Занятие 4. Особенности умственной готовности детей к обучению в школе с ограниченными возможностями
ЗАНЯТИЕ 4. ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Цели: дать родителям представление об особенностях умственной готовности детей к обучению в школе детей с ограниченными возможностями. Материалы и оборудование Плакат «Психологическая готовность к обучению в школе», бланк теста для родителей «Готов ли ребенок к школе? », памятка для родителей первоклассников, бланк с Рефлексией, доска и маркеры. Ход занятия Сегодня рассмотрим еще один компонент психологической готовности к обучению в школе это умственная готовность. Она включает в себя сформированность речи, мышления, восприятия, памяти, внимания и воображения. Сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. Она выступает центральным компонентом школьной готовности. Под интеллектуальной готовностью понимается целый комплекс черт умственного развития дошкольника, неразрывно связанный с познавательной и будущей учебной деятельностью. К 6–7-и годам ребенок должен знать: · свой адрес и название города, в котором он живет; · название страны и ее столицы; · имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; · времена года, их последовательность и основные признаки; · названия месяцев, дней недели; · основные виды деревьев и цветов. Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности: умение принять задание, проанализировать его, выбрать способы решения, спланировать последовательность выполнения и оценить результат выполненного задания. В 7 лет ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: - производить звуковой анализ слова. - вычислительные навыки: уметь производить операции сложения и вычитания в пределах десяти в уме. - готовность руки к письму: уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры. Изучение детей с ОВЗ показало, что дети оказываются неготовыми к школьному обучению по всем показателям. Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: · низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы – обобщение, абстрагирование, классификация); речевая активность низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности; · интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность слабая и нестойкая; · запоминание механическое. Несформированность интеллектуальной готовности к школьному обучению детей с ОВЗ усугубляется ослабленным общим физическим состоянием и функциональным состоянием нервной системы, обуславливающим низкую работоспособность, быструю утомляемость и отвлекаемость. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться в рамках целостного подхода к развитию психических свойств ребенка. В процессе обучения важно формировать у ребенка обще интеллектуальные умения (анализ, сравнение, синтез, классификацию, обобщение), общедеятельностные умения (планирование, самоконтроль, самооценка), устную монологическую речь. Готовность к школе требует от ребенка в первую очередь достаточного уровня интеллектуального и речевого развития.
Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь общаться и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять контроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Особенности нарушений познавательной деятельности при ДЦП 1) неравномерный характер нарушений отдельных психических функций; 2) выраженность астенических проявлений ― повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы; 3) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. Для того чтобы Вы могли еще раз объективно оценить подготовленность ребенка к школе, предлагаем Вам короткий тест.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|