Творческие задания для самостоятельного выполнения.
Тема 1. Основные подходы к изучению процессов становления и развития образования Традиционные точки зрения на изучение процессов становления ■ развития образования в зарубежной педагогике. Поиск подходов I рассмотрению процессов становления и развития образования в доре-| волюционный и советский периоды отечественной педагогики. Циви! лизационный подход. Антропоцентризм и культуросообразность. Основные характеристики цивилизационного подхода. Тема 2. Образование и педагогическая реальность Сущность и соотношение понятий «образование» и «педагогичИ екая реальность». Педагогическая цивилизация и педагогическая кули тура. Репродуктивно-педагогическая цивилизация. Креативно-педагв гическая цивилизация. Тема 3. Наиболее типичные социокультурные образовательный модели Социокультурная образовательная ситуация и социокультурная образовательная модель. Традиционно-нормативная модель. Государев венно-политическая модель. Педоцентристская модель. Функционалы| ролевая модель. Теоретическая (авторская) модель. Информацией модель. Двудоминантная модель. Тема 4. История развития инновационного образования Исторические корни становления образования в России. Осо ности становления инновационных образовательных учреждений (гимназия, лицей, семинария, пансион). Пути возникновения инноваци ных школ и противоречия в их образовательной практике. Тема 5. Поиск национального образовательного идеала в ответственной психолого-педагогической науке Государственная политика в области образования, основанного национальных приоритетах. Роль общественно-педагогической практики в становлении образовательного идеала. Ценностные ориентиры в поисках идеала национальной образовательной системы. Гуманистические ценности.
Тема 6. Современные тенденции и перспективы развития образования Образование на рубеже XX и XXI вв. Новые смыслы образования. Основные задачи образования на рубеже веков. Принципы реализации нового содержания образования (человекообразность, экосообразность, соответствие информации). Самостоятельная работа предполагает обязательный оценочный компонент (рефлексия и оценка самого студента): Пример 1. Пример креативно-смысловой задачи В качестве примера разового творческого задан ия можно привести сочинение в рамках курса «Введение в специальность» (задание разработано преподавателем экономического факультета ЮФУ Галяпиной Л. В.). Тема: Почему я выбрала специальность «Бухгалтерский учет и аудит» (В качестве примера приводится сочинение студентки Сарычевой К.О.): «В этом году мне пришлось сделать выбор, который наверняка определит логику всей моей последующей жизни. Я выбрала специальность, которая, как я надеюсь, станет существенной составной частью моей смысложизненной стратегии, приоритетных ценностных ориентаций. Я решила стать бухгалтером и посвятить свою профессиональную жизнь освоению финансовой системы. Этот выбор мне кажется продуманным и взвешенным, хотя те, кто хорошо меня знают, были несколько удивлены. Я воспитана в семье в которой культивируются гуманитарные ценности: мой дедушка – педагог и поэт, бабушка – литератор, мама – психолог, папа и сестра – юристы. На протяжении многих лет мне внушали, что очень важно иметь творческую профессию, так как именно в творчестве человек может по настоящему самореализовываться и получать удовольствие от профессиональной деятельности. Благодаря инициативе членов моей семьи я училась писать сочинения и сценарии различных мероприятий, делать презентации проектов, не бояться публичных выступлений. Это все очень важные умения и навыки (наверняка они мне еще пригодятся в жизни), но на выбор моей будущей специальности – повлияли не смысложизненные ориентации самых близких, а совсем другое. Мой выбор был во многом обусловлен теми реальными социально-экономическими условиями, в которых проходит наша реальная сегодняшняя жизнь.
Летом прошлого года я работала, в качестве помощника секретаря, в крупной коммерческой фирме и сделала для себя очень важное открытие – успех даже крупной организации определяется не творческим замыслом руководителя, не внешней привлекательностью сотрудников и даже не их добросовестным отношением к работе (хотя все эти факторы тоже конечно важны, но как выяснилось они не главные), главное - слаженная и грамотная работа бухгалтерии. Если провести физиологическую аналогию – то бухгалтерия является по сути мозгом, который дает импульс к работе всех остальных органов. Каждый сотрудник, который не имел образования бухгалтера, все время консультировался у тех, у кого этого образования не было. Бухгалтера, работа которых осуществлялась на моих глазах, были своеобразными медиаторами между финансовым успехом в работе всей организации и работой каждого сотрудника. В их власти было кого-то инициировать, вывести в лидеры, а кого-то сделать аутсайдером, именно они определяли приоритеты в работе распределяя финансовые потоки. Эти новые для меня впечатления, побудили меня заинтересоваться, более предметно, сущностью профессиональной деятельности бухгалтера. Я стала читать литературу, раскрывающую сущность того, чем занимается бухгалтер, в чем его основные компетенции. Особый интерес у меня вызвали данные об истории становления бухгалтерского ремесла. История развития бухгалтерии во многом отражает историю становления нашей европейской культуры, технической цивилизации. На следующем этапе моего профессионального самоопределения, я решила выяснить, какие же мотивы чаще всего побуждают моих сверстников, выбирать специальность бухгалтера. Проанализировав высказывания, на соответствующих блогах в Интернете, я пришла к выводу, что в основе выбора данной профессии лежат следующие мотивы:
- Причина первая. В юности я мечтала свою профессиональную деятельность связать с компьютером. - Причина вторая. Я люблю математические расчеты, особенно когда все получается, все сходится, несмотря на то что иногда приходится потратить уйму времени на поиск возможной ошибки. - Причина третья. Бухгалтерия используется во всех отраслях экономики. - Причина четвертая. Считается, что профессия бухгалтера — чисто женская работа. - Причина пятая. Открылась перспектива: профессия бухгалтера стала модной. Однако мой собственный выбор нельзя объяснить ни одно из этих причин. Когда мой выбор уже был полностью осмыслен, отрефлексирован на личностном уровне, я могу сказать, что есть три основные причины, которые побуждают меня выбрать специальность бухгалтера и связать с этим видом деятельности всю мою последующую жизнь: 1. Новые условия жизни общества потребуют от каждого молодого человека поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни, а специальность бухгалтера как раз и даст мне возможность работать в тех учреждениях (государственных или коммерческих), которые будут наиболее инновационными и перспективными. Я расцениваю этот профессиональный контекст, как то, что не просто инициирует зону моего ближайшего развития, но и определяет дальние перспективы, определяет «горизонт моих возможностей»; 2. Бухгалтер очень влиятельная профессия. От его профессиональной эрудиции, компетенции и энтузиазма зависит успех в работе многих людей».
Пример 2 Пример пролонгированных творческих заданий Пример пролонгированного творческого задания мы приводим из материалов апробированных Ахмадиевой З.Р. в «Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы» в процессе подготовки будущих педагогов. При изучении модуля «Стили педагогической деятельности» студенты выполняют задание «Изобретатели» (по Е.Ф. Шангиной). Каждая пара студентов является «научно-исследовательской лабораторией», им необходимо изобрести то, чего сегодня не существует (новое слово, новый предмет, новую профессию, новое средство передвижения, новый продукт питания и др.). Им нужно обосновать необходимость этого изобретения, привести примеры, описать, как выглядит (можно представить рисунок), как будет использоваться. Вклад в изобретение должен внести каждый из спарринг- партнеров, в презентации участвуют оба. После того, как студенты ознакомились с заданием, распределяются обязанности между участниками взаимодействия, составляется план действий, каждый выполняет свою часть задания, далее обсуждаются результаты действий, составляется отчет. Преподаватель имеет право на любом этапе выполнения задания осуществить контроль.
Могут быть использованы следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов: конспектирование, составление аннотации, составление картотеки, разработка фрагмента занятия, разработка своего варианта дидактического пособия, сочинение сказок, рассказов, стихотворений по определенной теме, составление «исторической справки», изготовление дидактического материала для «методической копилки», анализ занятия, разработка проблемных педагогических ситуаций. Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает освоение теоретического материала по темам, рекомендуемым педагогом (16 часов), подготовку к семинарским занятиям (9 часов) на основе заданий, подготовку реферативных работ по предложенным темам (10 часов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|