Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Строим дом». «Дерево жизни». «Групповая поэма» (30 мин.). 7. 1.Теоретическая часть. «Особенности общения детей с ограниченными возможностями»




«Строим дом»

Занятие начинается с индивидуального задания: каждый на листе бумаги рисует дом, в котором он хотел бы жить. В «фундамент дома» обязательно закладываются «кирпичики», на которых написаны основные жизненные принципы жильцов дома. Когда каждый нарисует свой дом, ученики объединяются в малые группы. Членам одной группы предлагается «построить» один дом на всех, вырезав необходимые части из разных рисунков и наклеив их на один лист. И, наконец, группам предлагается «построить» один дом на всех по тем же принципам. Когда задание выполнено, представляется итоговый проект, затем все участники обсуждают, довольны ли они этим проектом, были ли учтены их идеи, если нет, почему.

Необходимые материалы: листы бумаги , з аготовка схематичного изображения дома, цветные маркеры, ножницы (на каждую группу), клей (на каждую группу).

 

«Дерево жизни»

Предлагаем каждому участнику нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:

· Корень - цель и смысл вашей жизни;

· Ствол - ваше представление о себе сегодня;

· Ветви - направления самосовершенствования, саморазвития, что вы хотите изменить в себе;

· Плоды - качества, которые вы хотели бы иметь; желания, которые вы хотите реализовать.

Лучше, если деревья рисуют на больших листах бумаги (это может быть обратная сторона обоев). Тогда по результатам работы «деревья» развешиваются на стенах и каждый участник «знакомит» со своим деревом. Получается «волшебная роща». Можно обсудить с ребятами вопрос: «Какая получилась наша роща? » (веселая, унылая, добрая, разнообразная или однообразная). Каждый участник подбирает свое определение и обосновывает его.

По желанию педагога можно продолжить работу с «волшебной рощей». Чтобы роща развивалась в благоприятных условиях, можно установить определенные правила на территории этой рощи. Ведь существуют дорожные знаки: разрешающие, запрещающие, предупреждающие. Какие аналогичные знаки можно предложить для того, чтобы соблюдались гуманные правила добрососедства и взаимоуважения, способствующие процветанию каждого дерева в нашей роще? Задания участникам: нарисовать или объяснит словами возможные варианты таких знаков: разрешающих, запрещающих, предупреждающих. Можно сочинить плакаты или правила поведения «в роще».

 Таким образом на классном часу можно от индивидуального этапа работы перейти к коллективному.

«Проект моего «Я»

Каждому участнику выдаем проектную матрицу: слева внизу листа изображено окошко, где ученик " помещает" " Я" - сегодня" (описывает или рисует свое представление о себе). Справа наверху - окошко для описания себя в будущем " Я" - идеал". Первое и второе окошко соединяются лестницей, каждая ступенька которой - шажок на пути к идеалу. На " ступеньках" ученик с помощью педагога записывает программу действий по самосовершенствованию - приближению к идеалу.

«Групповая поэма» (30 мин. )

Материалы: листы бумаги и фломастеры на каждого участника.

Попросите участников написать свои инициалы в правом верхнем углу листка (вы тоже подпишите свой листок). Каждый участник пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма, передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченная поэма возвращается автору первой строки.

После того как все поэмы будут написаны, прочтите свою. Потом спросите, кто еще хочет прочитать свою поэму.

Тема 7. «Взаимоотношение со сверстниками»

7. 1. Теоретическая часть

«Особенности общения детей с ограниченными возможностями»

Одной из проблем детей с ограниченными возможностями, которые испытывают в социуме, является общение со сверстниками. Из-за своих физиологических и психических особенностей они часто находятся в зоне отверженных. У детей, которые отвергаются сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их общение чаще заключается в доказательстве своего равенства и в защите своего я. Такая защита может принимать разные поведенческие формы и вызывает разные трудности в общении: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости. Дети не участвуют в общих играх, боятся проявлять себя, избегают общения со сверстниками. Они сосредоточены на своем я, которое замкнуто на своих недостатках и ведут чаще обособлено от других.

Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, ком­пенсировать который не могут никакие объек­тивные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Ограниченность круга контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми, установлению и значимости дружеских связей, затрудняет формирование адекватной картины мира. Что в свою очередь оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широко социуме.

В процессе общения со сверстниками разви­ваются навыки взаимопонимания, взаимодей­ствия и взаимовлияния. В группе можно срав­нить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями (не только социально-положительны­ми), утвердиться в их глазах. Для ребенка с ограниченными возможностями де­лается важным умение познакомиться с понра­вившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значи­мой для него группы, а также ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может выс­казывать свои мысли и выражать чувства.

Проблема уверенного поведения важна для детей с ограниченными возможностями. Ребенок, обладающий навыками уверенного поведения, быстрее ориентируется в сложных коммуникативных ситуациях и правильно реа­гирует при задевающем и провоцирующем общении, умеет располагать к себе людей, спосо­бен оказывать другим поддержку и слаженно работать в команде.

Поэтому становится аб­солютно ясно, что необходимо развивать коммуникативные навыки у детей, формировать адекватную самооценку, развивать межличностную чувствительность, как условие для полноценного продуктивного взаи­модействия ребенка со сверстниками в практической деятельности и личностном взаи­модействии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...