Принятая структура компетенций
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 050100 – «Педагогическое образование», профиль подготовки «Русский язык и литература»: ОК-3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; ПК-2-способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; СК-2- способен выделять в общем кругу явлений литературы, относящиеся к определенным жанрам, анализировать тексты в единстве их содержания и формы; СК-9- готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: закономерности становления и развития средневековой литературы; основные литературные памятники и их авторов; Уметь: анализировать произведения, принадлежащие разным родам литературы: эпическое, лирическое, драматическое. Владеть: терминологией
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций (коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.3.1)
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Содержание дисциплины
Программа дисциплины Тема 1. Введение. Общая характеристика средневековой культуры Основные понятия темы: Содержание темы: Своеобразие средневековой культуры и сознания, принципиальное отличие от культуры и сознания Нового времени. Проблема адекватного восприятия эпохи Средневековья человеком ХХ века. Соотношение исторического и культурного процессов в развитии человечества. Средние века и Средневековье, их периодизация. Две модели («средиземноморская» и «варварская») возникновения и складывания феодальных государств и типов средневекового мышления. Их взаимодействие и взаимовлияние. Значение предшествующих типов сознания, мифологий и культур для формирования средневековой картины мира. Переход от античности к средневековью. Крушение античного мира и варварство. Особая роль античного наследия. Возникновение и распространение христианства, его доминирующая роль в жизни средневекового общества. Философия средневековья. Картина мира. Своеобразие пространственно-временных представлений Средневековья и особенности художественного времени и пространства в средневековой культуре. Роль устного народного творчества.
Письменные памятники, стоящие у истоков средневековой словесности. Деятельность отцов церкви. Творчество Августина Блаженного как синтез античной традиции и христианского учения, закладывающий основы средневековой концепции мира, человека, истории. Возникновение церковных институтов и их роль в распространении христианства. Значение монастырей для средневековой культуры. Жанры клерикальной литературы. Ереси и их социальные корни. Искусство средневековья: романский стиль и готический стиль. Тема 2. Словесность раннего средневековья Основные понятия темы: Содержание темы: Памятники устного поэтического творчества. Соотношение эпического начала с мифом, сказкой и малыми поэтическими формами (прорицания, заклинания, магические формулы и т. д.). Кельтский эпос, его основные циклы, особенности бытования. Друиды, филиды, барды. Ирландские саги о Кухулине, «фантастические саги». Архаические черты кельтских саг, отражение в них мифологического сознания и родо-племенных представлений. Близость к богатырской и волшебной сказке. Специфика героического характера в сагах уладского цикла (образ Кухулина). Эпический мир и эпический герой. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в «варварской» модели средневекового сознания. Синкретизм «Старшей Эдды». Ее германские корни, место песен о героях в общегерманском героическом эпосе. Тема судьбы. Специфика героического характера. Значение «Младшей Эдды» для изучения скандинавской мифологии. Отражение в родовых сагах истории Исландии. Своеобразие темы судьбы. «Беовульф» - синтез англо-саксонской эпической традиции. Сюжет и композиция. Историческое, мифологическое и сказочное в «Беовульфе».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|