Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абдульгани бну Абдульвахид аль-Макдиси




 

Рассказывают, что Абдульгани бну Абдульвахид аль-Макдиси под диктовку Абу Тахира ас-Саляфи написал тысячу книг. Ученик Абдульгани бну Абдульвахида аль-Макдиси – Абдыя аль-Макдиси, описывая жизнь своего учителя, говорил, что каждое утро он совершал утреннюю молитву (фаджр), затем преподавал Коран, хадис, а после восхода солнца и до его зенита успевал совершить триста ракаатов молитвы. В каждом ракаате он читал суру «Аль-фатиха» и последние короткие суры. После полуденной (зухр) молитвы он спал небольшое количество времени, а затем продолжал учиться, переписывал книги, преподавал и так до вечерней молитвы (магриб), после которой он делал разговение (ифтар) и ложился спать до середины ночи. Во второй половине ночи он не спал, и совершал омовение до семи раз.

 

Аш-Ша'би

 

Амир Ибну Шурахбиль аш-Ша'би знал наизусть много книг. Однажды его спросили: «Откуда у тебя столько знаний?» Он ответил: «Первая причина – я уверен в своих силах. Вторая причина – много путешествий. Когда я слышу, что в каком-либо городе есть ученый, то я иду к нему, несмотря на расстояние. Важно также терпение, и я приучил себя к каменному терпению. Я встаю рано утром для получения знаний подобно ворону».

Аш-Ша'би говорит о себе: «Все, что я слышал, я заучивал и запоминал». Когда он слышал что-то, то не просил повторения, так как запоминал с первого раза. Он говорил: «Если бы человек познал то, что я забыл, то он стал бы ученым. Если я начну рассказывать вам непрерывно те стихи, которые я знаю, то пройдет месяц, и ни одного стиха я вам не повторю». Аш-Ша'би достиг этого уровня настойчивостью и упорством, которое было у него в сердце. Если человек полюбит что-то очень сильно, то он обязательно добьется этого.

 

Ибну аль-Хадыба

 

Мухаммад бну Тахир аль-Макдиси рассказывает про ученого Ибну аль-Хадыба, имеющего много книг и часто путешествующего по морю. Однажды все его книги утонули, намокли и естественно испортились. Он стал бедняком, так как у него ничего не осталось, и начал искать работу. В те времена не было типографий, печатных станков и тот, кто хотел купить книгу, нанимал писцов, чтобы они переписали имеющийся экземпляр. Говорят, что Ибну аль-Хадыба переписал сборник хадисов «Сахих Муслим» семь раз, а затем продавал эти экземпляры людям. Однажды он очень много трудился и остановился для отдыха. Когда он уснул, то увидел сон, в котором какой-то человек звал его по имени, говоря: «Ибну аль-Хадыба! Встань и войди в рай!» Ибну аль-Хадыба говорит: «Я вошел в рай. Я очень обрадовался этому и, облокотившись на спину, сказал: «Хвала Аллаху! Теперь я отдохну от записи книг». Затем он увидел перед собой мальчика, который вел очень красивую лошадь и спросил его: «Чья это лошадь?» Мальчик ответил ему: «Эта лошадь для человека по имени Аш-Шариф абу аль-Хасан». Ибну аль-Хадыба проснулся от того, что люди кричали, и этот сильный шум был из-за того, что умер человек и им оказался Аш-Шариф абу аль-Хасан.

 

Сулейман бну Дауд аш-Шазакуни

 

Когда умер Сулейман бну Дауд аш-Шазакуни, один человек увидел его во сне и спросил: «Каково твое положение?» Он ответил: «Аллах простил меня и ввел в рай», тогда спросил его человек: «По какой причине Он ввел тебя в рай?» Аш-Шазакуни сказал: «Однажды я путешествовал, и с собой у меня было много книг, а когда пошел сильный дождь, мои книги начали намокать и тогда я уже не мог их нести. Я собрал их в одну стопку и закрыл своим телом. По этой причине Аллах простил мои грехи».

Из этого примера следует вывод о том, что ни одно из своих дел не следует умалять, говоря, что это много или мало. Все дела, совершаемые человеком необходимо ценить, конечно, не гордясь ими, но и не принижать их. Нужно знать, что дела совершаются ради Аллаха и ради приближения к Нему. Для достижения довольства Аллаха существует очень много путей. К примеру, кто-то заходит в рай по причине своей щедрости, раздавая милостыню людям. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто из вас будет иметь возможность укрыться от Огня хотя бы половинкой финика, да исполнит это!»[45]. Некоторые люди войдут в рай даже из-за маленьких дел. Может быть, человек, совершая какое-либо дело, не обратил на него внимания и не вспомнил о нем, а оно стало причиной его вхождения в рай. Это касается истории, рассказанной пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) об одной прелюбодейке из бану исраиль, которая вошла в рай за то, что напоила собаку[46]. Упоминается также о том, что женщина вошла в ад по причине того, что мучила свою кошку, не давая ей еды[47].

Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, которое я пил до тех пор, пока не заметил, что влага выходит у меня из-под ногтей, после чего отдал остаток ‘Умару бин аль-Хаттабу». Люди спросили: «Как же ты истолковал этот сон, о посланник Аллаха?» – на что он ответил: «Это – знание» [48].

Якуб бну Суфьян ан-Насави

 

Якуб бну Суфьян ан-Насави рассказывает: «Я путешествовал тридцать лет в поисках знания и в один из дней у меня закончились все деньги. Я начал писать днем и ночью, в результате чего мое зрение очень ослабло. В одну из зимних ночей я снова писал и в один момент совсем перестал видеть. Оставив свою работу, я лег отдохнуть и во сне увидел пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который спросил меня: «Почему ты плачешь?» Я ответил: «Я плачу по причине того, что у меня совсем не осталось средств, я чужестранец и у меня не осталось зрения для взятия знаний, чтения и письма». Во сне пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) провел своей рукой по моим глазам и, когда я проснулся, то понял, что зрение вернулось ко мне». Шейх Аль-Альбани, трудясь много на пути знаний, также потерял зрение и по причине его мольбы Аллах вернул его ему.

Суть дела состоит не в том, чтобы все люди стали учеными, а в том, что каждый человек должен делать то, что он может и стараться делать такие дела, которые принесут пользу другим. Каждый должен знать, что помогая кому-либо, он делает благо для самого себя.

Аллах Всевышний сказал в Коране: «Вести их прямым путем – не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает. Все, что вы расходуете, идет на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо» [49].

Аллах Всевышний также говорит в Коране: «Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» [50].

Аллах Всевышний сказал: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» [51].

Необходимо твердо и ясно понять, что совершая добро, человек совершает его для себя.

Абдуррахман бну Мягди был современником имама Малика и о таком великом человеке, как Хаммад бну Салям он говорил такие слова: «Если бы Хаммаду бну Саляму сказали, что он завтра умрет, то из благих дел ему бы нечего было добавить, так как он уже сделал все, что можно было сделать».

 

Аль-Фудей бну ’Ияд

 

Аль-Фудей бну ’Ияд сказал: «Я считал свои слова от джума до джума».

 

Халид аль-Азхари

 

Халид аль-Азхари – один из ученых-современников. Будучи невежественным человеком, он работал в мечети «Аль-Азхар». В те времена в ней не было электричества, а работали светильники. Он зажигал их в ночь, а под утро тушил, в этом и заключалась его работа. Однажды в мечети сидели два студента, требующие знания. Когда Халид аль-Азхари стал тушить один из светильников, тот упал на одного из студентов. Требующий знания вскочил и обругал его невеждой. Это слово сильно повлияло на Халида аль-Азхари, и на тот момент ему было сорок лет. После этого он приступил к знаниям и начал учиться в мечети «Аль-Азхар» до тех пор, пока не стал большим ученым, уделяя особое внимание такой науке, как грамматика арабского языка.

 

Ибрагим аль-Джаухари

 

Ибрагим аль-Джаухари говорил: «Если в каждом хадисе я не найду сто цепочек к нему, то считаю, что я не знаю этого хадиса».

Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня к людям, подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. Другая часть её была плотной, она задержала на себе воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. Дождь выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. Эти части земли подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его другим, а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был направлен к людям» [52].

Имам Ан-Навави

 

Имам Ан-Навави прожил сорок семь лет и о его жизни рассказывают удивительные истории. Родился он в 631 г. х., а умер в 678 г. х. Когда имам Ан-Навави был маленьким, он не любил играть со своими сверстниками и убегал от них для того, чтобы заучивать Коран. Однажды один из марокканских ученых по имени Аль-Мурракиши, увидев маленького Ан-Навави, пошел к его отцу и сказал: «Если ты направишь своего мальчика на путь знаний, и не будешь отвлекать его, то увидишь, что из него вырастет большой ученый». Отец прислушался к этому совету и направил своего сына на путь требования знаний. Когда Ан-Навави исполнилось пятнадцать лет, он поступил в школу под названием «Ас-Салихия» и остался в ней на шесть лет. Рассказывают, что два года в этой школе его бок не касался земли, то есть он не ложился спать, а когда уставал, то спал, облокотившись о стену. Он не кушал фрукты, а когда у него спросили причину этого, он ответил: «От фруктов хочется спать». Говорят, что однажды, когда Ан-Навави был дома со своей семьей и все спали, он поминал Аллаха Всевышнего. В этот момент к нему пришел человек и сказал: «О, Яхья! Ты устал, ложись, поспи». Он ответил ему: «Ты шайтан! Я прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана», и после этого человек исчез. Тогда Яхья разбудил свою семью, и когда они подошли к двери, то увидели, что она была закрытой. Они поняли, что это был шайтан. Имам Ан-Навави ни от кого не принимал милостыню. Он постоянно находился в медресе, где занимался преподаванием, от этого и получал свои средства к существованию. Однажды к нему пришел бедняк и подарил ему кувшин, который путники используют для омовения и он принял этот подарок. Его спросили: «Почему ты принял этот подарок?» Имам Ан-Навави ответил: «Это знак от Аллаха о том, что Он разрешает совершить мне путешествие», и после этого он вышел в путь, отправившись в деревню, где он родился под названием «Нава», находящуюся в Палестине. Приехав туда, он заболел, и болезнь его продолжалась в течение месяца, а когда он был в предсмертном состоянии, то сказал тем, кто его окружал: «Я хочу съесть яблоко», и ему принесли его. Когда яблоко приблизили к нему, он отказался и умер. Рассказывают, что после его смерти было собрано все, что он написал за свою жизнь и, разделив это на время его работы над этим, было выведено, что ежедневно он должен был писать тридцать восемь страниц. После смерти имама Ан-Навави, один человек видел его во сне и спросил: «О, имам! Что Аллах сделал с тобой?» Он ответил ему: «Он облагодетельствовал меня, приблизил для меня еду, которую дают гостям». Тогда человек спросил его: «Что это за еда?» Ан-Навави ответил: «Первое, что я покушал – яблоко». Когда имам был похоронен, один человек встал над его могилой и сказал: «Это ты тот, который наравне с мнением Ар-Рафии поставил и свое мнение». После того, как он произнес эти слова, к нему подполз скорпион и ужалил его, и в этот же момент он умер. Стоит упомянуть, что при жизни между этим человеком и имамом Ан-Навави возникла дискуссия, в которой имам высказал мнение Ар-Рафии аль-Кябира – один из ученых шафиитов, а затем высказал и свое мнение, а это не понравилось его оппоненту.

Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Воистину, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников» [53].

Аллах Всевышний сказал: «Аллах - Покровитель тех, которые уверовали» [54].

Аллах Всевышний также сказал: «Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это - великое преуспеяние» [55].

Наша умма единогласна в том, что имам Ан-Навави был одним из великих ученых, одним из приближенных к Аллаху. Он никогда не был женат и был из тех мужей, которые заботились о своем времени и берегли его, и оно было благословенным для них.

 

Шарафуддин ат-Тайиби

 

Аш-Шаукани в книге «Аль-бадру ат-тали’» рассказывая о имаме Шарафуддине ат-Тайиби говорил, что он совершал утреннюю молитву, после чего толковал Коран до полуденной молитвы, сидя на одном месте и не шевелясь.

Аллах Всевышний сказал: «Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального» [56].

Абу Бакр бну Хузайма

 

Сказал Мухаммад бну аль-Фадль бну Мухаммад бну Абу Бакр бну Хузайма: «Я слышал, как мой дедушка рассказывал: «Я просил разрешения у своего отца, чтобы пойти брать знания к ученому Кутейбе. Он ответил мне: «Нет, пока ты не будешь знать наизусть весь Коран ты не пойдешь». И когда я выучил Коран, я вновь спросил у него разрешения уйти, а он ответил мне: «Нет, ты не уйдешь, пока не прочтешь за имама весь Коран в молитве таравих»[57].

Аллах Всевышний сказал: «Пусть знают те, кому даровано знание, что это – истина от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их сердца могли смиренно покориться ему. Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь» [58].

Абу Са’д ас-Сама’ани

 

Абу Са’д ас-Сама’ани сказал: «Первый мой урок был в четыре года. Моего учителя звали шейх Абдулгаффар аш-Ширави. Затем я стал много путешествовать и брал знания у семи тысячи шейхов»[59].

 

Имам Малик бну Анас

 

Во времена имама Малика бну Анаса жил человек по имени Абдуллах аль-’Умари и он был аскетом. Он советовал имаму Малику оставить эту жизнь, и заниматься только поклонением. Имам Малик ответил ему: «Аллах разделил людей и у каждого свое предназначение. Один может постоянно поститься, другой совершать много молитв, а третий давать милостыню. А я думаю, что самое лучшее из наших дел – распространять знания и я доволен, что Аллах дал мне такую возможность. И я не думаю, что мое положение ниже твоего и прошу у Всевышнего довольства нами»[60].

Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует завидовать никому, кроме обладающих двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который поступает сообразно ей и передаёт её (другим)» [61].

Служанка имама Малика бну Анаса рассказывала, что в его доме она прожила сорок девять лет и видела, как он все это время совершал утреннюю молитву с омовением, которое брал для ночной молитвы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...