Теологические представления Фрейда
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ
Культурологические размышления Фрейда неизбежно подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе- реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре- нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни- мание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру- ющим человеческую жизнь, божественное происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура стро- ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод, что при падении религии деградирует и культу- ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результа- те своего развития налагает запреты на его желания. Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями, защитить его от проявлений природы и от посягательств на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый замечал влияние отца в семье. Он обладал властью, устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре- бенок ревнует отца к своей матери и пытается занять его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом
остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко- торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю- ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз- ложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Люди надеются получить от бога воз- награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав- торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль- ных противоречий. Мы видим, что религия является одной из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд установил, что религия является массовым неврозом. На основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что религия по многим своим положениям напоминает навязчи- вое невротическое состояние. Так, например, если нев- ротик боится не производить какие-то определенные дви- жения, то любой истинно верующий человек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница заключается лишь в том, что невротик не может объ- яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а верующий человек, в зависимости от своего познания те- ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с некоторыми оговорками, можно назвать религию общест- венным неврозом. Тем не менее религия имеет положи- тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного, так как он отрицательно влияет на физическое состояние больного, тогда как данный об- щественный невроз является совершенно безобидным. Так- же религию можно назвать и антиневрозом, так как она помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-
альные противоречия. И разрушение религии ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблю- далось в России после революции, хотя позже произошла подмена веры. Для развития общества нужны какие-то основы, и с падением старых появляются новые. Так, например, религиозную основу в России сменила комму- нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко возросло астеническое состояние общества, возросла преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспор- на), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию психоанализа, он также продвинулся впе- ред в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная теория усовершенство- валась. Она нашла много продолжателей. Многие совре- менные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть основные элементы психоанализа и культуроло- гической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъек- тивное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных фрейдизму.
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ 1.Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятель- ность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкова- ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/ стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек- тики, является антагонистом сознанию и является вместилищем загнанных природных инстинктов. Бессозна- тельное носит врожденный характер и определяет все по- ведение человека. 2.Я - философское понятие, обозначающее субъект
преднамеренных действий, в которых личность отдает се- бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв- ляется цензором спонтанно возникающих животных влече- ний. По мере развития цивилизации и общественных отно- шений Я формируется культурой, то есть культурные и моральные отношения в обществе влияют на каждого чело- века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я. 3.Супер-эго - это интериорезированные культур- но-социальные нормы. 4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав- новешиваются, то есть находятся в более стабильном состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со временем проявляют себя. 5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой ркассказывается о том, как царский сын Эдипт, чудом спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его убьет его собственный сын, и он приказал убить Эдип- та) и долго странствующий, возвращается на родину и, убив своего отца, женится на своей матери и становится царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он с горя ослепляет себя и уходит странствовать. 6.Хронос (бог времени в древнегреческой мифоло- гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос и в борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал его. 7.Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также инцест, который позже был запрещен религией. 8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци- ально-культурную основу) подверглась бурной крити- ке,особенно со стороны марксистов. Но если опираться на теорию Дарвина, то "филогенез есть повторение ото- гинеза", то есть индивидуальное развитие организма повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблю- дая, как развивается человек, можно сказать, как раз-
вивается общество, ибо развитие человека в точности повторяет развитие общества. 9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз- виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че- ловека сексуальное влечение, поэтому полноценные представления об искомом предмете можно получить, лишь сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре- чия. 10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма. Если взять за основу то, что дети в результате действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро- ений убили своего отца, а позже испугались, что такое может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему они стали поклоняться своему мертвому предку и все бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере- шел в образ животного. Чтобы снять стресс, это живот- ное раз в год убивается племенем. 11.Под упражнениями подразумеваются любые навяз- чивые мысли и движения и действия. 12.Не следует путать общественный невроз с рево- люционными взрывами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.З.- М.,1990.- С.94. 2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп- ринтное воспроизведение издания 1913 г. 3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической ли- тературы, 1992. 4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы, 1977 г. 5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия: Основы филосовских знаний.- М.: Изд-во полит. литера- туры, 1982 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|