Вопрос22. Эффективность деятельности менеджмента
Конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности во многом зависят от уровня организации процесса менеджмента, эффективности его деятельности. Эффективность менеджмента можно представит как соизмерение полученных результатов с затраченными усилиями, ресурсами для их достижения. Эффективность менеджмента – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы предприятия, фирмы. В условиях рыночной экономики главная цель оценки эффективности менеджмента сводится к выявлению неиспользованных возможностей и резервов системы управления, ее воздействие на управляемую производственную подсистему.
Менеджмент – деятельность экономическая, любое решение, принимаемое менеджментом – это мероприятие экономического характера. Отсюда следует, что эффективность менеджмента определяется экономическими результатами. Для измерения этих результатов используют определенные показатели. Это показатели хозяйственной деятельности предприятия, которые изменяются под влияние реализации управленческих решений. Результативность труда каждого работника отражает уровень эффективности выполненной им работы.
На результативность и содержание труда руководителей оказывают влияние различные факторы, которые следует учитывать при оценке их деятельности.
Факторы, влияющие на результативность труда руководителей:
1. Социально-экономические – состояние экономики; законы и постановления по организации труда и заработной плате; уровень жизни; мотивация труда и др. 2. Технико-организационные – характер, сложность и условия труда; уровень организации производства и труда; санитарно-гигиенические; экономические, эстетические условия труда и др.
3. Социально-психологические – психофизиологическое состояние работника; моральный климат в коллективе и др. 4. Естественно-биологические – пол, возраст и состояние здоровья; умственные и физические способности и др. 5. Рыночные – развитие предпринимательства и уровень приватизации; либерализация цен и конкуренция; инфляция и банкротство и др.
При оценке результативности труда аппарата управления имеет большое значение правильность определения показателей, которые отражают конечные цели подразделения или предприятия в целом. Показатели, по которым оцениваются работники, получили название критериев оценки.
Выбор критериев оценки результативности труда работников, зависит от его принадлежности к той или иной категории работников (руководители, специалисты), характеризуется уровнем достижения цели управления и определяется назначением показателей оценки и решением конкретных задач.
Например, если основными целями ставятся повышение результатов труда работников, то оценку рекомендуется производить по критериям результативности. Если поставлена цель продвижения по службе, то оценку следует проводить по критериям результативности на новом месте и т.п.
Периодичность оценки зависит от складывающихся обстоятельств и предпосылок: истечения срока контракта, снижение результативности труда, выполнение работы по каждой доведенной задаче и т.д. В итоге оценка работников аппарата управления служат основным целям:
1) административной – производится для принятия административных решений: повышение по службе, понижение, перевод, наказание, направление на учебу, прекращение трудового договора
2) информационной – в результате оценки предоставляется возможность информировать работников об относительном уровне его работы. Это позволяет определить сильные6 и слабые стороны трудовой деятельности и скорректировать свое поведение.
3) мотивационной – результат оценки является важнейшим мотивов поведения, а выявление сильных сторон работников позволяет руководителям скорректировать свое отношение.
Оценка результативности труда руководителя обычно оценивается по итогам производственно-хозяйственной деятельности организации или ее подразделений: рост прибыли, оборот капитала, доля на рынке, а также посредством социально- экономических условий труда (уровень оплаты труда, мотивированность персонала и т.п.)
Результаты труда специалистов оцениваются исходя из объема, качества, полноты, своевременности выполнения своих должностных обязанностей.
Вопрос. Требования, предъявляемые к менеджеру
В условиях перехода к рыночным отношениям и общей дестабилизации экономики, деятельность менеджеров усложняется, им зачастую приходится контролировать беспрецендентные для западной практики, неуправляемые с ее позиций ситуации. Руководитель в таких условиях должен владеть профессиональными знаниями и предпринимательскими способностями. Требования, предъявляемые к менеджеру - обладать профессиональными качествами, - способности управлять собой, - разумных личных ценностей, - четких личных целей, - постоянное личное совершенствование, - обладать деловыми качествами, - навыков решать проблемы, - изобретательности и способности к инновациям, - способности влиять на окружающих, - знания современных управленческих подходов, - способности обучать подчиненных, - способности формировать и развивать трудовой коллектив, - способности сплачивать коллектив и снимать стрессовые ситуации, - умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет, - иметь хорошее здоровье и физическую выносливость. Мы редко задумываемся над тем, что на работе проходит большая, мало того, лучшая часть нашей жизни, и важно организовать свой труд так, чтобы работа, не будучи в тягость, была постоянной жизненной школой. Эффективность работы руководителя зависит в значительной мере от организации его труда, а организовать свой труд он должен сам. Надо учиться работать рационально и производительно. По этому поводу известный русский физиолог Н.Е.Введенский замети «мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем, неорганизованно работаем, бесталково работаем. Изматывает нас не дело, а в значительной мере незнание самих себя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|