Описание следственного осмотра ножей
Клинковое оружие: 1) Указываются общие размеры (длина, вес) 2) Описание клинка (длина клинка, длина лезвия, скос обуха, ширина заточки клинка, долы - углубление) 3) Описание рукояти (длина, ширина, наконечник, тип крепления клинка с рукоятью) 4) Описание упора ограничителя – для того, чтобы рука не сорвалась на лезвие Пята клинка – имеется у ножей, у мечей называется – рикассо (незаточенная часть у клинка) Способы крепления клинка с рукоятью: · всадной способ – делается хвостовик у клинка, который вгоняется в дерево (в стамесках, в напильниках); · резьбовой способ – любят зеки, на конце стрежня есть резьба, хвостовик может быть наборный; · площатый способ (кухонные ножи с 2 дырочками на рукояти).
24. Понятие «документ» в криминалистике. Общие правила обращения с документами - вещественными доказательствами.
Документ в широком смысле -любое средство запечатления информации, включая письменные акты,фото,видео съемку и т.д.. Документ - в узком смысле-письменное свидетельство какого-либо факта.. Особенности документа как источника: - содержит информацию выраженными знаками; - если содержит в документе информацию не только знаками, но и материальными признаками, документ является одновременно и вещественным доказательством. Основные правила обращения с доказательствами/вещественными доказательствами: - нельзя делать отметка, подписи и надписи; - нельзя образовывать новые складки и перегибы; - нельзя применять такие методы предварительного исследования, которые могут изменить первоначальный вид документа; - документы нельзя подшивать в дело - помещаются в отдельные конверты; - ветхие и разорванные документы следует помещать между стеклянными пластинами;
- при пересылке упаковка производится в плотные конверты между листами чистой бумаги; 25/Научные основы и задачи автороведения. Идентификация автора. Освоение письма связано с развитием двух взаимообусловленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков. При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку его исполнитель. Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков. Их проявление в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека. Формирование письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей личности. На устойчивость навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка. Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяют идентифицировать личности автора и исполнителя документа. Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.
Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя. У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка. В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о себе. Содержание документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно определить: Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Они усваиваются с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией. Орфографические особенности письменной речи это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях. Под синтаксисом криминалисты понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами, и др. Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.
Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препинания одни расставляют их грамотно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил даже в примитивных предложениях. Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации автора письменной речи. В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий: низкий присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; средний отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных; высокий отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, обоснованная расстановка знаков препинания. Лексические признаки это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности их использования пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства. Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т.д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Это: устаревшие слова (архаизмы), например, "чадо", "око"; новые слова (неологизмы), например, "менеджер", "брокер"; историзмы слова, которыми в прошлом обозначались те или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существующие. Например, "сыск", "волостной писарь", "дыба"; профессионализмы слова, употребляемые лицами, объединенными по роду своей деятельности. Например, "осмечивать" составлять сметы;
жаргонизмы слова из лексики определенных социальных групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотребимых слов и выражений. Например, "баксы", "ксива"; диалектизмы слова, характерные для жителей определенного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие слова, как "зараз" сейчас, "держак" черенок для вил или лопаты и др.; варваризмы неправильно употребляемые слова и выражения, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке; вульгаризмы слова грубые, нелитературные; идиомы своеобразные обороты речи, свойственные какому-либо языку и непереводимые дословно на другой язык. Например, "чудеса в решете", "елки-палки". Фразеология это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа "сломя голову", "ловить рыбу в мутной воде", "плясать под чужую дудку" можно считать присущими любому русскому человеку, в то время как "геркулесовы столпы", "лебединая песня", "сизифов труд" типичны для лиц образованных и начитанных. Изобразительно-выразительные средства это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления речи, придания ей образности. Создавая запоминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима. Стилистические признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манеру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|