Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие изменений эндокринной функции при старении.




♦ Снижается продукция гормонов большинства желез: щитовидной, половых, под­желудочной, эпифиза, коры надпочечников (компенсаторно нарастает продукция гормонов аденогипофиза, например, гонадотропинов при климаксе).

Нарушается связывание гормонов в крови как следствие изменения белковосинтетической функции печени.

Снижается число рецепторов и их способность связывать гормоны.

♦ Нарушается регуляция в системе гипоталамус-гипофиззависимая железа в резуль­тате снижения чувствительности гипоталамуса к сигналам обратной связи.

Гипоталамус

♦ Ухудшается кровоток в гипоталамусе и гипофизе. Снижается активность нейро-секреторных процессов.

♦ Ослабляется секреторный ответ на рефлекторные воздействия, но усиливается от­вет на гуморальные раздражения.

Старение гипоталамуса происходит неравномерно: максимальные изменения ре­гистрируются в аркуатных ядрах и передней группы ядер гипоталамуса.

♦ Нарастает уровень вазопрессина в крови и увеличивается чувствительность сосу­дов к нему (особенно коронарных).

Аденогипофиз.

Секреция гонадотропинов (ФСГ и ЛГ) при старении нарушается раньше всего.

Исчезают ритмические колебания выброса гонадолиберинов и гонадотропи­нов у женщин во время климакса. Уровень ФСГ в крови возрастает в 10 - 15 раз, ЛГ - в 3 раза, что является результатом снижения уровня эстрогенов в крови. Через несколько лет продукция гипофизарных гонадотропинов и про-лактина снижается.

У мужчин уровень ФСГ и ЛГ при старении остается неизменным или повыша­ется из-за снижения уровня андрогенов в крови.

Снижается секреция СТГ, отсутствует ночной пик секреции.

Снижается секреция АКТГ, в том числе и при стрессе.

Тимус - после начала полового созревания подвергается возрастной инволюции, еже­годно около 3 % его ткани замещается жировой.

 

Необходимый исходный уровень знаний:

1. анатомо-гистологическую характеристику желез внутренней секреции (месторасположение, макро- и микростроение, крово- и лимфообращение);

2. общие представление о вторичных мессенджерах.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию:

1. Система гормональной регуляции общая характеристика её звеньев.

2. Эндокринные железы. Гормоны продуцируемые ими.

3. Взаимодействие желез внутренней секреции.

4. Механизмы действия гормонов (мембранный, мембранно-внутриклеточный, внутриклеточный).

5. Основные формы контроля над деятельностью эндокринных желез. Саморегуляторный механизм нейро-гуморальных отношений. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в организме.

6. Внутренняя секреция гипофиза, роль его гормонов в организме, механизмы их действия, регуляция секреции.

7. Внутренняя секреция щитовидной железы. Роль йодосодержащих гормонов в процессах жизнедеятельности организма, механизмы их действия, регуляция секреции.

8. Гормоны поджелудочной железы: представители, механизм действия, регуляция секреции.

9. Кортикостероиды: классификация, роль в организме, механизм действия, регуляция секреции.

10. Гормоны мозгового слоя надпочечников: роль в организме, механизм действия, регуляция секреции.

11. Половые гормоны: роль в организме, механизм действия, регуляция секреции.

 

Методические указания к самостоятельной работе на занятии

Задание 1.

Прослушайте и обсудите с преподавателем доклады на следующие темы:

1. Гуморальная регуляция функций. Эпифиз.

2. Гормоны гипофиза, их влияние на организм.

3. Гормоны щитовидной железы.

4. Гормоны паращитовидной железы.

5. Гормоны коры надпочечников, их функция.

6. Половые железы.

7. Эндокринные функции поджелудочной железы.

8. Гормоны пищеварительного тракта.

Задание 2.

Проанализируйте ситуационные задачи:

1. Человек неадекватен в своем поведении, агрессивен, часто конфликтует в быту и на работе. Избыток какого гормона может способствовать формированию такого поведенческого статуса?

2. Установлено, что основной обмен у ребенка на 40% выше должного. О нарушении деятельности какой эндокринной железы можно думать и какие изменения в организме обследуемого еще возможны?

3. Изменится ли количество мочи у человека, которому ввели вазопрессин. Механизм.

4. Больных диабетом лечат инсулином. Объясните, почему этот гормон вводят подкожно, а не дают с пищей?

5. О деятельности каких желез внутренней секреции можно судить, определяя содержание натрия и калия в крови и моче?

6. При обследовании мальчика 5 лет отмечено значительное отставание умственного развития, роста. Ребенок мало активен. Общий обмен снижен. О гипо- или гиперфункции щитовидной железы можно думать?

7. В организме женщины значительно больше, чем у мужчин, содержание жира, меньше развита сила мышц. У пожилых мужчин возрастает содержание жира, слабеют мышцы. Какие причины особенностей метаболизма?

8. Фармацевтическая промышленность выпускает анаболические стероиды - синтетические производные андрогенов, почти лишенные андрогенных свойств, но стимулирующих процессы тканевого дыхания, синтеза белка. Некоторые спортсмены используют их для стимуляции развития мускулатуры. Обсудите положительные и отрицательные стороны их применения.

 

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Перечислите известные вам железы внутренней секреции.

2. Перечислите специфические особенности гормонов.

3. Функции каких желез внутренней секреции регулируются тропными гормонами гипофиза?

4.Назовите гормоны щитовидной железы и их физиологическое действие.

5. Назовите гормон паращитовидной железы и его физиологическое действие.

6. Как регулируется деятельность щитовидной железы?

7. Чем объясняется смертельный исход после удаления обеих паращитовидных желез?

8. Какие клетки какой железы продуцируют инсулин и в чем физиологический механизм действия инсулина?

9. Перечислите физиологические эффекты инсулина.

10. Какие клетки какой железы продуцируют глюкагон и каковы его физиологические эффекты?

11. Перечислите гормоны, введение которых повышает, и гормоны, введение которых понижает содержание глюкозы в крови.

12. Где продуцируется адреналин и какие физиологические эффекты он вызывает?

13. Перечислите три типа гормонов, выделяемых корой надпочечников, и назовите главнейшие гормоны каждого типа.

14. Почему удаление коры надпочечников приводит к быстрой гибели организма. Как можно предотвратить эту гибель, не вводя в организм гормоны коры?

15. Где вырабатывается адренокортикотропный гормон и выработку каких гормонов он регулирует?

16. При каких состояниях возникает усиленная продукция адренокортикотропного гормона и какое физиологическое значение она имеет?

17. Перечислите мужские и женские половые гормоны.

18. Где и какие женские половые гормоны вырабатываются в организме в разные фазы полового цикла?

19. Какие гормоны выделяются плацентой и в чем их физиологическое значение?

20. Перечислите гормоны передней доли гипофиза и их физиологические эффекты.

21. Перечислите гормоны промежуточной и задней доли гипофиза и их физиологические эффекты.

22. Перечислите важнейшие известные Вам тканевые гормоны.

23. Какими механизмами регулируется выделение гормонов?

Рекомендуемая литература:

Основная литература

1. Нормальная физиология: Учебник/ Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Гэотар-Медиа, 2006.-696 с.

2. Нормальная физиология: учебное пособие: в 3 т. В. Н. Яковлев и др.: учебное пособие: в 3 т. под ред. В. Н. Яковлева.— М.: Academia, 2006

3. Физиология человека: учебник для студентов вузов, специализирующихся в области медицины, биологии и валеологии / Н. А. Агаджанян [и др.]; под ред. Н. А. Агаджаняна, В. И. Циркина Изд. 5-е.— М.: Медицинская книга, 2005.— 526 с.

4. Физиология человека: В 3-х томах. Пер. с англ./ Под. Ред. Р. Шмидта и Г. Тевса -М.: «Мир», 2005. -323 с., 203с., 198 с.

Дополнительная:

1. Нормальная физиология: Учебник/Под ред. В.П. Дегтярева, С.М. Будылиной. – М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2006.- 736 с.

2. Юрина М.А Нормальная физиология (учебно-методическое пособие для студентов). - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - 46 с.

3. Юрина М.А. Нормальная физиология (краткий курс лекций). - Сургут: Изд-во СурГУ, 2008. - 36 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...