Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 7. Способы и приемы развития памяти у детей с ограниченными возможностями




ЗАНЯТИЕ 7. СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Цели: дать родителям представление о способах, приемах и методах развития памяти (зрительной, слуховой, тактильной и двигательной) у детей с отклонениями в развитии.

Ход занятия

Теоретическая часть

Память – это психический процесс запоминания, сохранения и последующее воспроизведение того, что было в практике человека.

Процессы памяти – это запоминание (закрепление в сознании прежде воспринятого), сохранение (процесс активной переработки, систематизация и обобщение воспринятого), забывание (невозможность воспроизведения ранее воспринятого после периода сохранения, бывает патологического и естественное – полное или частичное) и воспроизведение (это воспроизведение ранее воспринятого после периода сохранения. )

Виды памяти:

1) По объекту памяти:

· эмоциональная память – на пережитые чувства,

· двигательная память – воспроизведение движений,

· образная память – воспроизведение образов предметов и явлений,

· словесно-логическая память.

2) По способу запоминания:

· произвольная

· непроизвольная

· механическая (зубрежка)

· логическая

3) По длительности сохранения:

· долговременная память

· кратковременная память

· оперативная память

Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является основа его психической жизни, основа сознания человека - память. Ребенок запоминает все, что его окружает, привлекает; дошкольное детство - время бурного развития памяти, господства природной непроизвольной памяти. Но память ребенка имеет свои качественные отличия. Выдающиеся психологи, педагоги, физиологи, изучая основополагающий психический процесс - память, отмечали главный фактор памяти ребенка - ее избирательность. Было установлено и доказано, что процесс памяти у детей основывается на определенной информации - потребности запомнить, сохранить ее и затем воспроизвести.

Память ребенка тесно связана с его личностными качествами - интересами, внутренним миром. Следовательно, главная особенность развития детской памяти - ее непроизвольность. Ребенок с легкостью запомнит то, что его удивило, заинтересовало, увлекло. Произвольные и непроизвольные виды памяти зависят от степени волевой регуляции, от способов запоминания. Если не ставится цели запомнить тот или иной материал, он запоминается сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, эта память непроизвольная. Ребёнок непроизвольно запоминает информацию.

Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приемы, применяют волевое усилие, следовательно, это произвольный вид памяти. Непроизвольно запомнить - это сохранить информацию в памяти неоднократно повторяющегося материала. Следовательно, чтобы ребенку облегчить процесс запоминания, необходимо прибегнуть к приемам многократного повторения. Заметим, что информация запоминается ребенком намного эффективнее, если она приобретает значение деятельности. Известно, что дети очень чувствительны к различного рода информационным воздействиям из вне - они впитывают новые впечатления, знания с особой легкостью. Дети обладают огромным потенциалом для интенсивного развития памяти.

Сегодня, говоря о современных детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «дети бурного прогресса», в то же время можно констатировать факт роста числа детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов мозга, интеллектуально-пассивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с замедленным развитием психических процессов. Имеет значение ухудшение социальной, экономической и экологической ситуации на современном этапе развития общества, что отразилось на физическом здоровье детей, растет число детей с отклонениями в развитии, несомненно, и на психическом здоровье детей, факт увеличения детей с ослабленным психическим здоровьем неоспорим. Возросли нагрузки на формирующийся детский организм.

Практическая часть

Мы остановимся на развитии памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Чтобы воспроизвести информацию, ребенку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе.

Игра - это любимый вид деятельности детей дошкольного возраста, в которой они воспроизводят все моменты человеческих отношений. Игра позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации детям с ограниченными возможностями здоровья.

Взрослый создает игровую ситуацию, учитывая психофизические и интеллектуальные возможности ребенка. Игра может быть настольно-печатной, подвижной, музыкальной, но в каждом случае осуществляется в тесном контакте с взрослым. Центральным звеном в организации игры является создание активной творческой зоны, непосредственно развивающей игровой среды, в которой ребенок получит возможность выполнять игровые действия, осуществляя развитие различных видов памяти (двигательную, эмоциональную, слуховую, зрительную, тактильную).

Обязательные элементы при организации игры с детьми дошкольного возраста с ослабленным здоровьем - это многократные повторения, частая смена деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает быстрая утомляемость, ослабленное развитие психических процессов, замедленное восприятие. Взрослому для успешной организации и качества игры необходимо учитывать: что запомнит ребенок и как запомнит. Соответственно создать творческую игровую ситуацию, вызвать у ребенка эмоциональный отклик, интерес, обеспечить ребенку в процессе игры поисковую ситуацию, объяснить ребенку игровые правила, обеспечить игру дидактическим наглядным игровым материалом.

Отклик ребенка, интерес проявляется в мимике, жестах, движениях, речи, желании действовать и продолжать игру.

Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях.

Игры на развитие зрительной памяти: «Мемори» с использованием парных картинок, «Опиши предмет» - в течение минуты запомнить предмет и потом его описать, кто больше запомнит, «10 игрушек» - запомнить и воспроизвести все ранее выставленные игрушки. «Потерялся ребенок» - одного ребенка выводят из комнаты, надо описать во что был одет ребенок, «Выложи из мозайки так, как было на образце», «Нарисуй по памяти», «Я – фотоаппарат» и др.

Игры на развитие слуховой памяти: запоминание и воспроизведение детских стихотворений, «Слова» вариант игры «10 игрушек», запомнить числовой ряд (когда ребенок знает цифры), заучивание фраз и кротких предложений, «Запретный номер», «Каскад слов»,.

Игры на развитие тактильной и двигательной памяти: игра «Мешочек» - руками потрогать и назвать предмет в мешочке. «Повтори за мной» - повторить все движения, которые придумали и показали предыдущие дети, «Слушай и исполняй».

В таких условиях, возможно, значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Не следует заниматься заучиванием с ребенком, механической тренировкой памяти, достаточно заинтересовать и организовать совместно с ребенком увлекательную игру. Ребенок с благодарностью вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе с взрослым за увлекательной игрой. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости.

Итог занятия. Рефлексия

Родители отвечают на вопросы:

ü Что беспокоит сейчас родителей?

ü Что хотели бы обсудить?

ü Ваши пожелания на следующую встречу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...