3. УДДИЯНА-БАНДХА ("Взлет-замыкание")
3. УДДИЯНА-БАНДХА (" Взлет-замыкание" )
Натяни живот ниже и выше пупа высоко. " Великая птица" тем самым непрестанно взлетает. Эта УДДИЯНА-БАНДХА является львом, который убивает слона смерти.
11
Из всех БАНДХ эта УДДИЯНА является наилучшей. Упражняющемуся УДДИЯНА совер-шенно естественно дает освобождение (МУКТИ). Прежде всего, сравним это упражнение с уже описанной нами АГНИСАРА-ДХАУТИ и установим при этом, что они друг с другом совершенно совпадают. Следовательно, в этой УДДИЯНА-БАНДХЕ, что-то содержится, что делает ее именно БАНДХОЙ. Действительно, оба упражнения имеют общей задержку дыхания, так как диафрагма только при выдохе может подниматься высоко. Но к тому же УДДИЯНА как форма МУДРЫ, должна содержать определенную концентрацию мысли. Какой же является эта концентрация? Каким образом может это с виду резкое грубоматериальное упражнение подобно " льву умертвить слона смерти" и даже привести к освобождению? Текст упоминает при этом " Великую птицу", которая " взлетает". Это ПРАНА, или на мистическом языке ЙОГИ, КУНДАЛИНИ-ШАКТИ, которая поднимается по каналу СУШУМНА. Это, очевидно, та концентрация, которую мы имеем ввиду. Как эта концентрация, и прежде всего подъемы и опускания, вызывают силу КУНДАЛИНИ? Как все это можно описать на современном языке? Мы должны при этом верить на слово йогинам, что простой подъем диафрагмы при выдохе — есть явление взлета " Великой птицы", причем практикование такой МУДРЫ подтверждает это. Но тогда это явление происходит не за счет этой особой концентрации, причем задержка дыхания и поднимание диафрагмы, играет ли второстепенную роль при этом?
Мы еще будем говорить об этом.
4. ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА (" Удерживающее нектар замыкание" )
Втянув горло, положи подбородок на грудь. Посредством этой ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХИ будут закрыты (перекрыты) шестнадцать опор (АДХАРА). Эта великая ДЖАЛАНДХАРА МУДРА прогоняет смерть.
Успех в ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХЕ дает СИДДХИ (сверхчувственные силы) йогину. Тот, кто ее делает в течение шести месяцев, без сомнения станет СИДДХОЙ (посвященным адептом). Каковы эти шестнадцать АДХАРА? Как ни странно, но эта тема никогда не рассматривается авторами книг по ЙОГЕ, хотя, как мы сейчас увидим, она как раз скрывает в себе важнейшие тайны ЙОГИ. Именно эти тайны так запутаны, что многие указания на них остаются загадкой, но в общих чертах доказывается, что эта ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА, точно также как и УДДИ-ЯНА, является гораздо чем-то большим, чем только давление подбородка на грудь. " ШИВА-ЙОГА" следующим образом описывает эти АДХАРА: а) ПАДАНГУСТХА (большой палец ноги). ТЕДЖОДХЬЯНА (глава 6) устремляет на него фокусированный взгляд. б) ПАРСНИ-МУЛА (корень пятки). Прижимание пяток друг к другу вызывает огонь. в) ГУДА (задний проход). Посредством стягивания и давления на него ступней, АПАНА-ВАЙЮ будет крепко удерживаться (очевидно указания на дальнейшие БАНДХИ, такие как МУЛА, МАХА и т. д. ). г) МЕДХРА (пенис). Посредством стягивания семя остается неподвижным (вариант ВАДЖРОЛИ МУДРА, которая подробно описана в " ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА" ). д) ОДАНА (вероятно УДДИЯНА — " взлет", " прорыв" ). Повторяемая по желанию, она сжигает экскрименты и личинок червей. е) НАБХИ (пуп). Концентрация мыслей с ОМ-мантрой здесь господствует над НАДА (мистический звук). ж) ХРИДАЙЯ (сердце). Укрепление ПРАНЫ здесь действует на появление света в среднем лотосе. з) КАТХА-КУПА (шейная ямка). Посредством давления подбородка на это место, ВАЙЮ (воздух, ПРАНА) притягивается из ИДЫ и ПИНГАЛЫ и удерживаются (это, собственно говоря, ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА).
и) ГХАНТИКА (язычок). Посредством соприкосновения с языком, корнем, будет получен " нектар" (МАНДУКИ МУДРА, см. стих 62). к) ЛАМБИКА (язык). Посредством движения, доения, втягивания языка, он может быть под-вернуть в другую сторону. Тот, кто вытягивает его в области мягкого нёба, достигает бессмертия (КХЕЧАРИ МУДРА, стихи 25–32). л) РАСАНА (слизь под языком). Плотность ее сообщает сладость речи, поэтический талант. м) ДАШАНА (челюсть). Над ней находится " Царский скипетр" (ЧАКРА в области язычка). Когда туда делается движение языком, то через полгода становится виден свет, или согласно " ШИВА-ЙОГЕ" — " занимающийся становится освобожденным от своего физического тела". Это означает, что если концентрироваться в этом месте (САМБХАВИ МУДРА, см. стихи 64–67), то будет видно пламя. н) ГХАРАНА-МУЛА (корень носа). Когда взгляд туда МЫСЛЕННО фиксирован, то ВАЙЮ неподвижен в этом месте, т. е. дыхание останавливается и автоматически происходит концентрация (см. главу о технике дыхания). о) ЛАЛАТА (лоб). Знаток ЙОГИ мысленно направляет ВАЙЮ на это место и достигает полного успеха (всех СИДДХИ). Концентрация мысли на корне носа влияет на гипофиз (АДЖНА-ЧАКРА), а концентрация мысли на лбу влияет на эпифиз, т. е. на шишковидную железу (САХАСРАРА ПАДМА). п) ВЬЙОМА (" нёбо", местопребывание СОМА-ЧАКРЫ). Мудрый видит своим " третьим глазом" солнечный свет, который быстро снова исчезает. Намек на пробуждение (САМЬЯМА) в свете верхушки головы (см. комментарий к " ЙОГА-СУТРЕ" Патанджали, III-33). р) НЕТРА (глаз). Мудрый направляет глаза вверх (как во сне или при смерти) и видит тотчас много света. См. также описание Яджнавалкьи " ПРАТЬЯХАРА на местах в теле".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|