Как решается задача развития творческих способностей учащихся в процессе приобретения учащимися новых знаний на уроке.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Приложение 2. Примерная схема анализа урока
Анализ урока, проведённого самим студентом (учителем) или его товарищами по группе, должен включать в себя следующие отправные положения. 1. Школа, класс, предмет, фамилия студента-практиканта (или учителя). 2. Тема урока, образовательно-воспитательные задачи урока, обоснование избранной студентом (или учителем) последовательности изложения, соответствие применявшихся на уроке пособий характеру поставленной задачи, правильность организации ученического коллектива на достижение поставленной цели. 3. Организационное начало урока: а) готовность учителя к уроку (наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, оборудования и т.п.); б) подготовленность учащихся к уроку (дежурные, наличие у учащихся необходимых тетрадей, учебников и пособий, письменных принадлежностей, чертёжных инструментов и пр.); в) подготовленность классного помещения к уроку (чистота, классная доска, мел и т.п.). 4. Организационная структура урока: а) мобилизующее начало урока; б) чёткость всей структуры урока и законченность отдельных его этапов; в) соответствие структуры урока содержанию учебного материала, последовательность, взаимосвязь и соотношение частей; г) насыщенность урока и темп его проведения; д) контакт учителя с классом; е) активность учащихся во время урока. 5. Анализ содержания учебного материала урока: а) научность изложения материала и его соответствие научному мировоззрению; б) соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету; в) соотношение практического и теоретического материала; г) систематичность изложения; д) вопросы историзма и выявление роли отечественных ученых;
е) соответствие изложенного на уроке воспитательным целям; ж) связь с жизнью и практикой. 6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку и их выполнение: а) цель урока и соответствие плана (конспекта) урока поставленной цели; б) соответствие применяемых методов поставленной цели; в) соблюдение единства процессов обучения и воспитания; г) выделение главного, основного, подведение итогов; д) многообразие методов, характер их сочетания, педагогическая обоснованность их выбора; е) усвоение материала на уроке; ж) техническое оборудование урока; з) подбор упражнений по нарастающей степени трудности; и) вопросы политехнизации; к) использование учителем наглядных пособий на уроке; л) учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, специфических особенностей данного коллектива; приемы воспитания интереса к математике; м) связь работы на уроке с внеклассной и внешкольной работой учащихся; н) выявление внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале; о) моменты урока, способствующие нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, формированию их мировоззрения; п) учет знаний учащихся.
7. Деятельность учителя: а) поведение учителя на уроке (контакт учителя с классом, эрудиция, авторитет учителя, педагогический такт); б) изложение учителем новых знаний; в) организация закрепления учебного материала; г) организация самостоятельной работы учащихся; д) проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся; н) вопросы учителя и требования к ответам учащихся; ж) внимание учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала; з) работа учителя со слабоуспевающими; и) руководство познавательной и практической деятельностью учащихся; к) порядок и дисциплина во время урока; эффективность методов, с помощью которых учитель поддерживает рабочее настроение в классе;
л) использование учителем на уроке новейших достижений в области преподавания математики, опыта лучших учителей; м) соблюдение требований, предъявляемых к домашнему заданию, соответствие заданного на дом материала психическим и физическим возможностям учащихся; н) использование учителем технических средств на уроке. 8. Деятельность учащихся на уроке: а) подготовка рабочего места; б) поведение учащихся на уроке (дисциплина, прилежание, речь, активность, внимание, умение переключиться с одного вида работы на другой); в) сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся в начале урока на всех этапах работы в классе; г) степень и характер участия в работе на уроке коллектива в целом и отдельных учащихся; д) взаимоотношения учителя и учащихся на уроке; е) самостоятельная работа учащихся; ж) знание учащимися теории, вычислительная культура, сознательность усвоения учебного материала, сообразительность, пространственные представления, умение обоснованно мыслить, развитие учащихся, грамотность. 4. Общая оценка урока: а) выполнение плана урока; б) достижение цели урока; в) выполнение задач урока; г) особенно интересное и поучительное на уроке; д) что произвело на уроке особенно сильное впечатление; е) какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему. 5. Выводы, оценка.
Приложение 3. Посещение урока математики и его анализ Цель: Научиться наблюдать урок, записывать и анализировать его по схеме(см.Приложение 2).
Основное содержание 1. Обсудить тему урока, посещение которого планируется. 2. Изучить изложение этой темы в учебнике (прочитать соответствующий пункт учебника; выписать, какие понятия встречаются в тексте, правила, если они есть; решить все задачи к соответствующему пункту учебника). 3. Познакомиться с содержанием самостоятельных и контрольных работ по данной теме, помещённых в дидактических материалах. 4. Подготовить тетрадь для записи урока по схеме Школа № … Класс … Учитель … Дата посещения урока … Тема … Цель и задачи урока … (заполняется после анализа урока). Оборудование … Ход урока
5. При наблюдении урока необходимо: 1) обратить внимание на деятельность учителя и учащихся на уроке; 2) в деятельности учителя выделить отбор содержания, выбор методов и приёмов работы с учащимися, формы организации деятельности учащихся, выбор средств для достижения поставленных задач. Анализ посещённого урока 1. Определить “узловые” моменты урока: место данного урока в системе уроков по теме; цель и задачи урока; тип и структуру урока. 2. Провести анализ каждой структурной части урока: определить, какая образовательная задача решается; проанализировать содержание отобранного учебного материала и установить соответствие его поставленной задаче; отметить методы и приёмы, использованные учителем (рассказ, беседа, создание проблемной ситуации, постановка проблемных вопросов и т.д.), формы организации деятельности учащихся (коллективная и индивидуальная работа, устная и письменная работа), формы и методы контроля за деятельностью учащихся. 3. Выполнить анализ дидактических и психологических особенностей урока по схеме комплексного анализа урока. Для этого ответить на следующие вопросы: 1) Правильно ли определена цель урока? 2) Учтены ли образовательные, развивающие задачи, решаемые на уроке? 3) Обоснован ли отбор учебного материала на урок? (соответствие содержания урока его основной учебной цели, достаточен ли объём учебного материала на уроке, отражена ли в материале взаимосвязь теории и практики.) 4) Какие методы и приёмы работы использовал учитель на уроке, соответствуют ли они цели и содержанию учебного материала? (Постановка проблемных вопросов, их точность и логичность; решение познавательных задач, их доступность; формирование умения работать с книгой и т.д.) 5) Какие методы и приёмы контроля и оценки деятельности учащихся использовал учитель на уроке? 6) Какие особенности деятельности учащихся вы заметили на уроке? (Устойчивость внимания учащихся, быстрота переключения внимания; внешние проявления совершаемой умственной деятельности; соотношение работы по образцу и самостоятельной работы учащихся; умственные действия, которыми владеют учащиеся; положительные и отрицательные эмоции учащихся на уроке; отношение отдельных учащихся к учебной работе на уроке.)
4. Сделать общие выводы по уроку: 1) организация урока; 2) достижение цели и задач урока (образовательных, развивающих и воспитательных); 3) общая оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.
Приложение 4. Краткие методические рекомендации студенту-практиканту по подготовке и проведению урока При подготовке к уроку студенту рекомендуется придерживаться следующих положений. 1. Студент-практикант должен чётко представлять себе место проводимого урока в системе уроков по данному разделу математики, что возможно при наличии у него глубоких знаний программы, содержания школьного учебника, знакомства с дополнительной литературой по данному разделу. 2. Подготовка к уроку должна начинаться с определения темы, просмотра школьного учебника и книги для учителя. Уяснив содержание темы, следует приступить к просмотру научно-методической литературы. Только после такого рода пределанной работы студент в состоянии выделить главные вопросы изучаемой темы и соответствующие им факты для сообщения учащимся. 3. Установив предусмотренный программой минимум знаний, студент определяет, какие методы и приёмы применить, какие наглядные пособия использовать во время урока. 4. Особое внимание практикант должен уделять приёмам, обеспечивающим дифференцированное обучение. Дифференциация планируется в основном на этапе самостоятельной работы. При этом следует подготовить так, чтобы они были различными как по объёму, так и по степени трудности. 5. Определив содержание урока, структуру и методы его проведения, студент составляет конспект урока, в котором отражает: дату, цель, познавательную задачу урока, которую предстоит решать учащимся, оборудование урока (таблицы, приборы, инструменты и т.п.), использование технических средств обучения на уроке, описание хода урока, где излагается содержание всех частей урока, указывает время, отводимое на каждый элемент урока, т.е. определяет темп урока. 6. Репетицию урока практикант проводит после утверждения конспекта методистом (в случае отсутствия последнего – учителем математики). Заучивать наизусть текст конспекта не рекомендуется. Следует запомнить план и последовать изложения материала на уроке. 7. В процессе подготовки плана и конспекта урока студент получает консультации у методиста, преподавателей кафедры педагогики и психологии.
Приложение 5. Краткие рекомендации студентам по проведению урока 1. Входить в классную комнату студент-практикант должен после того, как учащиеся займут рабочие места, приготовят необходимые для данного урока учебники, пособия и письменные принадлежности. 2. Чёткость и деловитость начала урока обеспечивают нужный ритм в продолжении всего урока, поэтому, войдя в класс, следует внимательно осмотреть классную комнату и проверить готовность класса к уроку. 3. Создав в классе необходимую деловую атмосферу, следует сообщить учащимся план урока, познавательную задачу урока, которую предстоит решать учащимся, этапы проведения урока. Далее следует перейти к индивидуальной, групповой или фронтальной проверке выполнения домашнего задания; предложить учащимся упражнения, подготавливающие их к восприятию материала. 4. При изложении нового материала важно соблюдать логическую связь с ранее изученным материалом; это содействует поддержанию устойчивого внимания и возникновению интереса у учащихся. 5. Большую роль в повышении интереса учащихся к уроку играет применение таких приёмов, как создание на уроке поисковых ситуаций, постановка проблемных вопросов, включение элементов историзма, занимательности; активная самостоятельная работа школьников. 6. Следует акцентировать своё внимание на развитие творческих способностей учащихся. При этом ориентировать учащихся не на изучение готовых, сложившихся приёмов решения задач, а на поиски оригинальных решений, различных способов решений; считать важным постановку и решение нестандартных задач и задач-проблем, обучение учащихся эвристической деятельности в процессе решения задач; разработку системы задач, направленной на развитие творческих способностей учащихся. 7. Заключительная часть урока имеет большое значение. От того, как будет подведён итог проделанной на уроке работы, сообщены и прокомментированы выставленные оценки, дано задание на дом, зависит последующая активность учащихся на уроках.
Приложение 6. Примерная схема изучения педагогического опыта учителя 1. Результаты педагогической деятельности учителя (итоги полугодия текущего учебного года, если возможно, итоги прошлых учебных лет; наличие победителей олимпиад по предмету; количество выпускников школы, поступивших в ВУЗы и т.д.). 2. Посетить несколько уроков учителя, ознакомиться и описать общую подготовку учителя к уроку. 3. Проследить процессуально-содержательную часть опыта учителя и описать: а) обратную связь, искусство опроса; б) умение объяснить материал: активизация, проблемность, структурность, разнообразие приемов и т.д.; в) методы, приемы и средства обучения; г) развитие способностей учащихся, индивидуальный подход, работа с сильными и отстающими учащимися; д) развитие самостоятельности учащихся, их умения добывать знания, решать оригинальные примеры, применять знания на практике; е) “орудия” учебного труда учащихся (опорные конспекты, рабочие тетради и др.); ж) воспитание в процессе обучения; приемы выработки убеждений; система требований учителя; з) личный пример учителя, этика и т.д. 4. Соответствие педагогического опыта учителя современным достижениям педагогической науки. 5. Результаты применения опыта учителя Вами в ходе педагогической практики. 6. Охарактеризовать внеклассную работу по предмету. 7. Опишите, если Вы обнаружили, новизну педагогического опыта учителя. Фамилия, имя, отчество учителя. Место работы. Стаж педагогической деятельности. Образование (какое учебное заведение и в каком году окончил). В каких классах в основном работает. Поощрения и награды учителя.
Приложение 7. Ориентировочная программа изучения
1. Общие сведения о школьнике: возраст, состояние здоровья, принадлежность к детским или молодежным организациям. 2. Характер условий семейного воспитания школьника: культурно-бытовые условия в семье, отношение в семье к ученику, забота о воспитании. 3. Отношение школьника к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, авторитет школьника в коллективе товарищей, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным явлениям в коллективе и т.п. 4. Направленность личности: личная, общественная, деловая. 5. Характеристика мотивов и интересов, их глубина, широта, устойчивость, действенность, наиболее ярко выраженные познавательные интересы. 6. Взгляды и убеждения. Единство сознания и поведения. Стремления школьника, его намерения, мечты, идеалы. 7. Уровень притязаний: заниженный, адекватный, завышенный. Соотношение самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей, отношение школьника к самовоспитанию. 8. Ученик в различных видах деятельности. Отношение школьника к учению, успеваемость и дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков. Отношение к трудовой деятельности, бытовой труд школьника, общественная активность школьника. 9. Характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти. Соотношение творческого и воссоздающего воображения, особенности мышления, самостоятельности в суждениях и выводах, степень развития устной и письменной речи. 10. Особенности эмоциональной сферы: характер эмоциональной реакции на действия педагога, развитие моральных, эстетических чувств, преобладающее настроение, степень эмоциональной возбудимости, умения сдерживать эмоциональные переживания и изменять их. 11. Волевые особенности: целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли. 12. Способности: общие и специальные, наиболее выделяющиеся способности ученика. 13. Темперамент и его проявления. 14. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению-прилежание, активность и др.; в отношении к классу и школе - отношение к мероприятиям, проводимым в школе и классе и др.; в отношении к общественным обязанностям и поручениям – выполняемая общественная работа, чувство ответственности, долга и др.; в отношении к труду – трудолюбие, добросовестность и др.; в отношении к товарищам, взрослым – доброта, общительность, внушаемость и др.; в отношении к вещам – аккуратность, бережливость и др.; в отношении к самому себе – самолюбие, скромность, гордость и др). 15. Выводы. Возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учащимся. Приложение 8. Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива 1. Общие сведения о классе: название школы, класса, количество учеников (мальчиков, девочек). 2. Структура классного коллектива. Состав класса, его актив. 3. Общая характеристика организации учебной деятельности классного коллектива. Ведущие мотивы учения школьников. Уровень общего развития учеников. Количество отличников. Учащиеся, отстающие в учёбе, причина их неуспеваемости. 4. Участие классного коллектива в общественно-полезной работе. 5. Состояние дисциплины в классе, нормы поведения учащихся. 6. Общественно значимые цели классного коллектива. Сплочённость членов коллектива. Общественное мнение коллектива. 7. Качественная и количественная характеристика межличностных взаимоотношений учащихся в микрогруппах. 8. Характеристика отдельных школьников как членов коллектива. Анализ престижа и социальных ролей учащихся. Анализ конкретных факторов поведения учащихся. 9. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Специфические черты данного коллектива. 10. Влияние социального окружения, родителей, общественности на коллектив класса. 11. Содержание работы студента-практиканта в классе в целях повышения общественной активности учащихся и привития им коллективистских черт характера. 12. Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классным коллективом (со стороны учителей, родителей).
Приложение 9. Указания к психолого-педагогическому Мышление. Какие условия способствовали мыслительной деятельности учащихся? Создавались проблемные ситуации? Как решает учащийся поставленную перед ним задачу? Способы активизации учителем необходимых для решения задачи знаний и умений, выбор системы действий, осуществление учеником этих действий, контроль и корректировка их. Причины, мешающие ученику осуществить нужные действия. Характеристика мыслительной деятельности учащихся на уроке (умение анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать). Проявление качественных особенностей умственной деятельности на уроке. Какие методы и приёмы учителя содействовали развитию самостоятельности мышления? Как учитывались индивидуальные особенности учащихся? Память. Особенности процесса воспроизведения и руководство учителя этим процессом. Приведите примеры забывания на уроке, объясните причины. Умение пользоваться приёмами запоминания. Руководство процессом запоминания на уроке. Как подобран материал для запоминания, давалась ли установка на запоминание и его особенности. Обучались ли учащиеся приёмам запоминания, контролировал ли учитель использование приёмов? Учёт на уроке индивидуальных и возрастных особенностей памяти учащихся. Воображение. Какие образы воссоздающего и творческого воображения планировал учитель использовать на данном уроке, какими методическими приёмами способствовал формированию этих образов в сознании учащихся? Какие недостатки воображения проявлялись? Были ли созданы на уроке условия для эффективной деятельности воображения? Внимание. На каких этапах урока и насколько успешно осуществлялись переключения и распределение внимания? Устойчивость, связанная с непроизвольным вниманием. Устойчивость, связанная с произвольным вниманием. Случаи отвлечения внимания и их причины. Рассеянность и её причины. Приёмы, используемые учителем для поддержания внимания. Выработка умений и навыков. Умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся на данном уроке; учёт подготовки учащихся. Влияние ранее выработанных навыков на новые. Организация упражнений для формирования умений и навыков; анализ результатов упражнений и работа над ошибками; анализ, причин и пути их устранения, своевременность выявления и исправления их учащимися. Как учитель реагировал на ошибочные суждения; требовал ли аргументации в случаях правильных суждений, была ли попытка проверить их глубину?
Приложение 10. Краткие методические рекомендации студенту-практиканту по подготовке и проведению воспитательного мероприятия
При подготовке воспитательного мероприятия рекомендуется придерживаться следующих положений: 1. Ознакомиться с планом воспитательной работы классного руководителя: с анализом воспитательной работы в классе за истекший период, задачи воспитательной работы на новой учебный год, математика запланированных воспитательных мероприятий с классом. 2. Определить тему воспитательного мероприятия (классного часа). Ознакомиться с научно-методической литературой по данной теме. 3. Выявить отношение учащихся к тем вопросам, которые будут затронуты в ходе воспитательного мероприятия. 4. Сформулировать цель и задачи воспитательного мероприятия. 5. Выбрать формы, методы, приёмы и средства, которые будут применяться в ходе воспитательного мероприятия. 6. Составить план и подробный конспект воспитательного мероприятия. 7. Особое внимание при планировании и организации воспитательного мероприятия уделить следующим вопросам: мотивация учащихся на начальном этапе мероприятия и на всём протяжении; включение учащихся в планирование мероприятия и его осуществление (задания отдельным учащимся или группам учащихся); связь рассматриваемых вопросов с жизнью и опытом учащихся класса; по возможности предоставляйте больше времени учащимся для ответов на ваши вопросы, для высказывания ими своего мнения; включайте в обсуждение вопросов по возможности всех учащихся; поощряйте высказывания ими собственной точки зрения). 8. После того, как будет составлен конспект мероприятия, необходимо согласовать его с классным руководителем и методистом по воспитательной работе, прорепетировать, определить время основных этапов мероприятия. 9. Перед началом воспитательного мероприятия ознакомить учащихся с его задачами, постарайтесь, чтобы цель мероприятия была принята учащимися. 10. Большую роль в повышении интереса учащихся играют создание поисковых ситуаций, постановка проблемных вопросов, применение жизненных ситуаций, разыгрывание ситуаций, использование тестов по самоанализу проявления каких-либо качеств, использование наглядности, видеосюжетов, применение элементов игры и т.д. 11. Необходимо помнить, что воспитание складывается из следующих этапов: 1) формирование представлений, понятий о нормах и правилах поведения; 2) формирование отношений и чувств; 3) формирование умений и навыков поведения. Эти этапы должны быть учтены при организации воспитательной работы и воспитательных мероприятий. 12.Эффективность воспитательного мероприятия зависит от отношения учащихся к учителю. Они должны быть гуманистическими, доброжелательными, носить характер сотрудничества, сотворчества. 13. В заключении воспитательного мероприятия необходимо подвести его итог: о чём учащиеся узнали, чему научились, какие выводы для себя должны сделать. 14. После проведения воспитательного мероприятия проанализируйте его, выявите достоинства, затруднения, недостатки.
Приложение 11. Критерии оценки педагогической деятельности студента-практиканта при защите педпрактики
Учебная и внеклассная работа по математике; научный и организационно-методический уровень проведения уроков и внеклассных занятий; обоснованность выдвижения и эффективность решения образовательных задач; рациональность и эффективность сочетания применённых методов обучения и приёмов активизации умственной деятельности учащихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей; самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала к занятиям. Критерии оценки воспитательной работы студентов: выполнение в срок всего намеченного объёма воспитательной работы, глубина знаний психолого-педагогической теории и умение правильно определить и эффективно решать воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; самостоятельность, творческий подход, педагогический такт. В итоговой оценке за педагогическую практику учитывается степень всей учебно-воспитательной деятельности, отчёт о выполнении творческого задания и качество отчётной документации.
Приложение 12. Примерная схема психолого – педагогического анализа воспитательного мероприятия. I. Примерная схема психолого–педагогического анализа воспитательного дела.
1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия. 2. Педагогическое обоснование темы(почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса). 3. Цели и задачи проводимой работы. 4. Организация подготовки учащихся к данному занятию(степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся. 5. Содержание и методика проведения занятия: а) соответствие содержания занятия поставленной цели; б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала; в) эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность; г) приёмы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса; д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды. 6. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: убеждённость, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации. 7. Педагогическая ценность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников для совершенствования отношений в коллективе(замечания, предложения).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|