Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные школы античной натурфилософии




1. Ионийская школа. Фалес Милетский (624 - 547 гг. до н.э.)1, Ана­ксимандр (ок. 610—546 гг. до н.э.), Анаксимен (ок. 585—525 гг. до н.э.), Гераклит Эфесский (ок. 530—470 гг. до н.э.).

2. Элейская школа. Ксенофон (580 - 488 гг. до н.э.), Парменид (V в. до н.э.), Зенон Александрийский (V в. до н.э.).

3. Пифагорейская школа. Пифагор (ок. 569 - 500 гг. до н.э., по другим данным, ок. 580 - 500 гг. до н.э.), Анаксагор (ок. 500 - 428 гг. до н.э.), Аристарх Самосский.

4. Школа атомистов. Левкипп - учитель Демокрита, Демокрит (460 -370 гг. до н.э.), Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.), Лукреций Кар (ок. 99—55 гг. до н.э.).

Рассмотрим подробнее каждую из школ и вклад в развитие науки ос­новных их представителей.

Ионийская школа

(Города Милет, Эфес, Смирна, расположенные на Малоазиатском побережье Средиземного моря, и острова Хамос, Самос - крупные экономические центры Греции, которые находились на пересечении торговых путей. Здесь жили греки ионийского племени, и эта страна называлась Ионийской)

Один из главных представителей Ионийской школы - Фалес Ми­летский (624—547 гг. до н.э.) - родоначальник античной и всей евро­пейской философии и науки, один из учителей Пифагора (Фалес родился в городе Милет, расположенном на острове Средиземного моря). Занимался астрономией и математикой. Знал свойство магнита притя­гивать железо, свойство наэлектризованного янтаря притягивать легкие тела. Выдвинул идею о материальной первооснове всех вещей, о единстве материального мира и о его развитии из этой первоосновы (главная заслуга Фалеса). Начало всех вещей, по Фалесу,— вода: «Из воды все происходит, и все возвращается к воде» (стихийный материализм). Вместе с тем Фалес полагал, что в предметах движущим началом является душа.

В математике Фалес установил равенство углов при основании равно­бедренного треугольника, равенство треугольников, у которых равны одна сторона и два прилегающих к ней угла; доказал, что диаметр делит круг пополам, а также что число есть совокупность единиц.

В астрономии определил длину года (365 дней), установил время солн­цестояния и равноденствий, предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э. Фалес представлял себе, что Земля плавает в воде, как дерево, хотя уже считал, что она имеет форму сферы.

Другим представителем Ионийской школы был Анаксимандр (610—546 гг. до н.э.), тоже уроженец Милета. Он считал, что в основе всего существующего лежит не вода, а некая первоматерия — апейрон, у которого нет начала, но который является началом всех остальных вещей. Учил о бесконечности миров во Вселенной, непрерывно рождающихся и гибнущих (один из них — наша планета); одни миры погибают, но возникают новые — и так без конца. Мир во времени не имеет ни начала, ни конца. Полагал, что первые животные были подобны рыбам. Человек тоже произошел из рыб. Вселенную Анаксимандр видел замкнутым шаром, в центре которого находится Земля, имеющая форму цилиндра и опоясанная тремя огненными кольцами: солнечным, лунным, звездным. Впервые в Греции им построены солнечные часы в виде полусферы, в центре которой помещалось острие, и некоторые астрономические инструменты. Ему приписывают изготовление небесной сферы и первой географической карты.

Анаксимен (585 — 525 гг. до н.э.) — младший представитель Ионийской школы. В качестве первоосновы всего сущего называл воздух, на­ходившийся в постоянном движении, в результате которого все возникает и образуются все явления природы. Земля, по Анаксимену, плоская, под­держиваемая воздухом.

Дальнейшее развитие идей Ионийской школы связано с именами Гераклита Эфесского (Эфес — город на острове Сицилия) и Парменида (Италия).

Ионийцы, выдвинув идею о материальной первооснове всего сущего, не рассмотрели вопрос об источнике развития, не уяснили принципа движения. Это сделал Гераклит, живший в первой половине V в. до н.э. (ок. 530 - 470 гг. до н.э.). Он представлял мир как вечно вспыхивающий и вечно угасающий огонь.

В противоположность религиозным представлениям о сотворении мира божественной (сверхъестественной) силой Гераклит утверждал, что «мир не создан, никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим...».

Это он говорил: «Все течет, все изменяется». Известно другое из­речение Гераклита: «Нельзя дважды войти в один и тот же поток», которым утверждается непрерывность движения, развития.

Элейская школа

( Элея — греческая колония на юго-западном берегу Апеннинского полуострова )

Представители Элейской школы: Ксенофон (580 — 488 гг. до н.э.), Парменид (V в. до н.э.), Зенон Александрийский (V в. до н.э.).

Учили о единстве мира, но провозгласили тезис о неизменности, неде­лимости и неподвижности всего сущего. Чтобы согласовать это с видимой изменяемостью Вселенной, элеаты прибегали к критике чувственных вос­приятий и показывали обманчивость наших чувств.

Одной из попыток доказательства этого тезиса явились так называемые апории Зенона Александрийского, которые содержали высказывания против движения и способствовали развитию диалектического метода мышления (дихотомия, «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадии»). Апории Зенона побудили математиков заниматься исчислением бесконечно малых величин.

Эмпедокл (490—430 гг. до н.э.) жил в городе Акрагант на острове Сицилия. Все разнообразие вещей объяснял существованием четырех элементов: огня, воздуха, воды, земли. Эти элементы, будучи вечными, из­меняются по числу и величине путем соединения и разъединения. Причину изменений в природе он объяснял действием притягательных и отталки­вающих сил, которые называл Любовью и Враждой.

По Эмпедоклу, «ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожить». С этого принципа Эмпедокла начинается история законов сохранения, играющих фундаментальную роль в современной физике.

Пифагорейская школа

Одновременно с материалистическими представлениями ионийцев воз­никло идеалистическое направление в философии, развитое Пифагором и его учениками.

Пифагор (ок. 580 -.500 гг. до н.э.) - уроженец острова Самос, ари­стократ. Принимал участие в политической борьбе аристократов и демократии. Выступал на стороне аристократов и вынужден был бежать в Италию, где основал тайный союз, который в политической борьбе был раз­громлен, а Пифагор, по одним сведениям, был убит, а по другим — умер в новом изгнании. Однако Пифагорейская школа продолжала существовать и после смерти учителя. С ней связаны имена знаменитого философа Сократа и астронома Аристарха Самосского, жившего в конце IV - первой половине Ш в. до н.э.

Философия и идеология пифагорейцев были идеалистическими. Цент­ральным пунктом этой философии было учение о божественной роли чисел, которые якобы управляют миром. Числа, по Пифагору, - «суть боги на Земле». Пифагорейцы полагали, что любую вещь, любое явление мира можно выразить числами. Они приписывали числам мистические свойства.

Рациональным звеном в учении пифагорейцев были количественный анализ и математические соотношения, сегодня составляющие научную ос­нову описания природы. Они открыли, что длины струн, звучания которых дают гармонические интервалы, относятся как простые числа (2:1, 3.2, 4:3). Важнейшей заслугой пифагорейцев является представление о шарообразности Земли и ее движении. Они выдвинули идею о пироцентрической системе, в которой Земля, Солнце, Луна и планеты (греки знали пять планет) дви­жутся вокруг центрального огня. Считая число 10 священным, пифагорейцы ввели десять подвижных сфер, вращающихся вокруг центрального огня.

Позднее астроном Аристарх Самосский, отказавшись от идеи центрального огня и поместив в центре Вселенной Солнце, построил первую модель гелиоцентрической системы. По-видимому, эта модель не была известна Копернику.

Следует отметить, что греческая наука с самого начала опиралась на знания, добытые в странах Древнего Востока. Но в отличие от ученых Вос­тока греческие ученые стремились обсуждать исследуемую проблему, логи­чески обосновывать то или иное положение. Эта черта особенно ярко про­явилась в воззрениях других ученых, известных из истории философии элеатов, атомистов и Аристотеля.

Основные результаты деятельности Пифагора:

· создал учение о числах: четных и нечетных, простых и составных;

· нашел способы построения некоторых правильных многоугольников и многогранников;

· разработал учение об арифметических, геометрических, гармониче­ских, а также о средних пропорциях;

· заложил основы учения о подобии;

· ввел систематические доказательства в геометрию и доказал теорему, носящую его имя;

· создал труды: «О воспитании», «О государстве», «О природе».

Гераклит, выдающийся философ древности, считал Пифагора самым умным человеком своего времени. Космос, вещи, душа рассматривались пи­фагорейцами как числа и их отношения. Единица трактовалась как абсо­лютная и неделимая единичность, двойка — как уход в бесконечность, тройка — как осмысление этой бесконечности (символ природы) и т.д.

Пифагорейцы считали, что в мире существует десять основных проти­воположностей: конечное и бесконечное; четное и нечетное; одно и множество; правовое и левое; мужское и женское; покоящееся и движущееся; прямое и кривое; свет и тьма; доброе и злое; квадратное и продолговато-четырехугольное.

Пифагор и его последователи верили в переселение душ и их вечный круговорот. По данным историков, Пифагор был отличным оратором и популяриза­тором знаний. Выступления Пифагора с проповедями, поучениями прохо­дили в большой аудитории. Иногда число слушателей доходило до 600.

Школа Пифагора была разгромлена и подожжена. В пламени погибли многие ученики и их великий учитель. Существует другая версия, по кото­рой ему удалось убежать и он умер в изгнании (в Метапонте) около 500 г. до н.э.

С V в. до н.э. центр греческой науки переместился в Афины. Здесь появились учителя мудрости — первые научные школы, достигли высокого уровня искусство, литература, скульптура, драматургия, был создан знаме­нитый Акрополь.

В Афины приезжали и учили выдающиеся представители греческой науки: Здесь учили математик Гипократ, философ и физик Аристофен. Здесь жил также натурфилософ Анаксагор - современник Левкиппа и Демокрита.

Анаксагор (ок. 500—428 гг. до н. э.) учил, что Луна, Солнце, планеты и звезды, которым египтяне приписывали божественную природу, являются раскаленными камнями. За это смелое учение о материальности небесных светил он подвергся изгнанию из Афин и окончил свою жизнь в Малой Азии.

Школа атомистов

Первыми атомистами были Левкипп и его ученик Демокрит. Они выдвинули концепцию о дискретности (расчлененности) вещества. Согласно этой концепции, материя (так они называли вещество) делима, но не бесконечна. Пределом делимости является мельчайшая частица - атом, т.е. «неделимый». Между атомами материи - пустота, обусловливающая возможность их перемещения (движения).

Атомистическое воззрение древнегреческих философов на строение материи возникло в результате наблюдений испарения воды, растворения в жидкости красок, распространения в воздухе запахов и тому подобных явлений, легко объяснимых с точки зрения атомного строения вещества.

Демокрит (ок. 460—370 гг. до н. э.) родился во фракийском городе Абдера. Много путешествовал, был в Египте, Вавилоне, Персии, написал множество произведений по математике, физике, философии и др.

Основные положения учения Демокрита:

· из ничего не происходит ничего;

· ничто не совершается случайно;

· не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства, все другое только воззрение;

· атомы бесконечны по числу и бесконечны по форме, бесчисленные миры образуются и снова исчезают одни рядом с другими и один после дру­гого;

· различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке;

· душа состоит из тонких, гладких и круглых атомов, подобных атомам огня.

Атомное учение, пройдя через века, выдержало ожесточенную борьбу с идеализмом и поповщиной, стало основой всего современного естествознания. Еще Платон приказывал своим ученикам уничтожать сочинения Демокрита.

Демокрит

В области математики Демокрит доказал, что объем пирамиды равен 1/3 объема призмы, а объем конуса - 1/3 объема цилиндра; рассматривал атомами линии - точки, атомами поверхности - линии, атомами объема - тонкие листки.

Конечно, представление Демокрита об атоме как мельчайшей частице вещества далеки от современных представлений об атоме как сложном структурном образовании, но в то время оно сыграло огромную роль, оно было смелым и явилось основой современного естествознания.

В учении атомистов существенную роль играет принцип сохранения, впервые выраженный в трудах ионийцев. Новым в учении Демокрита стало понятие о пустом пространстве, в котором движутся атомы. У пифаго­рейцев пространство заполнено «пустым и холодным эфиром». Этого же взгляда придерживался Анаксагор.

Учение Демокрита впоследствии (в Ш в. до н.э.) было развито Эпи­куром — последним крупным философом древности — и подробно изложено в поэме Лукреция Кара «О природе вещей».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...