Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международное движение товаров, услуг и факторов производства.




 

В соответствии с законом о регулировании внешней торговли в РФ таможенного кодекса и других нормативных актов, методы государственного регулирования внешней торговли делятся на экономические и административные.

Экономические методы делятся на пошлины, таможенные тарифы, пограничные сборы, импортные депозиты. Таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные, а так же антидемпинговые и компенсационные.

Административные методы делятся на количественные ограничения, прямые запреты, специальные требования, таможенные методы и процедуры.

Прямые запреты делятся на эмбарго и блокаду. Эмбарго может устанавливать как на всю торговлю со страной, так и на отдельный вид товара. Количественные запреты делятся на: квотирование, лицензирование и добровольное самоограничение. Количественные ограничения используются для предотвращения чрезмерной конкуренции или поддержания стабильности цен, экономических ресурсов, а так же для создания условий необходимых для получения адекватных торгово-политических уступок. Квотирование – установление лимитов ввоза и вывозы. Квоты могут быть индивидуальные, глобальные, тарифные, сезонные.

Главная цель протекционизма - увеличение инвестиций в отрасль. Протекционистская политика направлена, в первую очередь, на создание более благоприятных условий для развития национального производства и внутреннего рынка. Основная задача протекционизма - установление высоких таможенных пошлин на импорт с целью сокращения экспортируемых товаров для защиты внутреннего производителя. Однако такая целенаправленная политика может осуществляться в определенных рамках и ненадолго, пока не будет достигнута поставленная цель.

Импортные пошлины, т.е. налогообложение ввозимых в страну товаров, встречаются наиболее часто. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль).

Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. В других случаях задачей экспортных пошлин является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов казны и производителей.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.

Мировая валютная система базируется на функции мировых денег. Они служат мировым платежным средством, мировым покупательным средством и материальным воплощением общественного богатства. В течение длительного исторического периода в роли мировых денег выступало золото. В современных условиях золото выполняет функции мировых денег опосредованно — через операции на рынках золота, где на золото можно приобрести необходимые валюты и соответственно товары. Золото выступает как необходимый страховой фонд государства и частных лиц.

Отмена золотого содержания валют и переход к «плавающим» валютным курсам не изменили ни саму сущность валютного курса как экономической категории, ни его функций в процессе воспроизводства.

Наибольшее значение среди последних факторов имеет состояние платежного баланса. При улучшении платежного баланса курс валюты повышается, поскольку возрастает спрос на эту валюту. При ухудшении платежного баланса, то есть при его дефицитности, курс валюты падает, поскольку на такую валюту спроса нет. Таким образом, формирование валютного курса и его динамика представляют собой многофакторный процесс.

Пытаясь создать условия валютной стабильности, западные страны в 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудсе на международной конференции, посвященной валютным проблемам, заключили соглашения, которые стали называться Бреттон-Вудскими соглашениями. Бреттон-Вудская валютная система основывалась на долларе США и золоте. Ее характеризовали следующие основные черты: - центральные банки и правительственные валютные органы стран-членов имели возможность обменять принадлежащие им доллары на американское золото по официальной твердой цене — 35 долл. за унцию золота; - в мировом обороте в качестве резервных и платежных средств наряду с золотом широко использовались две основные резервные валюты — доллар США и английский фунт стерлингов.

Миграционные процессы послужили основой формирования мирового рынка рабочей силы и в настоящее время характеризуются следующими особенностями. Во-первых, международные миграционные процессы затрагивают трудящихся практически всех стран, что само по себе беспрецедентно в истории. Масштабы международной трудовой миграции постоянно и значительно возрастают.

Масштабы миграции настолько существенны, что реально сказываются на демографической ситуации даже в такой крупной стране, как США. По оценкам американских специалистов, в 80-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. Всего в США насчитывается около 2,4-3 млн. легальных иностранных рабочих.

 

44. Нормы, содержание, критерии организационного поведения.

Организационное поведение появилось из таких дисциплин, как психология и социальная психология, социология труда, теория и социология организаций, исследование бизнеса, наука управления (администрирование), этика и право.

Организационное поведение – дисциплина, изучающая поведение людей в организациях (как индивидов, так и групп).

Предметом организационного поведения выступают основные закономерности и детерминанты, определяющие поведение людей в тех или иных ситуациях в условиях труда и общения.

Сегодня отслеживается тенденция к повышенному вниманию к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.

Предметом организационного поведения является изучение основных закономерностей и движущих сил в действиях сотрудников в условиях совместного труда и межличностного общения в организации, изменение ее внешней и внутренней среды.

Объектами и одновременно субъектами выступают личность, группа и организация.

Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Группа – двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы», т.е. как сообщество, к которому принадлежат.

Организация – форма устойчивого объединения людей для их совместной целенаправленной деятельности в рамках определенной структуры.

Особенности организационного поведения в современной российской экономике обуславливается рядом причин:

1. формирование многообразных форм собственности, которые тесно связаны как с управлением организацией, так и с повседневными отношениями между людьми и их поведением.

2. отсутствие радикальных инноваций, как в производстве, так и в социально-культурных сферах

3. примитивная сырьевая ориентация российской экономики, обуславливающая прямую зависимость от состояния мирового рынка

4. отсутствие до недавнего времени уголовной ответственности топ-менеджеров за злоупотребление должностным полномочием или ценовой сговоренностью, нарушающих антимонопольные нормы

5. дефицит управленческого потенциала способного обеспечить современное развитие предприятий всех отраслей экономики РФ

6. вековая коррупция во всех сферах экономической жизни, истощающая РФ

Основная цель данной дисциплины – вооружить менеджеров знаниями о природе человеческой психики и управлять поведением сотрудников на основе результатов системного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом в условиях изменения внутренней и внешней среды.

Исходя из данной цели можно сформулировать следующие задачи Организационного поведения:

1) освоение основных структурных элементов системы организационного поведения (человек, его личность и поведение)

2) знать основные теории моделирования организационного поведения человека

3) усвоить содержание и процессы групповой динамики

4) владение основами поведения, как анализа, так и конструирования организации

Главная задача изучения Организационного поведения состоит в усвоении теоретических основ и получение некоторых практических навыков управления поведением людей (групп, организаций) в процессе труда.

Организационное поведение как научная дисциплина имеет свои методологические особенности:

а) научное познание, основанное на теоретических обобщениях

б) обыденное познание, которое опирается на эмпирические обобщения, носящие преимущественно индивидуальный характер

в) художественное познание, в основе которого лежит образная форма отражающая действительность

г) религиозное познание

Методологические основы организационного поведения определяют междисциплинарный характер (наука синтезирует в себе различные науки: экономические, психологические, социальные и др.) и системность (в основе изучения проблем лежит системный подход).

Организационное поведение тесно связанно с такими поведенческими науками, как психология, социология, политическими науками и другими (Рис. 1).

Организационное поведение как наука и как область для изучения состоит из двух составляющих:

1. поведение организаций как таковых, проявляющееся по отношению к людям и группам внутри организации и к субъектам внешней среды организации;

2. поведение людей в этих организациях, проявляющееся по отношению друг к другу и к организации в целом.

Под организацией традиционно понимается объединение людей, совместно реализующих определенные цели и действующих на основе принятых правил и норм.

По мнению В.Н. Глумакова, несмотря на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый из которых в той или иной мере определяет организационное поведение:

• цели организации;

• организационная структура;

• внутренняя и внешняя среда;

• совокупность ресурсов;

• нормативная и правовая основа;

• организационная культура.

Эффективное достижение поставленных в организации целей предполагает диагностику и управление организационным поведением, что и является практической стороной соответствующей науки.

 

Организации как система

 

Сущность системного подхода. Система определена с точки зрения числа составляющих ее элементов, и границы, отделяющей ее от окружающей среды. Системный подход чаще всего рассматривается как методология исследования и решения сложных проблем, основанная на общей теории систем, под которой понимается совокупность общих методологических принципов построения знаний о системных объектах. Системный подход ориентирован на исследование какой-либо системы как единого целого, когда изучаются принципы организации элементов в целостную систему, а функционирование каждой подсистемы и отдельных элементов рассматривается с точки зрения главной цели, стоящей перед системой.

Конкретной реализацией системного подхода к анализу прикладных проблем на основе идей и методов теории систем является системный анализ. Любое системное исследование имеет основные общие черты: при исследовании объекта как системы каждый элемент описывается с учетом его места в целом; в любом системном исследовании возникает проблема управления; исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования; для системного подхода специфична проблема порождения свойств целого из свойств элементов и наоборот; в системном исследовании недостаточны чисто причинные объяснения функционирования и развития объекта (целесообразность поведения не всегда соответствует причинно-следственным схемам); источник преобразований системы или функций находится обычно в самой системе; самоорганизация систем связана с целесообразным поведением, допущением множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

Структура - устойчивый порядок между определенными элементами, закрепляющий разделение управленческих функций. Различают виды структур управления: организационные или административные; функциональные; информационные; Технологические. Перечисленные виды структур находятся в неразрывной связи, однако построение организационной структуры является кульминационным моментом построения структуры управления, т.к. этому предшествует анализ всего процесса управления.

Анализ организационной структуры решает две задачи: в какой мере существующая организационная структура может способствовать или мешать реализации выбранной стратегии; на какие уровни в организационной структуре должно быть возложено решение определенных задач в процессе осуществления стратегии.

На выбор оргструктуры влияют: размер и степень разнообразия деятельности; географическое размещение организации; технология; отношение к организации руководителей и сотрудников; динамизм внешней среды; стратегия.

Принципы проектирования: концентрация усилий; сначала создаются ячейки организации, которые выполняют главные функции, а затем дополнительные; полная загрузка каждого сотрудника; разделение ответственности, отделение планирующей и распорядительной работы от технической; разделение труда; возможность реорганизации под воздействием автоматизации.

При проектировании структуры управления необходимо провести: полное описание целей и задач организации; описание функций управления; изучение системы кадрового обеспечения; изучение информационной структуры; изучение неформальных социальных структур; выбор наиболее рационального вида управления; решить вопросы управляемости и выявить все внутренние и внешние связи системы. Методы проектирования: аналогий; экспертно-аналитический; организационного моделирования.

В число взаимосвязанных научных дисциплин входят: теория организации, теория управления, психология, социальная психология, социология, антропология, экономические науки, юридические науки, информатика, управление персоналом, стратегический менеджмент, культурология и др. Хозяйственные организации создаются в интересах учредителей и общества, путем производства товаров или оказания услуг и получения прибыли. Важным критерием разделения ХО является форма ответственности перед эмитентом за нарушение обязательств. 3 вида собственности: долевая, субсидарная, солидарная.

Корнер - кратковременное договорное объединение ряда организации, выполняющих функции, связанной с формированием благоприятной структурой бизнеса.

Концерн - долговременное договорное объединение ряда компаний для формирования полной технологической цепи (производство - сбыт - производство - сбыт).

Синдикат - объединение компаний на базе договорных отношений для осуществления всей цепочки коммерческой деятельности.

Финансово-промышленные группы - долговременные договорные объединения ряда компаний, действующее как основное для экономической и технологической интеграции.

Ассоциации - объединение организаций одного рода деятельности координирующих деятельность входящих организаций, информационная и технологическая поддержка.

Комбинат - это объединие организаций разных отраслей промышленности, в котором продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой организации.

Картель - долговременное договорное объединение ряда компаний для выполнения функций, связанных с созданием благоприятной инфраструктуры бизнеса.

Консорциум - долговременное договорное объединение ряда однородных компаний - эффективно для размещения займов - проведение эмиссионных операций и осуществления единого капиталоемкого проекта.

Закон синергии. Синергия (сотрудничество, содействие) означает совместное и однородное функционирование элементов системы. В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов.

Закон самосохранения и борьба организаций за выживание. Организация, как живой организм, рождается, растет, развивается, болеет, стареет, умирает. При этом стремление к самосохранению возникает в условиях борьбы за выживание. Любой организации как социально-экономической системе присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального использования кадровых и материальных ресурсов. Способность организации к выживанию обеспечивается правильным выбором стратегии. Для этого существуют методы оценки и прогнозирования факторов внешней среды (метод СВОТ) и проектирования внутренней среды (структура, культура и др.).

Закон развития деловых организаций. В процессе жизнедеятельности организации происходят необратимые и закономерные изменения, направленные на максимальное использование энергетического потенциала для достижения поставленной цели, в результате чего происходит качественное изменение состояния организации. Закон развития формулируется следующим образом: каждая организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие - это необратимый процесс изменения материи и сознания. Выделяют две формы развития: эволюционную, которая связана с постепенными количественными и качественными изменениями; революционную, которая характеризуется скачкообразным переходом от одного состояния к другому. Развитие может иметь две основные формы: прогресс и регресс. Прогресс и регресс тесно связаны между собой и составляют определенное единство. Развитие организации определяется факторами внешней и внутренней среды. Из закона развития следуют принципы: инерции, эластичности, непрерывности.

Закон композиции и пропорциональности. Каждая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и подчинении (пропорциональности).

Следствия закона: планирование - обоснованный план деятельности и развития; координация - внесение корректив в механизм выполнения изменений (стратегических, тактических, оперативных); полнота - выполнение всего набора функций своими силами или с помощью привлеченных организаций и специалистов.

Закон информированности и упорядоченности. Чем большей информацией располагает организация о внешней и внутренней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования. Но при этом должны выполняться требования к информации: своевременность, достоверность, полнота, отсутствие избыточности.

Закон единства анализа и синтеза. Приступая к научному исследованию, необходимо представить объект в виде системы, которую в дальнейшем разделять на подсистемы и элементы. Процесс последовательного разложения системы (целого) на подсистемы (части) и элементы и поэтапного изучения этих подсистем и элементов называется анализом. В ходе анализа накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, частях и элементах изучаемого объекта. При этом возникает опасность потерять первоначальное представление об объекте как о целом. Для того, чтобы получить новое глубокое представление об объекте, необходимо осуществить синтез. Все знания, накопленные в ходе анализа, объединяются, связываются по определенным правилам таким образом, чтобы они наиболее точно, верно отражали свойства, характеристики, отношения и связи между подсистемами и элементами изучаемого объекта. Завершение синтеза приводит к целостному, более полному знанию об объекте, чем это было до начала анализа. Процесс перехода от анализа к синтезу может повторяться неоднократно. Наиболее эффективно применение анализа и синтеза при исследовании больших систем, при реинжиниринге организации.

Специфические законы организации.

Законы: своеобразия; социальной гармонии; социальной загрузки; эффективного восприятия и запоминания информации; эффективного осмысления; установки; устойчивости информации; доходчивости информации. Принципы статистической и динамической организации Принципы динамической организации - принципы, которые действуют на остальную организацию.

1. Принцип приоритета персонала - персонал должен иметь наивысший приоритет, затем структура, задачи, цели. Главное внимание уделяется вопросам, связанных с управлением персоналом и стимулированием их деятельности, т.к. человек является основой производства прибавочного продукта. 2. Принцип приоритета структуры над функциями. В компаниях, в системе функций структуры, наивысший приоритет должна иметь структура, т.к. со временем, постепенно, отлаживаются взаимосвязи с элементами структуры, при этом, лишнии из них, постепенно отмирают, а недостоющие постепенно появляются - это приводит к созданию, для компании, своей уникальной оргструктуры, которая будет благотворно влиять на деятельность компании.

3. Принцип приоритета объекта над управляющим субъектом. В действии компании при замене руководителя, или реорганизации подразделений, приоритет должен отдаваться коллективу подразделения, относительно будущего руководителя., т.к. коллектив представляет собой интеллектуальную ценность, на формирование которой были затрачены деньги. Руководители должны подбираться с учетом совместимости с коллективом.

Принципы рационализации Условия, при которых необходимо проводить рационализацию компании: 1. Для расширения рынков сбыта. 2. Увеличения прибыли на инвестируемый капитал и достижение социальной гормонии в коллективе. Технология выполнения заключается в следующем: 1. Сбор информации о деятельности компании. 2. Разработка и внедрение комплекса рационализации. Этапы: 1. Формирование цели. 2. Анализ существующей ситуации. 3. Выявление проблем. 4. Разработка конкретных мероприятий.

Принципы оптимальности

1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления. В каждой компании должно быть найдено наилучшее сочетание объемов административных и технологических функций производства и управления.

2. Принцип прямоточности. Производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути, во избежании дополнительных затрат и искажений.

3. Принцип ритмичности. Производчтвенные и информационные процессы должны идти с заданным уровнем и в течении заданных временных интервалов. Данный принцип требует полной занятости работников.

4. Принцип синхронизации. Среди информационных и производственных процессов или подразделений, необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим деятельности которого должны подстраиваться другие подразделения и процессы компании. Данный принцип способствует реализации принципа приоритета над функциями.

Принципы соответсвия:

1. Принцип соответствия целей и ресурсов.

2. Принцип соответствия распоряжений и подчинений.

3. Принцип соответствия эффективности и экономичности.

Проектирование организационных систем для бизнес-процессов Для бизнес-процессов, связанных с международными операциями, формируются различные варианты комбинирования оргструктуры компании, т.е. включение новых подразделений компании или расширение функций, уже существующих. В качестве новых подразделений, обычно, включают следующие: валютно-финансовый, экспортно-импортный, протокольный и др. отделы. При этом механизм внешних отношений реализуется по средствам выполнения междкнародных операций, с помощью различных посредников. Бизнес-процессы, как правило, представляют собой практические мероприятия и ресурсы, направленные на создание, реструктуризацию и реформирование компании, с целью улучшения ее деятельности. Любой бизнес-процесс может быть представлен в виде иерархической системы взаимосвязанных задач, функций, операций и соответствующих им ресурсов. Реализация бизнес-процессов происходит на основе бизнес-правил, в рамках которых необходимо выполнить хоз. операции. При проектировании орготношений бизнес-процессов исходят из того, что любая оргсистема представляет из себя совокупность двух частей - механизма внутреннего и внешнего построения. Механизм внутреннего функционирования включает в себя элементы, необходимые для процесса управления непроизводственной деятельностью. Механизм внешнего функционирования включает элементы, необходимые для формирования благоприятного экономического поля внутри компании. Принципы: 1. последовательности. 2. Параллельности.

Понятие и содержание организационной культуры Оргкультура означает упорядоченную совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Может быть явной и неявной (зафиксированных в форме документа, или отраженных в сознании человека). Как практика - набор традиций и мировоззрений людей, групп или обществ. ОК может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс - деятельность по формированию и использованию правил и норм. А как явление - набор правил, инструкций, норм, принципов и т.д., зафиксированных письменно или устно. Теория организации рассматривает ОК касающуюся личности, группы компаний и корпоративной ОК. Корпоративная ОК, как правило, охватывает ключевые, или наиболее ценные, с точки зрения их руководства или акционеров, формальные или неформальные правила и нормы их деятельности, это, в основном, касается обычаев, традиций, веры, символики, стиля руководства и перспектив развития. При этом, за соблюдением корпоративной ОК, устанавливается жесткий контроль руководителя. Противоположность ОК выделяют псевдо-ОК, сформировавшуюся на базе аморальных прочных орготношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...