Регуляторы угла опережения зажигания
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Устройство прибора Корпус, сердечник, первичная обмотка, вторичная обмотка, карболитовая крышка, добавочный резистор, изоляционная трубка, фарфоровый изолятор, выводные зажимы, трансформаторное масло, заполняющее внутреннюю полость катушки Корпус, приводной валик с кулачком, подвижный диск, неподвижный диск, рычажок с подвижным контактом, неподвижный контакт со стойкой, пластинчатая пружина, сжимающая контакты Ротор из карболита с вмонтированной сверху контактной пластиной; крышка с гнездами и зажимами для крепления проводов высокого напряжения; центральный угольный контакт; боковые металлические контакты
Корпус, центральный электрод, изолятор, боковой электрод, приваренный к корпусу, наконечник, прокладка корпуса, уплотняющие прокладки При размыкании контактами прерывателя цепи низкого напряжения ток в первичной обмотке исчезает вместе с окружающим его магнитным полем. Исчезающее магнитное поле пересекает витки вторичной обмотки и образует в ней ЭДС. Благодаря большому количеству витков вторичной обмотки (18000-20000) напряжение на ее концах достигает 20000-24000 В. Возникающий ток через выводной контакт по проводу высокого напряжения идет к центральному контакту распределителя
Привод валика прерывателя осуществляется от распределительного или коленчатого вала двигателя. Кулачок, вращаясь вместе с валиком, нажимает выступом на изолированный рычажок и размыкает контакты, цепь низкого напряжения система зажигания размыкается. За один оборот кулачок размыкает контакты столько раз, сколько выступов на кулачке. Количество выступов на кулачке равно количеству цилиндров двигателя Ротор распределителя вращается вместе с кулачком прерывателя. Контактная пластина ротора находится в постоянном скользящем контакте с центральным угольным контактом. При вращении ротора пластина поочередно кратковременно соединяет центральный контакт с боковыми. Ток высокого напряжения от вторичной обмотки катушки зажигания поступает на центральный контакт, затем через контактную пластину на один из боковых контактов и далее по проводу высокого напряжения к искровой свече При подаче тока высокого напряжения от распределителя на свечу между центральным и боковым электродами свечи возникает большая разность потенциалов, вследствие чего происходит искровой разряд между электродами (искра), от которого воспламеняется горючая смесь
II ill IT IT IT IL TLII, Jl Ji Л JJf Я JJ, U I! И Ц 11 ]J, ОТПППППГ "IIII П И II П И И II II, 11 Таблица 12 Регуляторы угла опережения зажигания
Принцип действия
Автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала Автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель Изменяет угол опережения зажигания в зависимости от октанового числа топлива (выполня- ется вручную)
Грузы со штифтами; пластина с осями грузов; пружина, связывающая грузы; пластина кулачка с косыми прорезями под штифты грузов Корпус, соединенный с корпусом прерывателя распределителя; диафрагма с пружиной, соединенная тягой с подвижным диском прерывателя; трубка, соединяющая полость регулятора со смесительной камерой карбюратора (под дроссельной заслонкой) Неподвижная пластина со шкалой; подвижная пластина с указателем; регулировочные гайки; фиксирующий болт или гайка Привод кулачка прерывателя осуществляется от валика через ось грузов. При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя (а следовательно и валика прерывателя-распределителя) грузы под действием центробежных сил расходятся. Штифты грузов, перемещаясь в прорезях пластины, поворачивают пластину и соединенный с ней кулачок в сторону вращения ведущего валика. В результате кулачок раньше размыкает контакты прерывателя и угол опережения зажигания увеличивается. При уменьшении частоты вращения грузы под действием пружины сходятся, а угол опережения зажигания уменьшается При уменьшении нагрузки на двигатель дроссельная заслонка прикрывается и разрежение под ней (а следовательно в полости регулятора) увеличивается. Под действием этого разрежения диафрагма, преодолевая сопротивление пружины, перемещает тягу и поворачивает подвижную пластину прерывателя навстречу вращению кулачка. Кулачок раньше начинает размыкать контакты прерывателя, и угол опережения зажигания увеличивается. При увеличении нагрузки дроссельная заслонка открывается, разрежение уменьшается, пруясина перемещает диафрагму и через тягу поворачивает пластину в сторону вращения кулачка. Угол опережения зажигания уменьшается
Для изменения угла опережения зажигания необходимо; 1) отпустить фиксирующий болт или гайку; 2) при помощи регулировочных гаек (а при их отсутствии вручную) повернуть корпус прерывателя- распределителя относительно ведущего валика на нужный угол, который определяется с помощью шкалы и указателя; 3) затянуть фиксирующий болт или гайку________________ _____ _______________________ __
Заполните пропуски и пустые строки.
1. Система зажигания предназначена для_________________________________________ 2. Батарейная система зажигания состоит из I. _______________________________________, включающей в себя: 1) __________________; 2)_________________: 3) _______________ 4)_________; 5)_________________________. , включающей в себя: 1)
_____; 4)__________.___
3. Катушка зажигания предназначена для
и состоит из 1)
j ю) 4. Прерыватель предназначен для
и состоит из 1)
J3)_
Контрольные вопросы 1. Для чего предназначена система зажигания? 2. Какие типы систем зажигания используются на автомобильных ДВС? 3. Из каких приборов состоит батарейная система зажигания? 4. Опишите принцип действия батарейной системы зажигания. 5. Из каких приборов состоит контактно-транзисторная система зажигания? 6. Опишите работу контактно-транзисторной системы зажигания. 7. Из каких приборов состоит батарейная система зажигания? 8. Опишите принцип действия батарейной системы зажигания. 9. Для чего предназначена, из каких элементов состоит и как работает катушка зажигания?
10. Для чего предназначен, из каких элементов состоит и как работает прерыватель- распределитель? 11. Для чего предназначены, из каких элементов состоят и как работают вакуумный и центробежный регуляторы угла опережения зажигания? 12. Для чего предназначены, из каких элементов состоят и как работают октан-корректор и искровые свечи? 1.12 Система электрического пуска двигателя Назначение. Система электрического пуска двигателя обеспечивает надежный запуск двигателя путем проворота коленчатого вала с пусковой частотой вращения. Пусковая частота карбюраторного двигателя - 50-100 об/мин, дизеля - 120-200 об/мин. Устройство (табл. 13). Система электрического пуска двигателя состоит из следующих основных элементов: аккумуляторной батареи, электрического стартера, цепи стартера, средства облегчения пуска двигателя. Основным исполнительным элементом системы пуска является стартер (рис. 47), представляющий собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока с последовательной обмоткой возбуждения и дистанционным включением с места водителя. Стартер крепится к кожуху сцепления или к специальному кронштейну на боковой части блока цилиндров таким образом, чтобы пусковая шестерня при включении стартера входила в зацепление с зубчатым венцом маховика. Цепь стартера включает в себя следующие приборы (рис. 47): включатель стартера 18; электромагнитное тяговое реле (А); реле стартера (Б); реле блокировки (В); провода, соединяющие все приборы в единую электрическую цепь. К средствам, облегчающим пуск двигателя, относятся: пусковые жидкости, свечи накаливания, электрофакельные подогреватели воздуха, электроподогрев АКБ, предпусковые подогреватели, подогрев масла в поддоне картера путем обдува его теплым воздухом. Принцип действия системы пуска. При включении стартера, которое осуществляется поворотом ключа в замке зажигания в положении «стартер», ток подается на обмотку реле стартера, включенную на «массу» через контакты реле блокировки, и контакты реле стартера замыкают цепь втягивающей обмотки тягового реле. Втягивающая обмотка намагничивает сердечник, который втягивает в себя подвижный якорь, перемещающий рычаг пусковой шестерни. Пусковая шестерня с муфтой свободного хода перемещается по винтовым шлицам вала стартера и вводится в зацепление с венцом маховика. Одновременно другой конец якоря через контактный диск замыкает цепь аккумулятор - стартер. Якорь стартера начинает вращаться и через пусковую шестерню вращает маховик с коленчатым валом. Для удержания подвижного якоря тягового реле во включенном положении служит удерживающая обмотка. С момента пуска двигателя, когда обороты коленчатого вала превысят обороты стартера, пусковая шестерня выходит из зацепления с венцом маховика. Если этого не происходит, то срабатывает муфта свободного хода, которая разъединяет пусковую шестерню с валом якоря и предохраняет стартер от разноса. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя возрастает напряжение, подаваемое генератором на реле стартера. При достижении напряжения 8-9 В срабатывает реле блокировки, которое обесточивает реле стартера. Контакты реле стартера размыкаются и отключают тяговое реле, которое отключает стартер. Кроме того, реле стартера и реле блокировки предотвращают включение стартера при работающем двигателе.
г
Таблица Г
Пр иборы си стемы электрического пу с ка двигате ля
Устройство прибора
Вводит в зацепление пусковой шестерни стартер с зубчатым венцом маховика и замыкание цепи АКБ - стартер
Преобразовывает электрическую энергию АКБ в механическую энергию вращения коленчатого вала двигателя и обеспечивает пуск двигателя
Предотвращает разнос якоря стартера после пуска двигателя Обеспечивает включение стартера и отключает стартер после пуска двигателя Корпус; сердечник с втягивающей и удерживающей обмотками; подвижный якорь; рычаг пусковой шестерни; контактный диск со стержнем и возвратной пружиной Корпус с полюсами и обмоткой возбуждения; крышки; якорь; щетки со щеткодержателями; коллектор; привод стартера (муфта свободного хода, пусковая шестерня и поводковая муфта) Корпус; наружная обойма, жестко соединенная с пусковой шестерней; внутренняя обойма (втулка); ролики; плунжер с пружиной Электрические провода, включатель стартера, реле стартера, реле блокировки При повороте ключа зажигания в положение «стартер» замыкается цепь втягивающей обмотки. Втягивающая обмотка намагничивает сердечник, который втягивает в себя подвижный якорь. Якорь одним концом перемещает рычаг пусковой шестерни, вводя ее в зацепление с венцом маховика, а другим концом через контактный диск замыкает цепь АКБ - стартер. Удерживающая и втягивающая обмотки удерживают якорь во включенном положении При замыкании цепи АКБ - стартер, ток через щетки и коллектор подается в обмотку возбуждения и в обмотку якоря и создает вокруг них магнитные поля. В результате взаимодействия этих магнитных полей начинает вращаться якорь стартера. Вращение передается от вала якоря через пусковую шестерню на маховик и коленчатый вал При пуске двигателя вращение передается от вала стартера через внутреннюю обойму и ролики на наружную обойму и пусковую шестерню. При этом ролики заклинены внутренней и наружной обоймами. После пуска двигателя частота вращения маховика, а значит и пусковой шестерни, становится больше, чем частота вращения вала якоря. Ролики, преодолевая усилие пружин, расклиниваются, и обоймы разъединяются. Таким образом, вращение передается через муфту только в одном направлении - от вала якоря на пусковую шестерню. В обратную сторону вращение не передается Включатель стартера, совмещенный с замком зажигания, замыкает цепь АКБ - реле стартера. Магнитное поле обмотки реле стартера замыкает цепь тягового реле, обеспечивающего включение самого стартера. После пуска двигателя при достижении напряжения генератора 8-9 В реле блокировки размыкает цепь реле стартера, которое, в свою очередь, размыкает цепь тягового реле_____
Заполните пропуски и пустые строки 1. Система электрического пуска двигателя состоит из следующих основных элементов: 1) _______________________________; 2)________________________________; 3) __ 4)________ 2. В цепь стартера входят следующие приборы: 1} 2) „______ _________ _______________; 3) 4)________________________________; 5)
7. Реле блокировки служит для
Контрольные вопросы 1. Для. чего необходима система пуска? 2. Из каких элементов состоит система электрического пуска ДВС? 3. Какие элементы входят в цепь стартера? 4. Опишите принцип действия системы электрического пуска двигателя, 5. Для чего служит тяговое реле? 6. Из каких деталей состоит и как работает тяговое реле? 7. Для чего нужен стартер? 8. Из каких деталей состоит и как работает стартер? 9. Для чего необходима муфта свободного хода? 10. Из каких деталей состоит и как работает муфта свободного хода? 11. Перечислите способы и средства облегчения пуска двигателя. 1.13 Контрольно- измерительные и дополнительные приборы Назначение контрольно-измерительных приборов - контроль за работой смазочной системы, системы охлаждения двигателя, за уровнем топлива в баке и зарядом аккумуляторной батареи. К контрольно-измерительным приборам относятся: указатель давления масла (манометр); указатель температуры охлаждающей жидкости (термометр); указатель уровня топлива в баке; амперметр; аварийные сигнализаторы пониженного давления масла и перегрева двигателя. Любой контрольно-измерительный прибор состоит из датчика, соединительных проводов и указателя. Все указатели смонтированы на щитке приборов, а датчики расположены в зоне измеряемых показателей.
Амперметр предназначен для контроля заряда АКБ. Амперметр устанавливается на щитке приборов и последовательно включается в цепь аккумуляторной батареи. Аварийные сигнализаторы (рис. 50) предупреждают водителя о недопустимом повышении температуры охлаждающей жидкости, падении давления масла в смазочной системе или уровня топлива в баке. Устройство и принцип действия аварийных сигнализаторов схожи с устройством и принципом действия указателей. Отличие состоит в следующем: 1) в датчике вместо реостата или полупроводниковой шайбы устанавливается контактный механизм, контакты которого замыкаются при определенном значении измеряемого параметра; 2) указателем является не электромагнитный прибор, лампа, установленная на щитке приборов.
Рис. 50. Датчики аварийных сигнализаторов: а, б - давление масла; в - температура охлаждающей жидкости; I - сигнальная лампа; 2 - корпус; 3 - диафрагма; 4 - пружина; 5 - контактное устройство; 6 - биметаллическая пластина Дополнительные приборы. К дополнительным приборам относятся электродвигатели отопителя., стеклоочистителя, вентиляции, спидометры, тахометры и т.п. Для привода в действие вентиляторов отопителя, вентиляции, механизма стеклоочистителей и т.п. применяются двухполюсные электродвигатели постоянного тока с последовательным включением обмотки возбуждения, которые состоят из (рис. 51) корпуса, полюсного башмака с обмоткой возбуждения, токоподводящих щеток, самоустанавливающейся втулки, якоря (комплектуется из вала, сердечника, обмотки и коллектора).
Электродвигатели дополнительных приборов обычно включаются в цепь через переменный резистор, с помощью которого можно изменять частоту вращения вала электродвигателя. Цепь дополнительных приборов состоит из источника тока, включателя или переключателя электродвигателя, соединительных электрических проводов. При замыкании цепи включателем ток от источника через включатель поступает на обмотку возбуждения электродвигателя. Вал ротора начинает вращаться, обеспечивая функционирование дополнительных приборов.
щитке приборов менее 3,5 м, то передаточным устройством является гибкий вал, если более 3,5 м или у автомобиля откидывается кабина то привод электрический: на коробке передач устанавливается генератор с приводом от вторичного вала. Генератор вырабатывает ток, который поступает к указателю. Значение тока, а следовательно и величина отклонения стрелки указателя, зависит от частоты вращения ведомого вала коробки передач.
Рис. 52. Устройство магнитоиндукционного спидометра: а - схема указателя скорости; б - счетчик с внешним зацеплением; в - схема привода спидометра; 1 - экран; 2 - катушка; 3 - приводной вал; 4 - магнит; 5 - шкала; 6 - стрелка; 7 - спиральная пружина; 8 - ось; 9, 11 - длинные зубья; 10 - укороченный по длине зуб; 12 - зубья барабана; 13, 14 - барабаны; 15 - начальный барабан; 16 - двузубка барабана; 17 - выемка, укорачивающая зуб; 18 - редуктор привода спидометра; 1, II, III - червячные передачи Тахометры. Тахометр предназначен для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя. На автомобилях применяются тахометры с электрическим приводом и электронные. Устройство и принцип действия тахометров с электроприводом аналогичны устройству и принципу действия спидометров с электроприводом. Тахометры этого типа состоят из датчика, который приводится во вращение от распредвала или вала ТНВД, электрических проводов, соединяющих датчик с указателем, и указателя, расположенного на щитке приборов. Принцип действия электронного тахометра (ВАЗ) основан на преобразовании импульсов, возникающих в первичной цепи системы зажигания при размыкании контактов прерывателя, и измерении их магнитоэлектрическим прибором. Заполните пропуски и пустые строки 1. К контрольно-измерительным относятся следующие приборы: 1) ___________________ ___; 2) ________________________; 3) _______________________ __; 4) _______________________; 5); 6)_________________________. 2. Любой контрольно-измерительный прибор состоит из 1) ______________________; 2); 3) • 3. Электромагнитный указатель контрольно-измерительного прибора состоит из следующих элементов: 1)_________________________________; 2)____ _____________________; 3)_______________________;4)___________________________. 4. Датчик указателя давления масла состоит из 1)__________________________ _; 2)____________________;3)___________________ ___. 5. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости представляет собой 6. Датчик указателя уровня топлива состоит из 1) ___________________________; 2)_________________ __;3) ___________________ ___. 7. Датчик аварийного сигнализатора падения давления масла состоит из 1)________________________; 2)_______________________; 3)__________ 8. Датчик аварийного сигнализатора перегрева двигателя состоит из 1)________________________; 2)_______________________; 3) _______ 9. Датчик аварийного сигнализатора падения уровня топлива состоит из 1)_______________________; 2); з) __________ 10. К дополнительным относятся следующие приборы: 1) ____________ 2)______________________; 3) __„______________; 4) ________ 5)__________________ ____. 11. Цепь дополнительных приборов состоит из 1)___________________ 2)____________________; 3); 4). Контрольные вопросы 1. Для чего служат контрольно-измерительные приборы? 2. Какие контрольно-измерительные приборы используются на автомобилях? 3. Из каких элементов состоит электромагнитный указатель? 4. Из каких элементов состоят датчики контрольно-измерительных приборов? 5. Из каких элементов состоят датчики аварийных сигнализаторов? 6. Какие приборы относятся к дополнительным? Для чего они необходимы? 7. Из каких элементов состоит цепь любого дополнительного прибора? 8. Из каких элементов состоит электродвигатель дополнительных приборов? 9. Опишите устройство и принцип действия спидометров. 10. Опишите устройство и принцип действия тахометров.
с г п г3 1.14 Система освещения и сигнализации Назначение. Система освещения и сигнализации обеспечивает безопасность движения автомобиля за счет освещения дороги, обозначения габаритов машины, подачи световых и звуковых сигналов. К приборам освещения относятся: фары, фонари, подфарники, лампы освещения щитка приборов кабины и номерного знака. К приборам сигнализации относятся: указатели поворотов, фонарь заднего хода, стоп-сигнал, габаритные фонари, звуковой сигнал. Устройство. Электрические цепи всех приборов освещения и сигнализации включают: источник тока (АКБ или генератор), включатель, прибор освещения или сигнализации, соединительные провода. Кроме того,в цепь указателя поворотов и звукового сигнала включено реле. Устройства всех приборов внешнего освещения и световой сигнализации (фары, указатели поворотов, стоп-сигналы, габаритные фонари и т.п.) принципиально одинаковы и состоят из следующих деталей (рис. 53): корпус, патрон (ламподержатель), лампа, отражатель, рассеиватель, провода и соединительные контакты. Рассеиватель, отражатель и лампа образуют оптический элемент. Задние фонари обычно объединены в одном корпусе, включающем в себя стоп-сигнал, указатель поворота, габаритный фонарь и светоотражатель.
Рис. 53. Фара: 1 - отражатель; 2 - лампа; 3 - рассеиватель; 4 - регулировочный винт; 5 - корпус; 6 - патрон; 7 - провода; 8 - ободок Лампы могут быть одноконтактные и двухконтактные. В фарах преимущественно устанавливают двухнитевые (двухконтактные) лампы для дальнего и ближнего света. Применяют также двухконтактные лампы с экраном, который в сочетании с рассеивающим стеклом обеспечивает смещение пучка света вправо вниз, что уменьшает ослепление водителей встречных машин. В остальных приборах устанавливают однонитевые лампы. Отражатель отражает свет и направляет световой пучок в сторону рассеивателя. Отражатель имеет зеркальную поверхность, которая отполирована, покрыта лаком и тонким слоем алюминия или хрома. Форма отражателя - полусферическая, что обеспечивает концентрацию светового пу чка. Рассеиватель фары необходим для уменьшения ослепляющего действия светового пучка. Он имеет выпуклую форму, а с внутренней стороны - светопреломляющие выступы. Выступы расположены так, чтобы получающееся пятно было эллипсовидной формы и направлено вниз. Направление пучка света можно регулировать винтом, изменяющим положение оптического элемента. Рассеиватели указателя поворотов, стоп-сигнала и габаритных огней обеспечивают необходимую видимость этих световых приборов для водителей других транспортных средств и пешеходов. Рассеиватели указателей поворотов имеют оранжевый цвет, рассеиватели стоп-сигналов, габаритных фонарей и светоотражателей - красный. Включатель служит для замыкания или размыкания цепи прибора освещения или сигнализации, Принципиальное устройство всех включателей схоже и включает следующие части: корпус; контакты и соединенные с ними провода; переключатель, замыкающий или размыкающий контакты. Переключатель может быть выполнен в виде кнопки, клавиши, тумблера, ручки или ножной кнопки. Реле-прерыватель указателей поворотов предназначен для получения мигающего светового сигнала. Реле-прерыватель последовательно включается в цепь ламп указателей поворотов и обеспечивает периодическое размыкание и замыкание цепи, что позволяет получить мигающий сигнал. Звуковой сигнал - электромагнитный, вибрационного типа (рис. 54). Он состоит из корпуса 1 Ш-образного сердечника с обмоткой электромагнита 4, стальной мембраны 8, якоря 7 и прерывателя 6. Обмотка электромагнита соединена в электрическую цепь с аккумуляторной батареей через кнопку, расположенную на рулевом колесе. В неработающем сигнале контакты прерывателя сомкнуты. Параллельно контактам включен конденсатор, предупреждающий их подгорание. При нажатии на кнопку сигнала замыкается цепь и ток, проходя по обмотке, намагничивает сердечник 3, который притягивает якорь 7. Перемещение якоря вызывает размыкание контактов прерывателя. Ток перестает поступать в обмотку сердечника. Сердечник размагничивается, а якорь под действием упругой мембраны 8 занимает прежнее положение. Затем контакты снова смыкаются, и ток идет по обмотке сердечника. Пока нажата кнопка сигнала, контакты размыкаются и замыкаются, а мембрана колеблется, издавая звук, тон которого можно изменять регулировочным винтом 5.
|