Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности доказательственной деятельности по делам ,возникающим из административных и иных публичных отношений.




Также специальные доказательственные правила, в соответствии с ними по публичным делам суд вправе собирать доказательства по собственной инициативе.

Статья 200 часть 6, в случае непредставление органом, принявшим акт, доказательств – арбитражный суд может истребовать их по собственной инициативе.

По этим делам установлено ещё одно специальное доказательственное правило: возложение обязанности доказывания законности и обоснованности актов, решений, действий и бездействий на государственный орган.

Если было бы исковое, то заявитель должен был бы доказать: сам факт наличия акта, потом то, что этим затрагиваются его права, и ещё – незаконность этого акта. В отношении публичных дел – незаконность не надо доказывать заявителю, это орган должен доказать законность.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта – возлагается на лиц, принявших данный акт.

Презумпцией это назвать нельзя, это – просто перераспределение бремя доказывания.

 

Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов.

 

Любой вопрос об особенностях рассмотрения отдельных категорий дел строится по стандартной схеме. Особенности могут касаться стандартных институтов процессуального права: предмет оспаривания, подведомственность, подсудность, лица, участвующие в деле, особенности доказывания, особенности обращения в суд, особенности рассмотрения, особенности решения и особенности оспаривания решения.

Предмет оспаривания именно нормативно-правовые акты. Что это такое? Как часто говорят, «итак понятно». Признак нормативности акта, в отличие от не нормативности – то, что данный акт распространяет своё действие на неопределённый круг лиц.

ВС в Пленуме 2007 году дал более развёрнутое определение нормативного акта – то, что это уполномоченным органом и в определённом порядке, рассчитанный на неоднократное применение. Но это не самые важные признаки, важно – обязательный акт, распространяющий своё действие на неопределённый круг лиц.

Вопрос о подведомственности. С одной стороны, достаточно сложен, с другой – весьма прост.

Подведомственности: Конституционный Суд (Конституция, ФКЗ «О конституционном суде», в отношении федеральных законов и законов субъектов РФ, если они приняты по вопросам совместного ведения).

Основное – это разграничение между арбитражными судами и общей юрисдикции. Здесь всё те же предметный критерий и в зависимости от субъектов (субъектный критерий).

Правило о приоритете подведомственности судам общей юрисдикции – он должен принять дело к производству, если нет иного судебного порядка обжалования.

Плюс есть ещё дополнительный критерий – в статье 29 АПК РФ есть перечень, достаточно подробный и понятный, дел об оспаривании нормативных правовых актов, которые подведомственны арбитражным судам. И есть указание на то, что другими федеральными законами также может быть предусмотрена подведомственность арбитражным судам.

Вопрос о подведомственности возникает только в том случае, когда возможно оспаривание и в общей юрисдикции, и в арбитражных судах. Здесь мы смотрим, кто заявитель и каков характер правоотношений.

 

Особенности обращения в суд.

По части 1 статьи 194 АПК РФ – это категория дел, которая рассматривается коллегиальным составом арбитражного суда.

Требования к содержанию заявления об оспаривании нормативного правового акта.

Статья 193 АПК РФ – она содержит не общую отсылку на статью 125, а указывает на конкретные пункты. Это правило универсальное для всех дел, возникающих из публичных правоотношений. Здесь специфика.

Часть 2 статьи 193 АПК РФ – тоже не вся статья 126 АПК РФ, а только указанные в ней пункты.

Часть 3 статьи 193 АПК РФ – никакие обеспечительные меры по делам из этой категории невозможны и не допускаются. Оспаривание нормативного акта не приостанавливает его действия.

От 13 августа 2004 года Информационное письмо Президиума, пункт 5: приостановление действие оспариваемого акта невозможно как обеспечительная мера (вообще невозможны обеспечительные меры по этим категориям дел).

 

По общим правилам искового производства, но здесь суд может обязать явкой представителей государственных и иных органов. Часть 3 статьи 194 АПК РФ. И применение процессуальной ответственности – штрафов, за неявку (неисполнение требований арбитражного суда).

Арбитражный суд не связан доводами и заявленными требованиями.

По делам этой категории есть специальное основание прекращения производства по делу – часть 7 статьи 194 АПК РФ. В случае, если по ранее рассмотренному делу по тем же основаниям был рассмотрен этот же акт.

Стандартно тождество по трём основаниям: те же стороны, те же основания и те же… Тут же – если те же основания, да и всё. А по ВС вообще даже те же основания нельзя – нельзя ещё раз оспаривать ещё один акт, потому что суд не связан с требованиями сторон, суд всё равно полностью проверяет.

 

Часть 1 статьи 198 АПК РФ устанавливает требование юридической заинтересованности при обращении в суд. Юридическая заинтересованность заявителя обязательна.

 

Ни отказ от заявления, ни признание заявления не влечёт никаких последствий. Суд всё равно рассматривает дело по существу.

Правда, здесь есть нюанс – ВАС в Информационном письме сказал, что если нормативный акт прекратил своё действие или отменился до вынесения судом решения.

То есть если государственный орган признал – то это не имеет значения для суда, а если он его отменил – то прекращается производство по делу.

 

Решение суда и его реализация.

Во-первых, о чём может быть решение суда.

Статья 195 АПК РФ. Пункт 2 части 2 статьи 195 АПК РФ – по результатам рассмотрения заявления арбитражный суд может вынести решение о несоответствии нормативного акта другому нормативному акту с высшей юридической силе или может признать его недействующим полностью или в части.

Недействующим – это не недействительным и не незаконным, а именно недействующим.

В том же информационном письме от 13 августа 2004 года сказано: решение арбитражного суда вступает в силу немедленно после принятия. Те положения, что признаны недействующими – не подлежат применению с момента вступления решения суда в законную силу.

 

Реализация судебного решения – статья 195 АПК РФ. Нельзя придать акту силу, приняв другой акт.

Только в суд кассационной инстанции – за исключением решений ВАС (он проверяет акты президента). И сокращённый месячный срок против стандартного двухмесячного.

 

Особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

 

Предмет оспаривания – ненормативные правовые акты и решения. В ГПК РФ речь идёт только о решениях, действиях и бездействия, в АПК же – ещё и ненормативные правовые акты. В чём разница? Во-первых, две эти формулировки используются для того, чтобы избежать формальных отказов в принятии заявлений.

Под ненормативным правовым актом понимается формализованный документ, каким-то образом оформленное (приказ…). Решение не оформляется обычно – не формализуется, может быть и устным.

В чём смысл разграничения? Лучше определиться заранее, что оспариваем.

Статья 201 АПК РФ, часть 2 – арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, а решения, действия и бездействия – незаконными.

Если решение налогового органа – то «о признании недействительным ненормативного правового акта «решение налогового органа»».

 

Подведомственность – разграничить между арбитражными судами и общей юрисдикции.

Если в рамках уголовного процесса – то будет в рамках УПК РФ, если будем оспаривать о привлечении в качестве обвиняемого.

Если об оспаривании к привлечении к административной ответственности – то уже другое.

Критерии стандартные: субъектный и предметный.

Заявители – ИП и юридические лица. И затрагиваемые права – в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Если по общим правилам подведомственности мы говорим о необходимости статуса юридического лица и у истца, и у ответчика, то здесь другое – здесь совсем не обязательно, чтобы у должностного лица или органа был статус юридического лица – здесь важен статус органа или должностного лица.

Часть 1 статьи 198 АПК РФ устанавливает требование юридической заинтересованности при обращении в суд. Юридическая заинтересованность заявителя обязательна. И процессуальное оформление этого признака обязательно – по пункту 3 части 1 статьи 198, нужно указать, какие интересы нарушаются этим ненормативным правовым актом, решением, действием или бездействием.

Для некоторых категорий споров устанавливается обязательный досудебный порядок оспаривания – в частности, оспаривание решений налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности.

Тот же процессуально-давностный трёхмесячный срок для обращения в суд с заявлением.

 

Обратить внимание на некоторые особенности оспаривания действий судебных приставов: здесь срок десять (10) дней на оспаривание. Если мы будем говорить о гражданском процессе, то там это рассматривается в рамках того же самого дела, которого было рассмотрено, а не в рамках отдельного дела и не в рамках оспаривания действий и бездействий.

В АПК же схема другая: это отдельное производство и об этом прямо говорится в ряде статей главы 24 АПК РФ.

Часть 3 статьи 197 АПК РФ – автоматически они не приостанавливаются, но приостановление возможно. Эта норма применяется аналогично нормам об обеспечительных мерах – то есть по ходатайству лиц, участвующих в деле.

 

В отношении оформления заявления – статья 199 АПК РФ. Не вся статья 125, а только ряд её положений, и, кроме того, есть ещё и специальные требований. А вот статья 126 – уже вся, а также текст решений, которым оформлено соответствующее действие.

 

В отношении судебного разбирательства.

Во-первых, если не упомянули про особенности доказывания – так это только потому, что всё это в общих положениях в первом вопросе рассмотрели уже.

В отношении решения – посмотрим статью 201 АПК РФ. Наиболее существенный момент: недействительность ненормативного правового акта и незаконность всего остального.

Категория дел очень распространена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...