Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнографические труды по народам Сибири в XVII веке




Научное изучение Сибири

 

Предтечей научного знания о Сибири и сибирских народах стали многочисленные документальные источники XVI-XVII вв. На протяжении ста лет продвижения русских в сибирские земли путешественниками, служилыми людьми, землепроходцами был накоплен богатейший этнографический материал. Сведения о сибирских народах содержались в многочисленных документальных источниках: в грамотах, отписках, расспросных речах, ясачных книгах, описаниях Сибири, в делах русских посольств в Китай и др. материалах. Основанные на личных наблюдениях, эти ценнейшие свидетельства прошлого большей частью оставались в архивах государственных учреждений среди других документов по Сибири. Востребованность их в то время была минимальной, поэтому богатейший этнографический материал оставался практически неизученным. К сожалению, подавляющее большинство этих источников до сих пор пока не доступно для исследователей.

Среди иностранной литературы о Сибири, относящейся к XVI – XVII вв., важную часть составляют известия иностранных путешественников и писателей. Особенностью этих трудов является совмещение в них географо-экономического и зоологического описания с этнографическими и историческими сведениями.

Задолго до Ермака европейцы имели о Сибири определенное представление. В XV в., когда Москва начала интенсивную экспансию на Восток, Запад получил возможность иметь более объективные представления о территории и народах Северной Азии. Спустя десятилетия на европейских картах отмечалась территория Сибири вплоть до р. Оби. Впервые р. Обь была изображена на карте Антония Вида, изданной в течение 1537-1544 гг. Более детально территория Сибири изображена на карте Сигизмунда Герберштейна 1549 г. Для своего времени описания С. Герберштейна отличались полнотой и точностью. Работая над своим трудом «Записки о Московских делах», в котором значительное место занимали сведения о Сибири, автор использовал «Русский Дорожник» XVI в.

Выдающимся событием для европейской науки XVI в. стал выход перевода «О человецех незнаемых в восточной стране», осуществленный англичанином Ричардом Джонсоном. Недостаток этого издания в том, что Р. Джонсон не включил в текст значительные сведения о народах Сибири, казавшиеся ему фантастичными. Сам Джонсон за время своего пребывания в России посетил о. Вайгач и Новую Землю, в 1557 г. находился у самоедов, о чем оставил краткие заметки.

С середины XVI в. усилился интерес к Сибири со стороны англичан и голландцев. Он связан, прежде всего, с перспективами экономического освоения сибирских земель, с развитием торговли, рынков сбыта, превращением Сибири в своеобразную колонию для Запада. Главное внимание иностранные путешественники уделяли географии Сибири, ее экономике, природным богатствам края. Среди работ того времени выделяется труд Джильса Флетчера о самоедах, где впервые в западной науке предпринималась попытка антропологического анализа.

Этнографические и исторические известия о народах Сибири, собранные иностранными путешественниками несколько столетий назад, до сих пор являются ценным историческим источником по изучению не только культуры сибирских народов, но и тех изменений, которые произошли за последующее время.

Этнографические труды по народам Сибири в XVII веке

 

Одно из первых этнографических описаний народов Сибири, относящееся к XVII в., встречается в летописной повести митрополичьего дьяка Саввы Есипова, посвященной памяти Ермака. В научной литературе эта летопись известна как «Есиповская летопись». Она датируется 1636 г. Используя сведения из доступных к тому времени письменных источников и устных рассказов, Савва Есипов привел список народов Сибири, проживающих на главных сибирских реках: «вогуличей», «самоядь», «Пегую орду», татар, калмыков; описал их веру, пищу, одежду, средства передвижения. Автор летописи одним из первых предпринял попытку разграничить «остяков» и «самоядь» по особенностям материальной культуры: «…остяки… одежду имеют от рыб, самоядь же от еленей», а ездят «остяки на псах, самоядь же на еленях». Савву Есипова интересовало и древнее население Сибири – легендарная «чудь», - о котором остались материальные свидетельства их былой жизни: курганы (бугры), жилища, рудники и о котором у народов Сибири существуют легенды.

Есиповская летопись послужила основой для многих последующих описаний Сибири, создаваемых в XVII в. неизвестными авторами. Во многом повторяя труд Саввы Есипова, безымянные авторы в тоже время приводили и свои сведения о сибирских народах, дополняя общую картину знаний о них. Так, например, автор «Описания о постановлении городов и острогов в Сибири по взятии ее» описывал тунгусов и «самоядь», проживавших на Енисее, рассказывал о нападениях местного населения на русские города и остроги. Вместе с тем, этнографические особенности каждого народа Сибири не очень интересовали автора этой летописи.

Все авторы - и известные, как Савва Есипов, и безымянные - давали общие, порой скудные этнографические сведения о народах Сибири. Однако в их трудах впервые в русской литературе приводилась довольно подробная информация о границах расселения сибирских народов («языков»), религиозных обрядах, вещественных памятниках древних неизвестных обитателей Сибири, как, например, описание Томской писаницы на р. Томи: «… на краи реки Томи лежит камень велик и высок, а на нем: писано звери и скоты, и птицы, и всякие подобия…»

Этнографические сведения о народах Сибири содержатся в многочисленных материалах, оставленных жившими там людьми и проезжавшими через нее государственными лицами. К их числу относится труд подьячего Посольского приказа Никифора Даниловича Венюкова «Описание новые земли Сибирского государства…», датируемый 1686 г. Этот труд, носящий характер космографии – географического описания, изобилует ценными материалами по социальной организации сибирских народов, их семейно-брачным отношениям, хозяйству, быту, способам охоты и рыбной ловли, жилищам, одежде; в нем дается первая в русской литературе попытка объяснения причин многоженства у некоторых сибирских народов. Здесь упоминается целый ряд племен, обитавших по Оби и Иртышу с их притоками: татары, остяки, самоеды, белые и черные калмыки, «тубинцы», «мразцы», «кондомцы», «верхние киргисцы», якуты, приезжие в Сибирь бухарцы. Более подробно автор «Описания» остановился на быте сибирских народов, населявших Тобольские земли. Что касается народов, обитавших на территории Томского и Енисейского уездов, то Венюков ограничился лишь простым их перечислением, иногда давая сведения об их промыслах и занятиях.

Сочинение Никифора Венюкова получило широкую известность, прежде всего, на Западе. В качестве первоисточника его использовал Николай Витсен (1692 г.) для написания своего труда «О Северной и Восточной Тартарии», вышедшего в Амстердаме в 1696 г.

К XVII в. относится сочинение «Historia de Sibiria» поляка Юрия Крижанича, проведшего 15 лет ссылки в г. Тобольске. Автор привел многочисленные этнографические сведения о вогулах, остяках, самоедах, татарах, бурятах, калмыках. В научный оборот эти сведения отчасти вошли благодаря труду Н. Витсена. В целом виде сочинение Ю. Крижанича было опубликовано только в 1822 г.

Исключительно ценным памятником по этнографии народов Сибири являются труды Н.Г. Милеску Спафария*.

Н.Г. Спафарий три года находился во главе русской правительственной экспедиции (посольства) в Китай. Кроме задач, относящихся к посольским и торговым делам, он собирал сведения о народах Сибири («между Сибирью и Китаем»), о городах и отдельных местностях Китая. Цель данной работы - представление в Посольский приказ подробного описания путешествия и маршрута (статейный список) и выполнение чертежа Сибири и Китая.

По возвращении в Москву Милеску Спафарий предоставил несколько трудов. Наиболее известный из них – «Книга, а в ней писано путешествие царства Сибирского от города Тобольского и до самого рубежа Китайского», опубликованный в 1882 г. под названием «Путешествие в Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария». Продолжением этого труда является другое сочинение Н.Г. Спафария «Китайская книга» – описание путешествия непосредственно по Китаю. В последний раз этот труд был издан в 1906 г.

Перу Н.Г. Спафария принадлежит также и другой труд о Китае – «Описание первые части вселенная, именуемой Азии, в ней же состоит Китайское государство, с прочими его городы и провинции». В нем содержится богатейший материал по истории и этнографии Китая. Большое место уделено Н.Г. Спафарием первоначальной истории Китая, государственному устройству, обычаям и нравам китайцев, их религии. Отдельные главы этого труда посвящены описанию «государства Кореи» и «великого острова Японского». Труд был издан в Казани в 1910 г.

Н.Г Спафарий является автором так называемой «Татарской книжицы», в основе которой лежит русский перевод сочинения иезуита Мартиния «De bello tartarico historia» (1654 г.) – «Описания Китайского государства», сделанный самим Спафарием во время его путешествия по Сибири. В этом труде имеется и самостоятельная часть, написанная непосредственно автором, посвященная описанию некоторых народов Китая и граничащих с Китаем областей. Эта часть труда Н.Г. Спафария до сих пор не напечатана.

Все труды Н.Г. Спафария являются исключительно ценным источником по этнографии народов Сибири. В них, кроме перечисления основных сибирских рек, населенных пунктов и городищ, приведены сведения о народах, проживавших по рр. Оби, Кети, Иртышу – остяках, саянцах, телеутах, татар-киргизах, барабинских татарах, караганцах, братах (буряты) и др., обозначил границы расселения этих народов и дал их этнографическое описание. Н.Г. Спафарий одним из первых обратил внимание на языковое различие «народа остяцкого». Остяки, писал он, «сами себя именуют своим языком, которые по Обе живут и по Иртышу, кандаях, а Нарымские и Кетские именуют же себя чугулы … Только и у них хотя и един народ и вера одна, однакожде языки у них живут разные, насилу друг друга выразумеют». Интересны его наблюдения над бытом и промыслами остяков, их пищей и религией. Любопытны замечания Н.Г. Спафария относительно применения остяками в пищу хлеба: «…а хлебом не могут жить. А некоторые насытятся хлебом, и те помрут». Одним из первых он описал и медвежий праздник у остяков: «…а как медведя в лесу убьют, и они приволокут на двор и в избу с луками и стрелами и стрелы потычут и поют и пляшут». В своем описании «народа остяцкого» Н.Г. Спафарий, исходя из уровня научных знаний того времени, пытался ответить на вопрос о происхождении сибирских народов: «Жители все те от скифов произведены суть, которые скифе после потопа от Иафета, Ноева сына, поколение свое имели».

Н.Г. Спафарий впервые дал описание народов Приамурья, граничащих с Китаем, в частности гиляков. В его «Татарской книжице» содержатся сведения о тунгусах, калмыках, гиляках, богдойцах и мунгалах. Кроме этнографических сведений о сибирских народах, он привел описания некоторых археологических памятников на территории Сибири: ряде древних городищ, в частности Урлюкова городища на р.Кети, городищ Кошелеве и Рачевском на Иртыше и др. Упоминал Н.Г. Спафарий и о древних наскальных письменах (петроглифах) на Енисее.

Говоря об этнографических работах XVII в. нельзя обойти вниманием труд Эверта (Эбергарда) Исбранда Идеса, датчанина на русской службе, посла Москвы в Китай в 1692-1695 гг. После возвращения посольства из Китая Исбранд Идес подготовил труд о своем путешествии, вышедший, правда, на голландском и немецком языках. Большое место в нем уделено сибирским народам. Труд этот отличается от всех других ранее известных трудов по Сибири не только своей полнотой и объективностью изложения - автор «описал лишь то, о чем подлинно ведал, и во оном описании, кроме существа, никакого украшения не употреблял…», но и новизной привлеченного материала. В поле зрения путешественника попали вогулы, остяки, тобольские татары, тунгусы, буряты, самоеды, уфимские, башкирские и барабинские татары, киргизы, буряты-монголы, чукчи, коряки, гиляки, якуты, юкагиры. Для некоторых сибирских народов это было первое этнографическое описание. К своему труду Э.И. Идес приложил карту Сибири, что еще больше увеличило его научную ценность.

Конец XVII в. знаменуется в истории России приходом к царствованию Петра I. С этого времени открывается и новая страница в истории исследования Сибири.

Начало планомерных научных изысканий в Сибири было положено указом Петра I 1696 г., по которому предписывалось тобольскому сыну боярскому Семену Ремезову* составить географический атлас Сибири.

Прежде чем Ремезовым была составлена «Чертежная книга Сибири 1701 г.», им были выполнены «Описание истории Сибирской» и «Описание о сибирских народах», к которому была приложена составленная им же самим этнографическая карта расселения сибирских народов.

Работая над «Чертежной книгой Сибири 1701 г.», С. Ремезов впервые применил новый для того времени комплексный метод исследования. Кроме сбора географического материала, он одновременно собирал исторические и этнографические сведения, материалы по археологии Сибири, расспрашивал «о древних чюдских и кучумовских жилья, мольбища, крепости и курганы». В своей работе Ремезов широко использовал письменные географические и исторические источники, находившиеся в архивах сибирских городов, опрашивал «бывалых и сведущих людей» о различных местах и народах там обитающих, использовал летописи, в частности Есиповскую летопись при написании сибирской истории. С. Ремезов, таким образом, наметил основные методы исследования: привлечение официальных и архивных данных, собирание исторических источников, опрос местного населения, личные наблюдения.

Основные сведения о сибирских народах содержатся в двух трудах С. Ремезова – в этнографическом чертеже и в «Описании о сибирских народах». Составляя этнографический чертеж (по времени он был создан после составления чертежа всей Сибири и «Описания о сибирских народах»), С. Ремезов использовал имеющийся до этого «Чертеж земель народов Сибири 1673 г.». В новом этнографическом чертеже были собраны материалы географии, этнографии и истории, указаны границы расселения отдельных сибирских народов. Однако в этот чертеж вошла только незначительная часть материалов, так как большая их часть должна была войти в «Описание о сибирских народах».

Труд С. Ремезова «Описание о сибирских народах» известен науке по спискам Черепановской летописи (в течение 1750-1760 гг.). Автор этой летописи тобольский ямщик Иван Черепанов использовал сочинение С. Ремезова как один из основных источников, приводя из него развернутые выдержки. Судя по тем отрывкам, которые приводит Черепанов, труд С. Ремезова состоял из двух групп повествований. В первой группе Ремезов приводил сказания татар о «начале Сибирской земли» и «о начале происшествия народов в Сибири»; вторая группа повествования заключала сведения «о обычаях сибирских народов».

В первой группе ремезовского «Описания о сибирских народах» приводятся «татарские истории» о великом хане Татаре, жившем со своей женой на «великом холму», который стал называться Красный Яр, или Красноярск. От этого хана произошел, по преданию, весь татарский род. В этой же группе рассказов, повествуется о преемниках Татар-хана – его сыне Кызылтине и последних двух ханов – Мунчаке и Онсоме. Также приводится рассказ о хане Тайбуге и его потомках.

В описании «о обычаях сибирских народов», приводимые И. Черепановым из труда С. Ремезова, содержатся сведения о народах Западной Сибири. Каждому народу Ремезов посвятил отдельную статью, основанную на материалах из личных наблюдений, опроса «бывальцев и сведущих людей». В этих статьях речь идет об остяках, остяко-самоедах, вогулах, татарах, калмыках. Каждая статья имеет строгую структуру изложения: языковая характеристика народа, хозяйственная деятельность, быт, средства передвижения (материальная культура), обычаи и верования (духовная культура), указывались границы расселения народов. Ремезов, таким образом, впервые применил метод этнографического описания народов, использовавшийся впоследствии и дополнявшийся другими учеными.

Труды С. Ремезова стали известны в Европе, благодаря карте Сибири, составленной Э.И. Идесом, который использовал материалы С. Ремезова в своей работе. Под влиянием «Чертежной книги Сибири 1701 г.» в Европу стали проникать более достоверные сведения о Сибири. Копии с «Чертежа...» С. Ремезова имелись и у первого ученого путешественника по Сибири Д.Г. Мессершмидта. Работы С. Ремезова, в особенности его «Чертежная книга Сибири 1701г.», были высоко оценены и подвергнуты подробному рассмотрению известным сибирским ученым-этнографом XIX – нач. XX вв. Г.Н. Потаниным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...