Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментально-патологический метод (метод синдромного анализа)




Третьим базовым методом психологии, особенно важным для нейропсихологии и патопсихологии, является экспериментально-патологический метод (А.Р. Лурия). С его помощью исследуются из­менения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов. Например, известны случаи тако­го развития памяти, когда человек ничего не забывал и мог безошибочно воспроизвести любой услышанный или увиденный

текст через многие годы. А.Р. Лурия исследовал подобного мнемониста в 30-х годах, фантастическая память которого, давая ему определенные преимущества, в то же время чрезвычайно затруд­няла ему жизнь. Эксперименты показали, что он был не в состоя­нии представлять и предвосхищать реальные события, он жил как бы в одном прошлом и не мог управлять своей нечеловеческой памятью. В таких «поставленных жизнью» экспериментах иссле­дователь устанавливает, какие именно психические процессы вну­тренне связаны с нарушенным фактором, а какие не зависят от него. Подобный анализ позволяет описать целый синдром, т.е. ком­плекс симптомов, возникающих у человека при изменении какой-либо одной функции, а также дает возможность выявить взаимную зависимость (корреляцию) отдельных психических процессов.

Метод синдромного анализа может быть также применен в общей психологии и психологии индивидуальных различий. На­пример, можно исследовать как сверхразвитие какой-либо одной черты (положим, яркой зрительной памяти) или индивидуальной особенности нервных процессов (положим, слабость или недоста­точная подвижность нервных процессов) влияет на перестройку всех психических процессов и может стать решающим фактором в формировании целого комплекса индивидуальных особенностей личности.

Все описанные выше методы объективного наблюдения и экс­перимента являются методами психологического исследования, задача которых установить закономерности или исследовать проявления тех или иных психических процессов или форм поведения человека. Однако наряду с этим психологов интересует степень выраженности тех или иных психических процессов (памяти, внимания, умений, навыков, обучаемости, уровня при­тязаний и т.п.), а также возможность сравнивать людей между собой, т.е. оценивать их индивидуальные различия. Для решения этих задач в психологии уже в конце XIX - начале XX вв. стали применяться качественные и количественные методы оценки психических процессов (знаний, умений, навыков) и простые методы измерения уровня развития психических процессов. Это направление в современной психологии получило название психодиагностика.

Измерения в психологии

Первым, кто заговорил о необходимости измерения в психологии, был создатель психологии способ­ностей, ученик Г. Лейбница (1646-1716) немецкий ученый X. Вольф (1679-1754). Он ввел понятие «психометрия» и

пытался измерять одно явление посредством другого, например, величину внимания - продолжительностью аргументации, кото­рую мы в состоянии проследить и удержать. Однако настоящая потребность в измерительных приемах возникает век спустя с раз­витием экспериментальной психологии, особенно психофизики, основателем которой считается немецкий физик и психолог Гус­тав Фехнер (1801-1887). Исследуя вслед за Э.Г. Вебером (1795-1878) соотношение реальных физических стимулов (света, цвета, звука, запаха, прикосновений и т.п.) с ощущениями, которые они вызывают у человека, Фехнер предложил метод измерения и предпринял попытку математического описания наблюдаемой за­кономерности. Он исходил из верной мысли о том, что ощущение не может быть измерено непосредственно в абсолютной величине, поскольку мы не располагаем эталоном ощущения, как это имеет место при измерении физических величин (эталон длины, веса, времени и т.д.). Но мы можем измерить внешние стимулы, кото­рые задаются экспериментатором (вес предметов, интенсивность раздражителей, время и т.д.), и определить разностные пороги ощущения, соответствующие этим стимулам. Отсюда идея Фехнера: взять за эталон едва заметное различие, полагая, что одно едва заметное различие субъективно равно другому. Используя этот прием, Фехнеру удалось квантифицировать (правда, косвен­но) психические явления. Эта идея оказалась очень продуктив­ной, она быстро продвинула экспериментальную психологию вперед и содействовала становлению психологии как научной

дисциплины.

Шкалирование. Суть любого измерения психических процес­сов заключается в том, чтобы квантифицированному ряду значе­ний, характеризующему исследуемый процесс, поставить в соот­ветствие ряд чисел или других символов. Этот числовой (символи­ческий) ряд позволяет нам в обобщенном, абстрагированном виде рассматривать степень выраженности, количество или частоту проявлений изучаемого процесса. В измерительных процедурах подобный числовой ряд получил название «шкала». Только в от­личие от известных эталонных метрических шкал, имеющих в ка­честве единицы измерения («кванта») сантиметр, секунду, частоту колебания и т.д., единицей измерения большинства психологических шкал выступает субъективное различение, т.е. квантуется иссле­дуемый процесс.

Существуют разные уровни измерений. Например, самым простым из них является простая классификация по заданному критерию. Предположим, стоит задача определить, кого из трид­цати ребят, принимавших участие в спортивных занятиях, можно отнести к следующим классам:

1 - активные

2 — скорее активные, чем пассивные

3 - скорее пассивные, чем активные

4 — пассивные

Мы получили так называемую шкалу наименований по крите­рию активности, состоящую из цифр 1, 2, 3, 4. Каждая из этих цифр представляет собой не число, а присвоенный символ, поэтому эти цифры могут быть заменены, к примеру, буквами. Отсюда в шкалах наименований нельзя проводить никаких арифметических действий с числами, которые мы присваиваем объектам или классам объектов. Производится только подсчет частоты одного класса, т.е. встречаемости того или иного ре­зультата в каждом классе. Методы, применяемые в ходе такой математической обработки, называют «статистикой качественных признаков».

Наиболее распространены в психологических измерениях порядковые (или ранговые) шкалы. Примером такой шкалы яв­ляется обычная система школьных баллов, в которой цифры представляют собой упорядоченный ряд оценки уровня знаний. Эти баллы позволяют ранжировать учащихся по уровню знаний. Однако на основе такого рода баллов нельзя сказать, насколько или во сколько раз уровень знаний, соответствующий, положим, четырем баллам, ниже уровня знаний, соответствующего пяти баллам. То есть, шкала порядка представляет собой уменьшаю­щийся или увеличивающийся ряд чисел, в котором перестановки чисел (элементов этой шкалы) недопустимы.

Школьная балльная система представляет собой так назы­ваемую однополюсную шкалу порядка, однако в психологических измерениях встречаются двухполюсные (биполярные) шкалы. Примером может служить методика семантического диффе­ренциала (У. Осгуд, 1952), направленная на измерение свойств или состояний индивида на основании полярных проявлений этих свойств. При этом первоначально отбирают некоторое множество понятий, которые характеризуют изучаемое свойство. Затем каждому понятию находят антоним (например, активный-пассивный, здоровый-больной, сильный-слабый, и т.д.). Между этими двумя полярными понятиями располагается шкала с про­межуточными оценочными категориями. Словесное определе­ние промежуточных категорий часто вызывает затруднения, так, как в языке мы, как правило, легче находим понятия для обозначения экстремальных степеней выраженности того или иного свойства. Ниже изображен фрагмент самооценочной бипо­лярной шкалы порядка, построенной по типу семантического дифференциала.

«X» +3   +2   +1     -1   -2   -3   «Y»  
1. Хороший                           плохой  
2. Контактный                           замкнутый  
3. Активный                           пассивный  
4. Честный                           лживый  
5. Приветливый                           мрачный  
6. Бодрый                           вялый  

 

Если одно из двух противоположных значений признака обо­значить «X», а другое «Y», то семь делений по шкале (слева напра­во) могут быть интерпретированы как: (+3) - весьма выраженное X; (+2) - выраженное X; (+1) - немного заметное X; (0) - ни Х ни Y (или Х и Y в равной мере); (-1) - немного заметное Y;

(-2) - выраженное Y; (-3) - весьма выраженное Y. Оценку выра­женности своего состояния по каждой паре признаков человек может сделать, выбрав одно из цифровых значений предложенной

шкалы.

Тестирование. Идея квантования как отрезка различения была очень эвристичной. Ее восприняли и стали применять для разра­ботки объективных методов оценки практически во всех направ­лениях психологии.

В основе метода объективной психологической оценки лежит

тест (или проба), который может представлять собой либо стимул определенной модальности1, если это психофизическое исследо­вание; либо задачи разного уровня сложности, если это педагоги­ческая психология, либо задания, связанные с исследованием внимания, памяти, сообразительности и т.д. в общей и возрастной психологии. Для того, чтобы эти тесты (пробы) могли дать объективные и измеримые данные, они предварительно про­веряются на большом числе испытуемых. Например, в педагоги­ческой психологии - на детях одного возраста, или людях одного уровня образования и т.д. При этом из всех предложенных задач отбираются те, которые успешно решаются значительным числом всех испытуемых (например, двумя третями). Эта процедура назы­вается нормированием или определением «нормы». С ней впо­следствии сравниваются решения тех испытуемых, знания, уме­ния и навыки которых измеряются. Результаты этих измерений оцениваются в условных баллах или в ранговых оценках, объеди­ненных в шкалу порядка и указывающих, какое место данный

1 Модальность — термин, обозначающий одно из основных свойств ощуще­ний, их качественную характеристику (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, запах в обонянии и т.д.).

испытуемый мог бы занять по отношению к соответствующей группе испытуемых (т.е. к «норме»).

Задача психологических тестов, таким образом, - измерить различия между индивидами или между реакциями одного инди­вида в разных условиях. Решение этой задачи привело к развитию дифференциальной психологии и дифференциальной психофи­зиологии. Велико значение психологических тестов и для других направлений психологии.

Количество и разнообразие различного рода тестов, опросни­ков и шкал в настоящее время огромно. А начиналось тестиро­вание с разработок Ф. Гальтона (1822-1911), который первым их применил для измерения психических свойств. Еще одной его заслугой была разработка методов математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям. В дальнейшем заметный вклад в развитие психологического тести­рования внесли работы Джеймса Кеттела (1860-1944) с его «ум­ственными тестами», которые содержали измерение мышечной силы, скорости движения, чувствительности к боли, остроты зре­ния и слуха, времени реакции, памяти и т.д. Измерением памяти у школьников занимался Г. Эббингауз (1897). Во Франции в 1908г. свою первую шкалу умственного развития для детей создали А. Бине и Т. Симон. Когда США вступили в Первую мировую вой­ну, под руководством P.M. Йеркса (1876-1956) были разработаны армейские так называемые «альфа и бета-тесты», позволяющие отобрать годных к военной службе лиц. Впоследствии эти тесты неоднократно перерабатывались и стали образцом для большин­ства групповых тестов интеллекта. Тестирование полу­чило мощнейший стимул для своего развития, и вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для всех возрастов и уровней образованности (от дошкольников до аспирантов). Их начали широко использовать в школах, колледжах. Коэффициент интеллекта IQ (см. главу «Способности») учитывался при приеме в учебные заведения и на работу. Однако вскоре стало ясно, что применяемые тесты являются очень грубым инструментом и об­ласть их применения весьма ограничена. Тем не менее они широ­ко распространены, продолжают совершенствоваться и приме­няться для разных целей.

Наряду с тестами интеллекта в ответ на запросы практики возникли также тесты достижений. Их еще называют тестами объективного контроля успешности: школьной, профес­сиональной, спортивной и т.п. От разных типов контроля знаний и умений (устных и письменных) эти тесты отличаются своей формой. Учащимся предлагается вопрос, ответ на который в не­скольких вариантах представлен на этом же бланке. Один из

ответов верный, остальные - нет. Нужно отметить верный ответ. При подготовке тестов достижений практикуется экспертная оценка знаний, которая проводится параллельно с тестированием. Когда тест отработан и стандартизован, необходимость в этом отпадает. К сожалению, применение теста достижений огра­ничено только той областью знаний, которая поддается форма­лизации.

Применение тестов. Как методический инструмент тесты ши­роко используются в современных исследованиях. Однако прежде, чем решить, какой из сотен имеющихся тестов может быть применен для исследования, психолог задается вопросом: какова цель теста? Для какой группы лиц он лучше подходит? Чем он отличается от других методов изучения индивидуальности челове­ка? Насколько ответственно он конструировался? Насколько он точен и надежен? Насколько адекватны и действительны его

результаты?

От каждого измерительного инструмента требуется, чтобы он

был как можно более точным, чтобы на полученные результаты можно было положиться, как на данные, близкие к «настоящей» величине измеряемого признака. Следовательно, точность можно понимать как меру достоверности, с какой тест измеряет то, что он измеряет. Существует ряд источников погрешностей, которые снижают точность тестов и надежность результатов. К ним относятся: неблагоприятные условия тестирования, недостаточное внимание к состоянию испытуемых в момент испытания, невер­ное поведение экспериментатора, а также субъективность в истол­ковании результатов теста. Кроме учета и устранения источников погрешностей, надежность теста (т.е. его согласованность) повы­шают посредством повторного испытания с последующим вычис­лением коэффициента корреляции между данными первого и вто­рого тестирования. Подобная тщательная и объективная проверка надежности теста необходима психологам, чтобы знать, для каких целей и в каких пределах его можно применять.

Наряду с надежностью к тесту предъявляется требование валидности, или адекватности. Валидность - это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего

он предназначен.

Для установления валидности обычно требуется независимый внешний критерий по отношению к тому, что тест должен изме­рить. Например, если разрабатывается тест для измерения склон­ности к риску, то он может быть валидизирован проверкой этой склонности в группе мотогонщиков, каскадеров и т.д. Совокуп­ность таких внешних показателей риска будет критерием, с кото­рым следует соотнести исходные тестовые показатели риска.

Далее определяется коэффициент валидности с помощью коэф­фициента корреляции. При конструировании тестов применяется еще целый ряд специальных статистических процедур, позво­ляющих сделать тест более чувствительным и надежным инстру­ментом.

При работе с тестами следует отметить также и этический аспект: использование, проведение и интерпретация психологи­ческих тестов должны обязательно идти под контролем квалифи­цированного психолога. В руках недобросовестного или некомпе­тентного экспериментатора тесты могут принести серьезный вред. Особенно это касается личностных тестов или опросников, в свя­зи с чем важно предотвратить доступность их содержания для любого желающего.

Описанные выше базовые методы исследований, а также ме­тоды измерения и тестового оценивания индивидуальных разли­чий лежат в основании многих современных объективных методов эмпирических исследований. К основным из них относятся метод опроса, проективный метод, метод отраженной субъективности.

Метод опроса

Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общ­ности в ходе непосредственного (интервью) или опо­средованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности. Цель опроса — выявить мнения, установки, представления человека о себе, окру­жающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффек­тивно применение опроса в сочетании с другими методами, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм получен­ных данных, а также повысить валидность и надежность приме­няемых опросников. Различают три вида инструментального обес­печения метода опроса: а) интервью, б) опросники-анкеты и в) личностные опросники.

Интервью - представляет собой способ получения информа­ции в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и метод наблюдение. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследова­нии личности, в профессиональных и образовательных целях и т.д. Различают интервью свободное, т.е. не регламентированное формой (а иногда и темой) в ходе которого интервьюер создает для респондента комфортную коммуникативную обстановку, по­ощряя говорить свободно и непринужденно, и структурированное

(или стандартизованное), по форме похожее на устно предъявляе­мый опросник и подчиненное определенной теме.

Интервью дает возможность получить информацию двух ти­пов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни чело­века, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оцен­ке, описании сопутствующих обстоятельств и т.п. Интервью не­редко применяют и для установления тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним.

Опросники-анкеты берут начало в разработанных Ф. Галътоном, К. Пирсоном и Дж. Кэттелом стандартизированных анкетах и шкалах порядка. Их разработки стали использовать другие исследователи при составлении самых разнообразных опросни­ков-анкет, а также личностных тестов. Опросники-анкеты пред­назначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Таковы, например, биографические анкеты-опросники, опросники интересов, опросники установок и т.д.

Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, и ее применяют, когда не­легко провести интервью. Психологи-экспериментаторы использу­ют тщательно разработанные биографические опросники для самых разнообразных целей, например для формирования отно­сительно однородных подгрупп, классификации субъектов на основании их прошлого опыта, выявления групп со сходными интересами и т.п.

Опросники интересов предназначены для выявления профес­сиональных и образовательных потребностей испытуемых, а также задач профессионального отбора. При разработке опросников интересов пользуются косвенными методами, т.е. не формулируют прямых вопросов. Опыт показал, что ответы на прямые вопросы об интересах часто ненадежны, поверхностны и нереальны. Это происходит потому, что большинство людей недостаточно инфор­мированы о различных профессиях и видах деятельности, а кроме того, им мешают распространенные стереотипы о некоторых про­фессиях и их привлекательности.

Ниже в таблице приводится бланк профессиональных ин­тересов, разработанный Э. Стронгом (1971), в котором указано 23 шкалы основных интересов, сгруппированных в шесть общих профессиональных разделов. Уровень интереса оценивается по пятиступенчатой шкале от очень низкого до очень высокого. Существуют опросники со 124 шкалами профессиональных инте­ресов. Они постоянно расширяются и обновляются.

Таблица

Шкалы основных интересов

Профессии   Шкалы   Уровень интереса  
очень низкий   низкий   средний   высокий   очень высокий  
Практические   Сельское хозяйство                      
Естество­знание                      
Путешествия                      
Военное дело                      
Техника                      
Исследова­тельские   Наука                      
Математика                      
Медицина теоретич.                      
Медицина лечебная                      
Художест­венные   Музыка/Дра-мат. иск-во                      
Изобразит. искусство                      
Литература                      
Социальные   Преподавание                      
Обществен­ные службы                      
Занятия спортом                      
Художеств. промыслы                      
Религия                      
Предприни­мательские   Публичные выступления                      
Право/Поли-тич. деят-ть                      
Коммерция                      
Торговля и бизнес                      
Конвенци-альные   Канцелярская служба                      
Тренерская работа                      

 

Личностные опросники предназначены для исследования и из­мерения выраженности тех или иных индивидуальных особенно­стей субъектов. Их прототипом считают «бланк личностных данных» В. Вудвортса, разработанный им в годы Первой мировой войны (1919 г.) и предназначенный для выявления людей, стра­дающих неврозами и непригодных к военной службе. Методиче­ский подход Вудвортса был использован впоследствии многими исследователями для построения опросников, направленных на измерение черт личности, ее мотивов, ценностей, установок и т.п. К настоящему моменту существует несколько сотен разнообраз­ных личностных опросников, получивших широкое распростране­ние в диагностических исследованиях во всем мире. Наиболее известные среди них - личностный опросник Г. Айзенка, шестнад­цатифакторный личностный опросник Р. Кеттела (16PF), Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) и др.

Личностный опросник Айзенка предназначен для исследования эмоциональной устойчивости и степени общительности субъекта. При разработке опросника Г. Айзенк опирался на допущение, что психические расстройства являются как бы продолжениями индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Так, например, нейротизм (или эмоциональная неустойчи­вость) при очень высоких показателях может свидетельствовать о развитии невроза (нервно-психического расстройства, в основе которого лежит нарушение значимых жизненных отношений человека). Экстраверсия характеризует общительность субъекта, стремление к широкому кругу знакомств, легкость, им­пульсивность, оптимизм, слабый контроль над эмоциями и чувст­вами. Интроверсия, напротив, характеризуется спокойстви­ем, самоуглубленностью, застенчивостью, любовью к порядку, высоким самоконтролем.

Шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) Кеттела

был впервые опубликован в 1950 г. Далее постоянно совершенст­вовался и сейчас существует в двух эквивалентных формах (А и В). Опросник содержит 187 утверждений и предназначен для людей от 16 лет и старше. Имеются также варианты опросников для детей и подростков. Особенность подхода Р. Кеттела к раз­работке опросника в том, что он собрал все имеющиеся в языке описания личностных черт человека и далее с помощью специ­ального статистического метода (факторного анализа) свел их к серии из 16 факторов, каждый из которых построен на бипо­лярной основе и измеряется с помощью шкалы порядка в интер­вале от 1 до 10 (баллов). Четыре фактора второго порядка являют­ся генеральными и вычисляются на основе шестнадцати факторов первого порядка.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) -один из самых известных и употребляемых личностных опрос­ников. Был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли (1940) и со­стоит из 550 утверждений, отвечая на которые испытуемый реша­ет, «верно» или «не верно» каждое утверждение опросника по отношению к нему. Основанием для классификации исследуемых личностных свойств послужила классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелиным. Для определения нормативных показателей опросник предъявлялся большой группе здоровых людей. Затем эти показатели сопоставлялись с показа­телями, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно различали здоровых и каждую из изученных групп больных людей. Эти утверждения объединили в 10 шкал, назвав их в со­ответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована. К примеру: шкала ипохондрии отражает отношение обследуемого к своему здоровью, шкала депрессии определяет степень субъективной депрессии и душевного диском­форта, шкала истерии определяет симптомы, присущие лицам с истерическими расстройствами, когда, например, используются симптомы физического заболевания в качестве средства разреше­ния сложных ситуаций (я часто ощущаю «комок» в горле; считаю, что большинство людей способно солгать, если это в их интере­сах; я никогда не падал(а) в обморок и.т.п.). Шкала психопатии определяет симптомы поведения, нарушающего социально прием­лемые нормы и т.д.

Спецификой MMPI является наличие трех шкал контроля, представляющих собой способ проверки небрежности, непонима­ния, фальсификации ответов, а также отношения к опроснику. Такова, например, шкала «лжи», которая выявляет установку испытуемого представить себя в более благоприятном свете, т.е. оценивает искренность субъекта. Если данные, полученные по этой шкале, превышают определенную величину, то обследование считается недостоверным.

Кроме десяти основных клинических шкал, на основе MMPI создано около 400 дополнительных шкал, например академиче­ских способностей, лидерства, социальной ответственности, впечатлительности, способности к достижению цели и т.д.

Относительная простота применения опросников и легкость обработки полученных данных создают иллюзию, что исследо­ватель всегда получает объективные и достоверные знания о лич­ности. Однако это далеко не так, и нередко результаты получают­ся фальсифицированными. Некоторые испытуемые стремятся дать о себе неверные сведения. Например, обнаруживают иногда

тенденцию выбирать социально одобряемые варианты ответов, чтобы выглядеть приемлемыми для окружающих.

Обычно результаты обследования бывают более достоверными, когда испытуемый заинтересован в получении объективной диаг­ностической информации и когда он доверяет экспериментатору.

Проективные методы

Проективные методы представляют собой способ опосредованного изучения личностных особенно­стей человека по результатам его продуктивной деятельности. Например, ему предлагают что-либо нарисовать (дом, дерево, несуществующее животное и т.п.) или сделать сво­бодное описание какого-либо объекта, события, вылепить скульп­турное изображение и т.п.

Главной особенностью проективных методик является то, что заданный вопрос стимулирует испытуемого на неограниченное разнообразие и количество возможных ответов. Чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, дается очень короткая и в самых общих выражениях инструкция.

В зависимости от формы и организации предъявленного ма­териала различают следующие наиболее известные проективные методики: методика чернильных пятен Роршаха — одна из самых популярных проективных методик, которая была впервые описана Германом Роршахом в 1921 году. До него стандартизованные се­рии чернильных пятен использовались психологами для изучения воображений и других функций. Роршах был первым, кто отметил связь между продукцией воображения и типом личности, приме­нив чернильные пятна для диагностического исследования. Тест состоит из 10 стандартных картинок, выполненных в черно-бе­лых, черно-красных и цветных пастельных тонах, предъявляемых в определенной последовательности. Методика Роршаха позволяет получить данные о степени реалистичности восприятия действи­тельности, эмоциональном отношении к миру, уровне тревоги и т.п.

Методика фрустраций Розенцвейга направлена на изучение реакций индивида в ответ на травмирующую (фрустрирующую) ситуацию. Фрустрация — это состояние, вызванное переживанием неудачи, крушением планов. Обычно фрустрация наступает, когда на пути достижения цели возникают непреодолимые (или кажу­щиеся непреодолимыми) препятствия любой формы, в том числе в виде угроз, обвинений, конфликтных требований.

Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Один из персо­нажей произносит фразу, которая либо фрустрирует другого, либо

описывает суть фрустрирующей ситуации (см. рис. 1). Испытуе­мый должен дать за второго персонажа любой пришедший ему на ум ответ. Ответы испытуемого анализируются с целью выявления агрессии и характера ее направленности (на себя, на других). Тип реакции агрессии различается по тому, что оказывается более значимо для испытуемого: а) препятствия, вызывающие фрустрацию, б) обвинения, упреки, порицания, вызывающие его актив­ную самозащиту, в) потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации.

Полученные показатели отражают индивидуальные динамиче­ские характеристики поведения человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...