Диагностические параметры
В процессе эксплуатации трущиеся сопряжения автомобилей изнашиваются, происходит разрегулировка его систем, узлов и агрегатов, т.е. изменяются значения его структурных параметров, непосредственно характеризующих исправность объекта диагностирования. К ним относя зазоры в сопряжении, величину износа поверхностей детали и другие параметры, измерение которых связано с необходимостью проведения разборочных работ. Это повышает трудоемкость контроля и существенно снижает (иногда на 5 – 10%) ресурс контролируемого агрегата. Последнее объясняется появлением дополнительного цикла приработки поверхностей контролируемого сопряжения. Изменение структурных параметров сопровождается изменениями параметров рабочих и сопутствующих выходных процессов автомобиля, которые могут наблюдаться и измеряться извне без разборки (или с частичной разборкой) контролируемого агрегата. Например, из-за износа сопряжений цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания снижается компрессия в цилиндрах и как результат – эффективная мощность на коленчатом валу двигателя падает или в результате износа сопряжений коренных и шатунных подшипников коленчатого вала увеличиваются утечки масла из системы смазки двигателя и тем самым снижается давление масла в системе. Если эти функциональные параметры несут достаточную и однозначную информацию о состоянии контролируемого объекта, то они могут быть отнесены к числу диагностических параметров, косвенно характеризующих исправность объекта диагностирования. Связи между структурными и диагностическими параметрами представлены на рис. 13.
А Б В Г S S S1 S2 S3 S1 S2 S3 S4
D D1 D2 D3 D D1 D2 D3 D4
Рис. 13 Связи между структурными S и диагностическими D параметрами: А - единичная, Б - множественная, В - неопределенная, Г - комбинированная.
Единичная связь (А) характеризуется с изменением структурного параметра (S) изменением только одного диагностического параметра (D). Такая связь позволяет почти безошибочно оценивать техническое состояние объекта диагностирования по проверяемому структурному параметру (зазору, натягу, герметичности и др.). Множественные связи (Б) проявляются наличием нескольких диагностических признаков при изменении какого-либо структурного параметра. Например, увеличение зазоров в подшипниках коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания сопровождается снижением давления в системе смазки, появлением характерных стуков при его работе и повышением концентрации компонентов веществ, входящих во вкладыши подшипников, в моторном масле. Каждая из этих связей может составить самостоятельный метод диагностирования или дополнить друг друга, повышая точность и достоверность диагноза. Неопределенные связи (В) выражаются в изменении одного диагностического параметра (признака) с изменением ряда структурных параметров. Так, уменьшение амплитуды звукового импульса выхлопа из одного цилиндра ДВС может быть вызвано, например, разгерметизацией выпускного или впускного клапанов газораспределения, или увеличенными зазорами в цилиндро-поршневой группе, или нарушением момента впрыска топлива в цилиндр дизеля, или другими отклонениями структурных параметров ДВС, обеспечивающих протекание рабочего процесса в цилиндре двигателя. Комбинированные связи (Г) характеризуются наличием любого сочетания вышеуказанных связей. По объему и характеру передаваемой информации диагностические параметры классифицируют на частные, общие и взаимозависимые. Частные диагностические параметры независимо от других указывают на вполне определенную конкретную неисправность. Например, угол замкнутого состояния контактов определяет зазор в контактах прерывателя. Общие диагностические параметры характеризуют техническое состояние диагностируемого объекта в целом. Например, люфт на выходном валу коробки передач характеризует ее общее техническое состояние, но не состояние конкретной зубчатой пары. Взаимозависимые диагностические параметры оценивают неисправность только по совокупности нескольких измеренных параметров. Например, износ поршневых колец определяется давлением в цилиндре в такте сжатия, относительными утечками отработавших газов в картер двигателя, наличием «хлопков» в карбюраторе при пуске двигателя.
Естественно, что чем больше измеряемых диагностических параметров, тем шире информация о состоянии объекта, но при этом повышаются трудоемкость и стоимость диагностирования. По содержанию передаваемой информации диагностические параметры разделяют на три группы: параметры, дающие информацию о техническом состоянии объекта, но не характеризующие его функциональные возможности; параметры, дающие информацию о функциональных возможностях объекта, но не дающие информацию о его техническом состоянии; параметры (комбинированные), дающие информацию как о техническом состоянии объекта, так и о его функциональных возможностях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|