Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принятая структура компетенций




Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 050100 – «Педагогическое образование», профиль подготовки «Русский язык и литература»:

ОК-3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ПК-2-способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;

СК-2- способен выделять в общем кругу явлений литературы, относящиеся к определенным жанрам, анализировать тексты в единстве их содержания и формы;

СК-9- готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: закономерности становления и развития средневековой литературы; основные литературные памятники и их авторов;

Уметь: анализировать произведения, принадлежащие разным родам литературы: эпическое, лирическое, драматическое.

Владеть: терминологией

 

 

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций (коды указываются в соответствии с принятой

структурой компетенций п. 3.3.1)

 

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов Коды компетенций
ОК-3 ПК-2 СК-2 СК-9
  Раздел 1 Литература средних веков          
  Введение. Словесность раннего средневековья   +     +
  Героический эпос развитого (зрелого) феодализма   + +   +
  Рыцарская культура   + +    
4. Городская литература   + +   +
  Предвозрождение. Творчество Данте Алигьери   + +   +
  Раздел 2 Литература эпохи Возрождения          
6. Итальянское Возрождение   + + +  
7. Возрождение в Германии и Нидерландах   + + +  
  Возрождение во Франции. Творчество Ф. Рабле   + + +  
  Возрождение в Англии. Творчество У. Шекспира   + + +  
  Возрождение в Испании. Творчество М. Сервантеса   + + +  
  ИТОГО          

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная
Номера семестров:  
Аудиторные занятия (всего): В том числе:  
  Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
  Семинарские занятия (СЗ) не предусмотрено программой
  Лабораторные работы (ЛР) не предусмотрено программой
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: 54ч.
  Работа с глоссарием  
Домашние контрольные работы  
Конспект научной работы  
Синхронистическая таблица  
Создание учебной презентации(Power Point)  
Ведение читательского дневника  
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы 90/2,5 з.ед.
Входной контроль: Тест - 2семестр Устный опрос – 2 семестр
Текущий контроль Тестирование, контрольная работа – 2 семестр
Форма промежуточной аттестации Экзамен - 2 семестр

Распределение часов по темам и видам учебной работы

№ п/п Раздел/ тема Неделя семестра Всего час. Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа Сам. Работа
Лек. Сем. Пр. Лаб. Обяз. Доп.
  Раздел 1. Литература средних веков                  
1. Введение. Общая характеристика средневековой культуры 1-2              
2. Словесность раннего средневековья 1-2              
3. Героический эпос зрелого феодализма 2,6              
4. Рыцарская литература 2,7              
  Городская литература 3,8              
6. Предвозрождение. Творчество Данте Алигьери 3,9              
  Раздел 2. Литература эпохи Возрождения                    
7. Общая характеристика культуры и литературы эпохи Возрождения 4, 10              
  Итальянское Возрождение 4,11              
  Возрождение в Германии и Нидерландах 5,12              
  Возрождение во Франции. Творчество Ф. Рабле 5,13              
  Возрождение в Англии. Творчество Шекспира 6, 14-15              
  Возрождение в Испании. Творчество Сервантеса 7, 16              
  Итого:                

Содержание дисциплины

Программа дисциплины

Тема 1. Введение. Общая характеристика средневековой культуры

Основные понятия темы:

Содержание темы:

Своеобразие средневековой культуры и сознания, принципиальное отличие от культуры и сознания Нового времени. Проблема адекватного восприятия эпохи Средневековья человеком ХХ века. Соотношение исторического и культурного процессов в развитии человечества. Средние века и Средневековье, их периодизация. Две модели («средиземноморская» и «варварская») возникновения и складывания феодальных государств и типов средневекового мышления. Их взаимодействие и взаимовлияние. Значение предшествующих типов сознания, мифологий и культур для формирования средневековой картины мира. Переход от античности к средневековью. Крушение античного мира и варварство. Особая роль античного наследия. Возникновение и распространение христианства, его доминирующая роль в жизни средневекового общества. Философия средневековья. Картина мира. Своеобразие пространственно-временных представлений Средневековья и особенности художественного времени и пространства в средневековой культуре. Роль устного народного творчества.

Письменные памятники, стоящие у истоков средневековой словесности. Деятельность отцов церкви. Творчество Августина Блаженного как синтез античной традиции и христианского учения, закладывающий основы средневековой концепции мира, человека, истории. Возникновение церковных институтов и их роль в распространении христианства. Значение монастырей для средневековой культуры. Жанры клерикальной литературы. Ереси и их социальные корни.

Искусство средневековья: романский стиль и готический стиль.

Тема 2. Словесность раннего средневековья

Основные понятия темы:

Содержание темы:

Памятники устного поэтического творчества. Соотношение эпического начала с мифом, сказкой и малыми поэтическими формами (прорицания, заклинания, магические формулы и т. д.).

Кельтский эпос, его основные циклы, особенности бытования. Друиды, филиды, барды. Ирландские саги о Кухулине, «фантастические саги». Архаические черты кельтских саг, отражение в них мифологического сознания и родо-племенных представлений. Близость к богатырской и волшебной сказке. Специфика героического характера в сагах уладского цикла (образ Кухулина). Эпический мир и эпический герой.

«Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в «варварской» модели средневекового сознания. Синкретизм «Старшей Эдды». Ее германские корни, место песен о героях в общегерманском героическом эпосе. Тема судьбы. Специфика героического характера. Значение «Младшей Эдды» для изучения скандинавской мифологии. Отражение в родовых сагах истории Исландии. Своеобразие темы судьбы.

«Беовульф» - синтез англо-саксонской эпической традиции. Сюжет и композиция. Историческое, мифологическое и сказочное в «Беовульфе».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...