Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Банковский мультипликатор – почему он варьируется.




 

Рост и уменьшение депозитов, соответствующее определенному изменению резервов, рассмотренные ранее, базировалось на предположении о неизменности банковского мультипликатора. Этот мультипликатор определялся уровнем норматива резервирования, установленного для текущих счетов. Данное предположение является упрощением реальной взаимосвязи между изменением количества резервов и денег, особенно в краткосрочной перспективе. По ряду причин, описанных в настоящей части, размер резервов, соответствующих определенному размеру депозитов, постоянно изменяется.

Одним из факторов, влияющих на изменение резервного мультипликатора, является размер избыточных резервов. В реальности резервы никогда не используются полностью – всегда есть избыток, обусловленный неравномерностями и лагами в потоке денежных средств, проходящих через тысячи банков.

Избыточные резервы представляют проблему при проведении денежной политики только потому, что их количество меняется: рост денежной массы оказывается меньше теоретически обоснованного уровня в той мере, в какой увеличение общего количества резервов компенсируется наращиванием резервов избыточных. И наоборот – снижение количества избыточных резервов дает тот же эффект, что и создание новых на ту же сумму.

текущие счета
наличные
резервы
процент депозита, относимый на резервы
Еще одной причиной «проскальзывания», когда изменение резервов не оказывает желаемого воздействия на денежную массу, является резервирование обязательств, не относящихся к деньгам, а также дифференцирование ставки резервирования в зависимости от размера кредитного учреждения. С 1980 до 1990 резервирование распространялось на нетекущие обязательства всех кредитных учреждений,

а до того на все депозиты в банках-членах. В результате на резервный мультипликатор влиял переток средств между организациями, осуществлявшими резервирование по разным ставкам, и между текущими счетами и прочими резервируемыми обязательствами. Распространение резервных нормативов на все кредитные учреждения в 1980 и освобождение от резервирования срочных депозитов юридических лиц и евродолларовых счетов уменьшило воздействие этих факторов, хотя и не устранило его полностью. Потенциал для мультипликации наперед заданного количества резервов все еще варьируется из-за перетока средств от крупных банков меньшим, освобожденным от резервирования или резервирующим по ставке 3%.

Также, банковский мультипликатор зависит от перевода депозитов в наличные и наоборот. Этот фактор был важен в 1980-е, когда предпочтения публики касательно выбора формы хранения денег – в наличных или на текущих счетах – значительно изменились. Также влияет на мультипликатор перевод средств с

резервируемых счетов, включаемых в денежную массу, на счета также резервируемые, но в деньги не входящие: депозиты кредитных организаций, правительств и центробанков. Общий объем этих средств относительно совокупных текущих счетов невелик, однако может значительно варьироваться от недели к неделе.

Эффект от чистого увеличения резервов может изменяться в широких пределах в зависимости от того, как они абсорбируются. Денежная масса увеличится лишь на 1 доллар за каждый доллар дополнительных резервов, если эти средства в виде наличных будут выданы публике. В общем виде, при норме резервирования 10 % увеличение резервов на $1 может поддерживать увеличение депозитов на $10. Еще больший рост возможен в условиях дифференцированной системы, когда к небольшим банкам применяется ставка резервирования ниже 10 %. Также $1 резервов может поддерживать дополнительных $10 на счетах, не учитываемых в денежной массе (см график). Обычно увеличение резервов абсорбируется той или иной комбинацией перечисленных счетов и наличными.

Вышеперечисленные факторы являются, до определенной степени, предсказуемыми, и учитываются при расчете количества дополнительных резервов, необходимых для достижения желаемого объема монетарной экспансии. Также они помогают понять, почему кратковременные изменения банковских резервов бывают непропорциональными, а то и вовсе противоположными изменениям депозитной составляющей денег.

Взаимосвязь между изменением резервов и текущих счетов в краткосрочном периоде была весьма волатильной до Закона о монетарном контроле 1980...
Создание денег и управление резервами.

Текущие счета (правая шкала)
Недельные изменения, 1979
Всего резервов (левая шкала)
Еще одна причина изменчивости в количестве резервов – неравномерность кредитной экспансии. Хотя политика банков в отношении кредитования, как правило, принимает во внимание доступность фондов, размер и время, а также целевой характер получаемых кредитов определяются, все же, нуждами клиентов.

Недельные изменения, 1983
... и до системы одновременного резервирования в 1984...
На самом деле, выдача кредитов банками обычно ограничивается не количеством избыточных резервов, а зависит от политики банка и его ожиданий относительно своей способности получить средства, необходимые для проведения платежей клиентов в срок. Фактически, поскольку правила Федерального резерва, действовавшие с 1968 по 1984 годы устанавливали, что обязательные резервы в течение недели должны соответствовать среднему размеру депозитов двумя неделями ранее, т.е. резервирование имело временной лаг, создание депозитов предшествовало операциям по обеспечению соответствующих резервов. В начале 1984 года для улучшения монетарного контроля была внедрена система, сближающая периоды фактического существования депозитов и соответствующих им резервов.

Недельные изменения, 1991
... но менее волатильна после.
В феврале 1984 года банки перешли к поддержанию уровня резервов в течение резервного периода, завершающегося в среду, обеспечивающего соответствие среднему размеру депозитов за период, оканчивающийся лишь на два дня ранее. Согласно этому правилу фактическое наращивание депозитов должно быть лучше приближено к процессу, описанному в начале данного буклета. Однако «проскальзывания» все еще имеют место из-за неопределенности в размерах депозитов и резервов в конце расчетного резервного периода. Более того – не все банки обязаны рассчитывать резервы в соответствии с новой системой: небольшие кредитные учреждения могут быть полностью освобождены от резервирования либо обеспечивать средние за квартал резервы на уровне, достаточном для поддержания депозитов в прошлом квартале.

В целом, однако, волатильность банковского мультипликатора заметно уменьшилась за счет распространения единых резервных требований на все кредитные учреждения в 1980 году, введения системы одновременного резервирования 1984 и отмены резервирования срочных депозитов и других обязательств в 1990. В результате, кратковременные изменения в общем объеме резервов и текущих счетов, включаемых в денежную массу, теперь взаимосвязаны теснее, нежели ранее (см. графики). Уменьшение нормы резервирования по депозитам свыше 3 процентного транша в апреле 1992 должно дополнительно стабилизировать мультипликатор, во всяком случае теоретически.

По иронии, все эти изменения, уменьшающие изменчивость связи между резервами и текущими счетами, произошли тогда, когда взаимосвязь между компонентами денежной массы М1 и экономикой ослабли. Поскольку М1 стала менее полезной для целей монетарной политики, большее внимание было обращено на более широкие М2 и М3. В свою очередь, взаимосвязь резервного мультипликатора для более широких агрегатов денежной массы отличается значительно большей изменчивостью по сравнению с М1.

Хотя каждый банк ведет деятельность в рамках системы, количество резервов в которой контролируется ФРС, реакция банков на меры монетарной политики не прямая – конкретный банк не знает, какая будет его резервная позиция сегодня в конце дня после проведения всех платежей; не знает он и то, когда новые резервы появляются в банковской системе. Резервы рассредоточены по тысячам кредитных учреждений, и отдельный банкир просто не может отличить поступление новых резервов, появившихся вследствие их увеличения Федом или изменения структуры фондов от потоков средств от обычной деятельности.

Для балансирования краткосрочной потребности в резервах с наличными средствами банки обращаются на денежные рынки, где берут резервы в долг в случае их нехватки или одалживают при наличии их избытка. Если спрос на резервы значителен и превосходит их предложение, то получить необходимые средства становится сложнее и обходятся они дороже, что, в свою очередь, стимулирует банки к ограничению кредитования и принятию мер к уменьшению темпов роста депозитов.

Комитет по открытым рынкам Федерального Резерва контролирует процесс создания депозитов, главным образом, посредством влияния на доступность и цену средств на денежном рынке. Когда общее количество резервов оказывается недостаточным для удовлетворения резервным нормативам, некоторым банкам приходится обращаться к дисконтному окну ФРС. Поскольку этот тип заимствований ограничен короткими промежутками времени, необходимость вернуть полученный займ вынуждает банки ограничить дальнейшее кредитование. И наоборот, доступность и дешевизна избыточных резервов стимулирует банки выдавать ссуды, совершать инвестиции и наращивать депозиты.


[1] Для того, чтобы описать процесс создания денег настолько просто, насколько это возможно, термин «Банк», используемый в данном пособии, необходимо понимать как собирательное от любых кредитных организаций. С тех пор как в 1980 году был принят «Акт о дерегулировании кредитных учреждений и монетарном контроле», любым кредитным учреждениям разрешено открывать процентные депозитные счета определенным клиентам. Текущие счета (процентные счета, наравне с депозитами до востребования, по которым начисление процентов до сих пор законодательно запрещено) в любых кредитных учреждениях являются объектом для резервных нормативов, устанавливаемых Федеральным Резервом. Таким образом, подобные институты, также как и банки, имеют возможность создавать деньги.

 

[2] Часть резервов банка представляет собой остаток, необходимый для обеспечения соответствия требованиям норм резервирования, в то время как другая часть пополняется из поступлений банка и используется для оплаты услуг Феда (обычно составляет очень небольшую часть резервов – менее одного процента, прим. перев).

[3] Долларовые суммы, используемые в различных примерах, не обязательно имеют отношение к реальным операциям. Например, операции на открытом рынке обычно проводятся с большим количеством дилеров, а их размер составляет несколько миллиардов долларов.

[4] На самом деле, многие операции сегодня осуществляются электронным переводом средств между счетами, а не с помощью выписывания бумажного чека. За исключением времени, необходимого для почтовой пересылки чека, бухгалтерские проводки по электронным переводам и бумажным чекам идентичны. Таким образом, термин «чек» используется для обозначения обоих типов платежей.

[5] Для каждого банка резервные требования составляют 3 процента от установленного базового размера текущих счетов и 10 процентов на средства, превышающие эту сумму. Первоначально Актом о дерегулировании кредитных учреждений и денежно-кредитном контроле эта сумма, называемая «малым резервным траншем», была установлена на уровне $25 миллионов, и менялась ежегодно соответственно увеличению текущих счетов в масштабах страны. Малый резервный транш равнялся $41,1 млн в 1991 и $42,2 - в 1992. Акт Гама-Сен Жермена от 1982 внес дальнейшие изменения в эти требования, освободив от резервирования подлежащие ему первые два миллиона долларов обязательств. Как и сам малый резервный транш, освобождения от резервирования индексируются ежегодно для отражения роста в резервируемых обязательствах банков. Уровень освобождения от резервирования в 1991 году достиг $3,4 миллионов, в 1992 году – $3,6 млн. (по состоянию на 01 января 2009 года уровень малого резервного транша, требующего пониженного резервирования, составил 44,4 миллиона долларов, от резервирования освобождаются $10,3 миллиона – прим. перев.)

[6] так было до 2008 года. Затем принятие Закона 2008 года об экстренном стимулировании экономики дало право Феду платить проценты по обязательным и избыточным резервам, коим он и воспользовался начиная с 01 октября 2008 года, на три года раньше, чем до того планировалось. Ставка процента по обязательным резервам равна ставке federal funds минус десять базовых пунктов, процент по избыточным резервам составил federal funds минус 75 bp – прим. перев.

[7] предъявление клиентом к оплате бумажного чека и получение денег из банкомата отражаются на балансовом листе одинаково.

[8] оригинальный недельный график 1989-1991 заменен на месячный 2006-2009. 1 – начало периода. Источник: еженедельные отчеты H.4.1, публикуемые ФРС – прим. перев.

8 в соответствии с правилами учета резервов, наличные деньги в хранилище учитываются в составе резервов для будущих периодов, в то время как остатки на корсчетах обеспечивают соответствие нормативам резервирования в текущем периоде. В результате, влияние на резервную позицию банка может отличаться от продемонстрированного, если банк не восстановит свою позицию по наличным деньгам за счет изменений в резервном балансе.

[10] Если остатки на счете Казначейства вырастают до размеров, превышающих запланированные потребности, Казначейство может поместить часть фондов на TT&L с помощью «прямого инвестирования». На балансах это отражается теми же проводками, что и при списании с TT&L на счета Казначейства в ФРС, но с противоположным знаком.

[11] Налоговые платежи, получаемые организациями, уполномоченными ФРС, первоначально зачисляются на подлежащие резервированию депозитные счета Казначейства. Поскольку такие платежи обычно осуществляются с резервируемых текущих счетов, данная операция не приводит к изменению размера обязательных резервов в этот день. Тем не менее, на следующий рабочий день полученные средства переводятся на нерезервируемый счет либо перечисляются в ФРС для зачисления на счет Казначейства в Феде; и то, и другое приводит к уменьшению уровня обязательных резервов.

[12] Средний остаток на счетах Казначейства в Феде в период с начала 2008 года до 17 сентября составил порядка пяти миллиардов долларов. Однако затем он начал быстро расти, и среднегодовой остаток составил уже $18,7 миллиардов, на пике (24 декабря 2008) достигнув $126 млрд. Кроме того, 18 сентября был создан дополнительный счет Казначейства в ФРС; средства на пополнение которого привлекались на открытом рынке, однако со счета не расходовались. Максимальный остаток на дополнительном счете составил $556,892 млрд долларов и был достигнут 12 ноября. Параллельно с ростом остатка по дополнительному счету Казначейства увеличивался остаток и на основном, достигнув 29 октября невиданного до того времени уровня в $100 млрд – за две недели его рост составил 1 373 %. По существу, совместными усилиями ФРС и Казначейство США изъяли с мировых кредитных рынков более полутриллиона долларов резервов ($650 млрд на пике), что, при 10 % норме резервирования, означает изъятие у экономических агентов примерно $6 триллионов – прим. перев.

[13] Также флоут ФРС возникает при иных формах перечисления средств, осуществляемых Федом, таких как переводы, в т.ч. ценных бумаг, и автоматический клиринг.

[14] Дневные поправки (as-of adjustments) также используются для целей калькуляции флоута, см. стр. 24, и для несвязанных с флоутом корректировок, см. стр. 47.

[15]В случае, если полученные от Банка А чеки были ошибочно отнесены к двухдневной досягаемости, тогда ни статья флоута, ни резервы не увеличатся, хотя должны бы были. Резервная позиция Банка А и опубликованные данные о состоянии флоута корректируются из-за этой и подобных ошибок с помощью дневных поправок.

[16] Закон установил, что в список платных услуг включаются инкассация чеков и проведение расчетов по ним, электронные переводы, автоматический клиринг, урегулирование, хранение ценных бумаг, неденежные сборы, флоут ФРС и любые новые услуги.

[17] Вычитаемый доход вычисляется по следующей формуле: , где e – размер вычитаемых доходов, b – среднедневной размер клириноговых резервов за расчетный период, MRRrb – норма резервирования (10 %), erate – ставка по вычитаемым доходам (с 6 января 2005 составляет 80 % от ставки по трехмесячным казначейским обязательствам), MRRi – ставка резервирования по дополнительно привлекаемым средствам (0 %, 3 % или 10 % - см. сноску 5 на стр. 7, прим перев.), ffrate – средняя эффективная ставка по трехмесячным казначейским нотам (скользящая тринадцатинедельная средняя эквивалентной купонной доходности по казначейкам, обращающимся на вторичном рынке); в расчете принимается b, не превышающий установленный ФРБ для банка размер клиринговых резервов, увеличенный на $25 000. Оригинальная формула из Modern Money Mechanics заменена на взятую из Reserve Maintenance Manual Федерального Резерва от апреля 2008 – прим. перев.

[18]Хотя некоторая часть флоута оплачивается непосредственно, плата за остальной флоут взимается Федом косвенно, например, путем включения платы за него в стоимость оплачиваемых услуг.

[19] Регулирующий кредит – краткосрочное заимствование для удовлетворения текущих потребностей в средствах. Сезонный – предоставляется на больший срок небольшим кредитным учреждениям, имеющим регулярные сезонные потребности в средствах. В рамках расширенной программы кредит может быть выдан организации или группе организаций, испытывающих устойчивый дефицит ликвидности. Резервы, введенные в рамках последней программы, обычно стерилизуются посредством операций на открытом рынке.

Выдача регулирующих кредитов прекращена с 9 января 2003 года. В настоящее время (2009 год) вместо вышеуказанных действуют три другие программы: первичный кредит (primary credit) для банков с устойчивым финансовым положением, вторичный кредит (secondary credit) – для тех, кто не может претендовать на первичный, и сезонные кредиты (seasonal credit) – для небольших банков, расположенных в сельскохозяйственных или туристических районах. Первоначально ставка по первичным кредитам составляла federal funds+100 bp, вторичный – primary+50 bp.

В дополнение к перечисленным 12 декабря 2007 года создана Term auction facility – в ее рамках раз в две недели предоставляются кредиты сроком на 28 или 84 дня. Размер выданных средств варьировался в широких пределах, в феврале 2009 превысив $250 млрд на двух размещениях. Кроме того, действует ряд программ предоставления ликвидности и выкупа ценных бумаг, также увеличивающих объем резервов в банковской системе – прим. перев.

[20] Стоимость кредитов зависит от учетной ставки (ставки по федеральным фондам), а также от ситуации на денежных рынках. С 17 марта 2008 года введен временный порядок, согласно которому за пользование первичным кредитом начисляются проценты в размере ставки федеральных фондов, увеличенной на 0,25 % годовых, вторичные кредиты обойдутся дороже первичных на 0,5 % годовых. Проценты по сезонным кредитам зависят от ситуации на денежных рынках, пересматриваются раз в две недели и, как правило, ниже ставки по первичным – прим. перев.

[21] Закон о денежно-кредитном контроле предусматривает возможность введения «в экстренной ситуации» резервных требований любого размера по любым видам обязательств на срок до шести месяцев. Резервирование текущих счетов также может быть увеличено, максимум на 4 %.

Евровалютой называют счет в национальной валюте, открытый в банке, находящемся за пределами страны – эмитента валюты, прим. перев.

[22] В 2009 году малый резервный транш определен в $44,4 миллиона (максимум в $51,9 млн достигнут в 1994), от резервирования полностью освобождены первые $10,3 миллиона обязательств. В отличие от малого резервного транша, следующего за денежной массой как в фазах роста, так и в периоды сжатия, освобождаемая от резервирования сумма стабильно растет, за исключением 1988-1990 годов, когда она оставалась неизменной – прим. перев.

[23] Полная ответственность за интервенции США на иностранные валютные рынки лежит на Казначействе. Валютные операции, проводимые за счет ФРС, осуществляются в соответствии с указаниями Комитета по открытым рынкам ФРС, действующего в рамках курсовой политики, определяемой Казначейством во взаимодействии с Федом. Данные операции проводятся ФРБ Нью-Йорка, обычно одновременно с аналогичными действиями Фонда валютной стабилизации (Exchange stabilization fund) Казначейства США.

[24] Американцы, посещающие другие страны, участвуют в «валютообменных операциях» при получении иностранных монет и бумажных денег в обмен на доллары и центы, но бОльшая часть конверсионных операций не затрагивает монеты и банкноты, а проводится посредством обмена банковских депозитов, номинированных в одной валюте на банковские депозиты, номинированные в другой валюте. Для простоты в примерах предполагается, что в операции при интервенции вовлечены американский и иностранный банки, однако если бы вместо них действовали иные экономические агенты соответствующих стран, эффект, оказываемый интервенцией на резервы, был бы таким же.

[25] SDR были созданы в 1970 году для использования правительствами при осуществлении международных платежей.

[26] Технически, депонирование состоит из двух соглашений между Федом и Казначейством: в соответствии с первым ФРС обязуется приобрести у Казначейства валюту, согласно второму Казначейство должно выкупить ее назад в будущем.

[27] В настоящее время – 2009 год – в балансе Феда свопам выделена отдельная строка – central bank liquidity swaps, прим. перев.

 

[28] В 2009 году Федеральный Резерв намеревается купить у Казначейства бумаг на $300 млрд. Кроме того, приобретение Федом бумаг у первичных дилеров, в свою очередь только что получивших их на аукционе, по своему воздействию на резервы ничем не отличается от прямых покупок обязательств у Казначейства – прим. перев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...