Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнегреческие атомисты (Левкипп, Демокрит)




Лек. 1 Физика в древнейшее время. Античная физика

Зарождение научных знаний в странах Древнего Востока

Наука зарождалась в странах, где имелись благоприятные условия для оседлой жизни. Решающую роль в этом процессе сыграло возникновение земледелия. Там, где сложились условия для получения устойчивых урожаев на одном и том же месте из года в год, создавались крупные поселения, города, а затем и древние государства. Такие условия возникли в Северной Африке в долине Нила, ежегодные разливы которого оставляли на полях плодородный ил, а также между реками Тигром и Евфратом, где уже в 4-м тысячелетии до н.э. стали складываться древнейшие рабовладельческие го­сударства, ставшие колыбелью современной науки.

К этому времени человек научился добывать огонь, начал заниматься охотой, рыболовством, а затем земледелием. С приручением животных на­чало развиваться земледелие. Вначале человек использовал каменные ору­дия, затем начал применять металлы. Ранее всего человек ознакомился с драгоценными металлами. В Египте золотые изделия стали изготовляться в 6-м тысячелетии до н.э. Самородная медь использовалась в Азии в 6 - 5-м тысячелетиях до н.э. В 5-м тысячелетии до н. э. научились выплавлять медь в Передней и Средней Азии, Китае, Индии. В Европе (на Кипре) начали выплавлять медь в 3-м тысячелетии до н. э. В 4-м тысячелетии до н. э. научились получать бронзу (Месопотамия). За бронзой появилось железо. Первыми добывать железо за 2000 лет до н. э. стали негры Африки. В Египте и странах Азии изготовлять железо начали в 1300 г. до н.э., в Европе - в 1000 г. до н.э., а на Южном Урале в Челябинской области, в местечке Устье, обнаружено городище, существовавшее более 3000 лет назад, люди которого умели обрабатывать металлы (медь).

Развитие производства, усложнение хозяйства привело к разделению ремесленного и земледельческого труда, к возникновению товарообмена и частной собственности, к нарушению соответствия между ростом произ­водительных сил и общинно-родовой общественной организацией. Проис­ходит распад родового строя, возникает рабовладельческий строй, появляется государство.

В процессе труда человек накапливал знания об окружающем мире, на­блюдал за изменением положения небесных тел, мастера орудий накопили огромный опыт в изучении механических свойств сначала камня, затем ме­таллов.

Строители, применяя свойства рычага, получали выигрыш в силе, ме­таллурги нашли способ плавить металлы. Человек научился покорять природу, но она была еще во многом непонятна и неуправляема. Его бессилие перед природой яви­лось источником религии. Человек придумал богов, непонятные явления природы объяснял действием сверхъестественных сил.

Так на первых шагах познания возникает противоречие познанного и непознанного, истинного и ложного, порождающее борьбу знания с не­знанием, науки и религии. Эта борьба пронизывала всю историю науки. С появлением классов и государства религия закрепляется интересами гос­подствующих классов, научные знания отделяются от производителя, узурпируются господствующим классом и становятся прерогативой жреческого сословия.

Этот период характеризуется ложными представлениями о природе, о существе самого человека, о духах, волшебных силах и т. д.

Остановимся кратко на достижениях науки Древнего Востока, возник­шей в странах с благоприятными для человека природно-климатическими условиями за несколько тысяч лет до н.э. в Месопотамии, Индии, Китае, Египте, долинах рек Тигра и Евфрата и на морском побережье, где сложились первые древние рабовладельческие государства.

Здесь получила развитие астрономия - одна из первых естественных наук - из наблюдений смены дня и ночи, времен года, необходимых для пастушеских и земледельческих народов. Для развития астрономии нужна была математика, а строительная практика стимулировала развитие механики и статики. Этого требовало строительство храмов, крепостей, пирамид. При строительных работах находили применение рычаги, катки, наклонная плоскость.

Египтяне на основе астрономических наблюдений разработали кален­дарь, состоявший из 12 месяцев по 30 дней и 5 дополнительных дней в году. Месяц был разделен на 3 декады, сутки - на 24 часа (12 дневных, 12 ночных). Вавилоняне знали теорему Пифагора, вычисляли квадраты и квадратные корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения.

Математика египтян и вавилонян носила практический характер и вы­росла из потребностей хозяйственной и строительной практики.

Египтянам были известны также весы, отвес, колодезный журавль, си­фон, воздуходувный мех, применявшийся в стекольном производстве, музыкальные инструменты. Египет является родиной стекольного, керамического и красильного производства.

Здесь зародилась идея числа и основных операций с числами, а также были заложены основы геометрии, впервые описаны звездное небо, дви­жение Солнца, Луны и планет; человек научился наблюдать небесные светила и создал основы измерения времени, основы письменности, алфавитного письма (у египтян — иероглифы, у вавилонян — клинопись). Но все эти знания не шли дальше эмпирических рецептов и были окружены глубокой тайной, так как являлись прерогативой жрецов.

Выводы:

Предпосылки к зарождению научных знаний в странах Древнего Востока и важнейшие их результаты (4-5-е тысячелетия до н.э.):

· Образование древнейших рабовладельческих государств.

· Система орошаемого земледелия.

· Добыча и обработка металлов (железа, бронзы, меди).

· Развитие техники, изготовление орудий, строительство пирамид.

· Применение простых машин при строительстве (рычаги, катки, наклонные плоскости).

· Появление письменности (иероглифов в Египте, клинописи в Вавилоне).

· Астрономические наблюдения, египетский календарь (12 месяцев по 30 дней, в сутках 24 часа).

· Зарождение идеи числа и основных операций с числами.

· Вычисление квадратов и квадратных корней, кубов и кубических корней.

 

Зарождение наук в Древней Греции. Ионийская школа.

Древнегреческие атомисты (Левкипп, Демокрит)

Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Востока, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция. Именно здесь возникла теоретическая физика, разрабатывавшая научные представления о мире, не сводившиеся к сумме практических рецептов. Именно здесь разрабатывался научный метод.

Египетские и вавилонские ученые писали, как нужно делать, но не объ­ясняли почему. Греческие ученые требовали доказательств. Основатель древнегреческой атомистики Демокрит по этому поводу писал: «Найти одно научное доказательство для меня значит больше, чем овладеть всем персидским царством».

Замена фантастических религиозных представлений о мире представле­ниями, основанными на наблюдениях и доводах разума, явилась началом подлинной науки. Наука выступила против претензий религии на монопо­лию в объяснении мира и человеческого бытия и поставила своей целью объяснение мира из него самого. Но для решения этой задачи обществен­ное сознание должно было достигнуть более высокого уровня развития по сравнению с тем, на котором оно находилось в эпоху родового и раннего рабовладельческого общества.

Такой уровень был достигнут в VI—V вв. до н.э. в Греции, благодаря тому, что там была создана греческая рабовладельческая демократия, пред­ставлявшая собой высший тип рабовладельческого государства.

Возникновение греческой науки обычно относят к эпохе расцвета городов в Малой Азии (VII—VI вв. до н.э.). Ареной деятельности первых ученых Греции явились ионические города Милет и Эфес, острова Среди­земноморья, греческие колонии в Южной Италии.

Наука в Греции не являлась привилегией жрецов. Ею занимались сво­бодные граждане, располагавшие необходимым свободным временем и средствами для занятий наукой. Появились профессиональные ученые и учителя, получавшие за свои труды вознаграждение от частных лиц и го­сударства.

Здесь возникли первые научные учреждения: академия Платона, академия (лицей) Аристотеля, Александрийский музей. Здесь допускалось свободное распространение научных взглядов; признавались спор, борьба мнений как средства для достижения истины.

Аристотель (384 - 322 г. до н.э.) родился в Стагире на севере Греции в семье придворного врача македонских царей. В 367-347 г. до н.э. учился в Академии Платона в Афинах. После смерти Платона он отправился по Греции, в 343-335 г. до н.э. был воспитателем Александра Македонского. Последний очень ценил Аристотеля: “Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, т.к. если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что дает ей цену”. В 335 г. до н.э. Аристотель вернулся в Афины и основал там при всесторонней поддержке венценосного покровителя школу "Ликей", которой руководил в течение 12 лет. После смерти Александра Македонского школа была закрыта, Аристотель покинул Афины и вскоре умер.

 

Исследования относятся к области механики, акустики, оптики. В основе мира по Аристотелю - геоцентрическая система. Учение Аристотеля было канонизировано церковью и тормозило до 16 века развитие естествознания. Аристотель написал ряд натурфилософских работ ("Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "Метеорология", "Механические проблемы", "Метафизика" и др.), которые систематизируют все естественнонаучные знания того времени. В них он изложил свои представления о движении и природе. Первичными качествами материи считал две пары противоположностей: "теплое - холодное" и "сухое - влажное", основными элементами или стихиями - землю, воздух, воду и огонь. Наиболее совершенным считал пятый элемент - эфир. Аристотель пытался основать физику на наблюдении и эксперименте, однако стремился охватить и объяснить все. По традиции философов того времени в своих работах он стремился создать законченную научную картину замкнутого и ограниченного мира.

Особый интерес представляет учение о движении, которое по Аристотелю есть любое количественное и качественное изменение, благодаря которому явление реализуется. Это учение господствовало в физике до эпохи Возрождения, и, несмотря на выявленные существенные ошибки и заблуждения, ряд принципиальных представлений остался незыблимым до сегодняшнего дня. Большой заслугой Аристотелевой кинематики была формулировка точного правила сложения перемещений. К данным современной науки близко стоят его исследования по статике: равновесие рычагов, действие весов и блоков.

Академия Платона и Лицей Аристотеля были первыми в мире учебно- научными учреждениями, предшественниками современной высшей школы. Постепенно в Древней Греции появились специалисты и более узкого профиля: инженеры, врачи, астрономы, историки. Возникли научные учреждения типа Александрийского музея - предшествен­ника современных научно-исследовательских институтов. Появилась научная информация в виде сочинений, лекций, диспутов, переписки ученых. Греция стала родиной логики и диалектического метода, где образова­лись первые философские системы, объяснявшие мир из него самого, без помощи сверхъестественных сил.

Греческая наука зарождалась в обстановке интенсивной политической и экономической жизни, бурных выступлений демоса (народа) против гос­подства аристократических родов; она возникла на торговых путях, идущих из стран Востока Динамическая социальная обстановка, быстрые общественные перемены рождали представление об изменениях в окружающем мире.

Для греческой науки характерными были материалистическая на­правленность, разрыв с религиозным догматом о создании мира божеством.

Античные ученые стремились дать цельную картину мира, объясняя все явления на основе небольшого числа "начал". При этом отсутствие строго установленных фактов компенсировалось догадками, вымыслом, логическими спекуляциями. Эти первые этапы научного мышления, развития естествознания получили название натуральной философии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...