Системы перевязки и типы кладки
. Раскладку кирпичей и камней в слоях кладки и чередование слоев производят в определенной последовательности, которую называют системой перевязки швов кладки. Слои кладки из камней правильной формы называют рядами кладки.
Горизонтальные швы имеют среднюю толщину 12 мм для кирпича и 15 мм для природных камней, а вертикальные швы должны иметь толщину 10 мм для кирпича и 15 мм для природных камней. Допускаемая толщина отдельных швов от 8 до 15 мм.
Толщину стен и столбов принимают кратными половине или целому кирпичу или камню, исключение составляют армированные перегородки в V4кирпича. В большинстве случаев кирпич в кладке укладывают плашмя, т. е. на постель, в отдельных случаях, например при кладке карнизов, кирпич укладывают на ребро - боковую ложковую грань.
Толщину сплошной кирпичной кладки назначают кратной 0,5 кирпича, поэтому стены могут иметь следующую толщину: полкирпича -12 см; кирпич - 25 см; полтора кирпича - 38 см; два кирпича - 51 см; два с половиной - 64 см; три кирпича - 77 см.
Высота рядов кладки складывается из высоты кирпича или камней и толщины горизонтальных швов раствора. При средней толщине слоя раствора 12 мм и кирпича 65 мм высота ряда кладки составит 77 мм, при толщине утолщенного кирпича 88 мм - соответственно 100 мм. Таким образом, при кирпиче толщиной 65 мм на 1 м кладки по высоте размещается 13 рядов, при кирпиче толщиной 88 мм - 10 рядов.
Прямоугольность формы и изготовление камней и кирпичей в соответствии со стандартами позволили установить определенный порядок и взаимосвязь их расположения в конструкциях, обеспечивающих целостность и монолитность кладки. Достигают этого за счет укладки камней по так называемым системам перевязки кладки.
Все разработанные и применяемые на практике системы перевязки соответствуют правилам разрезки кладки. Для каменной кладки различают перевязку вертикальных, продольных и поперечных швов. Перевязка продольных швов необходима для того, чтобы кладка не расслаивалась вдоль стены на более тонкие составляющие и чтобы возникающие от приложенной нагрузки напряжения в кладке распределялись равномерно по всей ширине стены. Перевязка поперечных швов необходима для продольной связи между отдельными кирпичами, обеспечивающей перераспределение нагрузки на соседние участки кладки и сохранение монолитности стены при возможных неравномерных осадках, температурных деформациях и т.п. Перевязку поперечных швов выполняют ложковыми и тычковыми рядами, а продольных - только тычковыми. Основные применяемые системы перевязки: однорядная, многорядная и четырехрядная.
Цепная однорядная кладка применима при кладке стен из всех видов кирпича и камней. Кладку выполняют чередованием через один тычковых и ложковых рядов, при этом каждый вертикальный шов между кирпичами или камнями нижерасположенного ряда перекрывают кирпичами или камнями следующего ряда (рис. 11.4, а). Вертикальные поперечные швы при такой системе перевязки перекрывают на U кир-тича за счет применения кирпичей четверток и трехчетверток и осу-дествляя перевязку для продольных швов в полкирпича.
Многорядная шестирядная кладка, в которой поперечные вертикальные швы перекрывают в каждом ряду, а продольные вертикальные швы - только через 5 горизонтальных рядов, т. е. система перевязки предусматривает чередование в наружных верстах шести рядов кирпича - одного тычкового и пяти ложковых (рис. 11.4, б). При такой кладке поперечные швы в смежных ложковых рядах сдвинуты на V2 кирпича, а продольные перекрывают лишь кирпичом 6-го ряда. Особенность кладки в том, что пять рядов подряд укладывают одними ложками вдоль стены, в этом значительное преимущество кладки по отношению к однорядной, так как укладка кирпичей в забутку значительно проще, чем верстовых камней.
Прочность у многорядной кладки меньше на 2...5%, чем у однорядной, но она имеет ряд преимуществ:
· проще и быстрее выполнение работ;
· для работы не требуются кирпичи-трехчетвертки;
· в наружные версты укладывают в 1,3 раза меньше целого кирпича;
· объем забутки у однорядной кладки 25%, а у многорядной -42%;
используют любой бой кирпича для забутки.
Рис. 11.4. Системы перевязки швов при кладке стен толщиной в два кирпича: однорядная (цепная); б - многорядная; 1 - тычковые ряды; 2.6 -ложковые ряды; 7 - забутка
Рис.11. 5. Облицовка стен из кирпича и керамических камней:
а - при многорядной перевязке; б - то же, при однорядной; в- стена из керамических камней с облицовкой из кирпича; г- то же, с облицовкой керамическими камнями; д - кладка без перевязки вертикальных швов наружной версты; е - то же, с перевязкой вертикальных швов в пределах трех рядов кладки
| Как недостаток системы перевязки можно отметить значительное усложнение выполнения кладки в зимних условиях при отрицательных температурах. Это обусловлено тем, что замерзание раствора в продольных вертикальных швах может вызвать выпучивание наружных или внутренних верст кладки толщиной в 1/2кирпича, которые не имеют поперечной перевязки на высоту пяти рядов.
Четырехрядную кладку применяют для кладки столбов и узких простенков длиной до 1 м. Допускается совпадение поперечных вертикальных швов в трех смежных рядах кладки.
|
Столбы и простенки следует выкладывать только из целого отборного кирпича.
Кладку из кирпича начинают и заканчивают тычковыми рядами. Их располагают в местах опирания балок, прогонов, ферм, плит перекрытий и покрытий, в выступающих рядах кладки - карнизах, поясках, независимо от последовательности кладки рядов принятой системы перевязки. Тычковыми рядами также связывают верстовые ряды с забуткой, поэтому они всегда должны выполняться из целого кирпича.
Типы кладки. Кладку стен с облицовкой применяют для придания фасадам лучшего внешнего вида и повышения сопротивляемости наружных поверхностей стен атмосферным воздействиям. Используют лицевой кирпич, плиты керамические и из естественного камня с обязательной перевязкой всей кладки по типу однорядной или многорядной кладки (рис. 11.5)
Кладку стен с облицовкой кирпичами и камнями правильной формы применяют для оформления фасадов уникальных зданий и объектов массового строительства, для внутренних стен вестибюлей, лестничных клеток, подземных переходов, для замены трудоемкой штукатурки. Облицовку ведут одновременно с кладкой стен или со сдвигом по времени специальным лицевым кирпичом и керамическими камнями различной обработки и расцветки. Наиболее часто применяют следующие размеры камней и кирпичей: обычного лицевого кирпича -250х120х65 или 88 мм, камней - 250х120х140 мм, трехчетверток -188х120х140 мм.
Облицовку стен кирпичом и керамическими камнями одновременно с кирпичной кладкой выполняют путем укладки ее ложковыми рядами и перевязкой с основной кладкой путем укладки тычковых рядов с заделкой кирпичей на V2 длины в монолит основной кладки. Допускают связывание облицовочной кладки с основной с помощью штырей из нержавеющей стали. Применяют различные варианты перевязки облицовочного слоя с кладкой массива стены, но они должны быть обязательно увязаны, и составлять единое целое с основной кладкой, выполняемой по одно- или многорядной системе перевязки.
При однорядной системе перевязки облицовку фасадной плоскости производят чередованием ложкового и тычкового рядов. Лицевой кирпич значительно дороже обыкновенного, по этой причине способ оказывается наименее экономичным, так как половина рядов из лицевого кирпича выполняют тычковыми.
При возведении стен по многорядной системе перевязки с фасадной стороны пять ложковых рядов перекрывают одним тычковым. Дорогой лицевой кирпич используют более рационально.
Облицовку стен из керамических камней выполняют заведением в массив двух тычковых рядов через пять ложковых, а при использовании облицовочных камней - тычковый ряд чередуют тремя ложковыми. Для придания облицовочному слою большей архитектурной выразительности перевязку швов допускается выполнять с отступлениями от общих требований: вертикальные поперечные швы можно не перевязывать по всей высоте здания или в пределах 3...5 рядов кладки.
Кладку стен облегченной конструкции используют для уменьшения расхода кирпичей и общего снижения собственной массы кладки. Кладка состоит из двух параллельных ложковых стенок с перевязкой тычками через 3...5 рядов, иногда и более. Образовавшуюся полость заполняют теплоизоляционной засыпкой, легким бетоном, блоками или плитами утеплителей. Для большей жесткости конструкции при стенах в два и менее кирпичей тычковые ряды устраивают в разных уровнях в шахматном порядке. Применение облегченных кладок позволяет снизить расход кирпича на 30...40%, значительно сократить трудоемкость и стоимость работ.
Армированная каменная кладка - специфика ее в том, что для повышения прочности в швы укладывают арматурные сетки или отдельные стержни (рис.11. 6). Для поперечного армирования применяют прямоугольные проволочные сетки или сетки «зигзаг». Расстояние между стержнями сетки при их диаметрах 3...8 мм должно быть в пределах 30... 120 мм. Сетки «зигзаг» целесообразно располагать в двух смежных рядах так, чтобы расположение прутков в них было взаимно перпендикулярным. Сетки по вертикали укладывают по проекту, но не реже чем через 5 рядов кладки. Обычно прямоугольные сетки имеют диаметр стержней до 5 мм, «зигзаг» - от 5 до 8 мм. Для обеспечения защитного слоя раствора необходимо, чтобы толщина швов кладки превышала диаметр проволоки не менее чем на 4 мм.
Для продольного армирования диаметр сжатой арматуры должен быть не менее 3 мм, а растянутой - 8 мм. Армирование осуществляют стержнями или сетками, размещенными как в самой кладке, так и рядом с ней с наружной стороны, крепление с кладкой во втором случае осуществляют хомутами, заделанными в кладку. Для предохранения армирования от коррозии в сухих условиях эксплуатации марка раствора должна быть не менее 25, во влажных условиях - не менее 50.
Рис.11.6. Армирование кирпичных столбов и простенков:
а - прямоугольными сетками; б - зигзагообразными сетками; 1 - выступающие концы прутков сеток
28.Организация погрузочно-разгрузочных работ.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ в строительстве, промышленности строительных материалов и стройиндустрии должны соблюдаться соответствующие государственные стандарты и Правила по охране труда, в частности, ПОТ РМ-007-98. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.
Транспортные средства и оборудование, применяемые для погрузочно-разгрузочных работ, должны соответствовать характеру перерабатываемого груза.
Площадки для погрузочных и разгрузочных работ должны быть спланированы и иметь уклон не более 1:10, а их размеры и покрытие - соответствовать проекту производства работ. В соответствующих местах необходимо установить надписи: «Въезд», «Выезд», «Разворот» и др.
Эстакады, с которых разгружаются сыпучие грузы, рассчитываются с определенным запасом прочности на восприятие полной нагрузки грузового автомобиля определенной марки, оборудуются указателями допустимой грузоподъемности, а также должны ограждаться с боков и оборудоваться колесоотбойными брусьями.
На площадках для погрузки и выгрузки тарных грузов (тюков, бочек, рулонов и др.), хранящихся на складах и в пакгаузах, устраивают платформы: эстакады, рампы высотой, равной уровню пола кузова автомобиля.
Движение автомобилей на производственной территории, погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях к ним регулируется общепринятыми дорожными знаками и указателями. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), предусматривается не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), - не менее 1,5 м. Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля (или задней точкой свешиваемого груза) должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ необходимо соблюдать требования законодательства о предельных нормах переноски тяжестей и допуске работников к выполнению этих работ. Переносить материалы на носилках по горизонтальному пути разрешается только в исключительных случаях и на расстояние не более 50 м. Запрещается переносить материалы на носилках по лестницам и стремянкам.
Склады, расположенные выше первого этажа и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м, оборудуются подъемником для спуска и подъема грузов. Освещенность помещений и площадок, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, должна соответствовать требованиям СНиП 23-05-95 (Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 783 утверждена и введена в действие с 20 мая 2011 г. актуализированная редакция настоящего документа с шифром СП 52.13330.2011 – прим. составителя)
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются, как правило, механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и под руководством лица, назначенного приказом руководителя организации, ответственного за безопасное производство работ с кранами. Ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ обязан проверить исправность грузоподъемных механизмов, такелажа, приспособлений, подмостей и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря, а также разъяснить работникам их обязанности, последовательность выполнения операций, значение подаваемых сигналов и свойства материала, поданного к погрузке (разгрузке).
Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов весом более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м.
Организациями или физическими лицами, применяющими грузоподъемные машины, разрабатываются способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики и машинисты грузоподъемных машин. Графическое изображение способов строповки и зацепки, а также перечень основных перемещаемых грузов с указанием их массы выдаются на руки стропальщикам и машинистам кранов и вывешиваются в местах производства работ.
В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и в зоне работы грузоподъемных машин запрещается нахождение лиц, не имеющих непосредственного отношения к этим работам. Присутствие людей и передвижение транспортных средств в зонах возможного обрушения и падения грузов запрещаются.
Водителям автомобилей разрешается с их согласия производить работы по погрузке и разгрузке грузов. В случаях неодинаковой высоты пола кузова автомобиля и платформы применяются трапы.
Перед погрузкой или разгрузкой панелей, блоков и других сборных железобетонных конструкций монтажные петли должны быть осмотрены, очищены от раствора или бетона и при необходимости выправлены без повреждения конструкции.
Работники, допущенные по результатам проведенного медицинского осмотра к выполнению работ по погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, проходят специальное обучение безопасности труда с последующей аттестацией и должны знать и уметь применять приемы оказания первой помощи.
При производстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами текущий инструктаж проводят перед началом работ. В программу инструктажа включают сведения о свойствах опасных грузов, правила работы с ними, меры оказания первой помощи.
Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами производятся по наряду-допуску на производство работ в местах действия опасных или вредных производственных факторов. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных грузов следует производить в специально отведенных местах при наличии данных о классе опасности и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности. Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке, ее неисправности, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.
Погрузка опасного груза на автомобиль и его выгрузка из автомобиля производятся только при выключенном двигателе, за исключением случаев налива и слива, производимых с помощью насоса с приводом, установленного на автомобиле, приводимого в действие двигателем автомобиля. Водитель в этом случае должен находиться у места управления насосом.
Погрузочно-разгрузочные операции с сыпучими, пылевидными и опасными материалами производятся с применением средств механизации и использованием средств индивидуальной защиты, соответствующих характеру выполняемых работ. Допускается выполнять вручную погрузочно-разгрузочные операции с пылевидными материалами (цемент, известь и др.) при температуре материала не более 40° С.
Для обеспечения безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемного крана его владелец и организация, производящая работы, обязаны выполнять следующие требования:
- на месте производства работ не допускается нахождение лиц, не имеющих отношения к выполнению работ;
- не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или в кабине автомашины.
В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов устраиваются стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами производится по технологии, утвержденной владельцем крана, в которой определяются места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность их безопасного выхода на эстакады и навесные площадки. Нахождение людей в полувагонах при перемещении груза не допускается.
Такелажные или стропальные работы при погрузке и разгрузке грузов выполняются лицами, прошедшими специальное обучение и имеющими удостоверение на право производства этих работ.
Для зацепки и обвязки (строповки) груза на крюк грузоподъемной машины назначаются стропальщики. В качестве стропальщиков могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники и т.п.), обученные профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке груза. В удостоверениях таких рабочих должна быть сделана запись о присвоении им смежной профессии стропальщика. Способы строповки грузов должны исключать возможность падения или скольжения застропованного груза. Установка (укладка) грузов на транспортные средства должна обеспечивать устойчивое положение груза при транспортировке и разгрузке.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускаются строповка груза, находящегося в неустойчивом положении, а также исправление положения элементов строповочных устройств на приподнятом грузе, оттяжка груза при косом расположении грузовых канатов.
29.Перечислите системы перевязки.
Определенный порядок, согласно которому располагаются отдельные кирпичи в кладке, называют системой перевязки или, как часто говорят, перевязкой. Наиболее распространенными системами перевязок являются однорядная (цепная), многорядная (пятирядная) и трехрядная. Кроме них, для кладки отдельных зданий применяются декоративные виды кладок.
При однорядной системе перевязки тычковые и ложковые ряды чередуются в каждом ряду кладки. Вертикальные поперечные швы перекрываются кирпичами вышележащего ряда на четверть кирпича, а продольные вертикальные швы – на половину кирпича.
При пересечении стен ложковый ряд пропускается через тычковый, не нарушая своей перевязки.
Наряду с простой и полной перевязкой швов, однорядная кладка имеет ряд недостатков:
1. Большое количество тычков в верстовых рядах и малый объем забутки, что повышает трудоемкость кладки.
2. Большой расход кирпича при кладке с облицовкой.
Из-за этих недостатков однорядную кладку для стен из кирпича применяют крайне редко.
При кладке стен из керамического камня с поперечными щелевыми пустотами использование цепной перевязки обязательно.
Очень часто кладку стен из кирпича выполняют многорядной перевязкой. Она состоит из одного тычкового и пяти ложковых рядов. В этой системе перевязки допускается отклонение от третьего правила разрезки, продольные вертикальные швы перекрываются только через пять рядов тычковым способом, что несколько снижает несущую способность кладки. Поперечные вертикальные швы в четырех ложковых рядах перекрываются ложками смежного ряда на половину кирпича, а швы пятого ложкового ряда – тычками одноименного ряда на четверть кирпича.
Кладку стен начинают с тычкового ряда. Внутреннюю версту тычкового ряда, если толщина стены равна целому числу кирпичей, выкладывают тычками, а при кратной половине кирпича – ложками. Забутку во всех рядах, кроме первого и второго, выполняют ложками. В следующем за тычковым ложковому ряду внутреннюю версту при толщине стены, кратной целому числу кирпичей, выкладывают ложками, а при кратной половине кирпича – тычками. Забутку во всех случаях выполняют ложками. Все последующие четыре ложковых ряда выкладывают из целого кирпича с перевязкой в полкирпича.
Широкое распространение многорядной системы перевязки объясняется ее преимуществами по сравнению с однорядной:
1. Меньшая трудоемкость. Забутку легче укладывать, чем наружные версты.
2. Не затрачивается время на заготовку трехчетверток.
Рис. 16. Кладка забутки способом вполуприсык: а – тычками; б – ложками; 1–2 – последовательность действий.
Трехрядную систему перевязок применяют обязательно при кладке колонн, столбов и простенков. Эта система допускает совпадение наружных вертикальных швов в трех рядах кладки по высоте. Такая кладка требует меньшего количества неполномерного кирпича, чем однорядная или пятирядная. Кладку столбов и простенков нельзя выполнять «корзинкой», то есть выкладывать верстовые ряды по контуру только ложками. При такой кладке верстовые ряды не перевязываются с забуткой, а кладка получается непрочной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: