Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация конкретного психологического исследования 1 глава




Современная психология - разветвленная наука, включающая в себя десятки направлений, каждое из которых имеет свой предмет и большое количество специфических методов иссле­дования. Тем не менее, все они базируются на нескольких основных общенаучных подходах к исследованию:

принципе системности, операционализации и формализации ис­следований, повышении надежности исследований, а также на использовании современных математических методов.

Системный подход к изучаемым объектам означает, что объект рассматривается как некоторая целостность, у которой выявляется ее внутренняя структура, состав и взаимосвязи ее элементов. С другой стороны, объект, будучи целостаостъю, рассматривается

как элемент другой, более общей, структуры во всех его вза­имосвязях. Например, мы можем исследовать школьный класс, рассматривая его как единство входящих в его состав учеников. Одновременно мы можем исследовать каждого отдельного учени­ка, взаимоотношения учеников в классе, динамику этих отноше­ний. И в то же время, рассматривая класс как структурную единицу школы, можем изучать взаимосвязи между классами, возникающие межгрупповые отношения и т.п.

Формализация и операционализация эмпирических исследований проявляется в уточнении исследуемого объекта, в однозначности употребляемых понятий и задаваемых правил сбора первичной информации, в разработке планов эксперимента и организации его проведения. Не случайно даже такие традиционные методы, как наблюдение, беседа, изучение документов становятся более строгими и формализованными, если применяется структурирование.

Повышение надежности и достоверности исследований осуще­ствляется за счет контроля за достоверностью собираемой инфор­мации, проведения пробных (пилотажных) исследований, провер­ки конкретных методик на надежность (т.е. на обоснованность и устойчивость получаемых данных) и валидность (адекватность и действенность процедур измерения).

Все возрастающее значение приобретают математические мето­ды, которые начинают применяться не только при обработке данных, но и на других стадиях исследования. Это проявляется в математическом моделировании условий эксперимента, приме­нении математических моделей при планировании эксперимента, в проверке с помощью модели безупречного эксперимента надеж­ности и валидности реальных экспериментов, в применении со­временных средств электронно-вычислительной техники и т.д.

При организации психологического исследования вы­деляют пять основных этапов.

Первый этап — ориентировочный. Он включает в себя предвари­тельное наблюдение за объектом исследования, изучение условий его проявления, формулирование догадки о возможной связи каких-либо фактов или событий между собой. Заканчивается этап формулиро­ванием предварительной (или рабочей) гипотезы исследования.

Второй этап начинается с разработки плана эксперимента, который включает в себя формулирование задач исследования на основе рабочей гипотезы; выделение факторов, которые будут выступать независимой переменной (изменяемой только по плану экспериментатора) и зависимой переменной (изменяющейся в ре­зультате изменения независимой переменной). Кроме того, обяза­тельно проводится анализ всех обстоятельств экспериментальной

ситуации для выявления дополнительных переменных, которые могут повлиять на результаты эксперимента. На этапе планиро­вания выбираются методы и разрабатываются методики проведе­ния эксперимента. Если эксперимент связан, предположим, с ис­следованием мнений, установок, то может быть выбран метод опроса. Если это исследование поведения, то метод наблюдения и т.д. При этом, в зависимости от задач исследования выбираются существующие методики экспериментирования или разрабаты­ваются новые. Термины «метод» и «методика» не следует смешивать. Метод — это способ или прием познания, тогда как методика - это приемы целесообразного проведения какой-либо работы. Например, можно говорить о методике использования метода наблюдения. Это означает, что расписы­вается последовательность и порядок применения процедур наблюдения для заданных целей. В то же время можно говорить о методике целостного исследования, когда описывается порядок применения совокупности методов для целей данного исследо­вания. Таким образом, термин «методика» описывает технологию или последовательность применения процедур чего-либо (иссле­дования, конкретного измерения и т.п.). Еще одно значение термина «методика» встречается в педагогике. Там методика — это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности и приемы обучения определенному учебному предмету (например, методика языка, методика математики и т.д.).

Обязательной составляющей этапа планирование является подготовка необходимых для эксперимента материалов, прото­колов, журналов, аппаратуры и т.д.

Третий этап - собственно экспериментирование. Нередко оно включает пробное (пилотажное) исследование, задача которого — точнее сформулировать гипотезу, доработать методики, проверив их на надежность, и, кроме того, проверить, является ли намечен­ный план эксперимента удачным, т.е. близким к безупречному эксперименту. Чем ближе результаты практического эксперимента к идеальному, безупречному, тем выше его валидность (пригод­ность). После пилотажного идут серии базовых экспериментов, задача которых - сбор первичных данных. Так как исследователь при этом имеет дело с людьми, то он обязан придерживаться ряда принципов научной этики. Главные из них: принцип доброволь­ности участия обследуемых в эксперименте, использование полу­ченных сведений только в научных целях, обязательное изъятие из экспериментальных данных недостаточно качественной инфор­мации. Это связано с тем, что главное в любом исследовании — получить надежную и достоверную информацию, иначе все дальнейшее исследование теряет смысл.

Четвертый этап исследования - обработка экспери­ментальных данных. Он предполагает применение количественных и качественных методов обработки полученной информации. При этом активно используются методы математической статистики, приемы шкалирования, обработка данных на ЭВМ. Основная цель применения методов математической статистики - повысить обоснованность выводов психологического исследования за счет использования вероятностной логики и вероятностных моделей, т.е. подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.

Пятый этап — анализ и интерпретация полученных резуль­татов. Этот процесс является творческим, не подчиняющимся четкой алгоритмизации и нередко требующим привлечения данных других теоретических и эмпирических исследований. В психологии существует множество объяснительных моделей, которые располагаются между двумя основными полюсами в за­висимости от того, направлены ли они на сведение сложного к более простому, или психологического к внепсихологическому (редукционистская модель объяснения), или на конструктивизм, когда интерпретация не выходит за пределы оперирования с «по­ведением». Именно на этой стадии в наибольшей степени проявляются воображение и научная культура экспериментатора, который посредством применения ряда методических приемов превращает данные экспериментальных измерений в значимые результаты.

Часть II

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Глава 4 ОЩУЩЕНИЯ

1. Понятие Роль ощущений в жизни и деятельности человека. об ощущении О богатстве окружающего мира, о звуках и крас­ках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью орга­нов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней

среды.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материаль­ного мира, а также внутренних состояний организма при непосред­ственном воздействии раздражителей на соответствующие рецеп­торы.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабаты­вающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответствен­ным за регуляцию температуры тела, работу органов пищева­рения, органов движения, желез внутренней секреции, за на­стройку самих органов чувств и т.п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.

Органы чувств — это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей. Известный русский врач С.И. Боткин (1832-1889) описал редкий случай, когда боль­ная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязанием на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаза и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.

Человеку все время необходимо получать сведения об окру­жающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят инфор­мационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нару­шениям организма.

Показательны в этом отношении результаты исследований по ограничению сенсорной информации, связанные с проблемами космической биологии и медицины. В тех случаях, когда испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах - цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т.п.), испытуемые через несколько часов приходили в тревожное состояние и настойчиво просили прекратить эксперимент. Опыты по частичной сенсорной изоляции, например изоляции от внеш­них воздействий отдельных участков поверхности тела, показали, что в последнем случае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У ис­пытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию моно­хроматического света, появлялись зрительные галлюцинации. Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений.

Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно пере­оценить, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. Что же представляют собой ощущения по своей сущности?

О природе ощущений. Учение об ощущении утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения же — результат воз­действия материи на органы чувств. При этом ощущения отража­ют мир таким, каким он существует. Критерием истинности

ощущений, как и всякого иного отражения действительности, слу­жит практика, деятельность субъекта.

Существуют и другие взгляды на природу ощущений. С одной стороны, это трактовка ощущений субъективными идеалистами (Беркли, Юмом, Махом и др.) как единственной реальности, в ре­зультате чего мир рассматривается ими лишь как совокупность ощущений. С другой стороны, это концепция, для которой ощу­щения — только условные знаки, символы внешних воздействий (И. Мюллер, Гельмгольц). Эта теория исходит из специализации рецепторов к определенным видам раздражителей и отдельных частных фактов, свидетельствующих о том, что одни и те же раздражители, воздействуя на различные органы чувств, могут вызывать различные ощущения. Так, сетчатка глаза дает световые ощущения при воздействии на нее как светом, так и электри­ческим током или давлением. В то же время механический раз­дражитель может вызвать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, действует ли он на кожу, ухо или глаз. Основываясь на этих фактах, И. Мюллер выдвинул принцип специ­фической энергии органов чувств. Согласно идее Мюллера ощуще­ние зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздра­житель. Значит, делает вывод Мюллер, не существует сходства между нашими ощущениями и предметами внешнего мира, следовательно ощущения являются лишь символами, условными

знаками последних.

В действительности же, хотя приведенные Мюллером факты правильны, они не имеют всеобщего значения. Во-первых, не все раздражители являются такими универсальными, как электриче­ский ток или механический раздражитель. Звуки, запахи и другие раздражители, действуя на глаз, не вызовут зрительных ощу­щений. Аналогично свет и запах не могут вызвать слуховых ощущений. Значит, такие относительно универсальные раздражи­тели, как электрический ток и механический раздражитель, представляют собой редкие исключения. Во-вторых, ощущения, вызываемые различными раздражителями, воздействующими на один и тот же рецептор, не одинаковы по качеству. Так, меха­нический удар или электрический ток, воздействуя на ухо, вызы­вает грубое слуховое ощущение, которое нельзя сравнить с богат­ством слуховых ощущений, вызванных воздушными колебаниями.

Следует различать раздражители, адекватные для данного орга-ча чувств и не адекватные для него. Сам этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений

действительности. Специализация органов чувств — продукт дли­тельной эволюции, а сами органы чувств — продукт приспособления к воздействиям внешней среды и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.

У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества, с об­щественно-трудовой практикой. Обслуживая процессы приспо­собления организма к среде, органы чувств могут успешно выпол­нять свою функцию лишь при условии верного отражения ее объективных свойств. Таким образом, здесь действует принцип не «специфических энергий органов чувств», а «органов специфиче­ских энергий». Иначе говоря, не специфичность органов чувств порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств. Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действитель­ные свойства предметов и явлений материального мира, воз­действующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо от него.

Ощущения и перцептивная деятельность. Ощущения суть субъек­тивные образы объективного мира. Однако для возникновения ощущения недостаточно, чтобы организм подвергался соответст­вующему воздействию материального раздражителя, необходима и некоторая работа самого организма. Эта работа может выражаться или только во внутренних процессах, или также и во внешних движениях, но она всегда должна быть. Ощущение возникает в ре­зультате преобразования специфической энергии раздражителя, воз­действующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов. Таким образом, ощущение — это не только чувственный образ, или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее. Многочисленные и разносторонние исследования об участии эффекторных процессов в возникновении ощущения привели к выводу, что ощущение как психическое явление при от­сутствии ответной реакции организма или при ее неадекватности невозможно. В этом смысле неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания. Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функ­ции,' но и непосредственно участвуют в процессах получения информации. Так, очевидна связь осязания и движения. Обе функции слиты в одном органе - руке. Вместе с тем очевидно различие между исполнительными и ощупывающими движениями руки. И.П. Павлов назвал последние ориентировочно-исследователь­скими реакциями, относящимися к особому типу поведения -

поведения перцептивного, а не исполнительного. Подобное пер­цептивное регулирование направлено на то, чтобы усилить ввод информации, оптимизировать процесс ощущения.

Анализатор. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему

анализатор.

Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела

(рецептора), являющегося специальным трансформатором внеш­ней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростреми­тельных) и эфферентных (центробежных) нервов — проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с цент­ральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов (рис. 2).

Анализатор


Афсрвренглные нерва

Зсрсрерентные нервы

Мозговой конец анализатора

Рецептор

Рис. 2.

В корковом отделе каждого анализатора находится ядро, т.е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецеп-торных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры. Рецепторные клетки ядерной части анализатора находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Рассеянные (пе­риферические) элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечи­вается участие в отдельном акте ощущения значительной доли коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анали­за, например, различение музыкальных звуков и шумов.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, про-

странственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки; пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и к другим органам чувств.

Многочисленные опыты, проведенные методами искусствен­ного раздражения, позволяют в настоящее время довольно определенно установить- локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствитель­ности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Слуховая чувствительность локализуется в сред­ней части верхней височной извилины. Осязательно-двигательная чувствительность представлена в задней центральной извилине и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализа­тора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центро­стремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, воз­никает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной час­ти и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окру­жающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

Отбор полезной информации в ощущениях. Процесс зрительного ощущения не только начинается в глазу, но и завершается в нем. То же самое характерно и для других анализаторов. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростре­мительная), но и обратная (центробежная) связь. Принцип обрат­ной связи, открытый И.М. Сеченовым, требует признания того, что орган чувств является попеременно рецептором и эффек-тором. Ощущение не есть результат центростремительного про­цесса, в его основе лежит полный и притом сложный рефлек­торный акт, подчиняющийся в своем формировании и протека­нии общим законам рефлекторной деятельности.

Динамика процессов, происходящих в подобном рефлектор­ном кольце, есть своеобразное уподобление свойствам внешнего воздействия. Например, осязание является именно таким процес­сом, в котором движения рук повторяют очертания данного

объекта, как бы уподобляясь его форме. Глаз действует по такому же принципу благодаря сочетанию деятельности своего оптиче­ского «прибора» с глазодвигательными реакциями. Движения голосовых связок также воспроизводят объективную звуковысот-ную природу. При выключении вокально-моторного звена в экспериментах неизбежно возникало явление своеобразной звуковысотной глухоты. Таким образом, благодаря сочетанию сенсорных и моторных компонентов сенсорный (анализаторный) аппарат воспроизводит объективные свойства воздействующих на рецептор раздражителей и уподобляется их природе.

Органы чувств представляют собой, по сути дела, фильтры энергии, через которые проходят соответствующие изменения среды. По какому принципу осуществляется отбор полезной информации в ощущениях? Было сформулировано несколько гипотез.

Согласно первой гипотезе, существуют механизмы для обнару­жения и пропускания ограниченных классов сигналов, причем сообщения, не соответствующие этим классам, отвергаются. Это можно уподобить обычной редакторской практике: одно периоди­ческое издание публикует, например, только информацию о спор­те и спортсменах, тогда как другое отвергает все, кроме ориги­нальных научных статей. Задачу такой селекции выполняют механизмы сличения. Например, у насекомых эти механизмы вклю­чены в решение нелегкой задачи - отыскания партнера своего вица. Перемигивания светлячков, «ритуальные танцы» бабочек и т.п. - все это генетически закрепленные цепи рефлексов, следующих один за другим. Каждый этап такой цепи последо­вательно решается насекомым в двоичной системе: «да» - «нет». Не то движение самки, не там цветовое пятно, не тот узор на крыльях, не так она ответила в танце - значит, самка чужая, другого вида. Этапы образуют иерархическую последовательность:

начало нового этапа возможно только после того, как на преды­дущий вопрос отвечено «да».

Вторая гипотеза предполагает, что принятие или непринятие сообщений может регулироваться на основе специальных крите­риев, которые, в частности, представляют собой потребности живого существа. Все животные обычно окружены морем стиму­лов, к которым они чувствительны. Однако большинство живых организмов реагирует только на те стимулы, которые непосред­ственно связаны с потребностями организма. Голод, жажда, готов­ность к спариванию или какое-либо другое внутреннее влечение могут быть теми регуляторами, критериями, по которым осуще­ствляется селекция стимульной энергии.

Согласно третьей гипотезе, отбор информации в ощущениях

происходит на основе критерия новизны. Действительно, в работе всех органов чувств наблюдается ориентировка на изменение раздражителей. При действии постоянного раздражителя чувстви­тельность как бы притупляется и сигналы от рецепторов перестают поступать в центральный нервный аппарат. Так, ощу­щение прикосновения имеет тенденцию к угасанию. Оно может совершенно исчезнуть, если раздражитель вдруг перестанет дви­гаться по коже. Чувствительные нервные окончания сигнализиру­ют мозгу о наличии раздражения только тогда, когда изменяется сила раздражения, даже если время, в течение которого он сильнее или слабее давит на кожу, очень непродолжительно.

Подобным образом дело обстоит и со слухом. Было обнару­жено, что певцу для управления собственным голосом и для поддержания его на нужной высоте совершенно необходимо вибрато — небольшое колебание высоты тона. Без стимулиро­вания этих нарочитых вариаций мозг певца не замечает посте­пенных изменений высоты звука.

Для зрительного анализатора также характерно угасание ори­ентировочной реакции на постоянный раздражитель. Если в поле зрения лягушки нет движущегося предмета, глаза ее не посылают мозгу существенной информации. Должно быть, зрительный мир лягушки обычно так же пуст, как чистая классная доска. Однако любое движущееся насекомое обязательно выделяется на фоне этой пустоты.

Факты, свидетельствующие об угасании ориентировочной ре­акции на постоянный раздражитель, были получены в опытах Е.Н. Соколова. Нервная система тонко моделирует свойства внеш­них объектов, действующих на органы чувств, создавая их нервные модели. Эти модели выполняют функцию избирательно действующего фильтра. При несовпадении воздействующего на рецептор раздражителя в данный момент со сложившейся ранее нервной моделью появляются импульсы рассогласования, вызы­вающие ориентировочную реакцию. И наоборот, ориентиро­вочная реакция угасает на тот раздражитель, который ранее применялся в опытах.

Следовательно, процесс ощущения осуществляется как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих аде­кватное отражение окружающего мира.

Классификация ощущений. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соот­ветствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения

и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) экстероцептивные, отражающие свойства предме­тов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверх­ности тела; 2) интероцептивные, имеющие рецепторы, располо­женные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3) проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информа­цию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприо-цегщии, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими.

Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контакт­ные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантрецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные. Мы назвали пять рецепторов, соответ­ствующих видам ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, выделенных еще Аристотелем. Аристотель дал схему этих чувств (в обыденной практике в значении понятия «ощущение» часто употребляют слово «чувство»), которой следовали более двух тысяч лет. В действительности видов ощущений гораздо больше.

В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощу­щениями прикосновения), входит вполне самостоятельный вид ощущений - температурных. Они являются функцией особого температурного анализатора. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее значение для всего процесса терморегуляции и теплооб­мена между организмом и окружающей средой.

Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения. Сложный системный механизм этих ощущений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка. Общие для разных анализаторов и болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

С точки зрения данных современной науки принятое раз­деление ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений мож­но считать внешне-внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и ста-тико-динамические.

2. Общие Общие свойства ощущений. Ощущения — это фор- закономерности ма отражения адекватных раздражителей. Так, ощущений адекватным возбудителем зрительного ощущения

является электромагнитное излучение, характе­ризующееся длинами волн в диапазоне от 380 до 770 миллимик­рон, которые трансформируются в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительное ощущение. Слуховые ощущения — результат отражения воздействующих на рецепторы звуковых волн с частотой колебаний от 16 до 20000. Тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи. Вибрационные, приобретающие особое значе­ние для глухих, вызываются вибрацией предметов. Свои специфи­ческие раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Однако различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интен­сивность, продолжительность и пространственная локализация.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...