Общее устройство трансмиссии
Назначение трансмиссии - передавать крутящий момент от двигателя к ведущим колесам и изменять его по величине и направлению, а также распределять крутящий момент в определенном соотношении между ведущими колесами. По способу передачи крутящего момента трансмиссии разделяют на механические, гидравлические, электрические и комбинированные (гидромеханические и электромеханические). На современных автомобилях наиболее распространены механические трансмиссии (рис. 56).
Схема трансмиссии автомобиля определяется его общей компоновкой: размещением двигателя, числом и расположением ведущих мостов. Различают четыре схемы механических трансмиссий (рис. 57): заднеприводные (а); переднеприводные (б); полноприводные (в); трехосные грузовые автомобили (г). Отношение общего количества колес к количеству ведущих называется колесной формулой (4x2,4x4, 6x4, 6x6 и т.п.).
данные передачи 4 и 9; механизмы заднего 5 и переднего 8 ведущих мостов (главная передача и дифференциал); полуоси; шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) 6, используемые для передачи крутящего момента на управляющие колеса.
В конструкцию трансмиссии заднеприводного автомобиля (рис. 57а) входят: сцепление 2; коробка передач 3; карданная передача 4; механизм заднего ведущего моста 5 (главная передача и дифференциал); полуоси. В конструкцию трансмиссии переднеприводного автомобиля (рис. 576) входят: сцепление 2; коробка передач 3; механизм переднего ведущего моста 5 (главная передача и дифференциал); полуоси; шарниры равных угловых скоростей 6. Принцип действия трансмиссии. В трансмиссии полноприводного автомобиля крутящий момент передается от двигателя на колеса следующим образом: от коленчатого вала двигателя - на муфту сцепления; при включенном сцеплении - на коробку передач, где может изменяться по величине и направлению в зависимости от включенной передачи. Переключение передач происходит при выключении сцепления, т.е. при разъединении двигателя и трансмиссии. От коробки передач крутящий момент через карданную передачу или непосредственно передается на раздаточную коробку, где распределяется в определенном соотношении между ведущими мостами. Раздаточная коробка позволяет включать или выключать привод на один из ведущих мостов. От раздаточной коробки через карданные передачи крутящий момент передается на главные передачи ведущих мостов. Далее через дифференциал и полуоси - на ведущие колеса. В трансмиссии полноприводного трехосного грузового автомобиля крутящий момент к главной передаче заднего моста передается посредством карданной передачи от раздаточной коробки, минуя механизм среднего моста. В трансмиссии заднеприводного автомобиля крутящий момент передается от двигателя на колеса следующим образом. От коленчатого вала двигателя - на муфту сцепления; при включенном сцеплении - на коробку передач, где может изменяться по величине и направлению в зависимости от включенной передачи (переключение передач происходит при выключении сцепления, т.е. при разъединении двигателя и трансмиссии). От коробки передач крутящий момент через карданную передачу передается на главную передачу ведущего моста; от главной передачи через дифференциал и полуоси - на ведущие колеса. В трансмиссии заднеприводного трехосного грузового автомобиля крутящий момент к главной передаче заднего моста передается посредством карданной передачи от механизма среднего моста.
В трансмиссии переднеприводного автомобиля крутящий момент передается от двигателя на колеса следующим образом: от коленчатого вала двигателя - на муфту сцепления. При включенном сцеплении крутящий момент передается на коробку передач, где может изменяться по величине и направлению в зависимости от включенной передачи. Переключение передач происходит при выключении сцепления, т.е. при разъединении двигателя и трансмиссии; от коробки передач - на главную передачу ведущего моста, от главной передачи - на дифференциал, а далее через полуоси и ШРУС на ведущие колеса. Назначение агрегатов трансмиссии. Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения при трогании автомобиля с места. Коробка передач (КП) служит для изменения силы тяги и скорости движения автомобиля в зависимости от условий движения. Кроме того, коробка передач обеспечивает возможность движения автомобиля задним ходом и длительного разъединения двигателя и ведущих колес. Раздаточная коробка (РК) передает и распределяет крутящий момент от коробки передач на вед>тцие мосты автомобиля. Кроме того, раздаточная коробка может выполнять функцию дополнительной коробки передач, увеличивая общее передаточное число трансмиссии. Раздаточная коробка устанавливается только на полноприводных автомобилях. Карданная передача передает крутящий момент между агрегатами, оси валов которых могут смещаться при движении. Главная передача увеличивает крутящий момент и изменяет направление его передачи под прямым углом к продольной оси автомобиля.
Главная передача увеличивает крутящий момент и изменяет направление его передачи под прямым утлом к продольной оси автомобиля. Дифференциал передает крутящий момент от главной передачи к полуосям и позволяет колесам вращаться с разной скоростью при повороте автомобиля и его движении по неровностям дороги. Полуоси передают крутящий момент от главной передачи и дифференциала на ведущие колеса. Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) используются для передачи крутящего момента от переднего ведущего моста к управляемым и ведущим колесам, обеспечивая возможность передачи момента при повороте управляемых колес. Заполните пропуски м пустые строки 1. Трансмиссия предназначена для __________________________________________ 2. В трансмиссии заднеприводного автомобиля крутящий момент передается в следующей последовательности: ________________________________ - ________________________ 3. В трансмиссии переднеприводного автомобиля крутящий момент передается в следующей последовательности: ______________________ _ -__________ -_______________ " 4. В трансмиссии полноприводного автомобиля крутящий момент передается в следующей последовательности: ________________________ -_________________ -_________________ - 5. Сцепление служит для 6. Коробка передач необходима для 7. Раздаточная коробка предназначена для 8. Карданная передача предназначена для 9. Главная передача предназначена для 10. Дифференциал предназначен для Контрольные вопросы 1. Для чего предназначена трансмиссия? 2. Какие схемы трансмиссии применяются на автомобилях? 3. Что такое колесная формула автомобиля? 4. Из каких агрегатов состоит трансмиссия заднеприводного автомобиля? 5. Опишите принцип действия трансмиссии заднеприводного автомобиля. 6. Из каких агрегатов состоит трансмиссия переднеприводного автомобиля? 7. Опишите принцип действия трансмиссии переднеприводного автомобиля. 8. Из каких агрегатов состоит трансмиссия полноприводного автомобиля? 9. Опишите принцип действия трансмиссии полноприводного автомобиля.
10. Для чего предназначены коробка передач и раздаточная коробка? 11. Для чего предназначены карданная и главная передачи? 12. Для чего предназначены дифференциал, полуоси и ШРУС? r - rz г
г 2.1.2 Сцепление Назначение. Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения в момент трогания автомобиля с места. Классификация. Муфты сцепления классифицируют по трем основаниям: по количеству ведомых дисков (однодисковые, двухдисковые и многодисковые); по количеству передаваемых потоков мощности (однопоточные и двухпоточные); по принципу действия (постоянно замкнутые и постоянно разомкнутые). На современных автомобилях применяются однопоточные постоянно замкнутые однодисковые или двухдисковые муфты сцепления. Однодисковые используются в конструкциях легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. Двухдисковые - в конструкциях грузовых автомобилей большой грузоподъемности. Устройство. Сцепление автомобилей (рис. 58а) состоит из двух частей: муфта сцепления; механизм выключения сцепления.
Муфта сцепления Устройство. Муфта сцепления (рис. 58) состоит из кожуха сцепления, ведущего диска (маховика), ведомого диска, нажимного диска, нажимных пружин, отжимных рычагов. Нажимной диск крепится болтами к маховику. Ведомый диск устанавливается на шлицах первичного вала коробки передач. Между нажимным диском и кожухом сцепления (опорным диском) по окружности размещены нажимные пружины, которые через нажимной диск фиксируют ведомый диск между маховиком и нажимным диском. На некоторых автомобилях применяется механизм сцепления с центральной диафрагменной пружиной, которая выполняет одновременно функции нажимных пружин и отжимных рычагов. В выштамповке диафрагменной пружины расположены лепестки, которые являются одновременно упругими элементами и отжимными рычагами. Диафрагменная пружина крепится на кожухе сцепления, а ее наружный край передает сжимающее усилие на нажимной диск.
Ведомый диск (рис. 59) состоит из ступицы 6, дисков 2 и 8, демпферного устройства, демпферных пружин 5, пальцев 7, скрепляющих диски демпферного устройства, волнистых пружин 4, приклепанных к диску демпферного устройства, фрикционных накладок 3 и гасителя крутильных колебаний 1. Ведомый диск сцепления выполнен раздельно со ступицей 6, крутящий момент на которую передается через демпферные пружины 5. Они расположены в окнах ступицы и дисков 2 и 8 демпферного устройства, скрепленных через вырезы в ступице пальцами 7. К диску 2 прикреплены волнистые пружины 4 с двумя фрикционными накладками 3. При включении сцепления волнистые пружины распрямляются постепенно, обеспечивая более плавное включение. Ведомый диск имеет также гаситель крутильных колебаний, выполненный в виде пружины 1, прижимающей диск 2 к ступице 6 с некоторым усилием. Между выжимным подшипником и отжимными рычагами должен быть определенный зазор, требуемое значение которого обеспечивает полное включение и выключение муфты сцепления. /(Конструкция двухдискового сцепления отличается от одно дискового наличием второго ведомого диска и промежуточного диска, устанавливаемого между ведомыми.!
Принцип действия. При не нажатой педали управления сцеплением нажимные пружины зажимают ведомый диск между маховиком и нажимным диском. За счет высоких сил трения, которые обеспечиваются силой прижатия дисков и фрикционными свойствами материала накладок, крутящий момент передается на ведомый диск сцепления и далее на первичный вал коробки передач. При нажатии на педаль воздействие через привод выключения сцепления передается на вилку выключения сцепления, которая перемещает муфту с выжимным подшипником в сторону маховика. Наличие в механизме выключения сцепления выжимного подшипника обусловлено необходимостью передачи воздействия от не вращающейся муфты выключения сцепления на вращающиеся концы отжимных рычагов. Выжимной подшипник нажимает на внутренние концы отжимных рычагов, а их внешние концы отводят нажимной диск от ведомого. Передача крутящего момента от маховика на ведомый диск прекращается, т.е. коленчатый вал двигателя и первичный вал коробки передач разъединяются. При отпускании педали выжимной подшипник отходит от отжимных рычагов и нажимные пружины зажимают ведомый диск между маховиком и нажимным диском. Передача крутящего момента от двигателя на трансмиссию возобновляется. Демпферные и волнистые пружины ведомого диска, а также гаситель крутильных колебаний обеспечивают плавность включения сцепления за счет смягчения ударных нагрузок на муфту сцепления, возникающих при сжимании вращающихся с разными скоростями дисков. Механизм выключения сцепления Назначение. Механизм выключения сцепления предназначен для дистанционного управления муфтой сцепления с рабочего места водителя. Устройство. Механизм выключения сцепления состоит из следующих элементов; муфта 11с выжимным подшипником 12 (рис. 586); вилка выключения сцепления 15 (рис. 586); привод управления сцеплением (рис. 60,61) В конструкции механизмов выключения сцепления применяются три типа привода управления сцеплением: механический (рис. 60), гидравлический (рис. 61), гидравлический с пневмоусидителем (рис. 62). Механический привод (рис. 60) состоит из педали 1, пружины 10, возвращающей педаль в исходное положение, и системы тяг и рычагов. При нажатии на педаль воздействие передается через систему тяг и рычагов на вилку сцепления, которая перемещает выжимной подшипник и выключает сцепление. При отпускании педали сцепление включается. Вилка, система тяг и рычагов, а также педаль возвращаются в исходное положение.
Гидропривод (рис. 61) состоит из педали 16, главного 15 и рабочего 14 гидроцилиндров, трубопроводов, соединяющих гидроцилиндры и толкателя 12, действующего на вилку выключения сцепления. Педаль, подвешенная к кронштейну кузова, связана со штоком главного цилиндра. Главный гидроцилиндр состоит из корпуса, поршня, штока, резервуара для жидкости, установленного на корпусе цилиндра, штуцера, компенсационного отверстия, обратного клапана, крепежных и уплотняющих деталей. Главный цилиндр горизонтально крепится к кузову или раме автомобиля в непосредственной близости от педали управления сцеплением. Рабочий цилиндр состоит из корпуса, поршня, штока, связанного с вилкой выключения сцепления, подводящего штуцера, крепежных и уплотняющих деталей. Устанавливается рабочий цилиндр на кожухе сцепления или на кронштейне блока цилиндров в непосредственной близости от вилки выключения сцепления. При нажатии на педаль шток перемещает поршень главного гидроцилиндра, который обеспечивает повышение давления жидкости в гидросистеме. Жидкость под давлением поступает в рабочий гидроцилиндр и перемещает его поршень. Поршень рабочего гидроцилиндра через толкатель воздействует на вилку, которая перемещает выжимной подшипник и выключает сцепление. Возврат педали в исходное положение после ее отпускания происходит под действием пружины.
Гидропривод с пневмоусилителем состоит из педали, главного и рабочего гидроцилиндров, трубопроводов, соединяющих гидроцилиндры, нневмоусшштеля и пневмошлангов. Пневмоусилитель предназначен для уменьшения необходимого усилия нажатия на педаль. Применяется пневмоусилитель в конструкции привода сцепления грузовых автомобилей высокой грузоподъемности (КамАЗ, «Урал» и др.). Пневматический усилитель (рис. 62) состоит из двух корпусов, между которыми зажаты диафрагмы следящего устройства, В переднем корпусе расположены пневмопоршень 6, клапаны управления 5 и диафрагма 4. В заднем корпусе установлены гидропоршень 2 выключения сцепления и поршень 3 следящего устройства. Следящее устройство автоматически изменяет давление на пневмопоршень в соответствии с изменением усилия в гидроприводе педали сцепления.
Работает пневмоусилитель следующим образом. При нажатии на педаль сцепления давление жидкости из главного цилиндра передается под гидропоршень усилителя и следящий поршень. Следящий поршень перемещается и действует на клапаны управления, закрывая выпускной и открывая впускной. При этом сжатый воздух из системы начинает поступать в полость пневмопоршня, который перемещается и оказывает дополнительное усилие на шток 1 выключеия сцепления. В результате суммарное усилие от давления воздуха и педали на штоке выключения сцепления возрастает и сцепление выключается. При отпускании педали давление в гидропроводе исчезает и поршни под действием пружин отходят в исходное положение, сцепление выключается, а воздух из пневмоусилителя выходит в атмосферу.
Заполните пропуски и пустые строки 1. Сцепление предназначено для__________________ 2. Сцепление состоит из двух частей; 1)_
;6) 6. Механизм выключения сцепления предназначен для __________________________ ___ и состоит из 1).; 2)___________________; 3)________________________. 7. Механический привод выключения сцепления состоит из 1)_; 2)___________________; 3)________________________. 8. Гидравлический привод выключения сцепления состоит из 1)_; 2)___________________; 3)________________________; 4)_; 5)___________________. 9. Главный гидроцилиндр привода выключения сцепления состоит из 1)_; 2)___________________; 3)________________________ 4)_.; 5)__________________; 6)_______________________________________________; 7)___________________; 8)_____________. 10. Рабочий гидроцилиндр привода выключения сцепления состоит из 1)_ J 2) _________________; 3)_________________________; 4)__________; 5)__________. 11. Гидропривод с пневмоусилителем состоит из 1)_; 2)___________________; 3)________________________; 4);5) ________________; 6)_____________________. Контрольные вопросы 1. Для чего предназначено и из каких частей состоит сцепление? 2. Из каких деталей состоит одно дисковая муфта сцепления? 3. Из каких деталей состоит двухдисковая муфта сцепления? 4. Опишите принцип действия сцепления. 5. Из каких элементов состоит механизм выключения сцепления? 6. Из каких деталей состоит и как действует механический привод сцепления? 7. Из каких деталей состоит и как действует гидропривод сцепления? 8. Из каких деталей состоят главный и рабочий гидроцилиндры привода выключения сцепления? 9. Из каких деталей состоит и как действует гидропривод с пневмоусилителем? 10. Из каких деталей состоит и как действует пневмоусилитель? Коробка передач Назначение. Коробка передач (КП) предназначена для изменения силы тяги и скорости движения автомобиля в зависимости от условий движения. Кроме того коробка передач обеспечивает возможность движения автомобиля задним ходом и длительного разъединения двигателя и ведущих колес. Действие коробки передач основано на том, что вращение от коленчатого вала двигателя передается на ходовую часть через зубчатые шестерни с определенным передаточным числом на каждой передаче. Передаточным числом называется число, показывающее, во сколько раз изменяется частота вращения ведомого вала по сравнению с ведущим (или во сколько раз ведомая шестерня по числу зубьев больше или меньше ведущей). Если в передаче участвуют несколько пар шестерен, то общее передаточное число получается умножением передаточных чисел всех пар шестерен, участвующих в передаче. Устройство. Простейшая (двухзальная) коробка передач (рис. 63) состоит из корпуса, ведущего и ведомого валов с шестернями, двойной шестерни заднего хода и механизма переключения передач.
На современных отечественных автомобилях применяются в основном механические ступенчатые трехвальные коробки передач (рис. 64) с зубчатыми шестернями. Автомобильная коробка передач состоит из следующих элементов: картер (корпус) 10;. крышка корпуса 5; первичный (ведущий) вал 1 с ведущей шестерней 2; промежуточный вал 11 с шестернями; вторичный (ведомый) вал 8 с шестернями; блок шестерен заднего хода 9; синхронизаторы (рис. 65); подшипники; механизм переключения передач в, 7, 8, и 9 (рис. 63).
Принцип действия коробки передач. Крутящий момент от коленчатого вала двигателя через муфту сцепления передается на первичный вал коробки передач. Шестерня первичного вала находится в постоянном зацеплении с шестерней привода промежуточного вала. Через эту пару шестерен при работающем двигателе и включенной муфте сцепления момент передается от ведущего вала на промежуточный. На промежуточном валу установлены шестерни различных передач, которые находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями ведомого вала. На ведомом валу шестерня каждой передачи установлена так, чтобы при не включенной передаче свободно вращаться на валу, не передавая момента. При включении какой-либо передачи соответствующая шестерня ведомого вала фиксируется синхронизатором на валу и начинает передавать момент на вал. Переключение передач производится из кабины водителя рычагом через механизм переключения передач, который расположен в крышке корпуса коробки передач. Задняя передача включается через блок шестерен заднего хода и ведомую шестерню первой передачи; так как шестерня первой передачи используется при передаче момента на двух передачах, то она устанавливается на ведомом валу посредством шлицев, по которым может перемещаться в момент включении первой передачи или заднего хода. Таким образом, при включении первой передачи механизм переключения передач вводит в зацепление шестерни первой передачи промежуточного и ведомого валов. Крутящий момент при этом передается в следующей последовательности: от ведущего вала на промежуточный через ведущую шестерню и шестерню привода промежуточного вала; от промежуточного вала на ведомый через пару шестерен первой передачи. При переключении на вторую передачу шестерни первой передачи выводятся из зацепления, а ведомая шестерня на второй передаче синхронизатором фиксируется на валу. Момент в этом случае передается в следующей последовательности: от ведущего вала на промежуточный через ведущую шестерню и шестерню привода промежуточного вала; от промежуточного вала на ведомый через пару шестерен второй передачи. При включении других передач (кроме прямой) момент передается аналогично. При включении прямой передачи (обычно это четвертая или пятая передача) синхронизатор жестко соединяет ведущий вал с ведомым и момент передается непосредственно от ведущего вала на ведомый. Передача, при которой частоты вращения ведомого и ведущего валов коробки передач равны, называется прямой. Передача, при которой частота вращения ведомого вала больше, чем частота вращения ведущего, называется мультиплицирующей. При включении передачи заднего хода ведомая шестерня первой передачи вводится в зацепление с ведущей шестерней блока шестерен заднего хода. Момент в этом случае передается в следующей последовательности: от ведущего вала на промежуточный через ведущую шестерню и шестерню привода промежуточного вала; от промежуточного вала на блок шестерен заднего хода через пару шестерен заднего хода; от блока шестерен заднего хода на ведомый вал через ведомую шестерню первой передачи. 2.1.4 Синхронизатор Назначение. Синхронизатор предназначен для безударного переключения передач. На современных автомобилях применяются синхронизаторы инерционного типа. Наличие синхронизаторов в конструкции автомобильных коробок передач обусловлено необходимостью, на ходу автомобиля быстро и безударно переключать передачи при условии разной частоты вращения ведомого вала коробки передач и ведомой шестерни включаемой передачи. Таким образом, синхронизатор при переключении передач последовательно выполняет две функции: уравнивает скорости вращения ведомого вала и ведомой шестерни включаемой шестерни; фиксирует ведомую шестерню на ведомом валу, обеспечивая передачу крутящего момента от промежуточного вала. Устройство. Синхронизатор (рис. 65) состоит из ступицы, имеющей внутренние шлицы и наружные зубья, муфты с внутренними зубьями и двух блокирующих колец.
Рис, 65. Синхронизатор: 1 - шестерня первичного вала; 2 - блокирующее конусное кольцо; 3 - ступица; 4 - муфта: 5 - конические поверхности; 6 - ведомая шестерня III передачи; 7 - вторичный (ведомый) вал; 8 - зубчатые венцы шестерен Принцип действия. Шестерни 1 и 6 (рис. 65) со стороны синхронизатора имеют зубчатый венец 8 и конические выступы. При включении передачи вилкой перемещается муфта 4, которая при помощи сухарей передвигает впереди себя блокирующее кольцо 2. Коническая поверхность блокирующего кольца опирается на конический выступ шестерни, и благодаря силе трения, возникшей между ними, их частоты вращения уравниваются. При дальнейшем перемещении муфты ее зубья бесшумно входят в зацепление с зубчатым венцом включаемой шестерни. ползунов 8, вилок переключения передач 5, кулисы 6, блокирующего устройства (замка) и пружинного предохранителя от случайного включения передачи заднего хода. На каждом ползуне, снабженном отдельным фиксатором, устанавливается одна вилка, обеспечивающая поочередное включение одной из двух передач. Вилка свободно входит в кольцевые выточки шестерен или синхронизаторов и обеспечивает их перемещение по шлицам ведомого вала. Принцип действия. При перемещении рычага в положение включения какой-либо передачи нижний конец рычага перемещается по пазам кулисы и перемещает один из ползунов в ту или иную сторону. Вместе с ползуном перемещается вилка, обеспечивающая перемещение синхронизатора, т.е. включение одной из передач. Фиксатор ползуна предотвращает самопроизвольное выключение передачи и представляет собой шарик с пружиной, установленный в крышке корпуса коробки передач. На ползуне имеются три паза для шарика фиксатора, соответствующие нейтральному положению ползуна и положениям включения передач. При перемещении ползуна в одно из перечисленных положений пружина вводит шарик в паз и фиксирует ползун. Для защиты от случайного включения двух передач одновременно служит блокирующее устройство (замок), которое состоит из двух плунжеров и штифта, заложенных в горизонтальное сверление в крышке и среднем ползуне. При перемещении одного из крайних ползунов блокирующее устройство стопорит средний и другой крайний ползун в нейтральном положении, а при перемещении среднего ползуна стопорятся оба крайних ползуна. Для предохранения от случайного включения заднего хода служит пружинный предохранитель, который задает в момент включения заднего хода ощутимо большее усилие на рычаге переключения, чем при включении передач переднего хода. Делитель передач Делитель передач предназначен для увеличения числа передач и применяется на грузовых автомобилях, используемых в качестве тягачей. Делитель представляет собой дополнительный редуктор, расположенный между муфтой сцепления и коробкой передач. Делитель передач (рис. 66) состоит из корпуса 7 (отлитого заодно с корпусом коробки передач), ведущего вала 2, промежуточного вала 6, пары зубчатых шестерен 1 и 3, синхронизатора 5, зубчатой муфты 4 и механизма переключения. Устройство синхронизатора делителя аналогично устройству синхронизатора коробки передач.
Делитель обеспечивает две передачи: прямую и повышающую. При включении прямой передачи синхронизатор жестко соединяет ведущий вал делителя с ведущим валом коробки передач, и момент, передаваемый от сцепления на коробку передач, делителем не изменяется. При включении повышающей передачи синхронизатор блокирует ведущую шестерню делителя на ведущем валу, а ведущие валы коробки передач и делителя разъединяются. Крутящий момент передается от сцепления на ведущий вал делителя, далее через пару шестерен, изменяющих его значение, на промежуточный вал делителя. Так как промежуточный вал делителя жестко соединен с промежуточным валом коробки передач, то момент от промежуточного вала делителя непосредственно передается на промежуточный вал коробки передач, минуя ведущий вал. Раздаточная коробка Назначение. Раздаточная коробка (РК) необходима для передачи и распределения кру тящего момента от коробки передач на ведущие мосты автомобиля. Кроме того, раздаточная коробка может выполнять функцию дополнительной коробки передач, увеличивая общее передаточное число трансмиссии. Раздаточная коробка устанавливается только на полноприводных автомобилях. Устройство. Раздаточная коробка (рис. 67) состоит из корпуса (картера) 9, крышки с механизмом переключения, ведущего вала 1, промежуточного вала 4, ведомого вала 6, вала привода переднего моста 8, ведущей 2, ведомой 5 и промежуточной 3 шестерен, зубчатой муфты включения переднего моста 7, подшипников валов, промежуточной 11 и ведомой 10 шестерен понижающей передачи (при наличии понижающей передачи).
Принцип действия. От ведомого вала коробки передач крутящий момент передается на ведущий вал раздаточной коробки, от ведущего вала РК через пару шестерен на промежуточный вал. Далее через пару шестерен прямой или понижающей передачи (в зависимости от того, какая из них включена) - на ведомый вал раздаточной коробки. От ведомого вала РК через карданную передачу крутящий момент передается на механизм ведущего моста. При включении переднего моста зубчатая муфта перемещается и жестко соединяет ведомый вал с валом привода переднего моста. Крутящий момент в этом случае распределяется между ведущими мостами автомобиля. Механизм переключения раздаточной коробки, расположенный в крышке корпуса, устроен и действует так же, как и механизм переключения коробки передач. смазываются, находясь в масляной ванне. В конструкции некоторых автомобильных коробок передач применяется принудительная система смазывания КП. Заполните пропуски и пустые строки 1, Коробка передач предназначена для______________________________________ 2. Коробка передач состоит из следующих элементов: 1)______________________; 2) ________ 1_______________; 3)________________________; 4)_______________________; 5)______________; 6)__________________________________; 7); 8)________________________; 9)________________________. 3. При включении III передачи момент в КП передается в следующей последовательности: 1) от на _________________________ через ___________________; 2) от ___________________ на____________________ через____________________. 4. При включении прямой передачи момент в КП передается в следующей последовательности: от на ______________________________ через___________________ - 5. При включении задней передачи момент в КП передается в следующей последовательности: 1) от ____________________ _ на ______________________ через _______________________; 2) от ______________________ на__________________ через___________________________; 3) от ______________________ на_______________________ через ______________________. 6. Синхронизатор предназначен для________________________________________________ ____________________________________ ___________________ __________ и состоит из 1).______________________; 2)____________________ ___; 3)_________________________. 7. Механизм переключения передач состоит из 1)_______________________; 2) _______________________; 3) ________________; 4)_ 5) ____________________; 6)________________________; 7)_ 8, Раздаточная коробка предназначена для ___________________ и состоит из 1)_______________________; 2) __________________________; 3) 4)_______________________; 5) _________________________; 6)
7)________ ______________; 8)_____________ _________; 9). Контр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|