Психосексуальная теория Фрейда
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Мурманск 2004
Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)
СОДЕРЖАНИЕ..........................................2 1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................3 1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3 1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4 1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................5 1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............5 1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................6 2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............7 2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..7 2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................8 3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............9 3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................9 4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................11 ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................14
ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю- ционировал к сложному психоанализу общества, культуры. Итогом его научных изысканий послужила теория пси- хосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об- ласти психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво- рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа- листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-
пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для челове- ческого поведения "психической энергии", присущей инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В психике человека Фрейд сначала выделял две относитель- но автономные, но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго" (см. сноски на последней странице), которое внедряется в "Я", но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда, причиной невроза является особого рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я". В чем же заключается основной конфликт этих трех субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"
Если считать, что человек - такое же детище при- роды, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенной мере наделен теми же качествами, что и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой сопри- косновения у них являются инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са- мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха- ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ- ции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием
разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи- мые утратили свое былое значение. Это произошло пото- му, что у человека появились приспособления для добы- вания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пи- ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже- ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело- веческие стремления, как агрессивность, желание выдви- нуться, которые до этого относились к инстинкту са- мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе- решли в другое качество, то есть они перешли к "либи- до". Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения.
1.2.КОНТРОЛЬ "Я"
Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна- чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я". Человек отличается от своих меньших собратьев разумом. В нашем случае разумом является "эго". Так как инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на- полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид- костью, то есть в строго концентрированном состоянии "оно" находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из го- мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп- росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля- ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк- ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре- чия. Так как все находится в развитии и покой относи- телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в
ходе культурного развития продолжает расти. Если пред- положить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то, следовательно, и челове- ческой психике присуще свое место и время в общей при- роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав- нить с клеткой, где происходят соответствующие явле- ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а внутренним содержанием "оно" (в этом "оно" идут раз- нообразные мелкие процессы). Во времени клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи- ровалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо- лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав- ление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но главная проблема в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд ви- дел средство восстановления психического здоровья. Если говорить проще, то при помощи психоанализа обна- руживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об- наружив это место и устранив в нем возникшее противо- речие, человеку возвращается здоровая психика.
1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"
Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я". "Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человек живет в обществе, то оно оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы- ше рассуждениям. Если человек представляет из себя систему (отдельную), то есть клетку, то клетка одна существовать не может, она погибает (вычлените из ор- ганизма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань, та, в свою очередь, образует орган, а последний - систему органов, образующих большой, единый организм. Так вот оболочки этих клеток соединены между собой. Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я". Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово- купность всех общественных отношений (контролирующих поведение человека).
1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА
Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и "сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге- нотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был запрещен (религией, законодательством). Эту запретную установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз- нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об- щества, стало ограничивать инцестуозные побуждения. Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте направлено на близких, а в большей степени, на мать, так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать, что вольно или невольно бессознательное "оно" создает инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест- венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие, которое или со временем (с возрастом) разрешается, или выливается в "Эдиптов комплекс". Так как на начальной стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда можно сказать, или, вернее, предположить, что в древ- ности в определенной полигамной общине дети взбунтова- лись против неограниченной власти отца и, сговорив- шись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл убийства, они испугались, что то же может произойти и с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,
и каждый в своей новообразовавшейся семье установил (обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обви- няли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда. Позже символ отца в племенах заменили различные живот- ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.
1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ
Естественно, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что мир движется за счет противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи- тельно так), но тогда мы имеем все основания утверж- дать, что нет ни одного здорового человека, так как у каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо- лочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке постоянно происходит разрядка внутрипсихического фак- тора. Эта разрядка имеет два пути. Первый из них состоит в нормальном половом общении, которое дает вы- ход инстинктам (но необходимо заметить, что общество предопределило норму сексуального общения, и через эту узкую щель выходит лишь небольшое количество пси- хосексуальной энергии). Второй фактор, который допол- няет первый, является следующим: по второму закону ди- алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в другое качество, в частности в энергию социальную, то есть человек делается социально активным. Если оба ка- нала для выхода открыты, то индивид находится в нор- мальном состоянии. Если не работает первый канал, то вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в бессознательное, могут привести к так называемому пси- хическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых различных формах: от фонтомных болей до психических расстройств, как то: мания преследования, паранойя и др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит к необратимым последствиям. Психоанализ помогает пре- дотвратить их. Естественно, мы описали упрощенную схему действия психики. Организм человека, в частности его психика, являются автономной, саморегулирующейся системой и, пожалуй, главным фактором искажения психики является не конфликт между бессознательным и сознательным, а воздействия "сверх-Я".
©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|