Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

НАДИ-СУДДХИ ("Очищение нервов")




НАДИ-СУДДХИ (" Очищение нервов" )

 

Сидя на шерстяном платке, который положен на шкуру антилопы, шкуру тигра или на траву куша, и на земляную насыпь, с лицом обращенным на восток или на север и после очищения НАДИ, должен ты упражняться в ПРАНАЯМЕ.

Чандакапали сказал:

Как делают очищение НАДИ и что это такое? Об этом хотел бы я слышать, расскажи мне это, о ты, Глубина Сострадания!

Гхеранда сказал:

Воздух не проходит через НАДИ когда они полны нечистот. Как можно иметь успех в ПРАНАЯМЕ, как можно постигнуть познание истины (ТАТТВА-ДЖНЯНА)? Поэтому надлежит вначале упражняться в очищении НАДИ и лишь потом в ПРАНАЯМЕ.

Существует два способа очищения НАДИ — САМАНУ (с МАНТРОЙ) и НИРМАНУ (без МАНТРЫ). САМАНУ осуществляется с БИДЖА (буквенной МАНТРОЙ). НИРМАНУ — посредством ДХАУТИ (очистительных упражнений).

Очистительные упражнения (ДХАУТИ) были упомянуты раньше, при описании очистительных действий. Слушай теперь об очищении НАДИ с МАНТРОЙ, о Чанда!

Сидя в ПАДМАСАНЕ на своём сидении, йогин должен прежде всего отдать почтение своему Гуру так, как его наставил учитель, и затем выполнить очищение НАДИ для достижения ПРАНАЯМЫ.

Мудрый йогин, медитируя о ВАЙЮ-БИДЖА, который походит на дым и лучист, дышит через ЧАНДРА-НАДИ (левую ноздрю) при 16-кратном повторении БИДЖА.

Затем он задерживает дыхание при 64-кратном повторении БИДЖА и выпускает дыхание через СУРЬЯ-НАДИ (правую ноздрю) при 32-кратном повторении БИДЖА.

Затем, вызывая огонь (ТЕДЖАС-ТАТТВА) у основания (корня) пупа, медитирует он в связи последнего с землей (ПРИТХИВИ-ТАТТВА), в то время как он при 16-кратном повторении АГНИ (огонь) — БИДЖА, вдахает через СУРЬЯ-НАДИ.

При 64-кратном повторении БИДЖА, он делает задержку дыхания (КУМБХАКА) и при 32-кратном повторении БИДЖА, он снова выдыхает через ЧАНДРА-НАДИ.

Медитируя у корня носа (" агра" означает как " острие", " кончик", так и " корень" ) о круге Луны (индусы представляют себе изображение зайца на поверхности Луны), вдыхает он снова через ИДА-НАДИ (левую ноздрю) при 16-кратном повторении БИДЖА " ТХАМ".

При 16-кратном повторении БИДЖА " ВЬЯМ" он задерживает дыхание. При этом он думает, что НАДИ переполнены нектаром (Луны) и очищаются, и при 32-кратном повторении БИДЖА " ЛАМ" и при представлении, что это очищение продолжительно, он снова выдыхает (через ПИНГАЛА-НАДИ).

Когда он таким образом производит очищение, НАДИ очищаются. Затем принимает устойчивую сидячую позу (АСАНА) и упражняется в ПРАНАЯМЕ.

Задержка дыхания (КУМБХАКА) имеет восемь видов: САХИТА, СУРЬЯБХЕДА, УДДЖАЙИ, СИТАЛИ, БХАСТРИКА, БХРАМАРИ, МУРЧХА и КЕВАЛИ.

 

1. САХИТА (" Вместе шедший" )

 

Сахита бывает двух видов: САГАРБХА и НИРГАРБХА. САГАРБХА выполняется с БИДЖА, НИРГАРБХА — без БИДЖА.

Я расскажу тебе сначала о САГАРБХА-ПРАНАЯМЕ. Сидя в удобном положении, с лицом обращенным к востоку или к северу, думают сначала о Брахме полном РАДЖАСА, о красном цвете и о форме (санскритской) буквы А.

Мудрый вдыхает через ИДА-НАДИ, повторяя 16 раз А-БИДЖА. В конце вдоха (ПУРАКА) и при начале задержки дыхания, он делает УДДИЯНА-БАНДХУ.

Затем он должен думать о Хари (Вишну), полном САТТВЫ, синем цвете и о форме буквы У, в то время как он при задержке дыхания повторяет 64 раза У-БИДЖА.

О Шиве, как о полном ТАМАСА, белом цвете и о форме буквы М (точка) думая, выдыхает он через правую ноздрю при 32-кратном повторении М-БИДЖА.

Затем он снова вдыхает через ПИНГАЛА-НАДИ, задерживает дыхание и выдыхает через ИДА-НАДИ, повторяя эти БИДЖА в том же порядке.

В этом он должен упражняться снова и снова. При конце вдоха и во время задержки дыхания, он должен зажимать себе обе ноздри большим пальцем, мизинцем и безымянным пальцем правой руки, не пользуясь указательным и средним пальцами.

Смысл этих упражнений состоит в сохранении полярности магнетических потоков: весь процесс дыхания построен на противоположности положительного магнетического потока (правая сторона тела и правая ноздря) отрицательному (левому) потоку.

Зажимание крыльев носа должно выполняться пальцами соответствующей полярности. Большой палец правой руки магнетически положителен. Он должен поэтому зажимать правую ноздрю; мизинец и безымянный палец правой руки заряжены отрицательно и поэтому зажимают магнетически отрицательную левую ноздрю. Эти же пальцы левой руки, примененные таким же образом, нарушили бы эту полярность и несколько нейтрализовали бы действие этого упражнения.

НИРГАРБХА-ПРАНАЯМА выполняется без БИДЖА. Вытянутой левой ладонью водят (считают) на левом колене. Продолжительность вдоха, задержки и выдоха равна от одной до ста МАТР (повторений БИДЖА).

Слово МАТРА (" мера" ) есть единица отсчета времени при счете. Эту МАТРУ в индийских книгах принимают или за нормальный вдох, или однократное повторение слога ОМ, или однократное мигание, или проведение ладонью по колену.

ПРАНАЯМА имеет три ступени: высшая ступень имеет 20 МАТР, средняя 16 и низшая 12 МАТР.

Тем самым подразумевается следующее увеличение продолжительности вдоха, задержки и выдоха:

низшая ступень : 12 МАТР вдох, 48 МАТР задержка, 24 МАТР выдох.

средняя ступень : 16 МАТР вдох, 64 МАТР задержка, 32 МАТР выдох.

высшая ступень : 20 МАТР вдох, 80 МАТР задержка, 40 МАТР выдох.

Посредством упражнения в низшей ступени возникает пот, при средней дрожание позвоночника, при высшей поднимаются от пола (в левитации). Это признаки успеха в трёх ступенях ПРАНАЯМЫ.

Посредством ПРАНАЯМЫ достигается КХЕЧАРИ-СИДДХИ, устраняются болезни, ПРАНАЯМА пробуждает КУНДАЛИНИ (ШАКТИ).

Посредством ПРАНАЯМЫ достигается состояние УНМАНИ мыслительного начала (МАНАС), сознание достигает счастливого блаженства. Счастлив тот, кто упражняется в ПРАНАЯМЕ!

КХЕЧАРИ-СИДДХИ есть способность к левитации. Достигается ли эта способность только посредством упражнения в высшей ступени ПРАНАЯМЫ, остаётся неясным. Этим мы не хотим сказать, что отказываем совершенному йогину (СИДДХА) в этой способности.

Обычно слово (УНМАНИ) переводится как " успокоение мышления". Но при этом не учитывают этимологию слова " МАН". " МАН" означает " мышление" и " УН" (" УД" ) означает " возвышение", " экзальтация". Целое слово поэтому означает " возвышение (свойств или способностей) мышления", достижение " психических" сил. Не в последнюю очередь возвышение мыслительного начала означает достижение следующей высшей ступени (медитации) и еще более высокой (САМАДХИ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...