Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возвышение знающего человека по степеням




Ценность времени в поисках знания

Саратов 2014

 

Знание – это большое благо от Всевышнего, которое помогает познать Его и придает человеку страх перед Ним и тот, кому оно было даровано, получил самое лучшее в этой жизни. Великое вознаграждение получат рабы Аллаха, если смогут объединить знание, веру и праведные деяния, подобно нашим праведным предшественникам, благодаря которым эта религия дошла до наших дней.

Этот труд по воле Всевышнего поможет людям понять ценность знания, ценность времени и узнать об ученых, которых Аллах наделил великим благом в этой жизни – знанием.

 

Имам-хатыб ММРО Махалля г. Энгельса

Рушан-хазрат Сайфетдинов.

 

 

Содержание:

 

Предисловие. 6

§1 Знание: понятие, ценность и значение в жизни человека. 7

1. Понятие и ценность знания. 7

2. Знание выше поклонения. 10

3. Возвышение знающего человека по степеням. 11

§ 2 Время. 12

1. Ценность времени в поисках знания. 12

2. Лучшие дела – дела постоянные. 14

§3. Жажда науки. 16

1. Ибну Аббас. 16

2. Аль-кадый абу Юсуф. 17

3. Имам Аш-Шафиʼи. 18

4. Имам Ахмад бну Ханбал. 19

5. Имам Аль-Бухари. 22

6. Мухаммад бну Сухнун. 24

7. Ахмад бну Яхья аш-Шаибани (Са’ляб) 25

8. Аль-имам Муслим. 26

9. Мухаммад бну Джарир ат-Табари. 27

10. Абу аль-Ма’али Абдульмалик аль-Джувейни. 27

11. Ибну Акыль аль-Багдади (Абу аль-Ваффа) 28

12. Абу аль - Фарадж Абдуррахман бну аль-Джаузи. 29

13. Абдульгани бну Абдульвахид аль-Макдиси. 29

14. Аш-Ша'би 30

15. Ибну аль-Хадыба. 30

16. Сулейман бну Дауд аш-Шазакуни. 31

17. Якуб бну Суфьян ан-Насави. 32

18. Аль-Фудей бну’Ияд. 33

19. Халид аль-Азхари. 34

20. Ибрагим аль-Джавхари. 34

21. Имам Ан-Навави. 35

22. Шарафуддин ат-Тайиби. 37

23. Абу Бакр бну Хузайма. 37

24. Абу Са’д ас-Сама’ани. 37

25. Имам Малик бну Анас. 38

26. Спрашивать о важном и не задавать лишних вопросов. 38

27. Имам Атаа бну аби Рабах. 39

28. Имам Суфьян ас-Саури. 40

29. Имам Абдуллах бну Манда. 40

30. Аль-Макдиси 40

31. Исхак бну Мансур аль-Марвази. 41

32. Абдуллах бну Ахмад Абадан аль-Джавалики. 41

33. Хишам бну Аммар. 41

34. Имам Баки бну Мухлид. 42

35. Абдуллах бну Фаррух. 43

36. Ибну Ат-Таббан. 43

37. Аль-Абхари 43

38. Имам Аз-зурайрани. 44

39. Ибну аль-Мулаккин. 44

40. Абу Хатим ар-Рази. 44

41. Имам абу Али аль-Балхи. 45

42. Иса бну Муса бну Мухаммад аль-Мутаваккиль. 45

43. Четыре ученых по имени Мухаммад. 45

44. Абу аль-’Аля аль-Хумадани. 46

45. Салим бну аби Джа’д. 46

46. Имам Абу Закария Яхья бну Зияд бну Абдуллах аль-Фарра. 47

47. Саид бну Джубейр. 47

48. Асым бну Али 48

49. Али бну аль-Мадини. 48

50. Шу’ба бну аль-Хаджадж.. 48

51. Яхья бну Яхья ал-Лейси. 49

52. Асад бну аль-Фурат. 49

53. Абу Муслим аль-Куджи. 49

54. Имам Язид бну Харун. 49

 

Заключение. 50

Использованная литература: 54

 

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

Предисловие

 

В этой жизни каждый человек сталкивается с множеством трудностей на своем пути. Если он предполагает, что они могут возникнуть, то ему становится легче их переносить, а если не предполагает, то в этом и заключается трудность.

Аллах Всевышний сказал в Коране: «Алиф. Лам. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» [1].

Для того чтобы эта религия дошла до наших дней очень многие ученые перетерпели столько бед, трудностей и несчастий, что нам трудно даже себе это представить. Они полностью посвящали свою жизнь религии и знаниям, порой забывая даже о своей семье. Рассказывают, что шейх ‘Умар бну[2] Сулейм в первую ночь после свадьбы вспомнил один из аятов Корана и захотел узнать его толкование. Он ушел в свою библиотеку и пробыл в ней всю ночь. А Абдуррахман бну аль-Касим – ученик имама Малика ушел искать знания, оставив дома беременную жену. Он проучился у имама Малика семнадцать лет. И однажды когда он сидел в кругу имама, пришел человек и спросил: «Где Абдуррахман бну аль-Касим?» Абдуррахман бну аль-Касим ответил: «Это я. Я здесь». Человек сказал: «Я твой сын, который родился после того, как ты ушел для требования знания. Я пришел сегодня, чтобы мы вместе были учениками имама Малика». Имам ибну Рушд упоминает, что он оставлял учебу только в двух случаях: когда он женился и когда умер его отец. А Хафиз абу аль-’Аля писал свои работы в мечети под светильниками. Они находились на определенной высоте, и ему приходилось работать под ними стоя. И такова была сущность ученых, принесших пользу этой религии.

 

Знание: понятие, ценность и значение в жизни человека

 

Понятие и ценность знания

 

Аллах Всевышний говорит в Коране: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» [3].

Знание – познание какой-либо вещи в ее естественном состоянии, то есть понимать сущность той или иной вещи.

Знание – познание Аллаха.

Аллах Всевышний сказал в Коране: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех, и за верующих мужчин, и верующих женщин. Аллах знает о ваших передвижениях и вашей обители» [4].

Аллах говорит в этом аяте «Знай», а значит, прежде чем что-то делать, необходимо обладать знанием, а затем только действовать.

Аллах Всевышний сказал в Коране: «Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом» [5].

Ибну Мас´уд и другие муфассиры говорили: «Под мудростью, упоминающийся в этом аяте, подразумеваются знания».

Человеку, которому было дано знание, связанное с познанием Всевышнего или знания, которые привели его к Нему, дано большое благо от Аллаха.

Аллах Всевышний в Коране говорит: «Мы помогли Сулейману (Соломону) разобраться в этом и даровали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание. Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Давудом (Давидом). Мы это сделали» [6].

Человеку, совершающему благое, Аллах даст благо в обоих мирах. В этом мире Аллах вознаграждает человека знанием.

Знание – это то, что придает тебе страх перед Аллахом.

Аллах Всевышний говорит в Коране: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» [7].

Если человек считает себя ученым, а его знания не придают ему богобоязненности, то он не является таковым, и у него нет знания. Ученые, жившие в первые три века после хиджры, рассуждали таким образом: «Тот, кто был из нас самый богобоязненный, самый страшащийся Аллаха, тот и являлся самым знающим из нас». Поэтому каждый человек, достигший той или иной степени знаний и не действовавший в соответствии со своими знаниями, то есть не выполняющий того, что они требуют, подобен собаке, так как Аллах в конце суры «Аль-Араф» говорит: «Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Дьявол последовал за ним, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, - быть может, они призадумаются» [8]. Данные аяты были ниспосланы об одном из сынов исраилевых по имени Бальам бну Баур, который на тот момент был самым знающим из евреев. Однажды один из пророков сынов исраилевых – Юша бну Нун захотел перейти со своим народом через реку Иордан, но Бальам бну Баур воспротивился этому переходу. Он знал, что люди правы в этой ситуации им необходимо перейти реку, но все равно он стоял на своем, был против перехода и проклял их три раза. Бальам бну Баур знал одно из имен Всевышнего, посредством которого человек может обратиться к Аллаху с мольбой, и такая мольба будет принята. Несмотря на это, он отказался от своих знаний и поступил вопреки тому, что он знал, ради пользы в мирской жизни и поэтому, когда он выбрал этот путь, Аллах назвал его подобным собаке.

Рассказывают, что Умм Дарда знала человека, выходившего каждый день из своего дома для требования знаний и однажды, когда он в очередной раз вышел на этот путь, она спросила его: «Увеличивают ли полученные знания твои деяния?» Он ответил: «Нет». Умм Дарда сказала тогда: «Оставаться в доме родителей для тебя намного лучше, чем выходить и получать эти знания», то есть она имела в виду, что от них нет пользы для него.

Для человека, знающего, что молитва является для него обязанностью и не выполняющего ее, это знание не принесет пользы. Ему необходимо молиться, и это касается любых других деяний. Значит, если человек знает о поклонении, не зависимо от того обязательное оно или дополнительное, то он должен выполнять его в соответствии со своим знанием. К примеру, какая польза от того, что человек знает правила дорожного движения, но не умеет водить машину? Какая польза от того, что человек знает наизусть Коран, но не совершает молитву? Какая польза от того, что человек строит мечеть, но сам не молится? Строительство мечети не поможет такому перед Аллахом, если он не поклоняется ему. Аллах Всевышний описал в суре «Аль-Джумуа» человека, который знает, но не действует в соответствии со своим знанием.

Аллах Всевышний говорит в Коране о сынах исраилевых, которые знали, но не делали: «Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» [9].

Если на осла положить книги или любой другой груз, то его не будет интересовать, что именно на него положили, его работа заключается лишь в том, чтобы нести поклажу. Если положить перед ним все книги, которые есть в этом мире, то это не изменит его положения, он все равно останется ослом. Знание соответствует тому, что человек делает и поэтому не важно, чтобы он много знал, важно, чтобы он поступал в соответствии со своим знанием. Самое главное, чтобы человек действовал, даже если это незначительное дело, так как Аллах Всевышний вознаграждает и за малые дела.

 

Знание выше поклонения

 

Упоминается, что однажды иблис зашел в одну из мечетей в сопровождении шайтанов и увидели они молящегося человека, а также увидели спящего человека. Иблис сказал: «Сон спящего для меня тяжелее, чем молитва этого поклоняющегося». Шайтаны спросили у него: «Почему?» Он ответил: «Спящий человек является ученым, и он спит так, как подобает это ученому, праведному мусульманину, а этот молящийся выполняет поклонение не в соответствии со своим знанием, совершая ошибочные действия». Поэтому Аллах Всевышний в начале суры «Аль-Бакара» говорит: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» [10]. Аллах сделал Адама (мир ему) наместником на этой земле, не по причине его богатства, не по причине его красоты. Всевышний мог сотворить его в любом облике, даже в непристойном и некрасивом. Ангелы были удивлены и спросили Аллаха о том, как Он сделает человека наместником на земле, ведь они поклоняются Ему и никогда не ослушиваются Его. Затем Аллах говорит в Коране: «Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (творения, нареченные именами) ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду». Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - Знающий, Мудрый». Он сказал: «О, Адам! Поведай им об их именах». Когда Адам поведал им об их именах, Он сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю, что вы совершаете открыто и что утаиваете?» [11]. В этом случае Аллах сопоставил поклонение и подчинение Ему с поклонением и подчинением вместе со знанием. Поклонение и подчинением вместе со знанием оказалось выше, чем просто подчинение Аллаху и поклонение Ему. Здесь Аллах Всевышний поставил Адама (мир ему) превыше всех своих творений и Иблиса, который так поклонялся Ему, что нет на земле места, где бы он ни совершил поклон Всевышнему. Аллах возвысил того, кто имел знание.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто вступит на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нем знание, Аллах облегчит путь в Рай. И поистине ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая свое удовлетворение тем, что он делает, и поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в воде! Что же касается превосходства знающего над поклоняющимися, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и поистине обладающие знанием являются наследниками пророков. Пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел»[12].

 

Возвышение знающего человека по степеням

 

Аллах сказал в Коране: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» [13].

Знания являются причиной возвышения степени перед Аллахом.

Аллах сказал: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» [14].

Имена таких ученых, как имам Абу Ханифа, Аш-Шафиʼи, Малик, Ахмад бну Ханбал, Аль-Ауза’и дошли до наших времен по причине того, что они внесли огромный вклад в науку шариат. Несмотря на то, что прошло более тысячи лет, мы помним их, изучаем историю их жизни и совершаем за них мольбу. Возвышается степень того человека, который постоянно находится в окружении знающих людей, он становится благородным. Тот, кто находится в месте, где есть ароматные запахи, пропитывается ими и благоухает. Возвышается степень того, кто изучает Коран, получает знания и действует в соответствии с ними. Одним из больших ученых шафиитского мазхаба имя, которого дошло до нашего времени, является Ибну Шахин. Этот человек никогда не уставал от поклонения Аллаху Всевышнему, от требования знаний. Когда люди поняли, что знание – то, чему должны соответствовать действия, Аллах сохранил их имена до наших дней и поэтому мы их знаем, помним о них сегодня. Аллах дал благо в их короткой жизни и в их деяниях. Ибну Шахин написал триста тридцать книг, одной из которых является книга под названием «Большой тафсир Корана», состоящая из ста глав, но у него есть и другая книга толкования Корана, которая состоит из тысячи глав. Также он написал книгу, посвященную хадисам, назвав ее «Муснад» и она состоит из одной тысячи пятисот глав. Ибну Шахин написал книгу и по истории, состоящую из ста пятидесяти глав, также книгу об отдаленности от мирского (аскетизме), состоящую из ста глав. Рассказывают, что за свою жизнь он потратил только на чернила семьсот дирхемов[15], а в те времена эта сумма являлась богатством.

 

Время

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...