Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскройте сущность, требования и условия формирования мисси, видения и целей организации.




Миссия организации и подходы к ее разработке.Существуют широкие и узкие понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеривается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеривается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и сфере ее функционирования. В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающие оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны руководителей, принимающих решения. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель, организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании «Форд» – как предоставление людям дешевого транспорта. В ней четко обозначена область деятельности компании – транспорт, потребители продукции – люди, а также ориентация на широкий круг потребителей. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе. Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность разнотолков, но в то же время оставляла просто для творческого и гибкого развития организации.

Иерархия целей. Управление по целям. По степени важности: 1) стратегические – на решение перспективных масштабных проблем; 2) тактические – являются промежуточными по отношению к первым. Исходя из периода времени реализации: 1) технологические – совершенствование систем управления производственных объектов, компьютеризацию, стр-во новых производственных зданий; 2) экономические – укрепление фин устойчивости организации, рост прибыльности, рын ст0ти акционерного капитала; 3) производственные – состоят в выпуске определённого объёма товаров и услуг, повышение их качества, эф-ти пр-ва; 4) административная – достижение высокой управляемости организацией, надёжного взаимодействия м/д сотрудниками, хорошей дисциплины; 5)маркетинговые – завоевание рынков сбыта, привлечение новых покупателей, продление жизненного цикла товара; 6) научно-технические – создание и внедрение в производство новых и усовершенствование существующих образцов; 7) социальные – создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников. По форме выражения: 1) в количественном; 2) в качественном – достижение морально психологического климата в коллективе. По уровню, к которому они относятся: 1) общие – генеральная цель (миссия) и 4-6 общеорганизационных целей. Миссия даёт представление окружающим о том, что собой представляет данное предприятие, каковы его философия, имидж; 2) специфические – разрабатываются в каждом подразделении и определяют основное направление его деятельности в направлении реализации общих целей. Они бывают операционные – стоят перед отдельными работниками, и оперативные – стоят перед подразделениями. Управление по целям (УПЦ) – это один из методов постановки целей и одновременно это метод (технология) управления. Он предполагает задействование неформальных возможностей, связей, опору на активность персонала. УПЦ (Радугин, Веснин) используют, чтобы сделать управление более открытым, гибким, мягким, вовлечь сотрудников в данный процесс. В общеорганизационном плане УПЦ проводится на совещательном уровне и состоит из следующих этапов: 1) проводится общее собрание руководителей и сотрудников предприятия. Руководители выступают перед подчиненными и разъясняют политику фирмы: стратегию, бюджеты, планы, цели. А затем предлагают подумать и внести свои предложения. Думать нужно не на собрании, а за его пределами. Определяют срок внесения своих предложений (допустим – две недели). 2) на втором этапе идет процесс работы персонала и руководства над предложенным проектом целей и планов. Менеджер и подчиненные встречаются индивидуально друг с другом и вырабатывают определенные решения. 3) проекты доработанных целей, планов, с учетом предложений работников передаются высшему руководству и формализуются (оформляются).) этап контроля – проводят общее собрание, на котором руководители отчитываются о проделанной работе перед собравшимися и отвечают на самые нелицеприятные вопросы и критические замечания <наши руководители (современные) боятся или просто не желают, считая ниже своего достоинства отчитываться перед подчиненными>. Если рассмотреть УПЦ в менее глобальном плане, в отношении к конкретным руководителям или сотрудникам, то следует выделить такие элементы УПЦ.1. Анализ возможностей работника (руководителя) и результатов его деятельности. 2. Определение желаемого результата и его сопоставление с планами, целями, задачами предприятия, подразделения. 3. Определение дополнительных действий. 4. Разработка декларации – она включает в себя:- систему индивидуальных и коллективных целей работников подразделения; - перечень ответственных лиц (за конкретное дело);- обязанности работников в процессе реализации конкретных целей. Когда создают декларацию, менеджер плотно общается, консультируется с подчиненными, учитывает их предложения, согласует деятельность сотрудников между собой. 5. Для каждой цели разрабатывают план действий. А затем менеджер в ходе работы встречается через определенные периоды с работниками, оценивает деятельность, корректирует планы. Поэтому декларация удобна тем, что улучшает общение менеджера и работников, повышает их заинтересованность, работники точно знают, что от них требует руководитель и фирма.

Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование. Она должна иметь признание в обществе. Если руководитель понимает эту миссию, он сможет довести ее до сознания служащих. Служащие должны знать, что работают не за “хлеб благо общества. Миссия организации или ее предназначение, социальная ориентация, определяется ее владельцем до начала хоз. деятельности. По мере активизации деятельности миссия может слегка изменяться. Например, миссия фирмы IBM - предоставление услуг всем странам с целью удовлетворения их потребностей в ЭВМ. В этом случае миссия охватывает широкий спектр деятельности, ориентированный на увеличение объемов производства ЭВМ, услуг, предоставляемых в этой области. Однако при этом предусматривается удовлетворение нужд определенной категории потребителей.

Система целей фирмы включает принципы, духовные ценности, долгосрочные цели. Все это декларирует миссию организации в обществе. Принципы следующие: 1)Рост фирмы благодаря взаимной выгоде для фирмы и потребителей. 2)Получение прибыли благодаря взаимной выгоде фирмы и потребителей.

 

32. Раскройте содержание и методы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации.

Внешняя среда делится на:

1. среда прямого воздействия – факторы,которые непосред-но влияют на деят-ть орг-ции (поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы и гос. органы, профсоюзы, потребители, конкуренты);

2. среда косвенного воздействия – факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на орг-цию, но сказываются на ее функц-нии (сис-ма ценностей и их приоритеты в об-ве, соц. и полит. разв-е населения, нормы местного и международ.делового оборота, полит.обстановка в стране и мире, экон обстановка, прир и обществ катаклизмы).

Осн. хар-ки внеш. среды:

1) Взаимосвязанность факторов внеш. среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на др. факторы. Изменение к.-л. фактора окружения может обуславливать изменение других.

2) Сложность внешней среды – число факторов, на которые орг-ция должна реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора;

3) Подвижность среды – скорость с которой происходят изменения в окружении орг-ции. Окружение совр. орг-ций изменяются с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений и ниже для других. В высокоподвижной среде организации должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;

4) Неопр-ть внешней среды – соот-ние между кол-вом инф-ции о среде, которой располагает орг-ция, и уверенностью в точности этой инф-ции. Чем неопр-нее внешнее окружение, тем труднее принять эфф-ное решение.

Задачи орг-ции по отн-нию к внешней среде: менеджерам необ-мо учитывать действие факторов, находящихся вне орг-ции, поскольку орг-ция как открытая система зависит от внешнего мира в отн-нии поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять сущ-ные факторы в окружении, которые повлияют на его орг-цию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Орг-ции вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эфф-ть.

Внутренняя среда - это та часть общей среды, которая находится в рамках орг-ции. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функц-ние орг-цией.

Значение анализа внут. среды:

* инф-ция о внут. среде фирмы необ-ма менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

* анализ внутренней среды позволяет также лучше (влиять) уяснить цели и задачи организации;

* указывает на то, что помимо производства продукции,оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определение социальные условия для их жизнедеятельности.

Элементы внутренней среды:

1. производство (объем, структура, темпы производства, номенклатура продукции, обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, резервные мощности, местонахождение производства и наличие инфраструктуры, издержки и качество технологий, патенты, торг. марки и т.д.)

2. персонал (структура,потенциал,квалификация, количественный состав раб-ков, произв-ть труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности раб-ков)

3. орг-ция управления (организационная структура, система управления, уровень мен-та, квалификация, способности высшего руководства, фирменная культура, организация системы коммуникации)

4. маркетинг (товары, их доля на рынке, каналы расп-ния и сбыта, маркетинговый бюджет, маркетинговые планы и программы, нововведения, имидж, репутация товаров, стимул-ние сбыта,реклама,ценообразование)

5. финансы и учет (финан. устойчивость и платежеспособность,прибыльность, собственные и заемные ср-ва и их соотношение, эффективная система учета, в т.ч. учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...