Поток организационных коммуникативных связей
Исследователи, изучающие коммуникативные связи в организациях, установили, что полезно исследовать их поток применительно к различным маршрутам, или направлениям, которыми он следует. Характеристики коммуникативных связей по трем основным направлениям — восходящему, нисходящему и горизонтальному — представлены на рис. 12.3. Стрелки, указывающие направления коммуникативного потока, наложены на простую и традиционную диаграмму организационной иерархии.
Рис. 12.3. Коммуникативный поток в организации
Как показано на рис. 12.3, восходящие коммуникативные связи в организационной иерархии идут от подчиненного к начальнику; нисходящие связи следуют в противоположном направлении. Горизонтальные коммуникативные связи осуществляются между людьми, находящимися в организации на одном и том же уровне. Общая схема формального восходящего, нисходящего и горизонтального коммуникативного потока в организации называется коммуникативной сетью. Внимательно изучив структуру и политику организации, можно нарисовать приблизительную картину этой сети, но неформальные коммуникативные сети, называемые «гроздьями», имеют намного более сложный характер. В исследовании, ставшем классическим, Дейвис (Davis, 1953) провел серию полевых исследований неформальных коммуникативных схем, которые связывали руководящих работников небольшой фабрики, производившей кожаные изделия. Четыре основных типа схем коммуникативных «гроздей», которые он обнаружил, показаны на рис. 12.4. Полевое исследование.
Рис. 12.4. Неформальные коммуникативные связи в организациях: «гроздь»
Примечание: буквы относятся к людям; «А» — это человек, первым отправляющий послание.
Стрелки показывают направление передачи послания
• Кластер: А адресует сообщение избранным получателям (В и E на рис. 12.4), которые, в свою очередь, передают его дальше (В — С и D; Е — F и G). • Случайность: и А, и его первый получатель (В или F нарис. 12.4) передают сообщение другим людям произвольным образом. • Сплетня: А находит ряд избранных получателей — В, С и т. д. — и передает им послание. • Цепочка: послание передается от А к В, от В к С и т. д., доходя до последнего получателя. Испытуемые. Дейвис описывает несколько характеристик различных гроздей, являющих собой неформальные коммуникативные сети. В известном эксперименте, повторявшем это исследование и представленном в рубрике «Исследования крупным планом», Саттон и Портер (Sutton & Porter, 1968) смогли подтвердить два наиболее примечательных вывода Дейвиса. Этот повторный эксперимент имеет особое значение, поскольку его авторы расширили исследование Дейвиса, включив в него в качестве испытуемых всех работников организации, а не только ее руководителей. Во-первых, Саттон и Портер подтвердили, что неформальные коммуникативные сети, по-видимому, характеризует относительно небольшое число распространителей информации («А», по Дейвису, «посредники» — по Саттону и Портеру). Во-вторых, они подтвердили, что чем более высокое положение занимает человек в организационной иерархии, тем больше он знает о том, что происходит. Заметьте, что руководящие работники в исследовании Саттона и Портера получали буквально всю неформальную информацию. Саттон и Портер предупреждают, что не следует излишне обобщать их результаты, но данные последующих исследований подтверждают вывод, что значительную часть информации распространяет относительно небольшое число членов организации. Кроме того, большая часть этой информации оказывается точной. В другом классическом исследовании Аллен (Allen, 1967) установил, что наиболее важными внутренними источниками информации в научно-исследовательской организации неизменно называли очень небольшое число сотрудников.
Исследования крупным планом. Исследование неформальной коммуникативной сети в государственной организации
Исследуемый вопрос: Имеют ли место неформальные коммуникативные связи, обнаруженные среди управленцев небольшой промышленной организации, среди всех работников более крупной государственной организации? Связаны ли эти схемы с личностными характеристиками? Вид исследования: Полевое исследование. Испытуемые: Все 79 работников государственной региональной налоговой службы, 8 из которых выполняли руководящую работу. Переменные: < Гроздевые элементы (девять специально отобранных информационных сообщений). < Классификация испытуемых. Операциональные определения: - «Изолированные» не слышали о новостях более чем в 50 % случаев. - «Посредники» — не «изолированные», которые передавали информацию дальше более чем в трети случаев. - «Крайние» — не «изолированные», которые передавали информацию дальше менее чем в трети случаев. < Показатели оценки личности. Общий порядок действий: Продвижение девяти информационных сообщений («гроздевых элементов») внутри организации изучалось в течение семи с лишним месяцев с помощью опросников, в которых работники должны были указать, когда, где и как они узнали (или не узнали) новость. Результаты: < Управленцы получили чуть более 97 % всей неформальной информации, и каждый из них передавал ее дальше по меньшей мере в 50 % случаев (выступали в роли «посредников»). < Рядовые работники получили 56 % неформальной информации, но только 10 % из них оказывались «посредниками». 57 % можно было классифицировать как «крайних», а 33 % — как «изолированных». < Доминирующий поток информации в случае всех испытуемых циркулировал внутри их собственных функциональных групп (бухгалтерия, канцелярия, административная и исполнительная группы), а не между ними. Вывод: «Задача этого эксперимента состояла в том, чтобы воспроизвести классическое исследование неформальной коммуникативной сети, о котором Дейвис сообщил в 1953 г., и расширить его результаты, получив данные по личностным характеристикам испытуемых. Два вывода Дейвиса получили подтверждение. Два других его вывода не подтвердились». [Данные по личностным характеристикам не были значимыми, и о них здесь не сообщалось.]
Источник: Н. Sutton & L. W. Porter, «A Study of the Grapevine in a Governmental Organization». Personnel Psychology, 1968, 21, pp. 223-230.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|