Итог занятия. Рефлексия. ü Что беспокоит сейчас родителей?. ü Что хотели бы обсудить?. ü Ваши пожелания на следующую встречу.
Итог занятия. Рефлексия Родители отвечают на вопросы: ü Что беспокоит сейчас родителей? ü Что хотели бы обсудить? ü Ваши пожелания на следующую встречу.
ЗАНЯТИЕ 5. СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ Цели: познакомить родителей со способами и приемами формирования мышления у детей с особенностями развития. Раскрыть методы развития мышления у детей с отклонениями в развитии. Материалы и оборудование Буклет с играми. Ход занятия Одно из самых важных направлений работы по подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школе является развитие мышления. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Этот возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятий, выведение следствия. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, то в школе он обычно переходит в разряд неуспевающих. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Вот почему проблема развития мышления дошкольников является актуальной сегодня. Мышление – это психический процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, классифицирования и абстрагирования.
Выделяют 3 вида мышления: 1) Наглядно-действенное мышление (когда задача представлена наглядно, а способ решения выполняется практическими действиями). 2) Наглядно-образное мышление (такой вид мышления, когда задача представлена наглядно, а решается с помощью образов). 3) Словесно-логическое мышление (такой вид мышления, когда задача представлена словесно, а решаем с помощью логики). Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с трех, четырех лет. Он постигает свойство предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме. К шести–семи годам начинает более интенсивное формирование словесно-логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Последний вид мышления самый сложный. С ребенком необходимо играть в различные игры, на которых развиваются такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно - следственных связей, способность рассуждать. Необходимо всегда помнить, что успешное начало школьного обучения во многом определяет дальнейшую успешную адаптацию ребенка в быстро меняющемся мире.
Игра основной вид деятельности дошкольников, не только удовольствие, радость, но важное средство самовыражения, проба сил. Игры, в которые мы попробуем поиграть, не требуют специальной подготовки, условий, главное интерес, желание. Играть в них можно по дороге в поликлинику, в магазин, коротая время в ожидании автобуса, на прогулке и т. д. (Родителям раздаются буклеты с описанием игр, можно предложить поиграть в форме соревнований между родителями заранее разделив их на группы. ) ! Обратить внимание родителей на то, что, играя с ребенком, следует отмечать даже небольшое продвижение вперед. Не всегда можно использовать форму игры-соревнования, пока ребенок не научился спокойно проигрывать. Важно правильно организовать занятия в условиях семьи. Комната, в которой проходят занятия, должна быть проветрена, хорошо освещена. Продолжительность одного занятия с ребёнком в среднем должна составлять от 30 до 45 минут. Ребёнок с ОВЗ даже в процессе занятия нуждается в коротком отдыхе. В этой связи в структуру занятий необходимо включать паузу. Дети-инвалиды в большей степени нуждается в опоре на образец, аналогию, предварительный показ выполнения задания, чем его нормально развивающиеся сверстники. Материал для отработки с детьми необходимо предъявлять небольшими порциями и систематически закреплять ранее усвоенное. Дети с ОВЗ для более прочного и глубокого усвоения материала нуждаются в использовании различного рода наглядных опор. Объяснение игры обязательно сопроводите примером или показом. В этой связи целесообразно широко использовать предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. После того как ребенок освоит наглядные опоры, научился собирать из частей картинки можно переходить на задания с таблицами, схемами, картами. Игры для домашних занятий: Работа с картинками: 1) Подобрать сюжетную картинку и по ней составить описание. Что изображено, что делают, можно предположить возможный диалог героев картинки. 2) Можно подобрать серию интересных для ребёнка иллюстраций, составить с опорой на них короткие рассказы или диалоги между изображёнными героями. Например, можно воспользоваться представленными ниже сюжетными картинками.
3) Разрезные картинки. Начинать необходимо с разрезных предметных картинок на 2 части по вертикали или горизонтали. Начинать необходимо с опорой, т. е. показ целой такой картинки. Далее собирать разрезные картинки из 3, 4, 5, 6 частей, макси пазлы, пазлы из 9 частей. 4) Как вариант собирать кубики с нанесенными на них картинками – 2 части, 4, 6, 8 частей и более, как только поймет принцип сборки картинки из кубиков. Игры со схемами: 1) конструирование из строительного материала – выполнить постройку по картинке (заранее построенную взрослым, можно фотографии, картинки); 2) мозаики – (лучше подбирать крупные фишки диаметр 20мм, удобные для захвата пальцами); 3) игры В. Ф Кайе «Зеленые поляны», «Мосты и берега». Работа с карточками с фрагментами зеленого орнамента. 4) «Математический, архитектурный силуэт» М. Монтессори. Работа с проекциями, развитие мелкой моторики, подготовка к черчению, геометрическому конструированию, математической фантазии. 5) Игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Крестики», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Соты» и др. ); и др. 6) Игры Никитина (квадраты) Игры, задания и упражнения для развития логического мышления: · игры и упражнения на развитие мыслительных операций и сообразительности: «Сравнение предметов», «Хорошо – плохо», «Закончи слово», «Соотношение понятий», «Кто это может использовать», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Поиск аналогий», «Кодирование» и др. · Составление предложений. Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов. · Продолжить предложения 1) Если пойдет снег…. 2) Пригласили в гости…. · Задание обобщить слова – огурец, помидор, редис. Все это овощи. Диван, стул, кровать – мебель и т. д. · Игра «Поиск общего» Цель: Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
· Игра «Исключение лишнего слова» Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов. · Игра «Поиск аналогов» Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам. · Игра «Поиск «противоположных» предметов» Цель: Формировать способность находить в предмете общее и различие. · Игра «Поиск предметов по заданным признакам». Цель: Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой. · Игра «Поиск соединительных звеньев» Цель: Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами. · Игра «Способы использования предмета» Цель: Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности. · Игра «Сократить рассказ» Цель: Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное. · Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям. · Дидактические настольные игры. Дидактические игры представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. - настольно-печатные игры «Цвет и форма», «Найди похожую фигуру», «Логический домик» и др.; - игры на объемное моделирование «Тетрис», «Геометрический конструктор» и др. ); - игры-забавы лабиринты, перевертыши и т. д.. · Логические задачки 1) Подходят к реке 2 девочки, а навстречу им 2 мальчика. Сколько детей будет купаться в реке? (2 девочки – мальчики уже искупались). 2) В январе на клумбе распустилось 2 одуванчика, потом еще 3. Сколько одуванчиков распустилось на клумбе в январе? (ни одного, Январь – зимний месяц, а зимой одуванчики не растут). 5) Сколько рогов у двух коров? - (4). У двух ослов? (ни одного – у ослов рога не растут).
6) У палки 2 конца. Сколько концов у 2 с половиной палок (6 концов, нет разницы целая палка или половина). 7) Белочка нашла грибов больше 8, но меньше 10. Сколько грибов у белочки? (9). 8) Еж принес домой 4 гриба. Столько же принесла ежиха. Половину грибов они отдали старому ежу-соседу. Сколько грибов осталось у ежей? - (4) 9) У девочки 3 кошки и 2 собаки. Сколько лап у одной кошки? (4). Сколько всего животных у девочки? (5). Сколько ушей у всех животных? (10). 10) Высоко в небе летели 4 страуса. 1 опустился на землю. Сколько страусов продолжали путь? (ни одного, потому что страусы не умеют летать). 11) Футболка сохнет на солнце 1 час. За сколько часов высохнут 2 футболки? 5 футболок? (За 1 час высохнут все футболки, сколько бы их ни было). 12) Два осла везли поклажу. Первый – 5 кг сахара, второй – 5 кг ваты. Переходя реку, они долго купались с поклажей. Когда вышли из реки, один побежал легко, а другой с трудом тащил свой груз. Что случилось? (сахар первого осла растаял в воде. Вата второго осла намокла и стала намного тяжелее – он с трудом ее понес). 13) Наташе 5 лет, а Ире 3 года. Сколько лет было девочкам в прошлом году? (Наташе – 4, Ире – 2). Кто из них будет старше через год? (Наташа всегда будет старше Иры на 2 года). Сколько лет будет девочкам через 3 года? (8 и 6). На сколько старше будут девочки через 2 года? (на 2 года). Главными целями данных игр является не только освоение и закрепление математических понятий и умений, но и овладение способами познания (сравнение, обследование, классификация, сериация и пр. ), накопление логико-математического опыта и развитие мышления, сообразительности. Чаще используйте такой или подобный материал для развития наблюдательности. Ваше общение с ребёнком станем приятным, а занятия будут полезными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|