Приводы тормозных механизмов
Механи ческий привод тормозных механизмов Устройство. Механический привод тормозных механизмов состоит из педали (или рычага) управления, системы тяг и рычагов, передающих воздействие от педали (или рычага) к разжимному устройству тормозного механизма, и разжимного устройства тормозного механизма (разжимного кулака или стерженя). Принцип действия. При нажатии на педаль или перемещении рычага воздействие через систему тяг и рычагов передается к разжимному устройству тормозного механизма. Вследствие этого поворачивается разжимной кулак, который разводит тормозные колодки и затормаживает автомобиль. Механический привод используется для привода рабочей тормозной системы мотоциклов и стояночной тормозной системы некоторых автомобилей. Гидравлический привод тормозных механизмов Устройство (табл.15). Гидравлический привод тормозных механизмов (рис. 95) состоит из педали 1, главного тормозного цилиндра 14, вакуумного усилителя, разделителя привода, рабочих тормозных цилиндров 13, соединительных трубок и штуцеров. Принцип действия. При нажатии на педаль в главном тормозном цилиндре создается давление тормозной жидкости. Тормозная жидкость под давлением по трубкам попадает в вакуумный усилитель, где за счет использования разрежения во впускном трубопроводе двигателя давление тормозной жидкости в системе увеличивается. От вакуумного усилителя тормозная жидкость по трубкам через разделитель привода поступает к рабочим тормозным цилиндрам и, перемещая их поршни, приводит в действие тормозные механизмы колес. Разделитель привода тормозов повышает надежность тормозной системы. Он разделяет привод тормозных механизмов на два независимых контура, отдельно на задние и на передние колеса. При нарушении герметичности одного из контуров разделитель перекрывает доступ тормозной жидкости от главного тормозного цилиндра в этот контур. Оставшийся исправным контур выполняет функцию запасной тормозной системы.
Таблица 15
При бо ры ги драв лич еского привода то р мозных механизмов
Принцип действия
Резервуар, обратный клапан, крышка, пробка, компенсационное отверстие, пластинчатый клапан, шток, поршень, перепускное отверстие, пружина, цилиндр, резиновая манжета Цилиндр усилителя, воздушный фильтр, силовая камера, поршень усилителя, толкатель, поршень клапана управления, диафрагма клапана управления, запорный клапан, воздушный клапан, вакуумный клапан Корпус, два поршня, манжеты, разжимная пружина, сухари, клапан для удаления воздуха, упорные кольца, резиновые пыльники При нажатии на педаль под действием толкателя поршень с манжетой перемещается и закрывает компенсационное отверстие. Вследствие этого давление жидкости в цилиндре увеличивается, открывается нагнетательный клапан и жидкость под давлением поступает к тормозным механизмам. При отпускании педали давление жидкости в приводе снижается и она перетекает обратно в цилиндр. При этом избыток жидкости через компенсационное отверстие возвращается в резервуар. В то же время пружина, действуя на клапан, поддерживает в системе привода небольшое избыточное давление после полного отпускания педали
При отпущенной педали воздушный клапан управления закрыт, а вакуумный клапан открыт. Полости А и В сообщаются между собой, давление в них одинаковое. При нажатии на педаль тормоза жидкость из главного тормозного цилиндра через открытый шариковый клапан хюршня 10 усилителя поступает к колесным тормозным механизмам, приводя их в действие. По мере увеличения давления на педаль тормоза поршень Ни диафрагма 7 клапана управления перемещаются вверх. При этом вакуумный клапан 6 закрывается, разобщая между собой полости А и Б, а воздушный 5 открывается. В полости Б создается разрежение, так как она соединена с впускным трубопроводом двигателя. Вследствие разницы давлений в полостях А и Б силовой камеры диафрагма, толкатель и поршень 10 усилителя перемещаются вправо, шариковый клапан закрывается, и давление жидкости перед поршнем увеличивается благодаря дополнительному давлению, создаваемому гидровакуумным усилителем. Чем больше давление на педалб, тем больше давление воздуха на диафрагму и, следовательно, больше давление жидкости в приводе тормозных механизмов. Между силовой камерой и впускным трубопроводом установлен запорный клапан 3, автоматически разъединяющий их при остановке двигателя При нажатии на педаль внутри цилиндра (между его поршнями) создается большое давление тормозной жидкости, под действием которого поршни расходятся и разводят тормозные колодки. При отпускании педали давление жидкости падает. Под действием стяжных пружин колодки сходятся и возвращают поршни в исходное положение, а излишки жидкости из цилиндра вытесняются обратно в систему привода
Пневматический привод тормозных механизмов Устройство простейшего пневмопривода (табл.16). Простейшая схема пневмопривода (рис. 98) включает в себя компрессор с регулятором давления, манометр, баллоны для сжатого воздуха, тормозной кран, соединительные трубопроводы, передние и задние тормозные камеры. Принцип действия. При работе двигателя воздух, поступающий в компрессор через воздушный фильтр, сжимается и направляется в баллоны, где находится под давлением. Давление воздуха устанавливается регулятором давления, который находится в компрессоре и обеспечивает его работу вхолостую при достижении заданного уровня давления. При нажатии на педаль водитель воздействует на тормозной кран, открывающий поступление воздуха из баллонов в тормозные камеры колесных тормозных механизмов. Тормозные камеры поворачивают разжимные кулаки и разжимают колодки, производя торможение. При отпускании педали тормозной кран открывает выход сжатого воздуха из тормозных камер в атмосферу, в результате чего разжимной кулак поворачивается в обратную сторону, стяжные пружины отжимают колодки от барабанов и происходит растормаживание. Манометр, установленный в кабине, позволяет водителю следить за давлением воздуха в системе пневматического привода. Однако на большинстве современных грузовых автомобилях высокой грузоподъемности, имеющих пневмопривод тормозной системы, применяется модернизированная конструкция пневмопривода, которая обеспечивает лучшие тормозные качества автомобиля и более высокую безопасность движения.
Модернизированный пневмопривод обеспечивает работу тормозной системы автомобиля в качестве рабочего, стояночного и запасного тормозов, а также выполняет аварийное растормаживание стояночного тормоза, управляет тормозными механизмами колес прицепа и питает другие пневматические системы автомобиля. Схема модернизированного пневматического привода состоит из следующих независимых контуров: привода тормозных механизмов передних колес; привода тормозных механизмов задних колес; привода стояночной и запасной тормозных систем (действующих на задние колеса), а также привода тормозных механизмов колес прицепа; привода аварийного растормаживания стояночной тормозной системы; привода других пневматических приборов на автомобиле.
Принципиальная схема действия модернизированного пневмопривода тормозов (рис. 99) следующая. Сжатый воздух от компрессора 4 поступает в регулятор давления 5, который автоматически поддерживает давление сжатого воздуха в приводе. Из регулятора давления воздух поступает в предохранитель от замерзания конденсата 6, где насыщается парами спирта, которые препятствуют замерзанию конденсата. Далее воздух поступает к двойному 7 и тройному 10 защитным клапанам, к которым присоединены пневмоприводы пяти независимых контуров: I. Контур привода тормозных механизмов передних колес - это воздушный баллон 10, трубопроводы, нижняя секция тормозного крана 18, клапан ограничения давления 19, тормозные камеры передних колес 21. II. Контур привода тормозных механизмов задних колес - это воздушный баллон 8, трубопроводы, верхняя секция тормозного крана, автоматический регулятор тормозных сил 13, тормозные камеры задних колес с пружинными знергоаккумуляторами 15. III. Контур привода механизмов стояночной и запасной тормозных систем - это воздушные баллоны 14, тормозной кран стояночного тормоза 2, ускорительный клапан 11, двухмагистральный клапан 12, цилиндры с пружинными энергоаккумуляторами, объединенными с тормозными камерами задних колес, IV. Контур привода механизма вспомогательной тормозной системы и питания потребителей сжатого воздуха в автомобиле - это пневматический кран управления 20, трубопроводы, цилиндры привода заслонок выпускных трубопроводов, цилиндр выключения подачи топлива.
V. Контур системы пневматического аварийного растормаживаиия стояночного тормоза - это кран 1 аварийного растормаживаиия, подключенный к тройному защитному клапану 10,
Назначение, устройство и принцип действия основных приборов пневмопривода тормозных механизмов приведены в таблице (табл. 16). па ut и и и птппплтпптппптт п н п а п и и и и и а а Таблица 16 Основные приборы пневматического привода тормозных меха н измо в
Устройство прибора Картер, блок цилиндров, головка блока, нагнетательные и впускные клапаны, шатунно- поршневая группа, коленвал, шкив привода Корпус, рычаг, резиновый упругий элемент, верхний поршень, ускорительный поршень, малый поршень, клапаны, толкатели поршней, возвратные пружины поршней, шпилька с толкателем Корпус, рукоятка управления с фиксатором, поршень, выпускной клапан, седло, пружина выпускного клапана, шток с пружиной, уравновешивающая пружина, направляющий колпачок Камера: корпус, крышка, диафрагма, шток, пружина. Энергоаккумулятор: корпус, поршень с манжетой, силовая пружина, толкатель, винт механического растормажива- ния.
Камеры передних колес энергоаккумуляторов не имеют Принцип действия Под действием разрежения, создаваемого в цилиндре компрессора при ходе поршня вниз, открывается впускной клапан и в цилиндр через воздушный фильтр двигателя поступает воздух. Во время движения поршня вверх впускной клапан закрывается, сжатый воздух в цилиндре открывает нагнетательный клапан и поступает через каналы в головке по трубопроводам в воздушные баллоны При нажатии на педаль тормоза рычаг через упругий элемент воздействует на верхний поршень и перемещает его. Перемещаясь, поршень открывает доступ воздуха из баллонов в задние тормозные камеры. При увеличении давления воздуха в корпусе крана перемещается ускорительный, а затем и малый поршень, который открывает доступ сжатого воздуха в передние тормозные камеры. При отпускании педали поршни под действием пружин перемещаются вверх, соединяют полости тормозных камер с атмосферой и торможение прекращается. При повреждении контура привода тормозов задних колес воздействие от рычага тормозного крана на малый поршень передается механически через шпильку и толкатель малого поршня При отсутствии торможения (рукоятка в переднем положении) направляющий колпачок и шток опущены вниз, клапан опущен и отведен от поршня. Воздух от баллонов через корпус крана проходит в цилиндры энергоаккумуляторов, что вызывает растормажива- ние задних колес. При включении стояночного тормоза кран обеспечивает соединение цилиндров энергоаккумуляторов с атмосферой. Из энергоаккумуляторов выходит воздух, пружина перемещает поршень со штоком, поворачивает разжимной кулак и затормаживает автомобиль. Частичный поворот рукоятки соответствует приведению в действие запасной тормозной системы. Воздух из энергоаккумуляторов частично выходит в атмосферу, и пружины действуют на тормозные механизмы с ограниченной силой При нажатии на педаль сжатый воздух поступает в наддиафрагменную полость камеры и вызывает перемещение диафрагмы. Усилие, возникающее на диафрагме, передается на шток, что вызывает поворот рычага разжимного устройства. При отпускании педали воздух из камеры выпускается в атмосферу, пружина возвращает шток с диафрагмой в исходное положение и торможение прекращается. При включении стояночной или запасной систем воздух из энергоаккумулятора выпускается в атмосферу и силовая пружина, перемещая толкатель и шток, затормаживает колесо. При растормаживании воздух нагнетается в цилиндр энергоаккумулятора, сжимая пружину, перемещает поршень, толкатель и шток, что обеспечивает прекращение торможения
Назначение вспомогательных приборов Регулятор давления предназначен для автоматического поддержания рабочего давления в системе в определенных пределах, защиты приборов пневмопривода от загрязнения. Выполняет функцию разгрузочного устройства компрессора при достижении максимального рабочего давления, сообщая его нагнетательный трубопровод с атмосферой, а также функцию предохранительного клапана. Воздушные баллоны (металлические цилиндрические резервуары) предназначены для хранения сжатого воздуха. Баллоны закрепляют на лонжеронах рамы. На каждом баллоне находится кран слива конденсата, на правом баллоне - кран отбора воздуха. Чтобы исключить повышение давления воздуха в системе пневхмопривода тормозных механизмов при неисправном регуляторе, в одном из баллонов установлен предохранительный клапан, который автоматически открывается при давлении воздуха выше 0,95 МПа. Ускорительный клапан служит для увеличения скорости срабатывания энергоаккумуляторов при аварийном торможении. Защитные клапаны (двойной и тройной) распределяют сжатый воздух от компрессора по двум и трем контурам соответственно. В случае повреждения одного из контуров клапаны отключают вышедший из строя и сохраняют давление воздуха в остальных. Регулятор тормозных сил автоматически регулирует давление воздуха в тормозных камерах колес среднего и заднего мостов автомобиля в зависимости от нагрузки, приходящейся на оси. Клапан ограничения давления уменьшает давление в тормозных камерах передних колес при частичном торможении, что исключает занос и улучшает управляемость. При полном торможении клапан увеличивает интенсивность торможения и ускоряет выпуск воздуха при растормаживании. Двухмагистральный клапан позволяет осуществлять управление пружинными энергоаккумуляторами либо от ускорительного клапана, т.е. от ручного крана управления, либо от крана аварийного растормаживаиия. Контроль за исправностью приборов и механизмов тормозной системы осуществляется световой и звуковой сигнализацией с помощью датчиков пневматического действия, а также непосредственно манометром, установленным в кабине водителя. Пневмоцшиндры предназначены для привода заслонок выпускного трубопровода и выключения подачи топлива при включении вспомогательной тормозной системы. Для отбора сжатого воздуха из пневмопривода или замера давления в контуре предусмотрены клапаны контрольного вывода, установленные во всех контурах схемы. При работе автомобилей с прицепом или полуприцепом пневмопривод тягача соединяют с приводом тормозной системы прицепного звена с помощью разобщительных и соединительных головок по одяопроводной или двухпроводной схеме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|