Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурологическая концепция Фрейда




2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

           По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори-

      ентирован на изучение и излечение психики индивидов,

      но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ-

      яснения общественного сознания в его настоящем и прош-

      лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют

      сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-

      дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-

      альными нормами нравственности и права, возникшими на

      заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-

      ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы-

      яснить как, почему, при каких условиях они возникли,

      утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было

      привлечено к проблемам формирования и сущности челове-

      ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-

      дить об общем развитии человечества по своему опыту,

      приобретенному... на пути изучения душевных процессов

      отдельных лиц за все время их развития от детского

      возраста до взрослого. Перенося отдельные характе-

      ристики с отдельного человека на все человечество,

      Фрейд  пытался таким образом понять процесс эволюции

      общества.

           Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-

      чество психологические черты не просто индивида, а

      невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-

      верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль-

      шей или меньшей степени являются невротиками. Во-вто-

      рых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии

      проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля-

      ется характерной и для первобытного человека. Через

      нее проходят все народы в своем культурно-историческом

      развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-

      ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как

      систему запретов, блокирующих природные влечения чело-

      века. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило

      достигнутого культурного уровня, а культурное развитие

      человечества является отречением от природных

      страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен-

      тарное наслаждение нашему "Я".

           Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин

      "культура" в большинстве случаев оказывается равноз-

      начным понятию "общество". В наиболее развернутом оп-

      ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что

      "она охватывает все приобретенные людьми знания и

      способы, чтобы господствовать над силами природы и до-

      бывать блага для удовлетворения человеческих потреб-

      ностей", и в то же время она включает все институты,

      регулирующие отношения между людьми, в особенности

      распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у

      всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-

      тикультурные традиции и что эти стремления у значи-

      тельного количества лиц настолько сильны, что опреде-

      ляют их поведение среди других.

           Можно сказать, что человек как бы находится между

      двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-

      ка, лишает его наслаждений (за это он и стремится из-

      бавится от нее); с другой стороны, культура защищает

      его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать

      все блага природы и пользоваться ими, а также делит их

      между людьми. Итак, если человек отказывается от куль-

      туры в пользу своих наслаждений, то он лишается защи-

      ты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-

      вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким

      грузом ложится на его психику. В какую же сторону

      склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об

      этом так: "В силу этого всякая культура должна быть

      построена на принуждении и на отказе от влечений, и

      при ее понимании оказывается, что центр тяжести с ма-

      териальных интересов передвинут на психику. Решающим

      является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить

      для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от

      своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие

         им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг-

      радить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о

      том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб-

      людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-

      ности в культуре.

 

 

2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

 

           Как нельзя обойтись без принуждения к культурной

      работе, так же нельзя обойтись и без господства мень-

      шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и

      недальновидны, они не любят отказываться от влечений,

      не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого

      отказа, а индивидуальные представители масс поощряют

      друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь

      благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых

      ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к

      напряженной внутренней работе самоотречения, от чего

      зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя-

      ми становятся личности с незаурядным пониманием этой

      жизненной необходимости, сумевшие добиться господства

      над собственными влечениями. Но для них существует

      опасность, что, не желая утрачивать своего влияния,

      они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому

      нам представляется необходимым, чтобы они были неза-

      висимы от власти как распорядители средств власти.

           Короче говоря, люди обладают двумя распространен-

      ными свойствами, ответственными за то, что институт

      культуры может поддерживаться лишь в известной мере

      насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан-

      ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль-

      ны против их страстей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...