Культурологическая концепция Фрейда
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори- ентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ- яснения общественного сознания в его настоящем и прош- лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож- дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци- альными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны- ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы- яснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности челове- ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су- дить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному... на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характе- ристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества. Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове- чество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут- верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль- шей или меньшей степени являются невротиками. Во-вто- рых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии
проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля- ется характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти- ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения чело- века. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен- тарное наслаждение нашему "Я". Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин "культура" в большинстве случаев оказывается равноз- начным понятию "общество". В наиболее развернутом оп- ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что "она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и до- бывать блага для удовлетворения человеческих потреб- ностей", и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан- тикультурные традиции и что эти стремления у значи- тельного количества лиц настолько сильны, что опреде- ляют их поведение среди других. Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове- ка, лишает его наслаждений (за это он и стремится из- бавится от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их
между людьми. Итак, если человек отказывается от куль- туры в пользу своих наслаждений, то он лишается защи- ты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказы- вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. В какую же сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об этом так: "В силу этого всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с ма- териальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг- радить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб- людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич- ности в культуре.
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ
Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства мень- шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные представители масс поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к напряженной внутренней работе самоотречения, от чего зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя- ми становятся личности с незаурядным пониманием этой жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому нам представляется необходимым, чтобы они были неза- висимы от власти как распорядители средств власти.
Короче говоря, люди обладают двумя распространен- ными свойствами, ответственными за то, что институт культуры может поддерживаться лишь в известной мере насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан- ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль- ны против их страстей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|