9. Випарита-карани мудра ("обратно действующая печать")
9. ВИПАРИТА-КАРАНИ МУДРА (" Обратно действующая печать" )
У корня пупа пребывает Солнце, у корня мягкого неба пребывает Луна. Солнце пожирает нектар и поэтому человек подвержен смерти.
Перенеси Солнце наверх, а Луну вниз — это обратно действующая МУДРА (ВИПАРИТА-КАРАНИ), которая тайно содержится во всех ТАНТРАХ.
Положи голову на землю и охвати ее руками, подними ступни высоко и оставайся в таком положении неподвижным — это понимается как " обратно действующая". Это несомненно известная нам СИРШАСАНА, т. е. стойка на голове, а не вариант последней с вытянутыми руками и не " полусвеча", как во многих книгах ложно переводится или представляется. Что означает здесь " нектар"? И каким образом может " Солнце", когда оно поменялось с " Луной", не пожирать нектар, который капает с " Луны"? " Луна" есть шишковидная железа (может быть также гипофиз), которая доставляет важные для жизни гормоны, — если мы хотим оставаться при грубоматериальном значении — а " Солнце" есть солнечное сплетение или огонь пищеварения, который при обмене веществ пожирает " нектар", гормоны. Поэтому " человек подвержен смерти" (распаду веществ). Когда положения " Солнца" и " Луны" меняются местами, то (не только благодаря увеличенному притоку крови к голове) деятельность железы (или желез) повышается и избыток гормона (который более не пожирается " Солнцем" ) достигает тока кровообращения и приносит омоложение и удлинение жизни, как указывает ближайший стих.
Выполняй эту МУДРУ постоянно и ты устранишь старость и смерть. Ты станешь адептом (СИДДХА) во всех мирах и не будешь подвержен растворению (ПРАЛАЙЯ).
Этот стих указывает на еще более глубокий, " тайный" смысл этой теории. " Солнце", которое пребывает в пупе, есть мистическая сила КУНДАЛИНИ (змеиный огонь), которая хотя и дремлет в одном из самых нижних центров, в МУЛАДХАРЕ, но когда она частично возбуждается как, например, при обычных физиологических процессах — зротике и аналогичных возбуждениях — пребывает в области пупа. Этот огонь (Солнце" ) должен быть переведен обратно в МУЛАДХАРУ и оттуда вдоль позвоночника к мозгу (шишковидной железе или " Луне" ). Так дословно говорит тантрический текст " БХУТАШУДДХИ":
" Мудрец, который пробуждает Солнце, ведет его постепенно к вершине Меру…"
Под вершиной Меру в ЙОГЕ всегда понимают тысячелепестковый лотос (САХАСРАРА), который имеет свое физическое соответствие в шишковидной железе. " Чаша" этого цветка лотоса всегда считается расположенной на верхушке головы. Так как Меру означает спинной мозг и последний простирается самое большее до гипофиза и шишковидной железы, то обе эти железы автоматически выражают " вершину Меру". От мистического сочетания КУНДАЛИНИ (ШАКТИ) с Высшим Богом (ПАРАМАШИВА) в тысячелепестковом лотосе (соответственно в шишковидной железе) капает " нектар" (" духовное озарение", " благодать" католической церкви), который " просвещает" физическое тело. Тем самым оно становится " омоложенным и бессмертным", оно становится в самом высоком смысле слова СВАДИАНДА-ДЕХА, т. е. " полностью подчиненным собственной воле духа", и его метаболическое равновесие может поддерживаться сколь угодно долго в идеальной гармонии со ставшим отныне совершенно тонким телом. Путь к этому указывает следующий стих.
10. ЙОНИ МУДРА (" Печать промежности" )
Сидя в СИДДХАСАНЕ, мудрец зажимает уши, глаза, нос и рот большими, указательными, средними, безымянными пальцами и мизинцами.
Он втягивает ПРАНУ посредством (несколько раз повторенной) ЙОНИ МУДРА, соединяет ее с АПАНОЙ и думает о шести ЧАКРАХ подряд согласно МАНТРЕ " ХУМ ХАМСА".
После того, как он разбудил богиню, змеевидную, спящую, приводит он ШАКТИ с ШИВОЙ в духе к сияющему лотосу.
Став единым с ШАКТИ, должен он размышлять о высшем соединении с ШИВОЙ, а также о многообразном счастье и блаженстве, как о высшем счастливом состоянии.
Он должен думать об этом соединении ШИВЫ с ШАКТИ, как об единственном в этом мире и стать тем счастливым в духе, в настоящее время: " Я БРАХМАН" (Всевышний).
Это есть в высшей степени тайная ЙОНИ МУДРА, которую сами боги достигают с тру-дом. Кто один раз достиг в ней совершенства, тот устойчив в САМАДХИ. Эта ЙОНИ МУДРА отмечает предпоследний раздел техники ЙОГИ, так называмую ЛАЙЯ-ЙОГУ. Здесь будет указана квинтэссенция ЛАЙЯ-ЙОГИ — ЧАКРА-БХЕДА (" проникновение через ЧАКРЫ" ), т. е. указан мистический круговорот: поднимание КУНДАЛИНИ (" Солнце" ) и опускание нектара (из " Луны", см. стих 36), вследствие чего тело проникается космическим огнем, просвещается и становится бессмертным. Так говорится в " ШВЕТАШВАРА УПАНИШАДЕ":
" … тот, кто достиг огненного тела ЙОГИ, не знает ни болезни, ни старости ни смерти. "
Ни грех убийства БРАХМАНА, ни вытравление плода, ни пьянство, ни осквернение супружеского ложа Учителя не пристают к тому, кто твердым стал в ЙОНИ МУДРА.
Все эти смертные грехи, как и меньшие грехи погашаются посредством практики ЙОНИ МУДРА. Поэтому ты должен ее выполнять, если ты хочешь достигнуть освобождения. Под БРАХМАНОМ здесь понимают не только жреца, но и того, кто поднялся до высшей ступени развития. Как объясняется в " ГИТЕ" (4, 13, комментарий Шанкары), люди принадлежат к определенной касте по преобладанию трех основных свойств (ГУНА) в их существе: преобладание САТТВА (гармония, мудрость) образует касту брахманов (" жрецов" ); преобладание РАДЖАС (энергия, борьба, страсть) с примесью САТТВА — касту кшатриев (" воинов" ); напротив, РАДЖАС с примесью ТАМАС (леность, ослепление), образует касту вайшьев (" купцов" ); и, наконец, преобладание ТАМАС с примесью РАДЖАС — последнюю касту шудр (" слуг" ).
Поэтому " брахман" есть человек с высокими духовными качествами, который прежде всего думает о благе других и убийство такого человека должно происходить от особенной грубости. Точно также умерщвление ребенка в чреве матери, т. е. аборт, является насильственным поступком против беззащитного вообще и является достойным отвращения — не менее, чем измена достойному почтения Учителю. И пьянство — оно является матерью всех преступлений, тем самым является признаком необузданности в эгоистических удовольствиях всех видов. Каким же образом все эти преступления можно погасить посредством этого упражнения, которое кажется столь внешним? Свами Шивананда говорит:
" АСАМПРАДЖНЯТА САМАДХИ (высшая ступень САМАДХИ) — погружение в экстаз — уничтожает впечатления от всех предшествующих духовных функций и идет даже столь далеко, что оно преодолевает ПРАРАБАДХИ (" зрелую карму, которая уже приносит плоды" ). Йогин не имеет никакой ПРАРАБАДХИ. " (" РАДЖА-ЙОГА" )
" Именно в этом и состоит, — как истинно сказал Шиллер, — проклятие злого дела, что оно должно постоянно рождать зло". Каждое злое дело потому таким является, что в нем пребывает злое намерение. Когда же это злое намерение отсутствует, — а САМАДХИ уничтожает все злые намерения, вообще все намерения (САНКАЛЬПА) вместе и в отдельности, — то тогда отсутствует также и зло ЭТОГО дела, " проклятие злого дела", т. е. КАРМА. Все поступки могут связываться только потому, что внутренне им присущие злые намерения " должны продолжать рождать злое", т. е. все время принуждать к новым злым поступкам. Поступок без злого намерения не имеет злой кармы и не связывает. Это основная идея индуистского учения о КАРМЕ, которая нашла настолько же точное, насколько и поэтическое выражение в " БХАГАВАД-ГИТЕ":
" Точно также как лепесток лотоса не загрязняется водой, которая не пристает к нему, так и человек без привязанности, предоставив плоды дел только Богу, так же не затрагивается злом. " (" ГИТА", 5, 10)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|