Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Картина мира – философская категория, выражающая целостное представление о мире, созданная для решения конкретных задач.1 картина мира появилась из-за становленияФ.




Картины мира: Мифологическая, Религиозная, Философская, Научная. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира 2) основными идеями, которые они предлагают для решения своей проблемы.

Мифологическая картина мира – система символов, посредством которых объясняется окружающий мир. Характеризуется образно - эмоциональным восприятием мира, системой ритуалов, коллективностью, религиозная картина мира.Присутствует разделение на земное и сакральное,система ритуалов.

Философская картина мира - система абстрактных теоретических концепций.возникла в середине 1 тысячелетия до нэ вместе с возникновением Ф учений классической поры. В Ф картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ему присуще особое деятельностное начало - ЛОГОС, разум, благодаря ему человек способен познать мир и себя. ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.. Проблемы ФКМ: Соотношение мира и человека. Идеи ФКМ: монизм, дуализм и плюрализм; диалектика и метафизика; эклектика; редукционизм; механицизм; вопрос об отношении мышления к бытию. В отличие от РКМ, ФКМ всегда опирается на НКМ как надежный фундамент. Философская картина мира распадается на множественные, плюралистичные картины.

Религиозная картина мира появляется с рождением христианства, иудаизма и ислама. Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. Человеку в РКМ отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к Творцу и жить по его наставлениям. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства. Религиозный ответ на вопрос «Зачем я живу?» заключается в спасении души. РКМ разрабатывается теологами. Проблемы РКМ: Соотношение Бога и человека. Идеи РКМ: Божественное творение мира и человекаНаучная картина мира – система теоретических законов. Исследуется мир и человек.сформировалась в новое время под влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Противопоставляется субъект и объект. Все явлениядолжны объясняться внешними причинами, а не внутренней природой или целью (как в метафизике Аристотеля). Мир - совокупность простых объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся закономерностям. Проблемы НКМ: Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых, частей знания в единое, логически непротиворечивое целое. Идеи НКМ: Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам. Научная картина мира отличатся от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д..отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира.

32. Бытие как интегральное понятие, виды и формы бытия. Проблема бытия в истории философии.

Впервые термин «бытие» ввёл в философию античный философ Парменид. бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через существование. Категория бытия позволяет философии постулировать одинаковость всего того, что она изучает. Всё есть бытие. Все явления одинаковы в том смысле, что они существуют.

Все существующее можно подразделить на два вида:

а) материальное бытие, материя;

б) духовное бытие, дух, идея.

Их объединяет то, что они существуют во времени.

Разъединяет то, что материальное бытие существует в пространстве, а духовное – вне пространства.

Основные формы материального бытия.

1. Бытие вещей, процессов:

а) природы как целого, ее частей, состоянии;

б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком (вторая природа).

Отличительные особенности второй природы:

во-первых, она создается из первой природы;

во-вторых, она всегда социально ориентированна (создается человеком для удовлетворения потребностей человека);

в-третьих, в ней всегда есть духовная составляющая (замысел, идея создателя).

2. Бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие (единство материального и духовного).

3. Бытие социальное (общества):

а) бытие отдельного человека (элемента социума);

б) бытие самого общества (существование, развитие);

Осмысление бытия является предпосылкой для понимания единства мира.

Основные формы духовного бытия

а) индивидуализированное – неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивида (его духовный мир);

б) объективированное – может существовать и часто существует вне индивида.

мир как единое целое мы не можем познать только опытным путем. Оно формируется на основе размышлений, из 2-х взаимосвязанных гипотез. Мир как природа существует везде. Мир как история существует всегда. Мир существует как неприходящее единство в пространстве и во времени. Необх условием его единства явл-ся универсальный признак всего сущего – это бытие – объединительный признак всего сущего. На протяжении 1000-летий философы стеремились построить теорию бытия(греция – милетская школа-1 проблема бытия). 1 попытка фил.исследования бытия принадлежит древнегреч ф. изучали субстанции,из чего что состоит. Парменид (др.греция) говорил что бытие не может возникать,исчезать или изменяться.считал бытие совершенным,вечным,неизменным. Гераклит утверждал весь видимый мир находится в пост движении и изменении,закон которого – огонь, то разгорается…… платон создал учение о 2-х родах бытия:умопостигаемом и неподлинном (чувственном),присущ видимым вещам. Идеи существуют вне пр-ва и времени, т.еиманентымиру.вхрист ф все фокусируется на бытие бога,как источник всего сущего.бог –сов-ть всех пол.св-в.. новое время(17 в)происходит значение метафизике и Ф неуклонно снижается и по мнению философов нов вр-ни только опыт может дать надежнзн-ие. В рационализме 17-19 возникают 2 дискуссии по поводу природы бытия:1)касается числа начал бытия,сведено к вопросу «имеет ли бытие 1 начало или число этих начал больше»=»философы разделились на монистов(1 начало у мира-спиноза),дуалистов(декарт) и плюралистов(вольф и джэмс).2)касается вопроса соотношения материального(первично-материя-гольбах,фейербах,маркс) и идеального(первично бытие идеальное, материя вторична производна.

 

 

33.Движение как всеобщий и универсальный способ существования Бытия. Движение и покой.

Движение – это любое изменение. В обыденном сознании движение представляется как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется

механическим и кажется самым простым. Существуют и другие формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и т.д. Все формы движения материи взаимосвязаны между собой. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой – это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма неменяются. Вещи, которые мы воспринимаем как покоящиеся, на самом деле тоже движутся.

Движение – неотъемлемое свойство материи. С точки зрения диалектического материализма – это способ существования материи. Движение – всякое изменение вообще, и качественное, и количественное. Это смена состояний материального носителя движения.Движение – есть изменение отношения вещи к самой себе и другим вещам.

• Характерные черты движения

1. Всеобщность. Движение – есть всеобщий способ существования материи. Нет таких

материальных тел, которые не находились бы в движении. Любое состояние вещи есть состояние ее движения.

2. Объективность движения. Движение существует вне нашего сознания и независимо отнего. Это свойство вытекает из объективного состояния материи.

3. Диалектическая противоречивость движения. Противоречивость явлений – это вообще закон их бытия. Движение противоречиво потому, что оно всегда связано спротивоположными тенденциями, сторонами, моментами и т.п. Противоречивость движения многопланова.

4. Неуничтожимость и несотворимость движения. Материя не теряет и не приобре-

тает способности к движению. Она обладает им всегда. Это означает, что движение не можетни возникать, ни уничтожаться, оно вечно. Естественнонаучным подтверждением этого философского положения является закон сохранения и превращения энергии. Согласно этомузакону количество движения в природе остается постоянным при всех материальных превращениях.

• Диалектика покоя и движения

В природе есть, конечно, и покой. Но любой покой есть лишь выражение состояния

движения. В каждом движении содержится покой, иначе вещи, процессы, явления просто несуществовали бы. Было бы бесконечное становление, изменение, не было бы ничего относительно фиксированного. Но движение абсолютно, а покой относителен. Тот или

иной материальный объект находится в покое или только по отношению к какому-нибудь

объекту (а не ко всему материальному миру), или по отношению к какой-то форме движе-

ния. Движение стремится к равновесию, к покою, но движение в целом снова уничтожает эторавновесие.

Следовательно, абсолютность движения и относительность покоя надо понимать не

том смысле, что движение есть всегда, а покой лишь иногда, а в том смысле, что в материальных процессах движению всегда принадлежит определяющая роль, а покою – подчиненная.

Все новое в мире порождается движением, развитием, а покой лишь фиксирует результаты этого развития

 

34. Категории «пространство» и «время» в субстанциональной и реляционной философских концепциях. Концепция пространства и времени А. Эйнштейна, ее роль в достижениях современной науки.

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время — это формы бытия материи.

Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время будут формами, которые его организуют. Вне этих форм материя не существует. Но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Только в абстракции мы можем отделить их от материального мира.

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивал, например, И. Ньютон. Встречалась она и в древней философии. Так представление древнегреческих философов-атомистов (Демокрита, Эпикура) о пустоте неявно предполагало концепцию субстанциальности пространства. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с И. Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.


 

35-40. Сущность диалектики как учения о всеобщей связи и развитии. Развитие диалектики в истории философии.

Впервые термин «диалектика» употребил Сократ, понимая диалектику как искусство диалога.
Диалектика – это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях.гераклит – гегель – сократ – платон – марксэнгельс
Основные типы диалектики:

1. Стихийная диалектика древних философов:

Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому.
Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики».
Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие.
Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии:

Представителями являются Фихте, Кант, Гегель.
Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям.
Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития.

3. Марксистко-материалистическая диалектика:

Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях.
Ее появление связано с естественно-научым развитием:

· Теория Дарвина (диалектика как учение о наиболее общих формах связи между организмом и средой, живой и неживой природой).

· Клеточная теория (Шванн, Швеннер).

· Закон сохранения и превращения энергии (взаимосвязь количества и качества).

Закон единства и борьбы противоположностей. Закон противопоставления качества и кол-ва. Отрицание отрицания.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и позна­ния, метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы катего­рий и законов.

Категорий диалектики бесчисленное множество. Выделим самые основные:

а) единичное-общее;

б) явления-сущность;

в) форма-содержание;

г) необходимость-случайность;

д) возможность – действительность;

ж) причина-следствие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...