Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Понятие о третейском разбирательстве




1. История развития

2. Основные положения

3. Оспаривание решений и выдача исполнительных листов на принудительное их исполнение

История развития

Третейский суд — это один из древнейших институтов, посредством которого противостоящие в суде стороны разрешали свои конфликты. Данный институт прежде всего выполняет роль альтернативы государственному суду (как общей, так и арбитражной юрисдикции). Древнейшим историческим документом о третейском суде является Договорная грамота князя Дмитрия Донского с князем Серпуховским Владимиром 1362 г., однако он упомина­ется и в более ранних источниках. В Соборном уложении 1649 г. также говорится о третейском суде. Начало XIX в. ознаменовало собой появление в России двух видов третейских судов — узако­ненных и добровольных. Их официальная история начинается с Положения о третейском суде 1831 г. и заканчивается для уза­коненного суда реформой 1864 г., а для суда добровольного — ре­волюцией 1917 г.

Интересно, что с первых дней существования советской власти в России уделялось достаточное внимание третейскому суду. Так, уже в Декрете № 1 предусматривалась возможность обращения в третейский суд. Кстати, в этот период юрисдикция третейского суда охватывала рассмотрение не только гражданских дел, но и уголовных дел частного обвинения. В советское время третей­ское судопроизводство достигло своего расцвета в период нэпа, однако затем с развитием командно-административной экономи­ки на долгие годы оставалось лишь пустой формальностью. В этот период в СССР официально функционировали два постоянно действующих суда, которые занимались рассмотрением дел, свя­занных с внешнеторговыми операциями, — это Внешнеторговая арбитражная комиссия (ВТАК) и Морская арбитражная комис­сия (МАК).

Реформы 1990-х гг. привели к появлению Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров 1992 г., на основании которого в стране возникло большое коли­чество постоянно действующих третейских судов. В настоящее время в России основным источником, регулирующим рассмотре­ние дел в третейских судах, является ФЗ от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее— ФЗ «О третейских судах»).

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О третейских судах» в Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды (ПДТС) и третейские суды для разрешения конкретного спора (иначе называемые судами ad-hoc). С точки зрения юрисдикции между данными третейскими судами нет никаких раз­личий, поэтому в целом третейские суды, действующие на основании ФЗ «О третейских судах», можно назвать внутренними третейскими судами общей третейской юрисдикции (в отличие от МКАС[3] и МАК[4], которые действуют на основании Закона РФ от 07.07.1993 №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»).

Основные положения

Процедура третейского разбирательства зависит от волеизъ­явления участников третейского соглашения. В соответствии с правилами ст. 7 ФЗ «О третейских судах», если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в ПДТС его правила рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения. Если стороны решат создать суд ad-hoc, то за основу проведения третейского разбирательства они могут взять правила любого ПДТС, нормы закона, либо самостоятельно оговорить процедуру проведения разбирательства. Действия сторон, а также правила ПДТС в любом случае не должны противоречить нормам ФЗ «О третейских судах». В случае если процедура третейского разбирательства не соответствует требованиям, изложенным в ст. 19 ФЗ «О третейских судах», данное обстоятельство является основанием либо для отмены решения третейского суда, либо для отказа в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.

ФЗ « О третейских судах» сохранил некоторые императивные нормы, регулирующие процедуру разбирательства (например, ст. 27 о надлежащем и заблаговременном извещении сторон о времени и месте третейского разбирательства).

В ходе осуществления правоприменительной деятельности третейский суд по существу рассмотренного спора выносит третейское решение. Несмотря на то, что данный юрисдикционный орган не осуществляет правосудия и его решение в этой связи выносится не от имени государства, оно обладает целым рядом специфических черт, которые отличают третейские суды от иных юрисдикционных органов. Форма третейского решения должна быть письменной. К содержанию третейского решения вполне применимы требования, предъявляемые к судебному решению, с определенными исключениями.

В качестве основных требований, предъявляемых к третейскому решению, выступают его законность и обоснованность. Границы нарушения требования законности третейского решения определены возможностью его отмены либо отказом в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение. Если решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права, оно должно быть признано незаконным. Компетентный суд при определении законности вынесенного третейского решения в любом случае не должен зани­маться проверкой правильности применения третейским судом норм материального и процессуального права, т.е. перепроверять третейское решение, по сути, выполняя функцию кассационной инстанции. Такие требования, предъявляемые к судебному решению, как обоснованность, мотивированность, полнота, безусловность и определенность, в полной мере можно отнести и к решению третейского суда, поскольку они не обладают специфическими признаками.

Законная сила третейского решения ставится законодателем в зависимость от усмотрения сторон. Если стороны в соглашении предусмотрели окончательность третейского решения, то оно вступает в законную силу сразу после оглашения. Если подобного указания в соглашении нет, то полностью все свойства законной силы третейское решение приобретет по истечении трехмесячного срока на его оспаривание.

ФЗ «О третейских судах» сохранил в ст. 1 указание на то, что третейскому разбирательству подлежат только споры. Это означает, что дела особого производства, рассматриваемые судами, не подведомственны третейскому разбирательству, так как в них отсутствует спор о праве. Предметный критерий при определении третейской подведомственности сформулирован в ФЗ «О третейских судах» крайне неудачно. Учитывая сложившуюся практику и взгляды исследователей на данный вопрос, представляется, что законодатель в ст. 1 указанного ФЗ имел в виду то, что третейскому разбирательству подведомственны споры, вытекающие из гражданских правоотношений в широком смысле. В связи с действием исключительной подведомственности третейскому разбирательству не подведомственны:

а) споры, вытекающие из семейных и трудовых правоотношений;

б) дела, указанные в ст. 33 АПК.

Согласно правилам ст. 2 ФЗ «О третейских судах» сторонами третейского разбирательства могут выступать организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, и физические лица. Из субъектов третейского разбирательства необходимо исключить прокурора, государственные органы, ОМС и иные органы, кото­рые могут обращаться в компетентный государственный суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц.

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. При наличии третейского соглашения третейский суд обладает компетенцией на рассмотрение споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...