Тактика допроса несовершеннолетних.
Особенности: 1. Повышенная внушаемость и самовнушаемость; 2. Склонность к фантазированию; 3. Высокая эмоциональность; 4. Меньшая способность концентрации и внимания; 5. Гипертрофированные представления о чувствах; 6. Конформизм; 7. Незначительный жизненный опыт, который не позволяет адекватно оценивать действия; 8. Степень влияния взрослых на данное лицо, на характер; 9. Особенности характера малолетнего; Тактические приемы: 1. Особо подробное проведение ознакомительной беседы; 2. Постоянное уточнение из каких источников получена информация; 3. Постоянное уточнение почему запомнилось то или иное обстоятельство; 4. Почему сложилось именно такое мнение о фактах; 5. Надо уточнять, с кем беседовал малолетний по поводу сообщаемой информации; 6. Вопросы простые, краткие, конкретные; При допросе должны присутствовать: - педагог; - законные представители/близкие родственники; - защитник; Жизнь несовершеннолетних эмоционально насыщена и последующие впечатления нередко способствуют забыванию воспринятого. Поэтому их допрос нельзя откладывать на долгое время. При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, своеобразии семейной микросреды, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. При участии в допросе педагога, а также законных представителей или близких родственников нужно заранее убедиться, что характер из взаимоотношений с несовершеннолетним не повлияет отрицательно на допрашиваемого. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости каких-либо подсказок, наводящих вопросов, назидательного тона, раздражения в отношении несовершеннолетнего.
Допрос малолетних предпочтительнее проводить в привычной для них обстановке – в детском учреждении, школе, дома. Желательно начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений. Психологическому контакту с допрашиваемым будет способствовать спокойный, уверенный тон следователя, его благожелательная манера общения. При оценке показаний несовершеннолетнего следует обращать внимание на гладкость, заученность сообщаемых им сведений, использование несвойственных допрашиваемому оборотов, наличие противоречий, что может свидетельствовать о влиянии заинтересованных лиц. При допросе несовершеннолетних обвиняемых необходимо учитывать их склонность к самооговору в результате воздействия более взрослых участников преступления либо из ложно понятого чувства товарищества. Полученные показания поэтому должны быть обязательно проанализированы с точки зрения наличия в них внутренних противоречий, характерных умолчаний и проговорок, а также противоречий с другими доказательствами .54. Тактика допроса на очной ставке. Очная ставка – следственное действие, состоящее в одновременном допросе двух ранее допрашиваемых лиц в существенных для дела обстоятельствах, по поводу которых они дают противоречивые показания.. Тактика очной ставки зависит от характера расследуемого дела, процессуального положения и нравственно-психологических свойств допрашиваемых, их взаимоотношений и других факторов. Однако решающее значение имеет причина возникновения существенных противоречий в показаниях допрашиваемых лиц. Они могут быть результатом добросовестного заблуждения либо заведомой лжи одного или обоих участников очной ставки. Причина противоречий в показаниях обычно определяется следователем лишь предположительно. Поэтому он должен быть готов к тому, что в ходе очной ставки обнаружится ошибочность его первоначальной оценки достоверности тех или иных показаний. В этой связи избранная тактика производства очной ставки подлежит корректировке, иногда весьма существенной.
Если противоречия в показаниях возникли в связи с добросовестным заблуждением одного из участников ставки и их не удалось устранить путем повторного допроса или других следственных действий, то применяются тактические приемы, призванные помочь допрашиваемому в преодолении возникшего заблуждения. Для этого важно установить с ним такой психологический контакт, который стимулировал бы у него заинтересованность в отыскании истины. Перед началом очной ставки следователь должен спокойно объяснить допрашиваемому, что его не подозревают в даче заведомо ложных показаний, однако последние противоречат имеющимся в деле доказательствам, что мешает правильному разрешению дела. После проведения такой психологической подготовки следователь предлагает участнику, показания которого он считает достоверными, дать пояснения по существу вопроса, вызвавшего противоречия. Выслушивая показания, второй участник мысленно сравнивает их с образами, сохранившимися в его памяти, и зачастую вследствие ассоциативного мышления припоминает детали, которые запамятовал на допросе. Иногда это происходит потому, что его оппонент сообщил новые сведения. Нельзя сбрасывать со счета и непроизвольную корректировку показаний из-за повышенной внушаемости допрашиваемого. Если очная ставка производится в бесконфликтной ситуации, устранению существенных противоречий в показаниях способствует обсуждение ее участниками обстоятельств, по поводу которых возникли противоречия. Для этого необходимо предложить им задавать друг другу вопросы о фактах, переданных с существенными противоречиями. Если в ходе очной ставки выяснится, что причины существенных противоречий кроются в дефектах зрения или слуха одного из допрашиваемых либо в его опьянении в интересующий следствие момент, то не следует добиваться от допрашиваемого нужных сведений. В таком случае его показания нуждаются в проверке иным путем (производство допросов других лиц, следственного эксперимента и т.д.).
В некоторых случаях целесообразнее первым допросить участника, давшего ложные показания, которые затрагивают интересы второго участника очной ставки. Такие сведения возмущают допрошенного, давшего правдивые показания, а в результате он занимает более наступательную позицию в разоблачении лжи. Обычно очная ставка достигает цели, если в ее ходе производится: · предъявление доказательств; · применение психического воздействия на того участника, который дает ложные показания; · деление предмета очной ставки на отдельные эпизоды с их последовательным исследованием; · использование положительных свойств личности участника, дающего ложные показания, чтобы склонить его к даче правдивых показаний; маскировка истинных целей очной ставки постановкой вопросов, рассчитанных на то, что лгущий участник по неосторожности сообщит интересующие следствие сведения. - использование правдивых показаний ранее допрошенных лиц; - привлечение к участию в очной ставке лица (родственника, педагога и др.), присутствие которого затрудняет допрашиваемому лицу дачу ложных показаний. . · Если обвиняемый (подозреваемый) ведет себя агрессивно, угрожает свидетелю (потерпевшему), который его изобличает, то необходимо принять меры к своевременному пресечению таких действий, а в крайнем случае — прекратить очную ставку, указав в протоколе причину. и) в необходимых случаях формулировать вопрос так, чтобы он имел не индивидуальное, а групповое значение, касался действий нес- кольких участников события, общей ситуации, выяснение которой может пролить свет на роль интересующего следователя лица 54. Фиксация результатов допроса. Процессуальные и тактические особенности допроса с использованием аудио-, видеозаписи. Отличается от протоколов других следственных действий, так как в протоколе допроса чаще всего фиксируются конечные объяснения, но не все процессуальные взаимодействия допрашиваемого и допрашивающего.
Ознакомившись с протоколом допроса, свидетель вправе потребовать удаления той части записи, которую он считает ошибочной, а также внести в протокол любые желательные ему изменения и дополнения. Обычно запись показаний в протоколе ведется по окончании устного допроса, иногда одновременно с допросом, либо по отдельным этапам допроса. 1. Способ - хорош тем, что допрос идет непрерывно, но он требует отличной памяти, большого опыта и связан с риском упустить что-то важное. 2. Способ - хорош - фиксируется все; минус - нет психологического контакта - протокол лучше, допрос хуже. Наиболее целесообразно использовать стенографию, аудио-, видеозапись; Если в ходе допроса (по инициативе следователя/ходатайству допрашиваемого проводится фото-, видео-, аудиозапись, то протокол должен содержать: а) запись о проведении фотографирования, аудио, видео; б) сведения о технических средствах, об условиях записи, о факте приостановления, причине и длительности остановки; в) заявления допрашиваемых лиц по поводу проведения записи; г) подписи допрашиваемых лиц по поводу проведения записи; В видеозаписи: - Вводная часть: Следователь называет свое Ф.И.О., должность, указывает, по какому делу, время, место, участников, разъясняет права обязанности; - Основная часть: фиксируется ход; - Завершающая часть: время окончания; При этом нельзя осуществлять указанные виды техники для записи только части допроса или показаний,специально повторенных для этой записи. Звуко- и видеозаписи полностью воспроизводятся допрашиваемому по окончании его допроса. На звуко- и видеопленки записываются и все дополнения и поправки к показаниям С целью обеспечения полноты и качества фиксации визуальной, речевой и иной акустической информации в ходе допроса на предварительном следствии необходимо использовать возможности современных систем цифровой видеозаписи. Выделим ситуации, когда при проведении допроса с точки зрения криминалистической тактики целесообразно применение видеозаписи: 1) допрос с участием переводчика. В данном случае применение видеозаписи целесообразно прежде всего потому, что это позволит опровергнуть заявление подсудимого (свидетеля) в суде о том, что в протоколе допроса изложен неверный перевод. Председательствующий в суде по соответствующему ходатайству стороны обвинения должен вызвать в суд другого переводчика, который подтвердит на основе видеозаписи правильность перевода. Основываясь на п. 3.1 ч. 2 ст. 74 УПК РФ, такое подтверждение правильности перевода может быть в виде дачи показаний в судебном заседании или в виде заключения специалиста после ознакомления с видеозаписью;
2) допрос лица при признании им своей вины в случае явки с повинной. Посредством видеозаписи будет зафиксирован факт добровольности дачи лицом показаний, что в ходе допроса на него не было оказано физическое или психическое давление и следователем заданы не наводящие, а уточняющие вопросы и т. д. Отметим, что в некоторых случаях демонстрация лицу видеозаписи его допроса может способствовать тому, что лицо откажется от изменения показаний в будущем; 3) допрос лица, в показаниях которого приводятся сведения из той или иной области знаний, специальные термины. Впоследствии следователь может обратиться за разъяснениями к специалисту, продемонстрировав ему видеозапись. Отметим, что отказ от применения видеозаписи в пользу участия специалиста при первом допросе может помешать установлению психологического контакта между следователем и допрашиваемым лицом; 4) допрос лица с аномалиями в психическом развитии. На основании видеозаписи специалист в области психологии или психиатрии может дать заключение о личности допрашиваемого. Кроме того, видеозапись допроса может стать необходимым материалом для изучения при проведении психолого-психиатрической экспертизы, поскольку фиксируется не только речевая информация, но и психофизиологические реакции, особенности поведения допрашиваемого; 5) допрос лица с физическими недостатками, например с дефектами речи, глухонемого и т. д. Так, при проведении допроса глухонемого обязательно участие переводчика, владеющего языком жестов, которые можно зафиксировать только с помощью видеосъемки; 6) допрос, при проведении которого используются такие, например, тактические приемы, как демонстрация допрашиваемым по карте пути следования либо отображение на рисунке расположения объектов (сооружений) на местности и т. д. Подобные тактические приемы допроса наиболее эффективны при попытке восстановления в памяти допрашиваемого лица произошедших несколько лет назад событий. В момент дачи показаний допрашиваемый может производить, например, удары ладонями по столу. Создаваемые таким образом звуки, зафиксированные с помощью аудиозаписи допроса, могут быть истолкованы как применение следователем к допрашиваемому физического воздействия. Если допрашиваемый произвел какие-либо действия, сопровождающиеся громким звуком, следователю необходимо надиктовать в микрофон пояснения о происхождении данных звуков и отразить это в протоколе допроса. Заметим, что наиболее эффективным решением данной проблемы является применение видеозаписи допроса. Согласно ч. 5 ст. 166 и ч. 4 ст. 190 УПК РФ протокол допроса или очной ставки должен содержать запись о проведении видеозаписи, а также сведения о технических средствах, об условиях видеозаписи и о факте приостановления видеозаписи, причине и длительности остановки записи.
55.. Понятие предъявления для опознания, его задачи цель и виды. ПДО - следственное действие, заключающееся в предъявлении опознающему лицу опознаваемых им предметов, иных объектов с целью установления сходства/различия с лицом, предметом, объектами, которые ранее наблюдались опознающим лицом при обстоятельствах, имеющих значение для дела. Цель проведения опознания – идентификация объекта, который ранее воспринимал опознающий в связи с совершением преступления. Виды: 1: По способу восприятия: а) по зрительному восприятию; б) по признакам речи; в) по другим признакам (запаху, вкусу, осязанию); 2: По методу: а) в статике; б) в динамике; 3: По форме: а) в натуральном виде; б) фото, видео; 4: По объекту: а) опознание людей; б) предметов, животных; в) трупов/частей трупов; г) помещений/участков местности; В зависимости от цели опознание для отождествления объекта или определения его групповой принадлежности В ходе предъявления для опознания решаются следующие основные задачи: проверяется, действительно ли объект является тем самым, который имеет отношение к расследуемому преступлению; выясняется, что представляет собой объект, оказавшийся в распоряжении следователя, если это обстоятельство нельзя установить иным способом; проверяются показания, полученные на допросе, если они почему-либо вызывают сомнения. 56. Тактические приемы проведения опознания людей, вещей и трупов. Опознаваемый объект предъявляется опознающему обязательно в присутствии понятых в группе однородных объектов (за исключением трупа). Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они наблюдали соответствующий объект, о предметах и особенностях, по которым они могут провести опознание. Опознающие (свидетель или потерпевший) перед опознанием предупреждаются об уголовной ответственности за отказ отдачи показаний, за дачу заведомо ложных показаний и других правах и обязанностях. Опознающему предлагается указать лицо или предмет, о котором он дал показания. В случае опознания опознающему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он узнал данное лицо или предмет. Лицо, подлежащее опознанию, предъявляется опознающему вместе с иными лицами того же пола, без резких различий во внешности и одежде. Общее число предъявляемых - не менее трех человек. Это правило не распространяется на опознание, трупа. Перед началом предъявления для опознания следователь предлагает опознаваемому занять любое место между иными лицами. Предмет предъявляется в группе однородных предметов. Это правило не распространяется на опознание редкого, уникального предмета. Очень желательно предъявлять труп для осмотров и опознания в помещении, где нет других трупов. Обычно близким погибшего труп предъявляют без одежды, а всем остальным опознающим – в той одежде, в которой он был обнаружен. Если труп предъявляется без. одежды, опознающему затем следует предъявить одежду и вещи погибшего. В протоколе обязательно фиксируется, по каким признакам опознан труп. Аналогичным образом производится предъявление для опознания частей расчлененного трупа. Надо иметь в виду, что внешность человека после его смерти обычно подвергается серьезным изменениям. Поэтому к опознанию трупа нужно подходить с большой осторожностью, тщательно проверяя его достоверность всеми возможными средствами, в первую очередь – с помощью судебно-медицинской экспертизы. 57. Розыскная работа следователя Розыск - система следственных действий и ОРМ, направленная на установление и задержание подозреваемого (обвиняемого), обнаружение и изъятие похищенного имущества, денег, вещественных доказательств и иных объектов, имеющее значение для расследования и установления истины по делу. К числу объектов, признанных установленными и подлежащими розыску, могут быть отнесены: 1) люди — подозреваемые, обвиняемые; осужденные, бежавшие из мест лишения свободы или с предписанного места жительства; потерпевшие, свидетели; 2) трупы и их части; 3) животные и их трупы; 4) вещественные доказательства; 5) транспортные средства; 6) имущество или иные ценности; 7) личные и иные документы, не являющиеся вещественными доказательствами. Объектами розыскной деятельности следователя могут быть и любые иные объекты, если они установлены и имеют значение для дела. Под розыскной деятельностью следователя понимается базирующееся на уголовно-процессуальном законе и данных криминалистики, логике, психологии и других наук деятельность следователя в тесном взаимодействии с органами милиции, иными государственными и общественными организациями по обнаружению скрывшихся обвиняемых, а также иных индивидуально-определенных объектов, имеющих значение для установления истины по делу. К средствам осуществления следователем розыскной деятельности относятся: следственные (процессуальные) действия; розыскные действия; организационно-технические мероприятия. Важным средством осуществления следователем розыскной деятельности являются розыскные действия (ч.1 ст. 152 УПК РФ). Под розыскными действиями следует понимать процессуальные и непроцессуальные действия следователя, направленные на установление скрывающихся или скрываемых объектов розыска, не являющиеся при этом следственными действиями, организационно-техническими, а также оперативно-розыскными мероприятиями органов дознания. Основным отличием их от оперативно-розыскных мероприятий является то, что производятся они следователем по конкретному уголовному делу и носят гласный характер, хотя непроцессуальные розыскные действия и имеют сходство с одноименными мероприятиями, выполняемыми оперативными работниками органов дознания. К розыскным действиям процессуального характера следует отнести: объявление розыска скрывшегося обвиняемого; дача розыскных поручений и указаний органам дознания; привлечение общественности к участию в розыске. Среди розыскных действий непроцессуального характера можно отметить: выявление свидетелей и очевидцев; беседы с осведомленными лицами; рассылку следователем запросов в разные инстанции проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях; проверки по учетам органов внутренних дел; получение и анализ газетных сообщений, писем и телефонных сообщений (в том числе анонимных), содержащих относящуюся к розыску информацию; изучение архивных уголовных дел; беседы с лицами, участвующими в других уголовных делах; обследование мест возможного сбыта похищенного; непосредственное наблюдение за разыскиваемым или его преследование (как правило, в вынужденных ситуациях и в порядке исключения); Помимо розыскных, следователь может проводить в целях розыска (как и расследования, в целом) так называемые организационно-технические мероприятия, под которыми понимаются мероприятия, обеспечивающие поступление к следователю необходимой для розыска информации, создание условий для решения розыскных и иных задач (например, направленные на организацию взаимодействия следователя с органами дознания, использование специальных познаний, уведомлением о факте розыска учреждений и организаций, к которым имел отношение разыскиваемый, назначение ревизий, инвентаризаций, технических освидетельствований и др.).
Виды: 1. По субъектам осуществления: - розыск следователем; - розыск органом дознания; 2. По приемам: - розыск, проводимый с использованием данных следователя; - розыск, проводимый с использованием оперативно-розыскных данных; 3. По масштабам: - местный; - федеральный; Организация и осуществление розыска должны отвечать следующим требованиям: 1. Оперативность. 2. Тактическая обоснованность розыска. 3. Логическая обоснованность розыска. 4. Согласованность между розыскной деятельностью следователя и оперативно-розыскной деятельностью органов дознания. Приняв решение о розыске, следователь выносит об этом постановление, указывает в нем орган дознания, которому поручается розыск, и прилагает к постановлению справку о личности скрывшегося обвиняемого. Оперативный сотрудник, которому поручен розыск, заводит розыскное дело, оформляет статистические и розыскные карточки, передает сведения о разыскиваемом в дежурную часть органа внутренних дел, которые затем вносятся в картотеку разыскиваемых лиц. Все эти действия составляют содержание местного розыска. Продолжением и развитием местного может стать федеральный розыск, начинающийся рассылкой сторожевых карточек во все областные и республиканские органы внутренних дел. Перечисленные меры не освобождают следователя от обязанности самому продолжать розыск обвиняемого. Уголовно-процессуальная деятельность следователя по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением (обязанность следователя установить характер и размер вреда, причиненного преступлением, установлена ч. 1 ст. 73 УПК РФ) осуществляется на таких важных направлениях как: 1) розыск и изъятие имущества, подлежащего возврату законному владельцу; 2) процессуальные действия следователя по признанию лица потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком; 3) наложение ареста на имущество, возвращение имущества законным владельцам; 4) побуждение виновных к добровольному возмещению или устранению ущерба. Существует необходимость решения вопросов криминалистического обеспечения возмещения причиненного преступлением ущерба, как в сфере оперативно-розыскной, так и уголовно-процессуальной деятельности. К числу основных причин низкой эффективности деятельности следственных органов на данном направлении, авторами во многих случаях указывается на недооценку следователем роли обеспечительных мер и их тактических возможностей и необходимость изменения существующего косного подхода к реализации обеспечительных мер по возмещению причиненного преступлением ущерба. Потерпевшему должно быть обеспечено право знать, что сделано следователем в целях обеспечения возмещения ему вреда.Основным принципом деятельности следователя должен стать принцип индивидуального и дифференцированного подхода к потерпевшему* [3, c. 16]. * Дословно - «do not treat everybody the same». Основным критерием оценки целесообразности использования тех или иных методов и средств (криминологического инструментария) обеспечения возмещения материального ущерба, причинённого преступлением, должна стать мера их способности при соразмерных затратах своевременно обеспечивать достижение определенного социально-значимого результата - разумного и справедливого возмещения вреда потерпевшему, его полноту. Кроме того на передний план в связи с проводимыми реформами выходит задача мотивации лица, виновного в совершении преступлений возместить причиненный им ущерб. Эффективное решение задачи компенсации вреда потерпевшему от преступления, по нашему мнению, заключается в добровольном намерении причинителя вреда загладить его. Эта цель может быть достигнута организационными мерами воздействия на сознание виновного. В этой связи использование при решении поставленных криминалистических задач потенциала примирительных процедур (ст. 20, 25, 318 УПК РФ, ч. 1 ст. 75, 76 УК РФ), не только служит целям обеспечения восстановления нарушенных прав и свобод потерпевшего, но также является важной предпосылкой расширения в России практики восстановительного правосудия (restorative justice).
58. Использование моделирования в процессе расследования преступлений. Моделирование - исследование объектов познания на их моделях. 1)Следователь сам лично никогда не наблюдает процесс преступления. (Если он является свидетелем преступления, он не может быть следователем по этому делу) Следователь получает информацию об изучаемом объекте или явлении ОПОСРЕДОВАНО. Следователь—————свидетель———————объект (явление) При моделировании эта связь так же прослеживается. с——м——о 2) Второй чертой моделирования является закономерность отражения, которая обуславливает отношения сходства (подобие) между моделью и оригиналом (объемом). Сходство представляет собой определенную сторону отражения и проявляется в общности признаков модели и оригинала (объекта). (Два одинаковых ножа: Для розыска ножа, которым было причинено повреждение, можно в качестве модели использовать тот, который в преступлении не был задействован). С точки зрения задач расследования важно, чтобы сходство моделью и оригиналом исключало их тождество[3]. Модель это другой объект, но сходный с оригиналом. Модель отражает не все, а отдельные свойства объекта. Так, слепок со следа обуви не тождественен самому следу - он является иным объектом, в котором воспроизводятся только некоторые признаки внешнего сходства следа (протектор, рисунок подошвы, изношенность, повреждения и т.д.) и только по этим признакам слепок сходен со следом. Моделирование с помощью слепка признаков следа позволяет использовать такую модель (слепок) для розыска оригинала, оставившего след, а затем для его отождествления. СЛЕД———СЛЕПОК————САПОГ (розыск) Изучение модели позволяет получить информацию (сведения) об оригинале (условие экстраполяции). Содержание криминалистического моделирования зависит от четырех условий[4]: 1. Особенностей изучаемого объекта (моделирование осуществляется в уголовном судопроизводстве); 2. Цели изучения (Получение доказательственно - значимой информации); 3. Средства получения информации (проект в строго определенной форме, регламентированной УПК); 4. Приемов моделирования (мысленное, материальное, математическое, компьютерное). Очень важно, что приемы моделирования могут сочетаться, т.е. применятся в комбинациях.
Модели:
2. Материальную (физическую). В исследовании используются оба вида моделей. Так, осматривая место происшествия, следователь мысленно воссоздает модель преступного деяния: что произошло, как развивалось преступление, какими были действия преступников на месте происшествия и т.д., в качестве материальных моделей следователь использует в ходе в ходе осмотра гипсовые слепки обуви, слепки с предметов, имеющих отношение к делу. Криминалистическая модель - искусственно созданная система, воспроизводящая с определенной степенью сходства заменяемого ей объекта, изучение и проверка которого позволит получить новые знания об оригинале и использовать их для решения поисковых, познавательных и иных задач. Модели выступают в качестве средств познания. Чем полнее, содержательнее и точнее отражает модель объект, тем выше эффективность использования модели. Моделирование осуществляется в ходе предварительной проверки, предварительного расследования, судебного следствия и других сферах. Модели: - следственные версии, криминалистические и правовые решения; - отдельные следственные и иные действия; - следственные ситуации; - оперативно-розыскные мероприятия; - планы работы; ЕСЛИ ВРЕМЯ ОСТАНЕТСЯ!!!! Рассмотрим этапы более подробно: I этап 1. Постановка проблемы, определение задачи моделирования. В расследовании преступлений такими задачами могут быть: - восстановление картины преступления, - Проверка версий, - Установление личности преступника, - Проверка показаний обвиняемого, свидетелей, - Розыск похищенного, - Поведение преступника после совершения преступления II этап
На этом этапе решают: - какие признаки, существенные с точки зрения задач моделирования, должны быть воспроизведены на модели, - удовлетворяют ли они объективности, полноты, всесторонности расследования. Построить модель объекта - это значит, во - первых, на основании собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта; во- вторых, определить структуру, наполнить необходимыми деталями созданный эскиз «портрет» объекта; в - третьих, тем или иным способом зафиксировать построить модель (в памяти, в рисунке, в чертеже и т.д.) Построение криминалистических моделей требует соблюдение логических правил. В основном модели строятся с использованием индуктивного умозаключения- рассуждения от частного к общему. Выявляя отдельные, на первый взгляд, разрозненные фактические данные, следователь обобщает их, устанавливает между ними взаимосвязь. Эта мыслительная работа осуществляется при помощи таких логических приемов, как анализ и синтез. В ряде случаев для выдвижения криминалистических моделей используются дедуктивные умозаключения, т.е. рассуждение от общего к частному. Основанием модели в данном случае может служить аналогия - вывод об однородности рассматриваемых обстоятельств на основе сходства отдельных их признаков[5]. III этап
На третьем этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведения». Конечным результатом этого этапа являются множество знаний о модели. Исследование и получение информации может быть проведено различными путями: - следователем при осмотре места преступления; - по средствам экспертного исследования; - с помощью розыскных мероприятий. IV этап. 4.Оценка результатов моделирования и перенос информации с модели на оригинал по правилам аналогии или подобия (не путать с УК, где аналогия запрещена). На четвертом этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал формирования множества знаний об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам: 1) Знание о модели должны быть скорректированы с учетом тех средств объекта- оригинала, которые не нашли отражение или были изменены при построении модели. 2) Мы можем с достаточным основанием переносить какой - либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сродства оригинала и модели. 3) Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить не правомерно. 59. Классификация судебных экспертиз. Судебная экспертиза - одна из форм использования научно-технических достижений. Сущность - анализ по заданию следователя сведущим лицом-экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы с целью установления фактических данных. Классификация: I. По характеру специальных познаний: 1. Традиционная криминалистическая экспертиза: а) судебно-почерковедческая; б) судебно-автороведческая; в) судебно-техническая (исследование реквизитов, материальных документов); г) судебно-фотографическая; д) судебно-трасологическая; е) судебно-фоноскопическая; ж) судебно-портретная; з) судебно-баллистическая; и) судебная экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений. 2. Экспертиза материалов, веществ, изделий. 3. Судебная почвоведческая экспертиза; минералогическая экспертиза. 4. Судебно-биологическая экспертиза: - судебно-ботаническая; - судебно-зоологическая; - судебная экспертиза продуктов животного происхождения; 5. Судебная экспертиза пищевых продуктов. 6. Судебно-экологическая экспертиза. 7. Судебно-медицинская экспертиза: - живых лиц/трупа; - СПЭ; 8. Судебно-экономическая экспертиза (планово-экономическая, судебно-бухгалтерская). 9. Судебно-инжинерно-техническая экспертиза (автотехническая). II. По месту: 1. В экспертных учреждениях; 2. Вне экспертных учреждений. III. По объему: основные и дополнительные. IV. По последовательности: первичные и вторичные. V. По численности: единоличные и комиссионные/комплексные. Общая характеристика: назначается следователем + материал +вопросы. 1) по характеру указаний в законе: а)обязательные; б необязательные; 2) по характеру решаемых задач: а) идентификационные; б) диагностические; 60. Назначение экспертизы Судебные экспертизы назначаются по усмотрению следователя и суда (кроме случаев обязательного их проведения). Необходимость и время назначения экспертизы определяются следователем или судом с учетом возникших следственных или судебных ситуаций и руководствуясь тактическими соображениями. Экспертиза назначается в ситуациях, когда для ее производства собраны все необходимые материалы, объекты экспертизы пригодны для исследования, а разрешаемые вопросы совпадают с возможностями экспертизы. Проведение экспертизы должно быть своевременным, поскольку волокита с ее назначением может привести к нежелательным последствиям. Однако и чрезмерная спешка, отсутствие необходимых исходных материалов не позволит получить доброкачественного экспертного заключения. В целях оптимизации процесса расследования проведение экспертизы по делу должно планироваться, а мероприятия по подготовке и назначению экспертизы следует включать в общий план расследования преступления. До направления на экспертизу соответствующих объектов иногда целесообразно осуществить их предварительное исследование, чтобы определить круг нерешенных вопросов и убедиться в необходимости их экспертного исследования. Предварительное исследование может проводиться следователем единолично или с участием других, более опытных коллег либо соответствующего специалиста. Обязательным его условием является сохранение изучаемого объекта в неизменном состоянии.
- Полнота и четкость выводов экспертов во многом зависят от прави
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|