Основные школы античной натурфилософии
1. Ионийская школа. Фалес Милетский (624 - 547 гг. до н.э.)1, Анаксимандр (ок. 610—546 гг. до н.э.), Анаксимен (ок. 585—525 гг. до н.э.), Гераклит Эфесский (ок. 530—470 гг. до н.э.). 2. Элейская школа. Ксенофон (580 - 488 гг. до н.э.), Парменид (V в. до н.э.), Зенон Александрийский (V в. до н.э.). 3. Пифагорейская школа. Пифагор (ок. 569 - 500 гг. до н.э., по другим данным, ок. 580 - 500 гг. до н.э.), Анаксагор (ок. 500 - 428 гг. до н.э.), Аристарх Самосский. 4. Школа атомистов. Левкипп - учитель Демокрита, Демокрит (460 -370 гг. до н.э.), Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.), Лукреций Кар (ок. 99—55 гг. до н.э.). Рассмотрим подробнее каждую из школ и вклад в развитие науки основных их представителей. Ионийская школа (Города Милет, Эфес, Смирна, расположенные на Малоазиатском побережье Средиземного моря, и острова Хамос, Самос - крупные экономические центры Греции, которые находились на пересечении торговых путей. Здесь жили греки ионийского племени, и эта страна называлась Ионийской) Один из главных представителей Ионийской школы - Фалес Милетский (624—547 гг. до н.э.) - родоначальник античной и всей европейской философии и науки, один из учителей Пифагора (Фалес родился в городе Милет, расположенном на острове Средиземного моря). Занимался астрономией и математикой. Знал свойство магнита притягивать железо, свойство наэлектризованного янтаря притягивать легкие тела. Выдвинул идею о материальной первооснове всех вещей, о единстве материального мира и о его развитии из этой первоосновы (главная заслуга Фалеса). Начало всех вещей, по Фалесу,— вода: «Из воды все происходит, и все возвращается к воде» (стихийный материализм). Вместе с тем Фалес полагал, что в предметах движущим началом является душа. В математике Фалес установил равенство углов при основании равнобедренного треугольника, равенство треугольников, у которых равны одна сторона и два прилегающих к ней угла; доказал, что диаметр делит круг пополам, а также что число есть совокупность единиц.
В астрономии определил длину года (365 дней), установил время солнцестояния и равноденствий, предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э. Фалес представлял себе, что Земля плавает в воде, как дерево, хотя уже считал, что она имеет форму сферы. Другим представителем Ионийской школы был Анаксимандр (610—546 гг. до н.э.), тоже уроженец Милета. Он считал, что в основе всего существующего лежит не вода, а некая первоматерия — апейрон, у которого нет начала, но который является началом всех остальных вещей. Учил о бесконечности миров во Вселенной, непрерывно рождающихся и гибнущих (один из них — наша планета); одни миры погибают, но возникают новые — и так без конца. Мир во времени не имеет ни начала, ни конца. Полагал, что первые животные были подобны рыбам. Человек тоже произошел из рыб. Вселенную Анаксимандр видел замкнутым шаром, в центре которого находится Земля, имеющая форму цилиндра и опоясанная тремя огненными кольцами: солнечным, лунным, звездным. Впервые в Греции им построены солнечные часы в виде полусферы, в центре которой помещалось острие, и некоторые астрономические инструменты. Ему приписывают изготовление небесной сферы и первой географической карты. Анаксимен (585 — 525 гг. до н.э.) — младший представитель Ионийской школы. В качестве первоосновы всего сущего называл воздух, находившийся в постоянном движении, в результате которого все возникает и образуются все явления природы. Земля, по Анаксимену, плоская, поддерживаемая воздухом. Дальнейшее развитие идей Ионийской школы связано с именами Гераклита Эфесского (Эфес — город на острове Сицилия) и Парменида (Италия).
Ионийцы, выдвинув идею о материальной первооснове всего сущего, не рассмотрели вопрос об источнике развития, не уяснили принципа движения. Это сделал Гераклит, живший в первой половине V в. до н.э. (ок. 530 - 470 гг. до н.э.). Он представлял мир как вечно вспыхивающий и вечно угасающий огонь. В противоположность религиозным представлениям о сотворении мира божественной (сверхъестественной) силой Гераклит утверждал, что «мир не создан, никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим...». Это он говорил: «Все течет, все изменяется». Известно другое изречение Гераклита: «Нельзя дважды войти в один и тот же поток», которым утверждается непрерывность движения, развития. Элейская школа ( Элея — греческая колония на юго-западном берегу Апеннинского полуострова ) Представители Элейской школы: Ксенофон (580 — 488 гг. до н.э.), Парменид (V в. до н.э.), Зенон Александрийский (V в. до н.э.). Учили о единстве мира, но провозгласили тезис о неизменности, неделимости и неподвижности всего сущего. Чтобы согласовать это с видимой изменяемостью Вселенной, элеаты прибегали к критике чувственных восприятий и показывали обманчивость наших чувств. Одной из попыток доказательства этого тезиса явились так называемые апории Зенона Александрийского, которые содержали высказывания против движения и способствовали развитию диалектического метода мышления (дихотомия, «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадии»). Апории Зенона побудили математиков заниматься исчислением бесконечно малых величин. Эмпедокл (490—430 гг. до н.э.) жил в городе Акрагант на острове Сицилия. Все разнообразие вещей объяснял существованием четырех элементов: огня, воздуха, воды, земли. Эти элементы, будучи вечными, изменяются по числу и величине путем соединения и разъединения. Причину изменений в природе он объяснял действием притягательных и отталкивающих сил, которые называл Любовью и Враждой. По Эмпедоклу, «ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожить». С этого принципа Эмпедокла начинается история законов сохранения, играющих фундаментальную роль в современной физике.
Пифагорейская школа Одновременно с материалистическими представлениями ионийцев возникло идеалистическое направление в философии, развитое Пифагором и его учениками. Пифагор (ок. 580 -.500 гг. до н.э.) - уроженец острова Самос, аристократ. Принимал участие в политической борьбе аристократов и демократии. Выступал на стороне аристократов и вынужден был бежать в Италию, где основал тайный союз, который в политической борьбе был разгромлен, а Пифагор, по одним сведениям, был убит, а по другим — умер в новом изгнании. Однако Пифагорейская школа продолжала существовать и после смерти учителя. С ней связаны имена знаменитого философа Сократа и астронома Аристарха Самосского, жившего в конце IV - первой половине Ш в. до н.э. Философия и идеология пифагорейцев были идеалистическими. Центральным пунктом этой философии было учение о божественной роли чисел, которые якобы управляют миром. Числа, по Пифагору, - «суть боги на Земле». Пифагорейцы полагали, что любую вещь, любое явление мира можно выразить числами. Они приписывали числам мистические свойства. Рациональным звеном в учении пифагорейцев были количественный анализ и математические соотношения, сегодня составляющие научную основу описания природы. Они открыли, что длины струн, звучания которых дают гармонические интервалы, относятся как простые числа (2:1, 3.2, 4:3). Важнейшей заслугой пифагорейцев является представление о шарообразности Земли и ее движении. Они выдвинули идею о пироцентрической системе, в которой Земля, Солнце, Луна и планеты (греки знали пять планет) движутся вокруг центрального огня. Считая число 10 священным, пифагорейцы ввели десять подвижных сфер, вращающихся вокруг центрального огня. Позднее астроном Аристарх Самосский, отказавшись от идеи центрального огня и поместив в центре Вселенной Солнце, построил первую модель гелиоцентрической системы. По-видимому, эта модель не была известна Копернику. Следует отметить, что греческая наука с самого начала опиралась на знания, добытые в странах Древнего Востока. Но в отличие от ученых Востока греческие ученые стремились обсуждать исследуемую проблему, логически обосновывать то или иное положение. Эта черта особенно ярко проявилась в воззрениях других ученых, известных из истории философии элеатов, атомистов и Аристотеля.
Основные результаты деятельности Пифагора: · создал учение о числах: четных и нечетных, простых и составных; · нашел способы построения некоторых правильных многоугольников и многогранников; · разработал учение об арифметических, геометрических, гармонических, а также о средних пропорциях; · заложил основы учения о подобии; · ввел систематические доказательства в геометрию и доказал теорему, носящую его имя; · создал труды: «О воспитании», «О государстве», «О природе». Гераклит, выдающийся философ древности, считал Пифагора самым умным человеком своего времени. Космос, вещи, душа рассматривались пифагорейцами как числа и их отношения. Единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, двойка — как уход в бесконечность, тройка — как осмысление этой бесконечности (символ природы) и т.д. Пифагорейцы считали, что в мире существует десять основных противоположностей: конечное и бесконечное; четное и нечетное; одно и множество; правовое и левое; мужское и женское; покоящееся и движущееся; прямое и кривое; свет и тьма; доброе и злое; квадратное и продолговато-четырехугольное. Пифагор и его последователи верили в переселение душ и их вечный круговорот. По данным историков, Пифагор был отличным оратором и популяризатором знаний. Выступления Пифагора с проповедями, поучениями проходили в большой аудитории. Иногда число слушателей доходило до 600. Школа Пифагора была разгромлена и подожжена. В пламени погибли многие ученики и их великий учитель. Существует другая версия, по которой ему удалось убежать и он умер в изгнании (в Метапонте) около 500 г. до н.э. С V в. до н.э. центр греческой науки переместился в Афины. Здесь появились учителя мудрости — первые научные школы, достигли высокого уровня искусство, литература, скульптура, драматургия, был создан знаменитый Акрополь. В Афины приезжали и учили выдающиеся представители греческой науки: Здесь учили математик Гипократ, философ и физик Аристофен. Здесь жил также натурфилософ Анаксагор - современник Левкиппа и Демокрита. Анаксагор (ок. 500—428 гг. до н. э.) учил, что Луна, Солнце, планеты и звезды, которым египтяне приписывали божественную природу, являются раскаленными камнями. За это смелое учение о материальности небесных светил он подвергся изгнанию из Афин и окончил свою жизнь в Малой Азии.
Школа атомистов Первыми атомистами были Левкипп и его ученик Демокрит. Они выдвинули концепцию о дискретности (расчлененности) вещества. Согласно этой концепции, материя (так они называли вещество) делима, но не бесконечна. Пределом делимости является мельчайшая частица - атом, т.е. «неделимый». Между атомами материи - пустота, обусловливающая возможность их перемещения (движения). Атомистическое воззрение древнегреческих философов на строение материи возникло в результате наблюдений испарения воды, растворения в жидкости красок, распространения в воздухе запахов и тому подобных явлений, легко объяснимых с точки зрения атомного строения вещества. Демокрит (ок. 460—370 гг. до н. э.) родился во фракийском городе Абдера. Много путешествовал, был в Египте, Вавилоне, Персии, написал множество произведений по математике, физике, философии и др. Основные положения учения Демокрита: · из ничего не происходит ничего; · ничто не совершается случайно; · не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства, все другое только воззрение; · атомы бесконечны по числу и бесконечны по форме, бесчисленные миры образуются и снова исчезают одни рядом с другими и один после другого; · различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; · душа состоит из тонких, гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Атомное учение, пройдя через века, выдержало ожесточенную борьбу с идеализмом и поповщиной, стало основой всего современного естествознания. Еще Платон приказывал своим ученикам уничтожать сочинения Демокрита. Демокрит В области математики Демокрит доказал, что объем пирамиды равен 1/3 объема призмы, а объем конуса - 1/3 объема цилиндра; рассматривал атомами линии - точки, атомами поверхности - линии, атомами объема - тонкие листки. Конечно, представление Демокрита об атоме как мельчайшей частице вещества далеки от современных представлений об атоме как сложном структурном образовании, но в то время оно сыграло огромную роль, оно было смелым и явилось основой современного естествознания. В учении атомистов существенную роль играет принцип сохранения, впервые выраженный в трудах ионийцев. Новым в учении Демокрита стало понятие о пустом пространстве, в котором движутся атомы. У пифагорейцев пространство заполнено «пустым и холодным эфиром». Этого же взгляда придерживался Анаксагор. Учение Демокрита впоследствии (в Ш в. до н.э.) было развито Эпикуром — последним крупным философом древности — и подробно изложено в поэме Лукреция Кара «О природе вещей».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|