Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия Г.В.Ф. Гегеля как вершина классической философии.




Георг Вильгельм Фридрих Гейгель явл. вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел дальше своих предшественников. Основной его заслугой явл. разработанные им теория объективного идеализма и всеобщий философский метод – диалектика. К важнейшим фил.трудам Г. Относятся «феноменология духа», «Философия природы», «фил. духа». В учении о бытие Г. отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие сознанием. Г. выводит особое фил.понятие как абсолютную идею (мировой дух). Абсолютная идея явл. первопричиной всего окружающего мира. Чел играет особую роль в его философии, он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого чел есть частица мирового духа. Дух по Г имеет три разновидности: 1. субъективный дух (душа, сознание отдельного чел), 2. объективный дух (дух общества в целом), 3. абсолютный дух (высшее проявление духа, вечно действующая истина). Развитие по Г происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует тезис, данному тезису всегда находится антитезис, в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез.Гег. фил.проникнута глубоким противоречием. Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават. ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл. сама фил. Гегеля. Т.о., противор. методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Данноепротивор. у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл. источником дальнейшего развития. Фил Г оказалось обращенной в прошлое -- отражение пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная ступень. К тому же нет диалектики материи -- нет ее развития во времени.так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

16. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Учения о познании Л. Фейербаха как продолжение линии материалистического сенсуализма.

Фейербах Людвиг (1804—1872) — немецкий философ-материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Черта его материализма — антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии».

Человек неотделим от природы. Человек – единство материального и духовного. Человек должен стать главным интересом философии, а не разум и мышление.

Природа по его мнению вечна, бесконечна, ни кем не сотворима и ни кем не уничтожаема. Всё что нас окружает – есть различные проявления материи. Феербах считал, что Бога, как самостоятельной реальности, нет.

Бог есть порождение сознания человека.

Религия – глубоко разработанная, фантастическая идеалогия.

Корни религии кроятся в чувстве бессилия человека перед высшим миром.

Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является, по Фейербаху, научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Эта сущность, по Фейербаху - прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида

По Фейербаху, не мышление, и даже не природа, а именно человек — центр всей методологии. Поэтому, с его точки зрения, не только искусство и религия, но также и философия, логика, методология, наука и т.п. — все это проявление и раскрытие подлинной человеческой сущности.

 

 

17. Современная (постнеклассическая) философия: общая характеристика. Суть теории «языковых игр» Л. Витгенштейна.

Постнеклассическая наука — современный этап становления науки, начавшийся в 70-х гг. XX века. Автором концепции является академик В. С. Степин. Одной из черт нового этапа становится междисциплинарность, обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма. Характерным примером постнеклассической науки мыслится синергетика, изучающая процессы самоорганизации.

Главные характеристики:

1. Широкое распространение идей и методов синергетики — теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир

3. Принципы коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.

4. Объектом современной науки становятся так называемые «человеко(раз)мерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек—машина» и т. д. Специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования.

5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую).

7. Ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса — логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента.

8. Преодоление разрыва объекта и субъекта. Природа — не некий автомат, ее нельзя заставить говорить лишь то, что ученому хочется услышать. Научное исследование — не монолог, а диалог с природой.

9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («импортация» науки). «наведение моста между бытием и становлением.

10. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.

11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

12. Формирование нового — «организмического» видения природы как целостного живого организма, изменения которого могут происходить в определенных границах.

13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного..

18. Философия науки во второй половине XX века. Проблема знания и языка (неопозитивизм, постпозитивизм, герменевтика, структурализм). Основные проблемы философской герменевтики Г. Гадамера

Идеи XXв конкурируют с классической философией. Возникает новая философская картина мира и мышления.

Фил-я XXв предст-ет сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей фил-ии 19 века.

Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы.

Сциентизм – фил-ко мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все соц. проблемы.

Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность и т.д.

Принципы позитивизма сформулировал Конт.

1-е «все науки находятся в тесной взаимосвязи и сродстве» Первой в его иерархии стоит математика, последней социология.

2-е Махизм (конец 19-начало20в) Мах, Авенариус, Пуанкаре. Это направление утверждает, что является фил-ей реализма 0 любое знание, само по себе – есть фил-кое знание. Фил-я не может иметь своего отдельного от наук предмета.

3-е Неопозитивизм.(Шлик, Карнап, Фейгель, Нейрат, Витгейнштейн) Фил-я неопозитивима развивается как аналитическая фил-я, которая в свою очередь разрабатывается в двух направл – логический анализ фил-ии и лингвистическая фил-я.

Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации, т.е. сравнение всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение имеет смысл, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Бытие, сознание, идея, Бог – верификации не подлежат, а значит должны быть исключены из фил-ии.

Постпозитивизм (Поппер, Кун.) – направление фил-ии, цель которого исследование не структуры научного знания, а развитие научного знания.

Основные проблемы современного постпозитивизма:

- проблема фальсификации.

- проблема правдоподобия научных теорий

- проблема рациональности

- проблема соизмеримости научных теорий

- проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представлениями антагонистические теорий.

Герменевтика (Шлейермахер, Гадамер, Рикер) – направления фил-ии, которое исследует теорию и практику истолкования, понимания.(Бог Гермес – истолковывал волю богов людям и доносил богам пожелания людей.)

К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;

• "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтиче­ских ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истол­кование и понимание текста.

Главная идея – «существовать, значит быть понятым». Первые герменевтики – схоласты, которые занимались «расшифровкой» смысла Божественных идей Библии.

Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны 2 метода – грамматический и психологический.

Понимание осущест-сь 2 путями – дивианция (вживание в душу автора текста) и сравнения(сопоставление фактов)

Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (гер­меневтики).

Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.

В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем большую его часть составляет опыт, наработанный дру­гими поколениями, — "опыт мира"), во-вторых, вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых по­колений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляет­ся, главным образом, через книги — тексты, "язык". Следова­тельно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.

Структурализм (Леви-Стросс, Фуко, Деррида, Лакан, Барт) - это общее название некоторых направлений в социокультурном знании ХХ в., связанных с выявлением структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, детерминированых взаимодействием всех элементов между собой.

Структуралисты – философы поставили целый ряд интереснейших проблем: возникновения и рахвития языка, мифологии, религии, культуры и их влияния на соц. структуры, взаимосвязей психического и социального, структуры, взаимосвязей психического и социального, структуры личности и ее самосознания. Философия структурализма развивается в русле позитивизма, является его модификацией.

 

19. Проблема человека в философии XX века: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Соотношение понятий «экзистенция», «трансценденция» и «коммуникация» в философии К. Ясперса.

Экзистенция — центральная категория экзистенциальной философии (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Марсель, Камю и др.), обозначающая прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование.

Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был од­ним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге "Психология мировоззрений", вышедшей в 1919 году — после окончания первой мировой войны).

Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его даль­нейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и стано­вится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пони­манию некого высшего абсолюта.

20.Религиозная философия в XX веке: сближение религиозной философии и философии науки. Христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена.

В крайние десятилетия ХХ века наблюдается смена научных парадигм. Одной из существенных черт данного процесса является все четче видимая тенденция к сближению научного и религиозного мировоззрений. Почти все из открытий, изготовленных наукой в течение XX века, направили внимание ученых к тем представлениям о мире и человеке, которые в течение 1000-летий были предметом религиозной веры. Рост научного познания в областях, ранее бывших недоступными для научного исследования, приводит к скоплению фактических данных, имеющих явные аналогии с старыми религиозно-мифологическими представлениями о мире и человеке. Все это, по мнению почти всех ученых, является суровой основой для смены уже ставшего обычным состояния конфликта меж европейской наукой и религией действием поиска взаимных точек соприкосновения меж ними и согласия. Совместно с тем нужно отметить, что начавшееся сближение религиозного и научного мировоззрений не значит полного стирания границ меж религией и наукой. В критериях научно-технического прогресса христианская церковь пересматривает свое отношение к науке. Христианские теологи проявляют к науке большой энтузиазм. В их работах поднимается вопросец о необходимости воплощения диалога религии и науки, детально дискуссируются вопросцы о том, что дают и могут давать они друг дружке. Наука рассматривается в современном христианстве как одно из величайших достижений населения земли. Христианские богословы обязаны согласиться с тем, что почти все трудности современности должны решаться на базе научного познания. Как говорят почти все современные христианские богословы, воплощение союза религии и науки принципиально, не считая того, и для развития науки. Не считая того, как говорят представители христианства, конкретно отторжение науки от религии привело в XX в. к бессчетным нехорошим соц последствиям ее внедрения. Наука, по их мнению, может отлично служить человеку лишь тогда, когда ее развитие лежит на крепкой религиозной базе. В то же время богословы подчеркивают, что в текущее время конкретно бездуховность науки и общества, разрыв их связи с религией являются главными причинами негативных соц последствий, связанных с внедрением достижений науки во все сферы жизни.

Тейяр де Шарден Пьер (1881 - 1955) - фр. ученый-палеонтолог, философ и теолог, один из первооткрывателей синантропа. Философская концепция Т. - «христианский эволюционизм» - является разновидностью деалистического пантеизма. Бог у Т. - «Христос эволюции» - представлен в каждой частице «ткани универсума» в виде особой духовной энергии, к-рая является движущей и направляющей силой эволюции. Развив тие вселенной («космогенез» - «хрис-тогенез») Т. изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи.; В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т. п.). Важное место в про-, цессе совершенствования мира, к-рое о возникновением человека (как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее), согласно Т., осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. Неправомерно трактуя науку как разновидность религиозного отношения к действительности, Т. надеется устранить противоположность между верой и знанием. Значительное место в трудах Т. занимают вопросы модернизации христианства. Идеи Т. получили на Западе широкое распространение (т. наз. «тейярдизм»). Из-за противоречивости самой концепции Т. его идеи используют представители различных общественных групп, занимающих иногда противоположные политические позиции. Религиозно-идеалистические предпосылки искажают реальную картину развития действительности в концепции Т., но все же она содержит элементы оптимизма и гуманизма.

21.Особенности формирования и основные этапы развития русской философской мысли. Специфика русской философии

Русская философия прошла длительный путь формирования и развития. Основные этапы развития русской философии совпадают с этапами развития истории России. развитие русской философии неразрывно связано с социально-политическими событиями, с особенностями социально-исторического процесса в России. Этапы развития русской философии.

1) Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.). Важнейшими событиями, определившими формирование философии в этот период, стали принятие христианства на Руси, татаро-монгольское иго, создание централизованного Московского государства. Первым философским произведением на руси принято считать «Слово о законе и благодати» киевского митрополита иллариона (ХI в.). Центральная проблема «Слова» – определение места руси во всемирной истории. Философские идеи в религиозной и литературно-художественной форме

2) Философия эпохи Просвещения (ХVIII в.). ХVIII век в России – это время преобразований в экономике и политике, стремительного развития науки и художественной культуры, формирования системы народного образования. Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую. Большой вклад в развитие философии в этот период внес М.В. Ломоносов. У Ломоносова нет философских трактатов, но для всех его трудов характерен философский уровень осмысления. Центральная тема его научных и художественных произведений – тема величия человеческого разума. На основе своих естественнонаучных исследований Ломоносов пришел к ряду важных философских идей: атомно-молекулярная картина строения материального мира, закон сохранения вещества, принцип эволюционного развития всего живого и др. Ломоносов ввел в русский язык множество научных и философских терминов.

3) Классическая русская философия (– начало ХХ вв.). ХIХ век – «золотой» век русской культуры. Расцвет философской мысли стал одной из составных частей общего подъема русской культуры. В середине ХIХ века философия в России выделилась в самостоятельную область духовной жизни. Причинами этого стали: - необходимость систематизации философских идей, накопленных в течение многих веков; - влияние философской культуры Запада; - подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории ХIХ века: победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформой 1861 года. Философия ХIХ в. представляет собой неоднородное явление6 - религиозно-идеалистическое (Владимир Соловьев, Николай Федоров и др.); - материалистическое (Н.Чернышевский и др.), - литературно-художественную и естественнонаучную линии. 4) Русская философия ХХ века. Этот период можно подразделить на 3 этапа: - философия «серебряного века» русской культуры. Это период расцвета религиозной философии, в центре внимания философов размышления о судьбе страны, вопросы о направленности общественного развития, обсуждалась возможность альтернативы социалистическим идеям (Н.Бердяев и др.); - философия русского зарубежья (большинство религиозных мыслителей завершили свой творческий путь в эмиграции), - философия советского периода. Советский период характеризуется развитием материалистической традиции в философии (Г.Плеханов, В.Ленин и др).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...