси­рующий болт или гайка

Привод кулачка прерывателя осуществляется от валика через ось грузов. При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя (а следо­вательно и валика прерывателя-распределителя) грузы под действием центробежных сил расходятся. Штифты грузов, перемещаясь в прорезях пластины, поворачивают пластину и соединенный с ней кулачок в сто­рону вращения ведущего валика. В результате кулачок раньше размыка­ет контакты прерывателя и угол опережения зажигания увеличивается. При уменьшении частоты вращения грузы под действием пружины схо­дятся, а угол опережения зажигания уменьшается

При уменьшении нагрузки на двигатель дроссельная заслонка прикрыва­ется и разрежение под ней (а следовательно в полости регулятора) уве­личивается. Под действием этого разрежения диафрагма, преодолевая сопротивление пружины, перемещает тягу и поворачивает подвижную пластину прерывателя навстречу вращению кулачка. Кулачок раньше начинает размыкать контакты прерывателя, и угол опережения зажига­ния увеличивается. При увеличении нагрузки дроссельная заслонка от­крывается, разрежение уменьшается, пруясина перемещает диафрагму и через тягу поворачивает пластину в сторону вращения кулачка. Угол опережения зажигания уменьшается

Os ЧО

Для изменения угла опережения зажигания необходимо; 1) отпустить фиксирующий болт или гайку; 2) при помощи регулировочных гаек (а при их отсутствии вручную) повернуть корпус прерывателя- распределителя относительно ведущего валика на нужный угол, который определяется с помощью шкалы и указателя; 3) затянуть фиксирующий болт или гайку________________ _____ _______________________ __


Рис. 46. Прерыватель-распределитель: а - распределитель; б - прерыватель; в - центробеж­ный регулятор опережения зажигания; 1 - крышка; 2 - зажим; 3 - центральный контакт; 4 - ротор; 5 - рычажок; 6 - кулачок; 7 - подвижный контакт прерывателя; В - неподвижный контакт прерывателя; 9 - пластина кулачка; 10 - корпус; 11- валик; 12 - регулировочные гайки; 13 - пластины октан- корректора; 14 - масленка; 15 - подвижный диск; 16 - пружина; 17 - вакуумный регулятор опереже­ния зажигания; 18 - диафрагма; 19 - грузик
в

Заполните пропуски и пустые строки.

1. Система зажигания предназначена для_________________________________________

2. Батарейная система зажигания состоит из

I. _______________________________________, включающей в себя:

1) __________________; 2)_________________: 3) _______________

4)_________; 5)_________________________.


, включающей в себя: 1)

J 3)_
2)_

_____; 4)__________.___


 

 


3. Катушка зажигания предназначена для


 

 


и состоит из 1)


 

 


2). 5). 8)
6).

j ю)


4. Прерыватель предназначен для


 

 


и состоит из 1)

5)   ; 6); 7)
  5. Распределитель предназначен для и состоит из 1);
2)   ; 3);4)
  6. Центробежный регулятор предназначен для и состоит из 1);
2)   ; 3); 4)
  7. Вакуумный регулятор предназначен для и состоит из 1);
2); 3)
  8. Искровая свеча предназначен для и состоит из 1);
2)   ; 3); 4)
5)   ; 6); 7)
I. 9. Контактно-транзисторная система зажигания состоит из , включающей себя: 1) 2)
3)   ;4);5);6)
II.   , включающей в себя: 1)

 

 


4)_
2)_

J3)_


 

 


Контрольные вопросы

1. Для чего предназначена система зажигания?

2. Какие типы систем зажигания используются на автомобильных ДВС?

3. Из каких приборов состоит батарейная система зажигания?

4. Опишите принцип действия батарейной системы зажигания.

5. Из каких приборов состоит контактно-транзисторная система зажигания?

6. Опишите работу контактно-транзисторной системы зажигания.

7. Из каких приборов состоит батарейная система зажигания?

8. Опишите принцип действия батарейной системы зажигания.

9. Для чего предназначена, из каких элементов состоит и как работает катушка зажигания?

10. Для чего предназначен, из каких элементов состоит и как работает прерыватель- распределитель?

11. Для чего предназначены, из каких элементов состоят и как работают вакуумный и цен­тробежный регуляторы угла опережения зажигания?

12. Для чего предназначены, из каких элементов состоят и как работают октан-корректор и искровые свечи?


1.12 Система электрического пуска двигателя

Назначение. Система электрического пуска двигателя обеспечивает надежный запуск двигателя путем проворота коленчатого вала с пусковой частотой вращения. Пусковая час­тота карбюраторного двигателя - 50-100 об/мин, дизеля - 120-200 об/мин.

Устройство (табл. 13). Система электрического пуска двигателя состоит из следую­щих основных элементов: аккумуляторной батареи, электрического стартера, цепи стартера, средства облегчения пуска двигателя.

Основным исполнительным элементом системы пуска является стартер (рис. 47), представляющий собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока с последова­тельной обмоткой возбуждения и дистанционным включением с места водителя. Стартер крепится к кожуху сцепления или к специальному кронштейну на боковой части блока ци­линдров таким образом, чтобы пусковая шестерня при включении стартера входила в зацеп­ление с зубчатым венцом маховика.

Цепь стартера включает в себя следующие приборы (рис. 47): включатель стартера 18; электромагнитное тяговое реле (А); реле стартера (Б); реле блокировки (В); провода, соеди­няющие все приборы в единую электрическую цепь.

К средствам, облегчающим пуск двигателя, относятся: пусковые жидкости, свечи на­каливания, электрофакельные подогреватели воздуха, электроподогрев АКБ, предпусковые подогреватели, подогрев масла в поддоне картера путем обдува его теплым воздухом.

Принцип действия системы пуска. При включении стартера, которое осуществляет­ся поворотом ключа в замке зажигания в положении «стартер», ток подается на обмотку реле стартера, включенную на «массу» через контакты реле блокировки, и контакты реле стартера замыкают цепь втягивающей обмотки тягового реле. Втягивающая обмотка намагничивает сердечник, который втягивает в себя подвижный якорь, перемещающий рычаг пусковой шестерни. Пусковая шестерня с муфтой свободного хода перемещается по винтовым шлицам вала стартера и вводится в зацепление с венцом маховика. Одновременно другой конец яко­ря через контактный диск замыкает цепь аккумулятор - стартер. Якорь стартера начинает вращаться и через пусковую шестерню вращает маховик с коленчатым валом. Для удержа­ния подвижного якоря тягового реле во включенном положении служит удерживающая об­мотка. С момента пуска двигателя, когда обороты коленчатого вала превысят обороты стар­тера, пусковая шестерня выходит из зацепления с венцом маховика. Если этого не происхо­дит, то срабатывает муфта свободного хода, которая разъединяет пусковую шестерню с ва­лом якоря и предохраняет стартер от разноса. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя возрастает напряжение, подаваемое генератором на реле стартера. При дос­тижении напряжения 8-9 В срабатывает реле блокировки, которое обесточивает реле старте­ра. Контакты реле стартера размыкаются и отключают тяговое реле, которое отключает стар­тер. Кроме того, реле стартера и реле блокировки предотвращают включение стартера при работающем двигателе.


 

г


 

 


Таблица Г


 

 


Пр иборы си стемы электрического пу с ка двигате ля


 

 


Назначение
Принцип действия
Прибор

Устройство прибора


 

 


Вводит в зацепление пусковой шестерни стартер с зубчатым венцом маховика и замыкание цепи АКБ - стартер

Тяговое реле А (рис. 47) Стартер (рис. 47а)

Преобразовывает электрическую энер­гию АКБ в механи­ческую энергию вращения коленчато­го вала двигателя и обеспечивает пуск двигателя

Муфта свободного хода (рис. 47в)
Цепь стартера (рис. 476)

Предотвращает раз­нос якоря стартера после пуска двигате­ля

Обеспечивает вклю­чение стартера и от­ключает стартер по­сле пуска двигателя

Корпус; сердечник с втяги­вающей и удерживающей обмотками; подвижный якорь; рычаг пусковой шес­терни; контактный диск со стержнем и возвратной пру­жиной

Корпус с полюсами и обмот­кой возбуждения; крышки; якорь; щетки со щеткодер­жателями; коллектор; привод стартера (муфта свободного хода, пусковая шестерня и поводковая муфта)

Корпус; наружная обойма, жестко соединенная с пуско­вой шестерней; внутренняя обойма (втулка); ролики; плунжер с пружиной

Электрические провода, включатель стартера, реле стартера, реле блокировки

При повороте ключа зажигания в положение «стартер» замыкается цепь втягивающей обмотки. Втягивающая обмотка намагничивает сердечник, который втягивает в себя подвижный якорь. Якорь одним концом перемещает рычаг пусковой шестерни, вводя ее в зацепление с венцом маховика, а другим концом через контактный диск замыкает цепь АКБ - стартер. Удерживающая и втягивающая обмотки удер­живают якорь во включенном положении

При замыкании цепи АКБ - стартер, ток через щетки и коллектор подается в обмотку возбуждения и в обмотку якоря и создает вокруг них магнитные поля. В результате взаимодействия этих магнитных полей начинает вращаться якорь стартера. Вращение передается от вала якоря через пусковую шестерню на маховик и коленчатый вал

При пуске двигателя вращение передается от вала стартера через внутреннюю обойму и ролики на наружную обойму и пусковую шес­терню. При этом ролики заклинены внутренней и наружной обойма­ми. После пуска двигателя частота вращения маховика, а значит и пусковой шестерни, становится больше, чем частота вращения вала якоря. Ролики, преодолевая усилие пружин, расклиниваются, и обой­мы разъединяются. Таким образом, вращение передается через муфту только в одном направлении - от вала якоря на пусковую шестерню. В обратную сторону вращение не передается

Включатель стартера, совмещенный с замком зажигания, замыкает цепь АКБ - реле стартера. Магнитное поле обмотки реле стартера замыкает цепь тягового реле, обеспечивающего включение самого стартера. После пуска двигателя при достижении напряжения генера­тора 8-9 В реле блокировки размыкает цепь реле стартера, которое, в свою очередь, размыкает цепь тягового реле_____


Рис. 47. Стартер: а - устройство; б - схема работы; в - схема муфты свободного хода; 1 - пус­ковая шестерня с муфтой свободного хода; 2 - рычаг включения; 3 - якорь тягового реле; 4 - втяги­вающая обмотка; 5 - удерживающая обмотка; 6 - контактный диск; 7 - зажим концов удерживающей и втягивающей обмоток; 8 - зажим другого конца втягивающей обмотки; 9 - зажим провода от АКБ; 10 - токоподводящие щетки; 11 - коллектор; 12 - полюсный башмак; 13 - катушки фазных обмоток; 14 - якорь; 15 - вал якоря; 16 - промежуточный опорный подшипник; 17 - стартер; 18 - включатель стартера; 19 - включатель блокировки пуска (устанавливается на коробке передач); 20 - выключатель массы; 21 - АКБ; 22 - наружная обойма муфты свободного хода; 23 - ролик; 24 - внутренняя обойма (втулка); 25 - плунжер; 26 - венец маховика; А - электромагнитное тяговое реле; Б - реле стартера; В - реле блокировки

 

Заполните пропуски и пустые строки

1. Система электрического пуска двигателя состоит из следующих основных элементов:

1) _______________________________; 2)________________________________;


3) __ 4)________

2. В цепь стартера входят следующие приборы: 1}

2) „______ _________ _______________; 3)

4)________________________________; 5)

  3. Тяговое реле предназначено для    
        и состоит из
1)   2) ; 3)  
4)   ;5)    
  4. Стартер предназначен для    
        и состоит из
1)   2) ; 3)  
4)   ;5) ;б)  
  5. Муфта свободного хода предназначена для    
        и состоит т
1)   2) ;3)  
4)   ;5)    
  6. Реле стартера служит для    

 

7. Реле блокировки служит для

  8. Способы облегчения пуска двигателя:  
1) 2) ; з)
4) ;5)  
  9. Средства облегчения пуска двигателя:  
1) 2) _ __ ;3)
4) ;5)  

 

Контрольные вопросы

1. Для. чего необходима система пуска?

2. Из каких элементов состоит система электрического пуска ДВС?

3. Какие элементы входят в цепь стартера?

4. Опишите принцип действия системы электрического пуска двигателя,

5. Для чего служит тяговое реле?

6. Из каких деталей состоит и как работает тяговое реле?

7. Для чего нужен стартер?

8. Из каких деталей состоит и как работает стартер?

9. Для чего необходима муфта свободного хода?

10. Из каких деталей состоит и как работает муфта свободного хода?

11. Перечислите способы и средства облегчения пуска двигателя.


1.13 Контрольно- измерительные и дополнительные приборы

Назначение контрольно-измерительных приборов - контроль за работой смазоч­ной системы, системы охлаждения двигателя, за уровнем топлива в баке и зарядом аккуму­ляторной батареи.

К контрольно-измерительным приборам относятся: указатель давления масла (мано­метр); указатель температуры охлаждающей жидкости (термометр); указатель уровня топли­ва в баке; амперметр; аварийные сигнализаторы пониженного давления масла и перегрева двигателя.

Любой контрольно-измерительный прибор состоит из датчика, соединительных про­водов и указателя. Все указатели смонтированы на щитке приборов, а датчики расположены в зоне измеряемых показателей.

Таблица 14

Устройство и принцип действия контрольно-измерительных приборов___________

Прибор Устройство Принцип действия
датчика указателя датчика указателя
Указатель давления масла (рис. 48а) Корпус; диа­фрагма; пол- зунковый рео­стат, подвиж­ный контакт которого, со­единен с диа­фрагмой Корпус с эк­раном, пре­дотвращаю­щим влия­ние посто­ронних маг­нитных по­лей; три ка­тушки; под­вижный по­стоянный магнит со стрелкой, укрепленной на подвиж­ной оси; не­подвижный постоянный магнит (для установки стрелки на нулевое де­ление шкалы При изменении дав­ления в системе диафрагма выгиба­ется и перемещает подвижный контакт реостата, изменяя сопротивление в це­пи При протекании тока по катушкам созда­ется результирую­щее магнитное поле. Взаимодействуя с этим магнитным по­лем, стрелка с под­вижным магнитом устанавливается в определенное поло­жение, соответст­вующее положению подвижного контак­та реостата или со­противления термо­резистора, т.е. опре­деленному значению измеряемого пара­метра. При измене­нии этого значения изменяется ток в це­пи датчик - указа­тель,, а следователь­но и положение стрелки указателя на его шкале
Указатель температуры охлаждаю­щей жидко­сти (рис. 486) Терморезистор (полупровод­никовая шайба в металличе­ском корпусе) Изменение темпера­туры охлаждающей жидкости вызывает значительное изме­нение сопротивле­ния терморезистора, что вызывает изме­нение тока в катуш­ках указателя
Указатель уровня топ­лива (рис. 49) Корпус; попла­вок; ползунко- вый реостат, подвижный контакт кото­рого соединен с поплавком При изменении уровня топлива из­меняет свое положе­ние и поплавок, ко­торый перемещает подвижный контакт реостата, и сопро­тивление в цепи из­меняется

 

Амперметр предназначен для контроля заряда АКБ. Амперметр устанавливается на щитке приборов и последовательно включается в цепь аккумуляторной батареи.

Аварийные сигнализаторы (рис. 50) предупреждают водителя о недопустимом повы­шении температуры охлаждающей жидкости, падении давления масла в смазочной системе или уровня топлива в баке. Устройство и принцип действия аварийных сигнализаторов схо­жи с устройством и принципом действия указателей. Отличие состоит в следующем: 1) в датчике вместо реостата или полупроводниковой шайбы устанавливается контактный меха­низм, контакты которого замыкаются при определенном значении измеряемого параметра; 2) указателем является не электромагнитный прибор, лампа, установленная на щитке приборов.

Рис. 48. Указателе давления масла (а) и температуры охлаждающей жидкости (б): 1 - указа­тель; 2 - стрелка; 3 - катушка; 4 - диафрагма; 5 - реостат; 6 - датчик; 7 - постоянный магнит; 8 - пружина; 9 - терморезистор; 10 - корпус

 

 

Рис. 49. Указатель уровня топлива: а - указатель; б - датчик; в - схема работы; 1 - стрелка; 2 - катушка; 3 - постоянный магнит; 4 - ползунковый реостат; 5 - корпус; 6 - поплавок с рычагом; 7 - левая катушка; 8 - резистор; 9 - ползунок

 

Рис. 50. Датчики аварийных сигнализаторов: а, б - давление масла; в - температура охлаж­дающей жидкости; I - сигнальная лампа; 2 - корпус; 3 - диафрагма; 4 - пружина; 5 - контактное уст­ройство; 6 - биметаллическая пластина

Дополнительные приборы. К дополнительным приборам относятся электродвигате­ли отопителя., стеклоочистителя, вентиляции, спидометры, тахометры и т.п. Для привода в действие вентиляторов отопителя, вентиляции, механизма стеклоочистителей и т.п. приме­няются двухполюсные электродвигатели постоянного тока с последовательным включением обмотки возбуждения, которые состоят из (рис. 51) корпуса, полюсного башмака с обмоткой возбуждения, токоподводящих щеток, самоустанавливающейся втулки, якоря (комплектует­ся из вала, сердечника, обмотки и коллектора).

XXVMU

Электродвигатели дополнительных приборов обычно включаются в цепь через пере­менный резистор, с помощью которого можно изменять частоту вращения вала электродви­гателя. Цепь дополнительных приборов состоит из источника тока, включателя или пере­ключателя электродвигателя, соединительных электрических проводов. При замыкании це­пи включателем ток от источника через включатель поступает на обмотку возбуждения элек­тродвигателя. Вал ротора начинает вращаться, обеспечивая функционирование дополни­тельных приборов.

Рис. 51. Электродвигатель отопителя: 1 - щетка; 2 - полюсный башмак с обмоткой возбужде­ния; 3 - корпус; 4 - самоустанавливающаяся втулка; 5 - якорь; 6 - коллектор Спидометры. Назначение спидометра - указывать скорость движения и одновремен­но отсчитывать пройденный путь. По принципу действия спидометры разделяют на магни- тоиндукционые и электрические; по способу приведения в действие - на спидометры с при­водом гибким валом и спидометры с электрическим приводом. Спидометр (рис. 52) состоит из датчика, передаточного устройства и двух механиз­мов, объединенных общим кожухом и основанием, - указателя скорости и счетчика пути. Привод спидометра осуществляется от ведомого вала коробки передач. Указатель скорости со счетчиком пути устанавливается на щитке приборов и представляет собой магнитоиндук- ционный прибор, отклонение стрелки которого пропорционально частоте вращения ведомо­го вала коробки передач. Если расстояние от датчика на коробке передач до указателя на

 

щитке приборов менее 3,5 м, то передаточным устройством является гибкий вал, если более 3,5 м или у автомобиля откидывается кабина то привод электрический: на коробке передач устанавливается генератор с приводом от вторичного вала. Генератор вырабатывает ток, ко­торый поступает к указателю. Значение тока, а следовательно и величина отклонения стрел­ки указателя, зависит от частоты вращения ведомого вала коробки передач.


 

Рис. 52. Устройство магнитоиндукционного спидометра: а - схема указателя скорости; б - счетчик с внешним зацеплением; в - схема привода спидометра; 1 - экран; 2 - катушка; 3 - привод­ной вал; 4 - магнит; 5 - шкала; 6 - стрелка; 7 - спиральная пружина; 8 - ось; 9, 11 - длинные зубья; 10 - укороченный по длине зуб; 12 - зубья барабана; 13, 14 - барабаны; 15 - начальный барабан; 16 - двузубка барабана; 17 - выемка, укорачивающая зуб; 18 - редуктор привода спидометра; 1, II, III - червячные передачи

Тахометры. Тахометр предназначен для контроля частоты вращения коленчатого ва­ла двигателя. На автомобилях применяются тахометры с электрическим приводом и элек­тронные. Устройство и принцип действия тахометров с электроприводом аналогичны уст­ройству и принципу действия спидометров с электроприводом. Тахометры этого типа состо­ят из датчика, который приводится во вращение от распредвала или вала ТНВД, электриче­ских проводов, соединяющих датчик с указателем, и указателя, расположенного на щитке приборов.

Принцип действия электронного тахометра (ВАЗ) основан на преобразовании им­пульсов, возникающих в первичной цепи системы зажигания при размыкании контактов прерывателя, и измерении их магнитоэлектрическим прибором.

Заполните пропуски и пустые строки

1. К контрольно-измерительным относятся следующие приборы:

1) ___________________ ___; 2) ________________________; 3) _______________________ __;

4) _______________________; 5); 6)_________________________.

2. Любой контрольно-измерительный прибор состоит из

1) ______________________; 2); 3) •

3. Электромагнитный указатель контрольно-измерительного прибора состоит из сле­дующих элементов: 1)_________________________________; 2)____ _____________________;

3)_______________________;4)___________________________.

4. Датчик указателя давления масла состоит из 1)__________________________ _;

2)____________________;3)___________________ ___.

5. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости представляет собой

6. Датчик указателя уровня топлива состоит из 1) ___________________________;

2)_________________ __;3) ___________________ ___.

7. Датчик аварийного сигнализатора падения давления масла состоит из

1)________________________; 2)_______________________; 3)__________

8. Датчик аварийного сигнализатора перегрева двигателя состоит из

1)________________________; 2)_______________________; 3) _______

9. Датчик аварийного сигнализатора падения уровня топлива состоит из

1)_______________________; 2); з) __________

10. К дополнительным относятся следующие приборы: 1) ____________

2)______________________; 3) __„______________; 4) ________

5)__________________ ____.

11. Цепь дополнительных приборов состоит из 1)___________________

2)____________________; 3); 4).

Контрольные вопросы

1. Для чего служат контрольно-измерительные приборы?

2. Какие контрольно-измерительные приборы используются на автомобилях?

3. Из каких элементов состоит электромагнитный указатель?

4. Из каких элементов состоят датчики контрольно-измерительных приборов?

5. Из каких элементов состоят датчики аварийных сигнализаторов?

6. Какие приборы относятся к дополнительным? Для чего они необходимы?

7. Из каких элементов состоит цепь любого дополнительного прибора?

8. Из каких элементов состоит электродвигатель дополнительных приборов?

9. Опишите устройство и принцип действия спидометров.

10. Опишите устройство и принцип действия тахометров.



 

с

г

п г3


1.14 Система освещения и сигнализации

Назначение. Система освещения и сигнализации обеспечивает безопасность движе­ния автомобиля за счет освещения дороги, обозначения габаритов машины, подачи световых и звуковых сигналов. К приборам освещения относятся: фары, фонари, подфарники, лампы освещения щитка приборов кабины и номерного знака. К приборам сигнализации относятся: указатели поворотов, фонарь заднего хода, стоп-сигнал, габаритные фонари, звуковой сиг­нал.

Устройство. Электрические цепи всех приборов освещения и сигнализации включа­ют: источник тока (АКБ или генератор), включатель, прибор освещения или сигнализации, соединительные провода. Кроме того,в цепь указателя поворотов и звукового сигнала вклю­чено реле.

Устройства всех приборов внешнего освещения и световой сигнализации (фары, ука­затели поворотов, стоп-сигналы, габаритные фонари и т.п.) принципиально одинаковы и со­стоят из следующих деталей (рис. 53): корпус, патрон (ламподержатель), лампа, отражатель, рассеиватель, провода и соединительные контакты. Рассеиватель, отражатель и лампа обра­зуют оптический элемент. Задние фонари обычно объединены в одном корпусе, включаю­щем в себя стоп-сигнал, указатель поворота, габаритный фонарь и светоотражатель.


 

Рис. 53. Фара: 1 - отражатель; 2 - лампа; 3 - рассеиватель; 4 - регулировочный винт; 5 - кор­пус; 6 - патрон; 7 - провода; 8 - ободок

Лампы могут быть одноконтактные и двухконтактные. В фарах преимущественно ус­танавливают двухнитевые (двухконтактные) лампы для дальнего и ближнего света. Приме­няют также двухконтактные лампы с экраном, который в сочетании с рассеивающим стек­лом обеспечивает смещение пучка света вправо вниз, что уменьшает ослепление водителей встречных машин. В остальных приборах устанавливают однонитевые лампы.

Отражатель отражает свет и направляет световой пучок в сторону рассеивателя. От­ражатель имеет зеркальную поверхность, которая отполирована, покрыта лаком и тонким слоем алюминия или хрома. Форма отражателя - полусферическая, что обеспечивает кон­центрацию светового пу чка.

Рассеиватель фары необходим для уменьшения ослепляющего действия светового пучка. Он имеет выпуклую форму, а с внутренней стороны - светопреломляющие выступы. Выступы расположены так, чтобы получающееся пятно было эллипсовидной формы и на­правлено вниз. Направление пучка света можно регулировать винтом, изменяющим положе­ние оптического элемента. Рассеиватели указателя поворотов, стоп-сигнала и габаритных огней обеспечивают необходимую видимость этих световых приборов для водителей других транспортных средств и пешеходов. Рассеиватели указателей поворотов имеют оранжевый цвет, рассеиватели стоп-сигналов, габаритных фонарей и светоотражателей - красный.

Включатель служит для замыкания или размыкания цепи прибора освещения или сигнализации, Принципиальное устройство всех включателей схоже и включает следующие части: корпус; контакты и соединенные с ними провода; переключатель, замыкающий или размыкающий контакты. Переключатель может быть выполнен в виде кнопки, клавиши, тумблера, ручки или ножной кнопки.

Реле-прерыватель указателей поворотов предназначен для получения мигающего светового сигнала. Реле-прерыватель последовательно включается в цепь ламп указателей поворотов и обеспечивает периодическое размыкание и замыкание цепи, что позволяет по­лучить мигающий сигнал.

Звуковой сигнал - электромагнитный, вибрационного типа (рис. 54). Он состоит из корпуса 1 Ш-образного сердечника с обмоткой электромагнита 4, стальной мембраны 8, яко­ря 7 и прерывателя 6. Обмотка электромагнита соединена в электрическую цепь с аккумуля­торной батареей через кнопку, расположенную на рулевом колесе. В неработающем сигнале контакты прерывателя сомкнуты. Параллельно контактам включен конденсатор, предупреж­дающий их подгорание. При нажатии на кнопку сигнала замыкается цепь и ток, проходя по обмотке, намагничивает сердечник 3, который притягивает якорь 7. Перемещение якоря вы­зывает размыкание контактов прерывателя. Ток перестает поступать в обмотку сердечника. Сердечник размагничивается, а якорь под действием упругой мембраны 8 занимает прежнее положение. Затем контакты снова смыкаются, и ток идет по обмотке сердечника. Пока нажа­та кнопка сигнала, контакты размыкаются и замыкаются, а мембрана колеблется, издавая звук, тон которого можно изменять регулировочным винтом 5.

Рис. 54. Звуковой сигнал: а - устройство; б - схема работы; 1 - корпус; 2 - конденсатор; 3 - сердечник электромагнита; 4 - обмотка электромагнита; 5 - регулировочный винт; 6 - прерыва­тель; 7 - якорь; 8 - мембрана; 9 - резонатор;!О - центральный винт; 11 - кнопка сигнала; 12 - источ­ник тока Предохранители предназначены для защиты потребителей и источников тока, а так­же проводов от тока короткого замыкания и перегрузок, которые могут привести к выходу из строя всей системы электрооборудования автомобиля. На автомобилях все предохранители обычно объединены в единый блок. Каждый предохранитель защищает одну цепь, в которую последовательно включен. В конструкции электрооборудования применяются три типа пре­дохранителей: плавкие, термобиметаллические однократного действия, термобиметалличе­ские многократного действия. Плавкий предохранитель (рис. 55а) представляет собой корпус с контактами, соеди­ненными медной проволокой. При прохождении по цепи тока выше расчетного проволока расплавится и разомкнет цепь. Для замыкания цепи необходимо заменить проволоку либо весь предохранитель.

 

Рис. 55. Предохранители: а - плавкие; б, в - термобиметаллические многократного действия; г, д - однократного действия; 1 - текстолитовая вставка с плавкой проволокой; 2 - блок предохрани­телей; 3 - неподвижный контакт; 4 - корпус; 5 - биметаллическая пластина с контактом; 6 - кнопка; 7 - биметаллическая пластина; 8 - контактный винт электрической цепи

д

1.15 Электрооборудование автомобиля Электрооборудование современных автомобилей представляет собой сложный ком­плекс приборов зажигания, сигнализации, электрических машин, контрольно-измерительных приборов, предохранителей и соединительных про
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...