Иса бну Муса бну Мухаммад аль-Мутаваккиль
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Сказал Иса бну Муса бну Мухаммад аль-Мутаваккиль: «Тридцать лет я желал кушать харису[77], которую продают на рынке, но я не мог, так как мне было необходимо рано выходить из дома на поиски хадисов»[78].
Четыре ученых по имени Мухаммад
Сказал Абу аль-Аббас аль-Бакри: «Мухаммад бну Джарир ат-Табари, Мухаммад бну Исхак бну Хузейма, Мухаммад бну Насыр аль-Марвази и Мухаммад бну Харун аль-Рауяни получали знания в Египте и однажды их деньги закончились. Они были сильно голодны, и решили, что один из них сделает мольбу, а другие скажут «Амин», но каждый из них считал себя недостойным для этого. Тогда они решили бросить жребий, и право совершить мольбу выпало Мухаммаду бну Исхаку бну Хузейме. Он сказал: «Подождите меня, пока я совершу два ракаата молитвы», и когда он начал молиться они услышали стук в дверь. Один из них открыл дверь и увидел перед собой слугу губернатора Египта, который спросил: «А где Мухаммад бну Насыр аль-Марвази?» Указав пальцем в сторону аль-Марвази, они ответили: «Это он». Слуга отдал Мухаммаду мешочек, в котором было пятьдесят динаров, и каждому из них он также отдал по пятьдесят динаров, а затем сказал: «Вчера днем наш губернатор спал и увидел во сне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который приказал ему пойти помочь четырем Мухаммадам», а затем он сказал: «Губернатор обещал, что передаст еще денег, когда вам это будет необходимо»[79].
Абу аль-’Аля аль-Хумадани
Тальха бну Музаффар рассказывает: «После смерти Ибну аль-Джавалики, люди в Багдаде начали продавать его книги. Абу аль-’Аля аль-Хумадани[80] обещал купить их за шестьдесят динаров, но на тот момент у него не было этих денег. Он поехал в Хамадан и продал там свой дом стоимостью в тысячи динаров за шестьдесят динаров, а затем вернулся и забрал эти книги»[81].
Салим бну аби Джа’д
Салим бну аби Джа’д рассказывает: «Я был рабом. Мой господин купил меня за триста дирхемов, а затем освободил. Я задал себе вопрос: «Чем я буду теперь заниматься?» и решил искать знания. По истечении года губернатор города, в котором я жил пришел ко мне и попросил разрешения войти, но я ему не позволил»[82].
Имам Абу Закария Яхья бну Зияд бну Абдуллах аль-Фарра
Аль-Фарра был учителем детей халифа Аль-Ма’муна. Однажды после окончания урока он встал и хотел уйти, а дети халифа побежали наперегонки за его обувью, так как каждый из них хотел подать ее учителю и между ними начался конфликт. Они решили, что каждый из них отдаст по одной сандалии своему учителю. Халиф Аль-Ма’мун узнал об этом и вызвал Аль-Фарра к себе. Когда Аль-Фарра вошел, халиф спросил его: - Кто самый могущественный из людей? - Я не знаю более могущественного человека, чем вы, - ответил Аль-Фарра. - Нет, более могущественный из людей тот, которому дети халифа подают обувь, стараясь, опередить друг друга, - сказал Аль-Ма’мун. - Я хотел запретить им это дело, - сказал Аль-Фарра. - Мне будет неприятно, если ты запретишь им это. Этот поступок возвысил их в моих глазах, - сказал Аль-Ма’мун[83].
Саид бну Джубейр
Рассказывал Саид бну Джубейр: «Однажды я пришел к Ибну Аббасу и начал записывать хадис на бумаге, и в итоге на ней не осталось чистого места. Тогда я взял мой сандаль и начал записывать на нем, а затем на своей руке»[84].
Асым бну Али
Имам Асым бну Али давал знания своим студентам, сидя на крыше здания в Багдаде. Чтобы люди лучше слышали его, на растущей рядом пальме сидел его помощник – Харун, громко повторявший его слова. Халиф Аль-Му’атасым как-то решил отправить к ним человека с целью узнать, сколько людей собирается на эти уроки. В итоге получилось около ста двадцати тысяч человек[85].
Сказал Асым бну Али аль-Васыты: «Мой отец отдал мне сто тысяч дирхемов и сказал: «Иди, учусь и собирай хадисы пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Тебе нельзя возвращаться домой, так как я не хочу видеть твое лицо, пока ты не соберешь сто тысяч хадисов». Я ушел, а когда вернулся, то на мой урок собиралось тридцать тысяч человек»[86].
Али бну аль-Мадини
Сказал Джа’фар бну Дарастауих: «Мы занимали место на утренний урок к Али ибну аль-Мадини после послеполуденной молитвы предыдущего дня»[87].
Шу’ба бну аль-Хаджадж
Шу’ба бну аль-Хаджадж ездил брать знания к Халиду аль-Хазза, и однажды Шу’ба попросил его отдать ему определенный хадис, а Халид аль-Хазза ответил: - Я не могу, я болею. - Я хочу услышать от тебя только один хадис, - попросил вновь Шу’ба бну аль-Хаджадж. И тогда Халид аль-Хазза рассказал ему этот хадис, а Шу’ба бну аль-Хаджадж сказал: «Теперь ты можешь умирать».
Яхья бну Яхья ал-Лейси
Передает имам Аз-Заркани, что Яхья бну Яхья ал-Лейси был студентом имама Малика бну Анаса. Однажды, когда в мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был урок, к ней подошел большой слон. Все студенты вышли посмотреть на него, а Яхья бну Яхья ал-Лейси остался. Имам Малик тогда спросил его: «Я знаю, что у вас в Андалусии нет слонов, почему ты не выйдешь посмотреть?» Яхья бну Яхья ал-Лейси ответил: «Я пришел сюда, чтобы смотреть на имама Малика и брать от него знания». Имам Малик засмеялся и сказал: «Ты – мудрый человек».
Асад бну аль-Фурат
В 212 г. х. Асад бну аль-Фурат собрался ехать в Сицилию. Все люди города вышли прощаться с ним, и когда он увидел их, то восхвалил Аллаха и сказал: «Среди моих предков не было человека, которого бы так уважали, и я думаю, что это по причине имеющихся у меня знаний».
Абу Муслим аль-Куджи
Будучи в Багдаде Абу Муслим аль-Куджи пришел в Рахбат гассан. Он сидел на собрании, в котором только записывающих хадис было более сорока тысяч человек, а также были еще и те, которые слушали, и их было также более сорока тысяч человек[88].
Имам Язид бну Харун
Когда имам Язид бну Харун прибыл в Багдад, на его урок собиралось семьдесят тысяч человек.
Заключение
Человек должен всегда думать о том, что жизнь его скоро закончится и в конечном итоге он придет к Аллаху. Каждый из нас должен понимать то, что самое дорогое и ценное в его сердце – слова свидетельства единобожия – нет Бога, кроме Единого Бога, а Мухаммад его раб и посланник. И непременно получат великое вознаграждение те, которые сумели объединить в себе знание, веру и праведные деяния. Ведь мало знать что-то, необходимо действовать в соответствии с этим знанием. Мы упоминали о том, что ученые, жившие в первые три века после хиджры, рассуждали таким образом: «Тот, кто был из нас самый богобоязненный, самый страшащийся Аллаха, тот и являлся самым знающим из нас». Суфьян ас-Саури говорил: «Ученые подобны соли для еды, и если она будет испорчена, то будет испорчена и еда. Я не слышал ни одного хадиса, после которого бы я не совершал действий в соответствии с ним. Я делал все, что слышал из них». Но, чтобы постигнуть знания необходимо время, которое нужно беречь и ценить. Необходимо понять, что время – богатство. Передают со слов Ибну ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем[89]»[90]. Аллах Всевышний сказал: «Совершайте намаз и выплачивайте закят. Все то доброе, что вы предварите для себя, вы найдете у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» [91]. В этом аяте Аллах повелел использовать предоставленное человеку время для совершения молитвы, раздачи очистительной милостыни и совершения других поступков, позволяющих приблизиться к Господу. Религия ислам дошла до наших дней благодаря пророкам и ученым, так как именно они являются украшениями земли, и благодаря им люди находят прямой путь во мраке невежества. Многие из них не были богатыми и знатными, они были из простого народа, но их имена мы помним до сегодняшнего дня. Если человек искренне усердствует в постижении шариатских знаний, то ему непременно удается найти истину и добиться поставленной цели, причем Всевышний Господь одаряет его возможностями, которые превосходят возможности остальных людей, и облегчает ему постижение шариатских наук.
Человек всегда должен стремиться к знаниям и искать приближения к Аллаху, но не все могут быть учеными. Возможно, что вы в своей жизни сделали какое-то благое дело и не обратили на него внимания, но перед Аллахом оно очень весомо, а также возможно вы думаете, что какой-то ваш поступок не так уж страшен, а он может быть причиной вхождения в ад. Для каждого человека важно делать план его занятий хотя бы на несколько дней. Лучшие дела – дела постоянные, даже если они кажутся вам малыми, то вы не должны умолять их достоинства. Человек должен знать, для кого он совершает благие дела, если это для людей, то пусть они видят, но если он хочет совершить дело ради Аллаха, то ему необходимо знать, что Аллах видит тайное и явное. Аллах приумножает награду за хорошие поступки в десять раз и даже более в зависимости от того, что это за благодеяние, какую пользу оно приносит творениям, какова искренность того, кто совершил его, насколько сильно человек любит Аллаха и насколько совершенными качествами он обладает. Наряду с этим Аллах одаряет добродетельных людей вознаграждением от Себя. Он дарует им награду, которая превосходит заслуженное ими вознаграждение, вдохновляет их на новые благодеяния и ниспосылает им великие милости и славные щедроты. Искренность – это та тайна, которую Аллах Всевышний принимает. Она остается между Ним и его рабом.
Прошу прощения у Аллаха за ошибки, допущенные в этой работе, и прошу сохранить от бед и несчастий всех мусульман! Хвала Аллаху Господу миров! Милостивому и Милосердному! Истинное знание принадлежит только Ему!
Шейх А. А. Аль-Хасани Использованная литература:
1. «Аль-адабу аш-шарр’ия», Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибну Mуфлих ибну -Мухаммед ибну Mуфарридж аль-макдиси ад-Дамаскин. 2. «Аль-джами'уу аль-кабир», Абуль-Касим Сулейман ибну Ахмад ибну Айюб ибну Мутаййир аль-Ляхми́ аш-Шами ат-Табарани. 3. «Аль-мунтазам фи тарихи аль-мулуки уа аль-умами», Джамалуддин Абуль-Фарадж Абдур-Рахман ибну аль-Джаузи. 4. «Джами'у баяни аль-’ильми уа фадлихи», Абу '‘Умар Юсуф ибну Абдуллах ибну Мухаммад ибну Абдульбарр ибну Асим ан-Наmари Аль-Андалуси. 5. «Зейль табакат аль-ханабиля», Зайн ад-Дин Абу-ль-Фарадж Абдуррахман ибн Ахмад аль-Багдади ад-Димашки аль-Ханбали аль-Ханбали.
6. «История Багдада», Абу Бакр Ахмад ибн Али по прозвищу аль-Хатиб аль-Багдади. 7. «Ихья ’улум ад-ддин», Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали ат-Туси Аш-Шафиʼи. 8. «Качества Ахмада ибну Ханбала», Джамалуддин Абуль-Фарадж Абдур-Рахман ибну аль-Джаузи. 9. «Коран», Перевод смыслов и комментарии Кулиева Э. Р. 10. «Муснад имама Ахмада», Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шайбани; 11. «Начало и конец», Абу аль-Фида Исмаил ибну '‘Умар ибну Касир аль-Бусрави. 12. «Путешествие ради науки хадис», Абу Бакр Ахмад ибн Али по прозвищу аль-Хатиб аль-Багдади. 13. «Сайду аль-хатир», Джамалуддин Абуль-Фарадж Абдур-Рахман ибну аль-Джаузи. 14. «Сахих Аль-Бухари», Мухаммад ибну Исмаил ибну Ибрагим ибну Аль-Мугира ибну бардизба Аджу'фи Аль- Бухари. 15. «Сахих ибну Хиббан», Мухаммед ибну Яхья ибну Хиббан ибну Мункид ибну 'Амр ибну Малик Аль-Ансари ан-Наджари аль-Мазини. 16. «Сахих Муслим», Абу аль-Хусейн Муслим ибну аль-Хаджадж ибну Муслим ибну аль-Уард ибну Кушад аль-Кушейри ан-Нейсабури. 17. «Сиеру а’лями ан-Нубаляи», Абу Абдуллах Мухаммад ибну Ахмад ибну Усман ибну Каймаз Шамсуддин аз-Захаби. 18. «Сифату ас-сафва», Джамалуддин Абуль-Фарадж Абдур-Рахман ибну аль-Джаузи. 19. «Страницы о терпении ученых», Абдульфаттах Абу Захид ибну Мухаммед ибну Башир ибну Хассан Аль- Халиди Aль-Халаби. 20. «Сунан Абу Дауд», Абу Дауд Сулейман ибну аль-Аш'ас ибну Исхак ибну Башир аль-Азди ас-Сиджистани. 21. «Сунан Ат-Тирмизи», Абу Иса Мухаммед ибну Иса ибну саура ибну Муса бну ад-даххак ас-суллами Ат-Тирмизи. 22. «Сунан ибну Маджа», Абу Абдуллах Мухаммад ибн Язид ибн Маджа аль-Раби аль-Казвини. 23. «Тазкирату аль-хуффаз», Абу Абдуллах Мухаммад ибну Ахмад ибну Усман ибну Каймаз Шамсуддин аз-Захаби. 24. «Тартибу аль-мадарик», аль-кадый Абульфазл 'Ияд ибну Муса ибну 'Ияд ибну 'Амр ибну Муса бну 'Ияд Aль-яхсуби Аль-андалуси. 25. «Тахзибу аль-асмаи уа аль-лугат», Мухйиддин Абу Закарийя Яхья ибну Шараф аль-Навави. 26. «Тахзибу аль-камаль», Юсуф ибну Аз-Заки Абдуррахман ибну Юсуф ибну Абдуальмалик ибну Юсуф Аль-Халаби Аш-Шафиʼи Аль-Миззи. 27. «Фатху аль-бари», Шихабуддин АбульФазль Ахмад ибну Али ибну Мухаммед ибну Ахмед бну Хаджар аль-Аскаляни.
[1] - Сура 29: Паук, аят 1-3. [2] - Бну (араб. بن — бну) - литературная форма слова «ибну», находящегося между двумя именами. Пример: Малик бну Анас. В начале предложения, либо в случае, когда человека упоминают по имени его отца, пишется «ибну». Пример: Ибну Аббас. [3] - Сура 58: Препирающаяся, аят 11. [4] - Сура 47: Мухаммад, аят 19. [5] - Сура 2: Корова, аят 269. [6] - Сура 21: Пророки, аят 79. [7] - Сура 35: Пророки, аят 28. [8] - Сура 7: Ограды, аят 175-176. [9]- Сура 62: Собрание, аят 5. [10] - Сура 2: Корова, аят 30. [11] - Сура 2: Корова, аят 31-33. [12] - Муснад имама Ахмада, № 21207; Ат-Тирмизи, № 2682; Ибну Маджа, 223; Абу Дауд, № 3641; Сахих Ибну Хиббан, № 88. [13] - Сура 58: Препирающаяся, аят 11. [14] - Сура 32: Земной Поклон, аят 24. [15] - Дирхем – серебряная монета [16] - Сура 74: Завернувшийся, аят 32-34. [17] - Сура 92: Ночь, аят 1-2. [18] - Сура 93: Утро, аят 1. [19] - Сура 89: Заря, аят 1. [20] - Сура 89: Заря, аят 2-4. [21] - Ахмад бну Ханбал бежал из одного собрания ученых в другое собрание, желая сохранить время и получить больше знаний. [22] - «Качества Ахмада бну Ханбала», Ибну аль-Джаузи, С. 28. [23] - Ат-Тирмизи № 3408, Аль-Альбани в своем сборнике «Достоверные хадисы», № 106. [24] - Сура 20: Та Ха, аят 114. [25] - Книга «Начало и конец», Ибну Касир, том 8, С. 298; «Джами'у баяни аль-’ильми уа фадлихи», Ибну Абдульбарр, том 1, С. 106. [26] - Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, № 2685. Он сказал: «Хороший хадис». Шейх Аль-Альбани назвал этот хадис достоверным и приводит его в Сахих аль-Джамиа. Ат-Табарани, № 7911. [27] - Аль-Кадый (ар. قَاضٍ - шариатский судья). [28] - «Тахзибу аль-асмаи уа ал-лугат», Ан-Навави, том 1, С. 50. [29] - «Качества имама Аш-Шафиʼи», имам Ибну аби Хатим, С. 43. [30] - Азан (ар. أذَانَ– призывать на молитву). [31] - «Страницы о терпении ученых», Абдульфаттах абу Гудда, С. 115-116. [32] - Муэззин (ар. مُؤَذِّنٌ - призывающий на молитву). [33] - «Тазкирату аль-хуффаз», имам Аз-Захаби, том 1, С. 277. [34] - Сура 32: Земной Поклон, аят 24. [35] - Хиджама (ар. حَجَمَ- пускать кровь (посредством банок, пиявок). [36] - Хаджам (ар. حَجَّامٌ- цирюльник, человек пускающий кровь). [37] - Книга «Начало и конец», Ибну Касир, том 10, С. 329. [38] - «Качества Ахмада бну Ханбала», Ибну аль-Джаузи, С. 226. [39] - «Качества Ахмада бну Ханбала», Ибну аль-Джаузи, С. 28. [40] - Кыматр – старинная единица измерения. 1 кыматр с трудом могут поднять четыре крепких мужчины. Есть такая поговорка: «Знание – то, что в твоем сердце, а не то, что хранится в кыматре». [41] - «Фатху аль-бари», Ибну Хаджар аль-Аскаляни, том 1, С. 478. [42] - «История Багдада», Аль-Хатыб аль-Багдади, том 2, С. 13. [43] - Сура 3: Семейство Имрана, аят 18. [44] - Сура 5: Аль-Маида (Трапеза), аят 109. [45] - Сахих Муслим, № 1016-0 от Адиййа бну Хатима. [46] - Передают от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха, сказал: «Однажды, когда жаждущий пёс кружил у колодца, его вдруг увидела прелюбодейка из сынов исраиля. Она сняла с себя свой башмак, зачерпнула им для него воды и напоила его. И ей было прощено за это». [47] - Сахих Муслим, № 904 от Джабира от пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «..... Я видел в нем даже хозяйку кошки, которую она привязала. Она и не кормила ее, и не давала ей возможности есть земных скрипунов, и поэтому та умерла от голода». [48] -Сахих Аль-Бухари, № 72. [49] - Сура 2: Корова, аят 272. [50] - Сура 2: Корова, аят 274. [51]- Сура 22: Паломничество, аят 37. [52] - Сахих Аль-Бухари, № 69. [53] - Сура 22: Паломничество, аят 38. [54] - Сура 2: Корова, аят 257. [55] - Сура 10: Иона, аят 62-64. [56] - Сура 34: Саба (Сава), аят 6. [57] - «Тазкирату аль-хуффаз», Аз-Захаби, том 2, С. 722. Рассказывает Мухаммад бну Абдуррахман бну аль-Касим: «Я хотел помочь отцу собрать фатавы бну Теймии, но он сказал мне: «Ты должен выучить весь Коран», и выучил его за шесть месяцев». [58] - Сура 22: Аль-Хаджж (Паломничество), аят 54. [59] - «Качества Ахмада бну Ханбала», Ибну аль-Джаузи, С. 32. [60] - «Сиеру а’лями ан-Нубаляи», Аз-Захаби, том 8, С. 114. [61] - Сахих Аль-Бухари, № 65. [62] - «Сайду аль-хатир», Абу аль-фарадж бну аль-Джаузи, № 1721, том 1, С. 509. [63] - «Сифату ас-сафва», Ибну аль-Джаузи, том 3, С. 189. [64] - «Тазкирату аль-хуффаз», имам Аз-Захаби, том 3, С. 1032. [65] - «Тазкирату аль-хуффаз», имам Аз-Захаби, том 4, С. 1243. [66] - «Тазкирату аль-хуффаз», имам Аз-Захаби, том 2, С. 524. Расстояние между Багдадом и Нишапуром xерез Тегеран – 1048 км. [67] - Абдуллах бну Ахмад Абадан аль-Джавалики жил в деревне под названием Аскар мукрим, недалеко от Басры в Ираке. [68] - «Тахзибу аль-камаль», имам Аль-Миззи, том 30, С. 242- 254, биография № 6586. [69] - «Тазкирату аль-хуффаз», Аз-Захаби, том 4, С. 1243. [70] - «Сиеру а’лями ан-Нубаляи», Аз-Захаби, том 13, С. 283. Сказал Ибну Хазм аль-Андалуси: «Баки бну Мухлид брал знания у тысячи трехсот шейхов». [71] - «Тартибу аль-мадарик», Аль-кадый 'Ияд, том 1, С. 121. [72] - Бну Абдельхакам написал три книги мухтасар: 1- «Аль-мухтасар аль-кабир» - 18000 вопросов; 2- «Аль-мухтасар аль-авсат» - 4000 вопросов; 3- «Аль-мухтасар ас-сагир» - 1200 вопросов. [73] - Книга «Аль-мабсутт» состоит из 30 томов. [74] - «Путешествие ради науки хадис», Аль-Хатыб аль-Багдади, С. 363. [75] - (Фарсах), http://ru.wikipedia.org/wiki/ Фарсах. [76] - «Тазкирату аль-хуффаз», Аз-Захаби, том 4, С. 1173. [77] - а) блюдо, приготовляемое из мятого варенного мяса и вареной пшеницы; б) сладость, приготовляемая из муки, масла и сахара. [78] - «Аль-мунтазам фи тарихи аль-мулуки уа аль-умама», Абдуррахман бну аль-Джаузи, том 14, С. 145. [79] - «Тазкирату аль-хуффаз», Аз-Захаби, том 2, С. 753. [80] - http://ru.wikipedia.org/wiki Хамадан. [81] - «Зейль табакат аль-ханабиля», бну Раджаб аль-Ханбали, том 1, С. 3. [82] - «Ихья ’улум ад-ддин», Аль-Газали, том 1, С. 12. [83] - «История Багдада», Аль-Хатыб аль-Багдади, том 14, С. 15. [84] - «Сиеру а’лями ан-Нубаляи», Аз-Захаби, том 4, С. 335. [85] - «Тазкирату аль-хуффаз», Аз-Захаби, том 1, С. 197. [86] - «Тазкирату аль-хуффаз», Аз-Захаби, том 1, С. 317. 1 дирхем = 6 даник Множество ученых говорят, что 1 даник = 0,496 гр. серебра. По ханафитскому мазхабу 1 даник = 0,521 гр. серебра. Али бну Асым аль-Васыты потратил: (100000 дирхем×6 даник×0,496 гр. серебра.= 18552,47 $). [87] - «Аль-адабу аш-шарр’ия», Ибну Муфлих, том 2, С. 139. [88] - «Тазкирату аль-хуффаз», Аз-Захаби, том 2, С. 621. [89] - Имеется в виду, что многие люди не используют эти милости для совершения благих дел, но используют для совершения грехов. [90] - Сахих Аль-Бухари, № 1997. [91] - Сура 2: Корова, аят 110.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|