Источники уголовно-процессуального права
Содержание уголовно-процессуального права отражено в соответствующих документах, т. е. в определенных источниках. Источники уголовно-процессуального права — это нормативные правовые акты, которые являются носителями содержания уголовно-процессуального права и применение которых обра зует производство по уголовному делу. Поскольку уголовно-процессуальное право является регулятором общественных отношений, связанных с ограничением наиболее существенных прав и свобод человека и гражданина, в качестве источников данной отрасли права могут выступать лишь такие нормативные правовые акты, которые были приняты на уровне не ниже федерального законодательства. Источники уголовно-процессуального права могут быть систематизированы различными способами. Самым распространенным из них является значимость того либо иного акта для регулирования уголовно-процессуальных правоотношений. По данному основанию источники уголовно-процессуального права могут быть систематизированы следующим образом: I) Конституция РФ в части, касающейся уголовного судопроизводства; 2) Уголовно-процессуальный кодекс РФ; 3) иные федеральные конституционные законы и федеральные законы в части, касающейся уголовного судопроизводства; 4) общепризнанные принципы и нормы международного права и меж дународные договоры Российской Федерации. Определенное значение имеет систематизация источников уголовно-процессуального права в зависимости от их юридической силы. При этом источники располагаются несколько иначе, чем в первом случае, т. е. следующим образом: 1) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; 2) Конституция РФ в части, касающейся уголовного судопроизводства; 3) федеральные конституционные законы в части, касающейся уголовного судопроизводства; 4) Уголовно-процессуальный кодекс РФ; 5) иные федеральные законы в части, касающейся уголов ного судопроизводства. В этой классификации основное значение придается не объему уголовно-процессуальных норм, содержащихся в том или ином акте, а тому, какую юридическую силу имеют данные нормы и какие из них должны применяться в случае противоречия между ними.
Обе из вышеуказанных систематизации имеют равное право на существование. Вместе с тем в учебных целях целесообразно использовать первую из предложенных, так как именно она указывает на место тех либо иных уголовно-процессуальных норм в общем механизме правового регулирования. Основные исходные положения уголовно-процессуального права определены Конституцией РФ. В этом источнике сосредоточена большая группа норм, закрепляющих права личности в сфере уголовного судопроизводства, а также определяющих оптимальное функционирование соответствующих государственных органов. В Конституции РФ приведены развернутые формулировки большинства принципов уголовного судопроизводства, что обеспечивает неизменность их содержания и надежность применения. Так, в ч. 2 ст. 4 данного акта закреплено Положение о верховенстве Конституции РФ и федеральных за конов на всей территории страны; ряд положений (ст. 2, ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 46, ст. 120 и др.) обеспечивают надлежащую про цедуру предварительного расследования преступлений и судебного разбирательства по уголовным делам; большой комплекс норм являет собой нормативную базу для обеспечения прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства (ст. 18, 19, ч. 2 ст. 22, ст. 23, 25, ч. 2 ст. 26, ч. 3 ст. 46, ст. 48, 49, 51, ч. 3 ст. 123, ч. 4 ст. 125). Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 г.
№ 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» указал, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности когда: 1) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; 2) суд придет к выводу, что феде ральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; 3) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступле ния в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции. Наиболее полно уголовно-процессуальную деятельность регламентирует УПК РФ, который был принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г., подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. и вступил в силу с 1 июля 2002 г. УПК РФ построен на идеологии верховенства права, приоритета таких ценностей, как свобода и личная неприкосновенность, независимый суд, презумпция невиновности, состязательность сторон, соразмерность применения мер процессуального принуждения. УПК РФ состоит из пяти частей. В части первой установлены основные положения, перечень участников уголовного судопроизводства, вопросы доказывания и доказательств, меры процессуального принуждения, процесс подачи и рассмотрения жалоб и ходатайств, а также иные положения. Части вторая и третья соответственно регламентируют вопросы досудебного и судебного производства. УПК РФ в части четвертой отдельно раскрывает особый порядок уголовного судопроизводства. Пятая часть УПК РФ посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Говоря о системе уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что оно состоит не только из Конституции РФ и УПК РФ. В нее также входит ряд международных нормативных правовых актов, ратифицированных на уровне федерального законодательства, а также федеральных законов в части, регламентирующей уголовно-процессуальную деятельность.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные акты, ратифицированные в Российской Федерации на уровне федеральных законов, имеют приоритет над внутренним законодательством. В отличие от российских законов, международные акты характеризуются обилием наименований (конвенция, пакт, договор, соглашение и др.). Однако такие различия являются чисто внешним признаком документа и продиктованы скорее традициями. На юридическую силу акта его наименование не влияет. Систему международных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы уголовного судопроизводства, составляют: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и дополнительные протоколы к ней за№ 1—11, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. (вступила в силу 4 января 1969 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (вступил в силу 23 марта 1976 г.), Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу 2 сентября 1990 г.), Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 26 ноября 1987 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.ь Иные федеральные законы в своей определенной части также регламентируют отдельные вопросыуголовного судопроиз водства. К таким актам, в частности, относятся Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ), Федераль ный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-ро зыскной деятельности», Федеральный закон от 31 мая 2002 г.№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и др.
При этом следует иметь в виду, что в ч. 1 ст. 7 УПК РФ установлен запрет на применение федеральных законов, противо речащих Кодексу. Поэтому все действующее законодательство в части, противоречащей УПК РФ, признается не имеющим юридической силы и не подлежит применению судом, прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем. Не входят в систему уголовно-процессуального законодательства, однако имеют важное значение для его формирования и правильного применения документы, которые являются подзаконными нормативными правовыми актами либо актами, имеющими ненормативную природу. Что касается первой группы, то условием юридической состоятельности подзаконных нормативных правовых актов можно считать их соответствие действующему законодательству. К наиболее важным актам ненормативного характера относятся постановления и определения Конституционного Суда РФ. Решения этого органа, определяющие соответствие уголовно-процессуального законодательства конституционным положениям, хотя и не содержат норм права, имеют столь властный характер, что немедленно с момента их вынесения приостанавливают применение неконституционной нормы вплоть до ее изменения или отмены в соответствии с установленной процедурой. Признаком, объединяющим все решения Конституционного Суда РФ, является широкое использование в обоснование своих выводов предписаний, содержащихся в Конституции РФ и международных нормативных правовых актах. Ряд ненормативных актов представляет собой акты толкования норм права. Это вместе с тем не означает, что их роль в определении содержания правовых норм невелика. Такие документы (например, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ) побуждают законодателя устранять пробелы права, обобщают положительный опыт в реализации правовых норм и дают практические рекомендации по их оптимальному применению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|