Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теологические представления Фрейда




               3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ

 

           Культурологические размышления Фрейда неизбежно

      подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе-

      реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре-

      нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-

      мание на их связь с религиозными представлениями, тем

      более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-

      ющим человеческую жизнь, божественное происхождение.

      Издавна считалось, что вся человеческая культура стро-

      ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод,

      что при падении религии деградирует и культу-

      ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек

      слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.

      Человек должен войти в сообщество, которое в результа-

      те своего развития налагает запреты на его желания.

      Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна

      отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный

      вознаградить человека за его жертву своими влечениями,

      защитить его от проявлений природы и от посягательств

      на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто

      же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый

      замечал влияние отца в семье. Он обладал властью,

      устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по

      отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает

      отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-

      бенок ревнует отца к своей матери и пытается занять

      его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают

      свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом

      остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из

      тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою

      очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко-

      торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-

      ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-

      ложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как

      бы громоотводом. Люди надеются получить от бога воз-

      награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-

      торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-

         ных противоречий. Мы видим, что религия является одной

      из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд

      установил, что религия является массовым неврозом. На

      основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что

      религия по многим своим положениям напоминает навязчи-

      вое невротическое состояние. Так, например, если нев-

      ротик боится не производить какие-то определенные дви-

      жения, то любой истинно верующий человек так же боится

      не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница

      заключается лишь в том, что невротик не может объ-

      яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а

      верующий человек, в зависимости от своего познания те-

      ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с

      некоторыми оговорками, можно назвать религию общест-

      венным неврозом. Тем не менее религия имеет положи-

      тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда

      опасней общественного, так как он отрицательно влияет

      на физическое состояние больного, тогда как данный об-

      щественный невроз является совершенно безобидным. Так-

      же религию можно назвать и антиневрозом, так как она

      помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-

      альные противоречия. И разрушение религии

      ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблю-

      далось в России после революции, хотя позже произошла

      подмена веры. Для развития общества нужны какие-то

      основы, и с падением старых появляются новые. Так,

      например, религиозную основу в России сменила комму-

      нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже

      рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко

      возросло астеническое состояние общества, возросла

      преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков

      и т.д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория

      Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспор-

      на), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в

      оценке и понимании развития человеческого общества.

      Создав теорию психоанализа, он также продвинулся впе-

      ред в познании человеческой психики и раскрытия ее

      глубин. К нашему времени данная теория усовершенство-

      валась. Она нашла много продолжателей. Многие совре-

      менные психоаналитики активно используют работы Фрейда

      в своих исследованиях. В своей работе я попытался

      раскрыть основные элементы психоанализа и культуроло-

      гической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул,

      а многие являются очень спорными, поэтому мое субъек-

      тивное мнение является лишь каплей в море вопросов и

      работ, посвященных фрейдизму.

 


 

ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ

              1.Бессознательное - действия человека, которые он

      совершает, не отдавая себе отчета, автоматически.

      Бессознательный характер носит психическая деятель-

      ность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкова-

      ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/

      стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек-

      тики, является антагонистом сознанию и является

      вместилищем загнанных природных инстинктов. Бессозна-

      тельное носит врожденный характер и определяет все по-

      ведение человека.

           2.Я - философское понятие, обозначающее субъект

      преднамеренных действий, в которых личность отдает се-

      бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв-

      ляется цензором спонтанно возникающих животных влече-

      ний. По мере развития цивилизации и общественных отно-

      шений Я формируется культурой, то есть культурные и

      моральные отношения в обществе влияют на каждого чело-

      века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.

           3.Супер-эго - это интериорезированные культур-

      но-социальные нормы.

           4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к

      раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и

      развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав-

      новешиваются, то есть находятся в более стабильном

      состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со

      временем проявляют себя.

           5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой

      ркассказывается о том, как царский сын Эдипт, чудом

      спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его

      убьет его собственный сын, и он приказал убить Эдип-

      та) и долго странствующий, возвращается на родину и,

      убив своего отца, женится на своей матери и становится

      царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он

      с горя ослепляет себя и уходит странствовать.

           6.Хронос (бог времени в древнегреческой мифоло-

      гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос

      и в борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал

      его.

           7.Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также

      инцест, который позже был запрещен религией.

           8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци-

      ально-культурную основу) подверглась бурной крити-

      ке,особенно со стороны марксистов. Но если опираться

      на теорию Дарвина, то "филогенез есть повторение ото-

      гинеза", то есть индивидуальное развитие организма

      повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблю-

      дая, как развивается человек, можно сказать, как раз-

      вивается общество, ибо развитие человека в точности

      повторяет развитие общества.

           9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз-

      виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че-

      ловека сексуальное влечение, поэтому полноценные

      представления об искомом предмете можно получить, лишь

      сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре-

      чия.

           10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма.

      Если взять за основу то, что дети в результате

      действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро-

        ений убили своего отца, а позже испугались, что такое

      может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему

      кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему

      они стали поклоняться своему мертвому предку и все

         бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере-

      шел в образ животного. Чтобы снять стресс, это живот-

      ное раз в год убивается племенем.

           11.Под упражнениями подразумеваются любые навяз-

      чивые мысли и движения и действия.

           12.Не следует путать общественный невроз с рево-

      люционными взрывами.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/

      Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

      2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп-

      ринтное воспроизведение издания 1913 г.

      3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической ли-

      тературы, 1992.

      4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная

      философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы,

      1977 г.

      5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия:

      Основы филосовских знаний.- М.: Изд-во полит. литера-

       туры, 1982 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...