Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. В. Макарова. Репрезентации женственности в современной России: конкурентные образы для региональной идентичности




А. В. Макарова

Иваново, Ивановский гос. химикотехнологический университет

РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЖЕНСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КОНКУРЕНТНЫЕ ОБРАЗЫ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Гендерные репрезентации являются эффективной технологией сохранения, воспроизведения, наделения смыслом гендерных отношений в историческом контексте, усваивая новое, модифицируя представления о половом различии. В общероссийской сфере репрезентаций 1990–х – 2000–х годов сложились способы представления женского и нормативные типы женственности, сочетающие трансформированные образы из социалистической реальности и образы, работающие на освещение перспективы рыночных преобразований. Гендерные репрезентации в информационном пространстве г. Иваново связаны с актуальными вопросами регионального развития. Конкурс красоты «Ивановская красавица» представляет собой явление, которое, как само по себе, так и отражение его в прессе, имеет особенное значение: с одной стороны, фиксирует модели женственности, существующие в культуре, с другой стороны, решает задачу – выработать региональную идентичность для дальнейшего развития области. Символическая работа в данном случае ведется через масс–медиа, освещающие и передающие конкурс. Значение именно конкурса красоты для региональной идентичности объясняется имеющейся традицией. Стереотипное представление «Иваново – город невест» было сформировано в советскую эпоху, когда в послевоенное время и последующие годы на текстильные фабрики съезжались девушки со всего СССР. Стереотип стал настолько прочным, что и в постсоветское время, когда фактическая социальная и экономическая ситуации изменились, его продолжали эксплуатировать.

Слияние двух брендов прошлого – «Иваново – город невест» и «Текстильный край» – стало основой попыток переосмысления региональной идентичности в 1990–е и 2000–е годы. Общая тенденция заключалась в работе с женским образом, его романтизации и придании ему элитных характеристик: «современные ивановские невесты «не только красивы и очаровательны, но также энергичны, хорошо образованы и талантливы»[575]. В этом контексте ежегодный конкурс красоты начали проводить в ивановской области с 1997 года, и с самого начала он работал и с темой «Город невест» и с темой «Текстильный край». Конкурсы красоты являются специфическими постсоветскими тактиками легитимации новой модели репрезентации женского – как объективированной (капитализированной) сексуальности – с помощью единственно возможных ресурсов культуры, т. е. традиционных архаичныхпредставлений о женском. Ивановские репрезентации с одной стороны встраиваются в эту закономерность. С другой стороны, присутствует своя особенность, связанная с тем, что Иваново – город студенческий (только 7 старых государственных вузов, не считая частных и филиалов). Поэтому состав участниц рекрутируется из студенток, для которых ни традиционная патриархальная модель, ни новая капитализированная сексуальность не могут быть полностью приемлемыми.

В заявляемых самими организаторами целях значится формирование общественного эстетического вкуса, возможность раскрытия новых талантов, пропаганда здорового образа жизни и гармоничное развитие личности. Сами организаторы конкурса красоты выделяют модель профессионалки, развитие региональной идентичности конструируется вокруг позитивных символов успешного развития, маркированных терминами «творческой самореализации» и «самоутверждения», которого «добиваются» участницы. В региональных масс–медиа, освещающих конкурсы в период с 1997 по 2009 годы, удалось выявить три сравнительно устойчивых модели репрезентации женственности, не всегда совпадающих с заявленным наполнением образа новой ивановской невесты: «провинциальная барышня», «секс–символ», «профессионалка». Сама тематика этапов конкурса предлагает участницам последовательно примерять эти типажи.

В печатных медиа наиболее распространенной является модель «русская провинциальная барышня». Маркерами в данном случае выступают заявляемые для девушек качества: скромность, загадочность, естественность, целомудрие, чистота, гармония внутренней и внешней красоты, коннотации с природой и природным началом. Этот образ связан с традиционной ролью жены и матери, реализацией себя в сфере семьи, отказом от активности в общественной сфере, с оправданием через традицию: так было всегда.

Модель «секс–символ» в полном смысле соответствует «капитализации» женской сексуальности и, несмотря на некоторую агрессивность, не проблематизирует гендерную асимметрию, не обозначает региональную специфику, а скорее является данью самому жанру конкурса красоты. «Профессионалка» при всей кажущейся модернизационности, однако лишена маркеров отсылающих к гендерному равенству. В прессе она уступает «барышне» по частоте и распространенности, вероятно в силу того, что это модель фемининности связана с практиками социально обеспеченных групп населения и в большей степени актуальна для столиц.

Этот образ маркируется уверенностью в себе, успешностью, целеустремленностью, коммуникабельностью, жизнерадостностью, здоровым образом жизни, занятиями спортом и фитнесом. Эта модель женственности связана с реализацией в публичной сфере, но чаще всего в индустрии красоты или здорового образа жизни. Этот образ в полной мере соответствует замыслу организаторов конкурса, старается разорвать преемственность с прошлой традицией образа «работницы», но при этом несет в себе следы старого культурного ресурса. Так и в содержании и по функциям «профессионалка» становится отголоском образа советской работницы, строящей новую идеальную жизнь, и призванной представлять собой этот успешный социальный проект. Только в данном случае социалистический проект меняется на капиталистический. В прессе, однако, основным, наиболее востребованным является образ «провинциальной барышни», женский образ в русском патриархальном стиле. Следовательно, в репрезентации женственности присутствует конкуренция образов, основанная на различии в представлениях и стремлениях организаторов конкурса и прессы. Региональные газеты склонны к воспроизведению неотрадиционалистского образа женственности, в то время как организаторы конкурса продвигают более модернизационные представления, которые, легко уживаются с «капитализацией» женственности. Это противоречие наталкивает на следующие возможные объяснения.

Желаемый организаторами образ «профессионалки» не имеет широкой поддержки, поскольку должен репрезентировать «успешный» проект модернизации в проблемном регионе, где заявляемый образ жизни доступен не всем. Поэтому в качестве региональной идентичности такие модели репрезентации не работают, а в прессе актуализируется образ «провинциальной барышни».

Конкуренция моделей свидетельствует, что на региональном уровне реальные гендерные практики, представления и стремления современных девушек–студенток г. Иваново все–таки не позволяют доминировать традиционному образу «провинциальной барышни» как символу региональной идентичности.

Также конкуренция «профессионалки» и «барышни» свидетельствует о том, что пока нет способа символически усвоить реальные трансформации гендерных отношений. Культура не может пока предложить символизированную фемининность, связанную с расширением поведенческих практик женщин, для конструирования региональной идентичности, т. е. культура на региональном уровне пока не в состоянии усвоить эти изменения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...