Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ортодоксальные школы в индийской философии




Неортодоксальные школы в Древней и Средневековой Индии

Чарвака-локаята (6 в. до н.э.)- это древнейшее материалистическое учение Индии. Представители критиковали веды, институт жрецов, традиционные верования. Считали, что убеждения должны быть свободны. Наиболее развитым течением школы является философии чарваков (чар-4, вак-слово). Важные 4 составляющие мира земля, вода, воздух и огонь.

Джайнистская школа (VI в. до н. э.). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная и материальная. Связующее звено между ними– карма, которая понимается как тонкая материя. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, пpикотором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания.

Буддизм (7-6 в. до н.э.)Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (Будда) его философия направлена на моральное совершенствование человека. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

1)истина жизни (существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием);

2) истина о причине страдания (она связана с желаниями и страстями человека);

3) истина освобождения от страдания(отказ от желаний);

4) истина пути, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания.

Ортодоксальные школы в индийской философии

Веданта (4-2 в до н э)Крупнейший представитель-Шанкара. В этой школе тексты вед рассматриваются в качестве священных книг. Данная школа разработала монистическое учение о мире. Субстанцией мира явл. единое, постоянное абсолютное духовное начало брахман или атман. Окружающий мир можно постичь с помощью истинного знания, которое доступно через постяжение брахмана.

Миманса (6 в д н э) основатель Джаймини

Основная задача этой школы – продолжить традиции вед. Эта школа разработала дуалистический взгляд на мир. Она соединила традиции идеализма и материализма, т.е. наряду с существованием бессмертной чел. Души, существуют явления природы.

Санкхья Основателем ее был Капила (VI в. до н.э.).

Представители этой школы были дуалистами и не признавали существование Бога стоящего над миром природы. Согласно их учению наряду с первичной материей существуют души, которые не обладают активностью если их рассматривать сами по себе.

Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации.

Вайшешика (6-5 в д н э) название этой школы произошло от слова вишеша, что означает особенность. При объяснении окруж. среды данная школа обращается к таким понятиям как материя, субстанция, количество. Эта была первая школа атомизма. Субстанций по их мнению пять: земля, вода, свет, воздух и эфир

Ньяя (3 в д н э) создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает наличиечетырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия, вывода, или заключения, сравнения и свидетельства, или доказательства.

 

 

2. Характерные особенности философии Древнего Китая. Основные философские школы Древнего Китая.

Древнекитайская философия носит ярко выраженный религиозный характер. Специфика древнекитайской философии связана с её особой ролью в острой борьбе, которую вели государства Древнего Китая. В то время философы в Китае нередко были различными чиновниками, министрами, послами. Поэтому их интересовали проблемы управления, взаимоотношений социальных групп, этики, ритуала, политики. Философия была направлена не на выработку идеала, а на поддержание существующего положения. Философия Древнего Китая не имела строгого понятийного аппарата, что связано с неразвитостью логики. Специфической чертой древнекитайской философии было рассмотрение мира как единого организма. Мир един. Все его элементы взаимосвязаны и непрерывно поддерживают равновесие. Особое место в мире принадлежит Небу, которое олицетворяло высшую регулирующую силу, разум и справедливость. Небо даёт право на власть земному правителю.

Конфуцианство (6-5 в до н э) основатель Конфу-цзы. Основным в учении является представление о культе неба-тянь. Небом предопределяются все события на земле, им решаются судьбы людей. Основная тема философствования Конфуция - отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Выделял 5 отношений: 1) между отцом и сыном; 2) мужем и женой; 3) братьями; 4) семьями; 5) правителем и подданными.

Легизм (школа законников) (8-3 в до н э) (представительХань Фей) противопоставила свои взгляды конфуцианству. Считали, что законы управляют людьми и дают критерии для определения добра и зла, поэтому подчиняясь закону люди должны отбросить сожаления и разные гуманные соображения. Для того чтобы поддерживать порядок в обществе необходима система поощрения и наказания. Легисты считали, что построение централизованного гос-ва возможно только на основе силы закона.

Даосизм (6-5 в до н э) представитель этого учения ЛаоЦзы. Дао – это одна из важнейших категорий даосизма, это естественный закон развития мира и самого человека. С позиции даосизма миром, человеком управляет дао. Благодаря дао происходит изменение природы и общества. Чел. не должен вмешиваться в естественный ход вещей искусственным образом. Это утверждение выразилось в принципе увэй, что означает созерцательное отношение действительности. (даосы)

 

3. Возникновение и становление античной философии. Поиски первоосновы мира. Философские школы доклассического периода. Апории Зенона Элейского.

Первым значительным этапом в истории зарождения и развития философской мысли является античная философия. Ее родоначальниками выступают древние греки и римляне. В арсенале мыслителей того времени «инструментами» познания были тонкая умозрительность, созерцание и наблюдение. Античные философы первыми начали ставить перед собой вечные вопросы, волнующие человека: с чего берется начало всего окружающего, бытие и небытие мира, единство противоречий, свобода и необходимость, рождение и смерть, назначение человека, нравственный долг, красота и возвышенность, мудрость, дружба, любовь, счастье, достоинство личности. Эти проблемы актуальны и сегодня. Основой для формирования и развития философской мысли в Европе послужила именно античная философия. В развитии античной философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа. Первый, досократовский, период выпадает на 7-5в. до н э. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора, Демокрита. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и политической сферы Древней Греции. Характерной особенностью второго, классического, периода (5-4 в. до н э) является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. За период с 4 по 2 век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии. С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в античном мире принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

Фалес считал первонач-м воду (например, питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон (безграничное, беспредельное, вечно движущееся, кот. определяется посредством воздействия на него некой высшей субстанции (происхождение кот.не требует доказ-тв). Анаксемен - воздух (бесконечный, вечный, под-вижный. Сначала сгущаясь образует облака, затем воду, землю, камни и разрежаясь првращается в огонь. Гераклит - огонь (первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсюда вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболее способный к изменению эл-нт бытия). Парменид – основ-ль онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против учения Гераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, неподвижно. Зенон- последов-ель Парменида. На доводы оппонентов, уверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил “парадок-сы”, ставившие в отрицательной форме диалектические вопросы движ-я. Для него бытие непротиворечиво.прим “парадокса”: стрела, выпущенная в другую точку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва. В итоге сумма множества состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относитнач точки. Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что колич-ныеотнош-я явлсущ-тью вещей. Считали первоосн-й число. Пытались отобразить сущ-ть мира с помощью геометрич-х фигур. Анатомисты считали, что все тела сост из ато-мов (конечная неделимая единица). Атмы+пустота - это основа всего сущего.

4. Классический период древнегреческой философии: Сократ, Платон, Аристотель. Изменения в философской проблематике в классический периода.

Характерной особенностью второго, классического, периода (5-4 в. до н э) является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона.

Философия Сократа - это его жизнь. Своей собственной жизнью и смертью он показал современникам и потомкам в чем заключается истинный смысл бытия человека.

Проблема смысла жизни -- вот главное, что занимало Сократа. Для чего живет человек? В чем суть человеческой личности? Что есть добро и что есть зло? Все эти вопросы -- основные для Сократа. Сократ совершил своего рода переворот в древнегреческом сознании, ибо для него настоящие жизненные ценности заключались не во внешних обстоятельствах, к которым так стремится большинство людей. Основное занятие человека в жизни -- это воспитание собственной души путем разумного, нравственного поведения. Свое предназначение Сократ видел в том, чтобы побудить людей к поиску истины.

В своих сочинениях Платон предстает первым в европейской истории мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы -- с позиции своих философских взглядов он разработал учения чуть ли не о всех сторонах человеческой жизни: о бытие (онтология), о космосе (космология), о познании (гносеология), о душе (психология), о боге (телеология), об обществе (социология), о нравственности (этика).

Онтология -- учение о сущем; учение о бытии как таковом. Вопросы онтологии -- это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. Ядром философского учения Платона является его теория о мире идей.

Гносеология -- учение о познании.

С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса.

Этика. Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят подчиненный вспомогательный характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения -- нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание.

Главная часть философии Аристотеля -- учение о сущем. Аристотель называл это учение "первая философия", т.е. наука, изучающая самые главные, основные проблемы бытия, "сущее вообще".

Свою философскую деятельность Аристотель начинал как искренний платоник. Однако позднее пришел к выводу, что философия Платона внутренне противоречива, причем данную противоречивость Платон не в силах преодолеть. И основное противоречие заключается в платоновском учении об идеях.

Аристотель соглашался с Платоном в одном -- в самом деле, каждая вещь является результатом соединения идеи и материи. Идея в этом случае представляет собой смысл, материя -- средство воплощения идеи. Продолжая развивать свое понимание философской сущности мира, Аристотель, естественно, пришел к вопросу -- как возникают вещи?

Аристотель выделял четыре принципа всякой вещи. Первый принцип -- форма. Второй принцип -- материя. Третий принцип -- движущая причина. Четвертый принцип -- целесообразность, цель.

Общефилософские представления Аристотеля позволили ему создать своеобразную систему наук, в которую входили метафизика, физика, психология, логика. Кроме того, в эту систему включаются и так называемые практические науки.

 

5. Эллино-римский период древнегреческой философии. Римскийстоицизм: Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

По-другому он называется поздняя античность. Длился с конца IV в. до н.э. по V в. н.э. В нем можно рассмотреть два этапа: эллинистический (конец IV-II вв. до н.э.) и римский (I в. до н.э. - V в. н.э.).

В эллино-римские период входят такие учения как: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

Философия этого периода была призвана как-то сориентировать эллина (т.е. древнего грека, а именно, подразумевается сам человек, субъект) в мире со все более новыми изменениями. В этой связи надо рассмотреть три главных философских течения эпохи раннего эллинизма: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) - греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Он отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Главным для Эпикура было практическое значение философии - прикладная философия. Он считал, что атомы различаются не только по величине и форме, но и по весу, а также имеют части, но не делимы из-за абсолютной непроницаемости. Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм.

Для него чувства - источник счастья. При оценке удовольствия он отказался от критерия интенсивности и предпочел в качестве такового длительность. При этом душевные критерии удовольствия и страдания оказываются большими, чем телесные, а следовательно стремиться надо именно к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий.

Если рассматривать стоицизм как философское направление, то оно просуществовало с III в. до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский (ок. 336-264 гг. до н.э.), Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон (106-43 гг. до н.э.), Сенека (ок. 5 г. до н.э. - 65 г. н.э.), Марк Аврелий. Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности - силой своего чувства и выразительностью поэзии, - и это объяснялось изменением социальных условий: подтачивалось достоинство людей и их уверенность, иссякал психологический запас прочности. У них ведущими чертами становится не гордость, достоинство, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Они считали, что истинное назначение разума состоит не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей.

Главный вопрос для них состоит в определении места человека в Космосе. После долгих раздумий они приходят к выводу, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. Судьбу или рок можно ненавидеть, стоик же, скорее, склонен ее любить. Они стремятся обнаружить смысл жизни. По их мнению, суть субъективного есть слово, его смысловое значение (лектон). Стоики отнюдь не безразличны ко всему происходящему, наоборот, они относятся ко всему с максимальным вниманием и интересом.

Скептицизм (критикующий) - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Постепенно все большее влияние стали приобретать отрицавшие возможность что-либо доказать - скептики. Главным аргументом античных скептиков являлось существование разных точек зрения по различным вопросам, а какая из них является истинной, определить невозможно. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений.

Из известных скептиков выделяется Пиррон (ок. 360 - ок. 280 гг. до н.э.).

Другими словами, пройдя круг развития, философия вернулась к сократовскому «я знаю, что я ничего не знаю», но с добавлением «я не знаю даже и этого»2.

Неоплатонизм - реакционная философия эпохи упадка Римской империи (3-6 вв. н.э.). Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного первоначала.

Наиболее видным представителем платонизма был Плотин. Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом.

Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать, прочувствовать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло - снизу, от материи. Лестнице нематериального: Душа - Ум - Единое соответствует последовательность: чувство - мысль - экстаз.

Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них фактически ответственно Единое-Благо. Неоплатонизм сумел дать довольно синтетическую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.

Представителями позднего стоицизма являются Сенека (3/4 г. до н э. — 64 г. н. э.), Эпиктет (около 50 — 138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121 — 180 гг. н. э.).

Сенека рассматривал философию как средство утроения человека в мире. Сенека придерживался того мнения, что философия делится на этику, логику и физику. В его философии доминирует интерес к этике.

Философия Сенеки имеет не столько теоретический, сколько прикладной характер. Он не отождествлял знание и мудрость, а считал необходимым обладание знанием для достижения мудрости.

Эпиктет рекомендует помнить, что не во власти человека изменить ход вещей. Во власти людей находятся только их мнения, желания и стремления, а остальное, включая имущество, тело, славу, от них мало зависит. Надо, по мнению мудреца, стремиться на основе знания правильно сделать выбор линии поведения.Эпиктет рекомендовал отказаться от желания разбогатеть, от стремления к славе и почестям. Он учил, что надо сузить свои потребности и довольствоваться только теми благами, которые человек в состоянии добыть себе сам. Эпиктет проповедовал идеалы аскетизма, убеждая, что подлинное богатство — это мудрость.Согласно Марку Аврелию, трудно заглянуть в завтрашний день, мало вероятно, что будущее принесет исполнение желаний. В трудные времена единственной опорой человеку может служить только философия.

Марк Аврелий учил, что владение собственностью — это иллюзия, так как все, чем бы ни владел человек, может быть отнято.

 

6. Основные принципы философии эпохи Средневековья. Доказательства бытия Бога в философии схоластов.

Средневековая европейская философия - содержательный и продолжительный этап (5 - 15 вв.). Основными проблемами философии были: сотворён ли мир Богом или существует от века? Постижима ли воля и намерения бога и сотворённый им мир? Каково место человека в мире и какова его роль в истории через спасение души? Как сочетается свобода воли человека и божественная необходимость?

Для философского мировоззрения Средневековья были характерны следующие принципы:1. Тенденция к сакрализации (сближения с религиозным учением) и морализации (практическая направленность философии на обоснование правил поведения христиан в мире);

2. Библейский традиционализм и ретроспективность, т.е. Библия рассматривалась как самый истинный и значимый труд, отправной источник и мера оценки любых философских теорий.

3. Поскольку библия понималась как полный свод законов бытия и повелений бога, то особое значение имела экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета. 4. Тенденция к назидательности. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к богу. 5. Средневековая философия была по духу оптимистична, лишена скептицизма и агностицизма. Бог не был постижим средствами разума, но его указания могли быть поняты через веру, путём озарения.

По мнению Фомы, путь доказательства бытия Бога может быть двояким: либо через причину, либо через следствия. Таких доказательств Фома приводит пять.

Первый и наиболее очевидный путь, – это доказательство из понятия движения. Все вещи находятся в движении. Все что движется должно иметь перводвигатель – это Бог.

Второй путьисходит из понятий производящей причины. В мире существует определенный причинный порядок. Он берет свое начало от первой причины, то есть от Бога.

Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости. В природесуществуют вещи, которые возникают и уничтожаются, могут существовать, а могут и не существовать. Необходимо положить некую необходимую сущность не имеющую внешней причины своей необходимости, но само составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог.

Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Вещи бывают более совершенные или менее. Но о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным. Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства. И мы ее именуем Богом.

Пятый путь исходит из распорядка природы. Фома считает, что все предметы подчинены целесообразности, направлены к наилучшему исходу. "Следовательно, – заключает Фома, – есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом" (4. Т.1, ч.2. С.828-831).

 

7. Этапы развития и проблемы средневековой философии. Проблема универсалий и ее связь с античной философией.

Античная философия космоцентрична, философия средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.

Этапы развития средневековой философии:

1. Этап патристики (ранняя 2-3в нэ(Тит Флавий, Клемент, Юстин), зрелая 4-5(Василий Великий,Григорий Несский, Аврелий Августин(Блаженный)), поздняя 5-7(ИоанДомаскин, Боэций))

2. Этап становления схоластики(ранняя(7–12 вв.)–Эриуген, П.Абеяр)

3. Расцвет схоластики(классическая 13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

4. Поздняя схоластика 13-14вв (ИоанДунс Скотт, Уильям Оккам)

Основные проблемы сред. Фил.

1. Проблема сущность Бога и его тройственности

2. Проблема соотношения веры и разума

3. Проблема соотношения души и тела

4. Проблема свободы воли чел и божественной необходимости

5. Проблема происхождения зла

Одной из наиболее острых дискуссий в схоластической философии Средневековья был спор об универсалиях, продолжавшийся в течение всей ее истории. В этой дискуссии выявились две крайние точки зрения, основы которых были сходными, но выводы прямо противоположными.

Проблема универсалий–проблема общих понятий(ставилась Платоном–«идеи», Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых делят на реалистов и номиналистов.

Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают универсалии, которые существуют до вещей. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие.

Номинализм (от лат.имя) в лице наиболее ярких своих представителей Росцелина и Пьера Абеляра считал, что общие понятия (универсалии) – только имена; они не обладаю никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей.

 

8. Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Философские направления эпохи Возрождения.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV–XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал.

Термин Возрождение связан с обращением гуманистов к античным истокам, желанием «возродить древний мир». Однако Возрождение – это не простое подражание античным образцам. В этой эпохе переплелись и античность, и христианство, порождая своеобразную, отличную от средневековой, культуру. Из античности было взято следующее: возрождение проблемы человека (антропоцентризм), возрождение натурфилософии, возрождение значимости наук, искусств. Из средневековой философии было сохранено: монотеистические представления о мире, то есть идея единого бога продолжает существовать, но она трансформируется в новое представление о боге, которое получило название пантеизм («всебожие», «бог во всем»).

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения стали совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесел и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры; великие географические открытия (Колумба, Васко де Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, микроскопа, телескопа, книгопечатания).

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относят такие, как антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; пантеизм – отрицание личного Бога и приближение его к природе, или отождествление их; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразность, а не плоскости Земли, вращение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, т.д.); большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству.

Поскольку Ренессанс охватывает довольно большой временной отрезок, для более детальной характеристики его условно подразделяют на три периода:

1. Гуманистический - середина XIV – первая половина XV в.Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. Ознаменовался поворотом от теоцентризма к антропоцентризму.

2. Неоплатонический – вторая половина XV – первая половина XVI в. Николай Кузанский, Пико деллаМирандола, Парацельс и др Связан с переворотом мировоззренческих установок.

3. Натурфилософский – вторая половина XVI – первые десятилетия XVII в.Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др Попытка внести коррективы в устоявшуюся и одобренную Церковью картину мира.

Выделяют еще такие направления философии эпохи Возрождения, как: Политическое (развивалось в неоплатонический период), для которого характерен поиск сущности и природы власти одних людей над другими. Утопическое. Социальная философия эпохи Возрождения (совпадает по времени со вторым и третьим периодами) в чем-то сходна с политическим направлением, но в центре поиска стояла идеальная форма сосуществования людей в рамках города и государства. Реформационное (XVI–XVII вв.) – направлено на поиск путей реформирования Церкви в соответствии с новыми реалиями, сохранение духовности в жизни человека, неотрицание главенства морали над наукой.

 

9. Общая характеристика философии Нового времени: проблема гносеологии и методологии познания. Влияние научной революции XVII в. на проблематику новоевропейской философии

XVII век – принципиально новая страница в истории Европы. Происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни. Наука, как особый способ познания человеком мира приобретает самостоятельность, стремится сформировать научное мировоззрение и научную картину мира. Веками продолжавшееся накопление научных знаний принесло свои плоды. Меняется и место философии. Она видит свою роль не столько в метафизических построениях, сколько в решении гносеологических и методологических проблем науки, а также в переосмыслении места, роли и функций государства, общества и человека.

Мыслители Нового времени интересовались проблемами познания и научной методологии. В философии интерес сместился с онтологии на гносеологию. Сложилась субъект-объектная модель познания (субъект – человек, объект – мир). Идея бога в трудах философов постепенно уходит на второй план, но продолжает быть востребованной, особенно в XVII в.

В рамках гносеологии (учении о познании) сложились два течения философии нового времени:Рационализм – считалось, что источником истины является разум. (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Лейбниц)

Эмпиризм (сенсуализм) – считали, что источником истинного знания является чувственный опыт. Считали, что нет ничего в уме, чего первоначально не было в чувствах. (Джон Локк, Френсис Бекон, Томас Гоббс)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...