Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психосексуальная теория Фрейда




Мурманск

2004

 

Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)

 

 

 Содержание:

 

      СОДЕРЖАНИЕ..........................................2

      1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................3

      1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3

      1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4

       1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................5

      1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............5

      1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................6

      2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............7

      2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..7

      2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................8

      3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............9

      3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................9

      4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................11

      ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................12

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................14

 

 


 

ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

           Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является

      известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От

      простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-

      ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

       Итогом его научных изысканий послужила теория пси-

      хосексуального развития общества и индивида. В своем

      мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный

      и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об-

      ласти психиатрии, он руководствовался постулатами

      естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво-

      рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа-

      листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-

      пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось

      представление об основополагающем значении для челове-

      ческого поведения "психической энергии", присущей

      инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В

      психике человека Фрейд сначала выделял две относитель-

      но автономные, но постоянно взаимодействующие между

      собой структуры бессознательного "оно" и сознательного

      "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"

      (см. сноски на последней странице), которое внедряется

      в "Я", но без специального анализа не осознается им.

      По мнению Фрейда, причиной невроза является особого

      рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".

           В чем же заключается основной конфликт этих трех

      субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.

 

 

1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"

                                  

           Если считать, что человек - такое же детище при-

      роды, как и остальные известные нам живые существа, то

      он в определенной мере наделен теми же качествами, что

      и они. Если считать, что животные не наделены таким

      разумом,  как человек, то единственной точкой сопри-

      косновения у них являются инстинкты. Как правило, у

      человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-

      мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть

      размножения, которые, в свою очередь, складываются из

      множества инстинктивных факторов. Причем эти два

      инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения

      относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-

       ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ-

      ции, которые делают любой организм живым. Изначально

      эти факторы были очень важны, но в связи с развитием

      разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи-

      мые утратили свое былое значение. Это произошло пото-

      му, что у человека появились приспособления для добы-

      вания пищи, он стал использовать пищу не только для

      того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения

      свойственной только человеку алчности. Со временем пи-

      ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее

      добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.

      Человек стал строить для себя жилища и  другие

      приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь.

      Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою

      значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-

      ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-

      веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-

      нуться, которые до этого относились к инстинкту са-

      мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе-

      решли в другое качество, то есть они перешли к "либи-

      до". Итак, в результате эволюции, основной движущей

      силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

 

 

1.2.КОНТРОЛЬ "Я"

 

           Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна-

      чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".

      Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

      В нашем случае разумом является "эго". Так как

      инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-

      полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-

      костью, то есть в строго концентрированном состоянии

      "оно" находиться не может, потому что в этом случае

      при сосредоточении одних инстинктов, человек  из го-

      мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-

      росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-

      ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк-

      ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре-

      чия. Так как все находится в развитии и покой относи-

      телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во

      времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в

      ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-

      положить, что каждому предмету и явлению соответствует

      свое время и свое место, то, следовательно, и челове-

      ческой психике присуще свое место и время в общей при-

      роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав-

      нить с клеткой, где происходят соответствующие явле-

      ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а

      внутренним содержанием "оно" (в этом "оно" идут раз-

      нообразные мелкие процессы). Во времени клетке надо

      развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи-

      ровалось и претерпевает незначительные изменения, то

      наружная оболочка с развитием культуры все растет и

      утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как

      там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),

      следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-

      лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав-

      ление внутри становится столь велико, что внутреннее

      содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот

      внутренний конфликт и является главным противоречием

      между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не

      случайно с ростом и развитием культуры человечество

      все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но

      главная проблема в том, что человек не догадывается о

      противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих

      запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической

      дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд ви-

      дел средство восстановления психического здоровья.

      Если говорить проще, то при помощи психоанализа обна-

      руживается то место в психике, в котором наблюдается

      давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об-

      наружив это место и устранив в нем возникшее противо-

      речие, человеку возвращается здоровая психика.

 

 

1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"

 

           Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я".

      "Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой

      психики. Так как человек живет в обществе, то оно

      оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы-

      ше рассуждениям. Если человек представляет из себя

      систему (отдельную), то есть клетку, то клетка одна

      существовать не может, она погибает (вычлените из ор-

      ганизма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань,

      та, в свою очередь, образует орган, а последний -

      систему органов, образующих большой, единый организм.

      Так вот оболочки этих клеток соединены между собой.

      Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".

      Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово-

      купность всех общественных отношений (контролирующих

      поведение человека).

 

 

1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА

 

           Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и

      "сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна

      люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается

      на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге-

      нотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был

      запрещен (религией, законодательством). Эту запретную

      установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-

      нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об-

      щества, стало ограничивать инцестуозные побуждения.

      Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте

      направлено на близких, а в большей степени, на мать,

      так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,

      что вольно или невольно бессознательное "оно" создает

      инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-

      венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,

      которое или со временем (с возрастом) разрешается, или

      выливается в "Эдиптов комплекс". Так как на начальной

      стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него

      появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего

      родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда

      можно сказать, или, вернее, предположить, что в древ-

      ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-

      лись против неограниченной власти отца и, сговорив-

         шись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл

      убийства, они испугались, что то же может произойти и

      с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,

      и каждый в своей новообразовавшейся семье установил

      (обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то

      есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обви-

      няли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда.

      Позже символ отца в племенах заменили различные живот-

      ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

 

 

1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ

 

           Естественно, на основании всего вышесказанного

      можно сделать вывод о том, что мир движется за счет

      противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи-

      тельно так), но тогда мы имеем все основания утверж-

      дать, что нет ни одного здорового человека, так как у

      каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее

      развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо

      внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо-

      лочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке

      постоянно происходит разрядка внутрипсихического фак-

        тора. Эта разрядка имеет два пути. Первый из них

      состоит в нормальном половом общении, которое дает вы-

      ход инстинктам (но необходимо заметить, что общество

      предопределило норму сексуального общения, и через эту

      узкую щель выходит лишь небольшое количество пси-

      хосексуальной энергии). Второй фактор, который допол-

      няет первый, является следующим: по второму закону ди-

      алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в

      другое качество, в частности в энергию социальную, то

      есть человек делается социально активным. Если оба ка-

      нала для выхода открыты, то индивид находится в нор-

      мальном состоянии. Если не работает первый канал, то

      вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не

      работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в

      бессознательное, могут привести к так называемому пси-

      хическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых

      различных формах: от фонтомных болей до психических

      расстройств, как то: мания преследования, паранойя и

      др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит

      к необратимым последствиям. Психоанализ помогает пре-

      дотвратить их.

           Естественно, мы описали упрощенную схему действия

      психики. Организм человека, в частности его психика,

      являются автономной, саморегулирующейся системой и,

      пожалуй, главным фактором искажения психики является

      не конфликт между бессознательным и сознательным, а

      воздействия "сверх-Я".

 

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...