Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология и научно-технический прогресс




XX столетие характеризуется исключительным посвоему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики, освоением но­вых видов транспорта, работающих на сверхзву­ковых скоростях, и т.д. Все это предъявляет огромные требования к психике человека, имеющего дело с современной техникой.

В современной промышленности, на транспорте, в военном деле все большее значение приобретает учет так называемого психологического фактора, т.е. возможностей, заключенных в психических познавательных процессах - восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности — особенностях характера, темперамента, скорости реакции и т.п. Так, в условиях нервно-психической напряженности, вызванной необходимостью прини­мать ответственные решения в минимально короткие сроки (си­туации, во многом типичные для современной сверхзвуковой авиации, для работы диспетчеров-операторов крупных энерго­систем и т.п.), оказывается чрезвычайно существенным наличие некоторых качеств личности, позволяющих осуществлять деятель­ность без особых ошибок и срывов. Отсутствие же этих качеств ведет к авариям.

Изучение психологических возможностей человека в связи с тре­бованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой дея­тельности, характеризует важную роль современной психологии. Инженерная психология, занимающаяся решением проблемы «че­ловек—машина» (вопросы взаимодействия человека и техники), как и психология труда вообще, теснейшим образом соприкаса­ется с многими разделами техники.

На дальнейшее развитие психологии существенное влияние оказывает компьютерная революция. Ряд функций, считавшихся уникальным достоянием человеческого сознания — функции накопления и переработки информации, управления и контро­ля - стали выполнять электронные устройства. Использование теоретико-информационных понятий и моделей способствовало

внедрению в психологию новых логико-математических методов. Вместе с тем отдельные исследователи, упоенные успехами кибер­нетики, стали трактовать человека по типу автомата с програм­мным управлением. В то же время автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в изучении и эффектив­ном использовании функций, которые не могут быть переданы электронным устройством, прежде всего - творческих способностей. Для будущего человечества, для личности и ее психического строя значение компьютерной революции огромно. Но как бы ни изменилась личность человека, какие бы чудеса ни создала электронно-информационная технология, ей по-прежнему будут присущи психические свойства со всеми признаками, присущими предмету психологии.

Психология и педагогика

Научно-технический прогресс, являясь фактором развития психологической науки и способствуя освобождению ее от умозрительных представле­ний, в настоящее время со всей определенностью выявил тесней­шие взаимосвязи психологии с педагогикой. Эта связь, разумеет­ся, существовала всегда, что и осознавалось передовыми психоло­гами и педагогами (Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870) подчеркивал, что по своему значению для педагогики психология занимает первое место среди всех наук. Чтобы всесто­ронне воспитать человека, отмечал К.Д. Ушинский, его надо все­сторонне изучить.

Развитие взаимосвязей психологии и педагогики, начиная с 30-х годов, приобретает драматический характер, обусловленный грубым вмешательством партийного руководства в научную жизнь. Была объявлена лженаукой одна из педагогических науч­ных дисциплин — педология. Ее разгром существенно затормозил развитие как психологии, так и педагогики.

Педология — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв, и обусловленное распространением эволю­ционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики/Основатели педологии - С. Холл, Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и др. Содер­жание педологии составила совокупность психологических, био­логических и социологических подходов к развитию ребенка.

В России педология получила широкое распространение еще в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиоло­гов, дефектологов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). Пред­мет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоре-

тические разработки ее представителей, определен не был. В ис­следованиях советских ученых, работавших в области педологии, был накоплен большой эмпирический материал по развитию поведения детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Поста­новлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращения в системе наркомпросов» (1936) педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. Результатом разгрома педоло­гии явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики).

Положение, в котором оказалась психология, может быть иллюстрировано выдержкой из книжки, опубликованной в том же 1936 г. одним партийным функционером:

«Некоторые профессора психологии не прочь сейчас высту­пить с «прожектами» преподавания в педагогических учебных заведениях вместо педологии таких отдельных курсов, как «детская психология», «педагогическая психология», «школьная психология» и т.д. и т.п. По нашему мнению, сейчас не имеется никакой необходимости заниматься разработкой каких-то «новых» особых курсов, которые заменили бы прежнюю «универсальную» науку о детях — педологию... Создавать... новые, какие-то «осо­бые» курсы детской психологии, педагогической психологии, школьной психологии и т.д. означало бы идти назад путем вос­становления «педологии» - только под иным названием».

Предупреждение было недвусмысленным и по тем временам чреватым тяжкими последствиями - психология оказалась каст­рированной, в учебниках для педвузов тех лет авторы явно стре­мились не допустить проникновения в умы будущих учителей «детской», «педагогической», «школьной» психологии, чтобы из­бежать обвинения в попытках «восстановить» педологию. Студен­ты педвуза получали еще очень долго фактически выхолощенные психологические знания. Обвинения в педологических ошибках постоянно нависали над психологами.

В настоящее время связи психологии и педагогики приобре­тают особый характер. Фактически на протяжении ряда лет эти связи были во многом внешним приспособлением психологии к существующей педагогике и внешним учетом педагогикой «гото­вых данных» психологии. Например, задачей психологии нередко считалось «психологическое обоснование» уже сложившихся и упрочившихся педагогических приемов и положений, их улучше­ние, совершенствование, а педагогика зачастую исходила из неко-

Наконец, следует назвать психологию художественного твор­чества (в области литературы и искусства) и эстетического вос­приятия - область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную.

Если за основу классификации ветвей психологии принять пси­хологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуется принцип развития.

Возрастная психология, изучающая онтогенез различных пси­хических процессов и психологических качеств личности разви­вающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взросло­го человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследу­ет возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии — проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надеж­ных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.

Психология аномального развития, или специальная психоло­гия, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию - науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию - психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты;

тифлопсихологию - психологию развития слабовидящих и не­зрячих.

Сравнительная психология - отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравни­тельной психологии осуществляется сопоставление психики жи­вотных и человека, устанавливается характер и причины сущест­вующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравни­тельной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематиче­ским группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, собакам лоша­дям, обезьянам) в настоящее время присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных состав­ляют объект специального изучения в сравнительно новой отрас­ли биологии и психологии - этологии.

Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психо-

логических аспектов отношений личности и общества, то вычле­няется еще один ряд отраслей психологической науки, объеди­няемых понятием социальная психология.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных органи­зованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем.

Социально-психологические явления в больших группах (в макро­среде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффективность воз­действия средств массовой коммуникации на различные общно­сти людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психология религии.

Социально-психологические явления в так называемых малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы психологиче­ской совместимости в замкнутых группах, межличностных отно­шений в группах, групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов группы (ассоциация, корпорация, кол­лективы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин спло­ченности группы, восприятия человека человеком в группе, цен­ностных ориентации группы и многие другие. Если иметь в виду, например, семью как малую группу, то к числу важных проблем может быть отнесена динамика отношений между родителями и детьми, проблема сохранения авторитета старших и т.д.

Социально-психологические проявления личности человека (соци­альная психология личности). Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и ма­лых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в кото­рую входит личность, и т.д. К проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направлен­ности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индиви­дуализма, вопросы, связанные с изучением установок личности, их динамики, перспектив личности.

Указанные три круга проблем социальной психологии не могут, разумеется, быть противопоставлены или рядоположены друг другу. Они предстают перед нами в единстве, обусловленном

единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.

Из всего изложенного видно, что для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значитель­ную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весь­ма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, вследствие того, что разные ветви психологии тяготеют к различ­ным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т.д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохра­няют общий предмет исследования - факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой проис­ходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками (через инженерную психологию - с техникой, через педагоги­ческую психологию - с педагогикой и т.д.), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятель­ность, намечается сближение социальной психологии и психоло­гии труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...