Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнографические исследования Сибири в XIX в.




 

В XIX в. произошли заметные изменения в области изучения народов Сибири. Этнография стала наукой, появились первые этнографические теории, возникли школы.

Сибирь по-прежнему оставалась приоритетным районом в области научных исследований, в том числе и историко-этнографических. На смену общего описания народов Сибири пришли исследования, направленные на изучение культуры и быта отдельных народов, изучение их языка. Расширился круг научных проблем. Определился предмет исследования, задачи, направления, методологические подходы. Особенностью данного периода является то, что кроме центров по изучению Сибири, которыми традиционно выступали Москва и Петербург, научную работу в свои руки взяли местные научные силы.

Начало научных исследований в Сибири XIX в. было положено экспедицией Ф.П. Врангеля на северо-восток Сибири (1820-1824 гг.). Описание и результаты этой экспедиции были опубликованы им в «Путешествии по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю» в 1848 г. В своих путевых записях исследователь обратился к вопросу о происхождении и истории некоторых северо-восточных племен, в частности к истории «загадочных» онкилонов. В другом труде «Обитатели северо-западных берегов Америки» (Сын Отечества. 1839. Т.7.) Ф.П. Врангель дал развернутое этнографическое описание чукчей, юкагиров и эвенов (ламутов). Исследование алеутов в то время провел И. Вениаминов, опубликовавший свои наблюдения в «Записках об атхинских алеутах и колошах» в 1840 г.

Одним из регионов пристального научного интереса в XIX в. была Якутия. В 1843-1846 гг. научные исследования в этом регионе Сибири провела экспедиция под руководством академика А. Миддендорфа. Результаты этой экспедиции были обработаны и опубликованы А. Миддендорфом в труде «Путешествие на север и восток Сибири». Кроме освещения вопросов климатологии, географии и описания флоры и фауны Сибири, Миддендорф издал большой объем этнографического материала о сибирских народах.

В 1854 г. Вилюйский округ Якутии обследовал академик Р.К. Маак. Им были собраны сведения по антропологии якутов, в частности изучались процессы ассимиляции якутов с тунгусским и русским населением края. Детально Р.К. Маак описал хозяйственно-бытовой уклад якутов, их промыслы, верования, а также сделал зарисовки якутской одежды и домашней утвари. Материалы поездки Р.К. Маака были опубликованы в работе «Вилюйский округ Якутской области» в 1883, 1887 гг. Фольклор якутов и русского населения Якутии собирал в течение 1867-1875 гг. И.А. Худяков. Северное побережье Азии в этнографическом и историческом отношении исследовала экспедиция (1878-1879 гг.) под руководством профессора А.Э. Норденшельда. Этнографию якутов в течение 1880-1891 гг. изучал В.Л. Серошевский. Результаты его работы были опубликованы в труде «Якуты» (СПб., 1896).

Большое значение в истории изучения культуры народов северо-восточной части Сибири имела Сибиряковская экспедиция 1894-1896 гг. Организованная на средства золотопромышленника и мецената И.М. Сибирякова, она ставила целью этнографическое изучение народов Якутии и прилегавших к Якутии областей. Некоторые ее участники, в основном политссыльные, стали в последствии известными учеными-этнографами и языковедами: В. Богораз, В.И. Иохельсон, В.М. Ионов, И.И. Майков. Каждому члену экспедиции были поручены конкретные задачи, в рамках которых должны были быть проведены всесторонние научные исследования народов северо-восточной Сибири. Так, например, В. Богораз исследовал чукчей, чуванцев, ламутов (эвенов); Н.А. Виташевский изучал юридическое право инородцев; В.И. Иохельсон исследовал якутов, юкагиров, тунгусов; А.Г. Левенталь – экономику якутов; антропологические исследования и ассимиляционные процессы в якутско-русской среде изучал И.И. Майков. Кроме этого в круг научных проблем входили изучение криминальной психологии якутов, различных промыслов и хозяйственно-бытового уклада якутов и соседних с ними народов, семейного быта, одежды, пищи, верований (шаманизма), фольклора. Результаты этой уникальной по своим задачам экспедиции должны были быть опубликованы в 13 томах, однако эта идея не была осуществлена. Отдельные материалы экспедиции были впоследствии напечатаны в виде статей и монографий.

Этнографическое описание орочей, обитавших по р. Витим, составил И. Лопатин. Им был отмечен в 1865 г. факт вымирания этой народности. На момент обследования, по материалам Лопатина, орочей оставалось около 300 человек.

Другим приоритетным направлением научного интереса к народам Сибири был Алтай. В первой половине XIX в. на Алтае побывали экспедиции А. Гумбольта, Г. Розе, Г.П. Гельмессера, Ф.В. Геблера (основателя Барнаульского музея), П.А. Чихачева и др. Изучению алтайцев более 30 лет своей жизни посвятил русский миссионер В. Вербицкий. Он был членом Русского географического общества, одним из первых исследователей этнографии, языка и фольклора алтайцев. Свои труды по алтайцам В. Вербицкий начал публиковать в 1850-х гг. Основные работы Вербицкого вошли в его посмертное издание «Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и исследований» (М., 1893).

Наиболее плодотворной в исследовательском отношении была научная деятельность на Алтае академика Василия Васильевича Радлова (1837-1818) – языковеда-тюрколога, этнографа и археолога, основоположника сравнительно-исторического изучения тюркских языков. В.В. Радлов родился в Берлине (его немецкое имя Фридрих-Вильгельм). В звании доктора философии (1858 г.) принял решение об отъезде в Россию для занятий там научной работой. Сразу же по приезде в Петербург ему предложили занять должность учителя немецкого и латинского языка в Барнаульском горном училище. В Барнауле Радлов наметил себе план изучения языков местного тюркоязычного населения, собирания образцов его фольклора, этнографических и исторических материалов.

На протяжении ряда лет (1859-1871 гг.) В. Радлов совершил многочисленные экспедиции по Алтаю. Он исследовал бачатских телеутов, шорцев, кумандинцев, собирал материалы по этнографии, языку и фольклору этих народов. Радлов первым из исследователей Сибири записал фольклор тувинцев - тогда еще почти неизвестного российской науке тюркоязычного народа. Большое внимание в своих научных экспедициях В. Радлов уделял языку и быту абаканских татар (хакасов), по поручению Археологической комиссии проводил археологические исследования и раскопки, в период 1865-1867 гг. изучал культуру западно-сибирских татар.

Научные результаты своих исследований В. Радлов публиковал в виде статей и обзоров на немецком языке и в изданиях Русского географического общества (РГО). Главный труд В. Радлова «Из Сибири» был издан в 1884 г. в Лейпциге. Фольклорные материалы, собранные за все время изучения Алтая, были опубликованы исследователем в его монументальном труде «Образцы народной литературы тюркских племен» (СПб., 1866-1907). Другим уникальным по своему научному значению изданием стал четырехтомный «Опыт словаря тюркских наречий» (СПб., 1888-1911). Ценными исследованиями В. Радлова являются также его труды по изучению и переводу основных памятников древнетюркской рунической письменности. Ему принадлежит заслуга в дешифровке (одновременно с В. Томсеном (Дания)) орхоно-енисейской рунической письменности. Кроме того, он был первым, кто исследовал, перевел и издал памятник древнеуйгурской литературы XI в. «Кутадгу-билиг».

Труды В.В. Радлова легли в основу нового этапа в развитии тюркологии. Он ввел в научный оборот большое число новых этнонимов, дал описание некоторых неизвестных ранее народов, описал родоплеменной состав кумандинцев, впервые в этнографической литературе выделил отдельный народ шор, получивший позднее название шорцев, установил самоназвание тувинцев (туба) и мн. др. В своих трудах исследователь предпринял первую попытку дать научную сравнительно-этнографическую характеристику шаманства. Радлов подходил к шаманству как к определенной ступени религиозного развития народов.

Большое внимание уделял ученый сибирской археологии. Он полагал, что для создания общего представления о прошлом народов Сибири нужны систематические археологические исследования. За годы пребывания на Алтае им было раскопано свыше ста различных памятников. Районы археологических исследований охватывали Минусинскую котловину, Алтай, Барабинскую степь, Казахстан. В числе выдающихся археологических открытий ученого – памятник скифского времени – Большой Катандинский курган пазырыкского типа, открытие в долине р. Абакана погребения афанасьевского времени (эпоха ранней бронзы), погребений карасукской культуры. Радлову принадлежит заслуга в создании первой в отечественной науке периодизации археологических памятников Южной Сибири и северо-восточной части Казахстана.

В Западной Сибири - в долине среднего течения Оби и ее притоков - лингвистические и этнографические изыскания в первой половине XIX в. проводил финский ученый Матиас Александр Кастрен (1813-1852). В 1838 г. М.А. Кастрен составил план исследования самодийских языков. С 1842 по 1849 гг. в Сибири ученый проводил исследования среди самодийских (селькупы и ненцы) и уральских (ханты) народов. В 1845 г. Кастрен находился в Нарыме, где собрал ценные сведения о «доселе неизвестных» науке самодийских племен – южных селькупов (остяко-самоедов) и дал им этнолингвистическое описание. В 1846 г. Кастрен посетил г. Томск, где собрал сведения о томских татарах. За время своего путешествия по Сибири Кастрен изучил быт и языки малочисленных, а позже исчезнувших южносибирских народов: камасинцев, маторов, койбалов, карагасов. В Туруханском крае были им описаны языки авамских самоедов (нганасан) и енисейских самоедов (энцев).

Результатом исследовательской деятельности А.М. Кастрена среди самодийских племен Сибири явилась его грамматика и словарь пяти языков: ненецкого, энецкого, нганасанского, селькупского и камасинского, была дана примерная классификация всех самодийских языков. Кастрен, основываясь на лингвистических материалах, первым из ученых-сибиреведов научно обосновал отличие остяков (хантов), самоедов (ненцев), остяко-самоедов (селькупов). Он открыл группу южных (нарымских) селькупов – Томских самоедов, проживающих от устья р. Тыма до устья р.Чулыма в Томской губернии.

Научно-лингвистические исследования М.А. Кастрена венчала его теория алтае-саянского происхождения угро-финских и самодийских народов. Намечая планы дальнейших лингвистических исследований, он писал, что «ближайшей задачей языкознания должно быть установление родства между финнами и тунгусами через посредство самодийских языков». Кастрен считал, что через тунгусов лежит путь к манчьжурам, а от них – к монголам, так как с монголами, вероятно, родственны тюрки, тунгусы и манчьжуры. Самодийским языкам в алтае-саянской теории М.А. Кастрена отводилась роль связующего звена.

 


* Николай Гаврилович Милеску Спафарий родился в 1635 г. в Молдавии. Его род происходил из Греции. Милеску - фамильное прозвище, по названию поместья, которым он владел в Молдавии. Имя Спафарий происходит от именования придворной должности спатаря – «меченоши» – телохранителя господаря в придунайских княжествах («spada» – «меч»). Спафарий получил блестящее по тем временам образование. Он учился в Константинополе и Италии. Владел рядом европейских и восточных языков: итальянским, латинским, древне- и новогреческим, арабским и турецким. В 1671 г. в качестве человека, хорошо знакомого с «восточным вопросом» (при царе Алексее Михайловиче вырабатывалась политика против Турции) Спафарий был направлен в Москву в качестве переводчика Посольского приказа. В 1675 г. Милеску Спафарий был назначен главой русского посольства в Китай, целью которого было наладить торговые отношения с Китаем, получить более точные сведения о кратчайшей дороге в Китай, уладить конфликт на русско-китайской границе в верховьях Амура. В Москву посольство возвратилось в начале января 1678 г.

* Семен Ульянович Ремезов (1642 или 1662 – после 1720 гг.) - выходец из семьи служилых людей г. Тобольска. До начала работы по составлению географического атласа Сибири, в период с 1681 по 1696 гг., выполнял ряд служебных поручений. Зарекомендовал себя как художник: сшил и расписал на шелке семь знамен для конных и пехотных полков. Автор многочисленных чертежей и карт, среди которых планы Тобольска, «Служебная чертежная книга Сибири» и др. Известен был и как автор проекта реконструкции г. Тобольска. Вершиной его научной деятельности стали знаменитая «Чертежная книга Сибири 1701 г.», «История Сибирская» и этнографический труд «Описание о сибирских народах».

* В 1712 г. Григорий Новицкий был сослан в Тобольск за участие в антигосударственном выступлении против России на стороне Швеции (короля Карла XII), как сторонник гетмана Украины Мазепы. Образование Г. Новицкий получил на Украине, окончив Киево-Могилянскую коллегию. В Сибири служил в составе духовной миссии Филофея Лещинского, был надзирателем над новокрещенными Кондинской волости. Погиб осенью 1717 г. в результате восстания хантов. Сочинение Г. Новицкого впервые было напечатано в 1884 г.

* Даниил Готлиб Мессершмидт (1685-1735 гг.) родился в Данциге. Учился в Германии. Обладал энциклопедическим для того времени образованием. Он был врачом и натуралистом, философом, рисовальщиком, владел рядом восточных языков. Его отличала огромная работоспособность. По рекомендации Брейниуса, владельца музея естественной истории в Данциге, который осматривал Петр I, в 1717г. был принят на службу в Россию и в 1719 г. отправлен царем в Сибирь для научных изысканий. Научное путешествие Мессершмидта продолжалось в течение 1719 – 1727 гг. В результате экспедиции им был собран уникальный материал по этнографии и археологии Сибири. Однако он не успел его систематизировать и опубликовать. Часть записей и коллекций погибла во время кораблекрушения в 1731 г., когда Мессершмидт направлялся в Данциг, другая часть его материалов сгорела при пожаре в 1747 г. Оставшиеся записи его путешествия и сохранившиеся коллекции, а также его библиотека были приобретены Академией наук и Московским университетом. Дневники и научные коллекции Мессершмидта были впоследствии использованы другими учеными, в частности, сопровождавшим его в поездке по Сибири пленным шведским офицером Таббертом (немцем по национальности, известным в научных кругах больше как Стралленберг), Г.В. Стеллером, П.С. Палласом, И.Г. Георги.

* Герард Фридрих Миллер (1705-1783 гг.) уроженец г. Герфорда в Вестфалии. Его отец был ректором местной гимназии, мать родом из семьи профессора теологии. Учился в Ринтельнском и Лейпцигском университетах. Будучи студентом Лейпцигского университета, Миллер получил опыт работы с историческими источниками, приняв участие в издании исторических документов, осуществляемое его учителем И.Б. Менке. Миллер обладал хорошими лингвистическими познаниями, знал классическую литературу, был знаком с новейшими для того времени теориями в области лингвистики и этнографии. Влияние на молодого Миллера оказали труды Г.В. Лейбница по местной истории. После окончания университета в 1725 г. Миллер в звании бакалавра прибыл в Петербург, где в качестве «студента» поступил в Академию Наук. Россия того времени сулила молодому ученому безграничные научные перспективы. В первое время Миллер вынужден был преподавать латынь, географию, историю, красноречие в академической гимназии. В 1728 г. его допустили к работе над созданием библиотеки и архива Академии Наук. В 1730 г. он был назначен профессором. В течение 1728-1730 гг. состоял редактором «Санкт-Петербургских Ведомостей» и «Примечаний» к ним. В 1732 г. выступил с предложением о создании научного журнала по русской истории. В журнале предусматривалось публиковать работы по истории и географии России, а также печатать критические статьи на иностранные публикации о России. Первые три номера этого журнала вышли под редакцией Миллера на немецком языке в 1732-1733 гг. С момента подготовки второй Камчатской экспедиции В. Беринга (1728 г.). Г.Ф. Миллер начал вести предварительную теоретическую подготовку. К 1733 г. определились интересы Миллера в области этнографии. К этому времени относится его первое исследование о калмыках, в котором можно усматривать ранний опыт работы Миллера над историческими источниками. Миллеру также принадлежит первая работа о летописи Нестора, исторического памятника Древней Руси. В 1733 г. на Миллера, как уже зарекомендовавшего себя молодого историка, была возложена обязанность провести в Сибири исследования в области географии, истории, этнографии и различных «древностей». Благодаря скрупулезной научной работе в течение десяти лет, Миллер собрал ценнейший материал не только по истории Сибири, но и по истории России. Часть его материалов до сих пор окончательно не изучена. Г.Ф. Миллер во многом предвосхитил развитие исторической науки в России. Его труды остаются важнейшим источником по изучению истории Сибири.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...