Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Пояснительная записка. 3. Методические рекомендации. по созданию видеоурока (учебной видео-презентации). для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью),




2. Пояснительная записка

С приходом в образовательные учреждения всех типов, новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), запросы к работе современного педагога также изменились.  В профессиональном стандарте педагога обозначены следующие требования: умение использовать ИКТ в своей деятельности, формировать у детей навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями, умение создавать комфортную, информационно-насыщенную образовательную среду, умение планировать и проводить интересные учебные занятия, формировать мотивацию к обучению.

Дистанционное образование школьников, наряду с  использованием интерактивной доски, компьютера, планшета, фото- и видео-аппаратуры, становится неотъемлемой частью  современной методики преподавания в школах  в области компьютерных технологий. Кроме того, дистанционное образование представляет собой и необходимую форму обучения в период неблагополучной эпидемиологической обстановки. Крайне важно это для учеников с интеллектуальными нарушениями  (умственной отсталостью), в том числе с ТМНР, которые в период дистанционного обучения наравне с другими обучающимися,  должны получать образование и развиваться. Эффективно организованное дистанционное образование и консультирование как  новый прогрессивный вид обучения и взаимодействия в работе с «особенными» учениками и их родителями, должно максимально сгладить неудобства для обучающегося  и  соединить вместе территориально удаленных - преподавателя, учебный материал и обучаемого, так, чтобы ученик, при этом, не оказался в стрессовой ситуации. Контрольная функция в уроке - наличие обратной связи " ученик - учитель", остается неизменным критерием и при дистанционном образовании школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), в том числе с ТМНР.

Технология создания видеоуроков призвана отвечать всем указанным требованиям и  способствовать повышению  интереса обучающихся к учебному предмету и изучаемому материалу.

Видеоконсультация, как средство для обеспечения связи двух и более лиц по важным темам и вопросам обучения, развития и профилактики, может быть организована в виде дистанционной работы, через видеозапись. Субъектом в видеоконсультации  будет являться педагог, а объектом являются родители и обучающиеся, которые заинтересованы в содержании консультации.

Методический справочник содержит рекомендации по созданию видеоурока и   видеоконсультации   для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), в том числе с ТМНР, которые разработаны в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599, примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).  

Методические рекомендации называют типы видеоуроков и видеоконсультаций  для работы в режиме дистанционного обучения, раскрывают их общую структуру,   описывают этапы создания авторских видеоуроков и видеоконсультаций и  требования к их формату.

Методический справочник адресован учителям, специалистам, педагогам работающим с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), в том числе с ТМНР и  направлен на расширение педагогического опыта в области владения ИКТ и  дистанционного обучения.

3. Методические рекомендации

по созданию видеоурока (учебной видео-презентации)

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью),

в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР),

для работы в режиме дистанционного обучения.

· Типы видеоуроков

для работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) в том числе ТМНР, в режиме дистанционного обучения.

В идеоурок (обучающая видео-презентация), как и урок (в традиционном педагогическом понимании) - это форма учебной работы, законченный в смысловом, временном и организационном отношении, отрезок  учебного процесса.  Видеоурок для учащихся с интеллектуальными нарушениями  должен соответствовать общей и специальной (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в том числе с ТМНР), методике преподавания конкретного учебного предмета, а также содержать главные этапы урока.

Для работы в режиме дистанционного обучения, с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) в том числе ТМНР,  при  разработке видеоурока, рекомендуется воспользоваться следующей типологией видеоуроков по способу организации:

Видеоурок-лекция (теоретический урок) – урок, в котором изучаемый учебный  материал представлен в виде последовательного рассказа учителя с использованием объяснительно-иллюстративного материала. Видеоурок – лекция   также, может раскрывать причинно- следственные связи событий и явлений, доступные обучающимся для понимания.  Нужно помнить, что данный тип видеоурока предлагает учащимся только восприятие учебного материала, поэтому это требует произвольного внимания и  быстро утомляет учеников. В большей степени видеоурок-лекция рассчитан на обучающихся  старших  классов и может иметь продолжительность до 10 минут.  Однако, и здесь  видеоурок должен озвучиваться учителем в простой, понятной последовательной форме изложения материала (без сложных умозаключений, метафор, отступлений) и сопровождаться последовательной сменой иллюстраций (таблиц, схем и тд), включением видеофрагментов, раскрывающих смысл теоретического материала. Ощущение виртуального общения в таком видеоуроке  отсутствует.

Видеоурок-практическая работа – урок, главная цель которого помочь обучающимся применить теоретические знания на практике, осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков. Основная цель данного типа видеоурока – практическая работа в рамках заданной темы. Основная часть такого  видеоурока предполагает выполнение учащимися практической работы (дистанционно, по ту сторону экрана). Основное требование к видеоуроку такого типа - четкая последовательная, поэтапная инструкция выполнения практической работы, поэтому в видеоуроке учителю следует  обозначать место, где ученик должен поставить  видео на паузу, для выполнения очередного действия практической работы. Учитель в видеоуроке не только проговаривает каждый этап, но и сопровождает  речь объяснительно-иллюстративным материалом или видео фрагментами действий, которые учащиеся должны повторить.  Перед началом практической работы, следует повторить правила  техники безопасности при работе. Если практическая работа предполагает работу с травмоопасными (острыми, колющими, электрическими и т. д. ) предметами, в видеоуроке следует разместить и озвучить предупреждение  «Внимание! Травмоопасно! Практическая работа выполняется только под контролем взрослого». В видеоуроке такого типа присутствует ощущение виртуального общения учителя с обучающимся.

Комбинированный видеоурок – урок, сочетающий в себе элементы практического и теоретического урока. Данный тип видеоурока позволяет учителю повторять и закреплять с учащимися изученный материал по теме. Учителю следует помнить, что и при создании комбинированного видеоурока, учащимся нужна поддержка, опора, образец, разъяснения, поэтому в видеоуроке должны звучать не только вопросы и задания, но и даваться (демонстрироваться) верные ответы на них. В видеоуроке такого типа создается ощущение виртуального общения и сотрудничества учителя с обучающимся.

Нетрадиционный видеоурок – урок, в котором возможна реализация творческой идеи с использованием совокупности уроков, включающий наиболее характерные структурные элементы уроков разного типа. Творческая идея нетрадиционного видеоурока    может быть задумана в различной форме (путешествие, игра, викторина, сказка, Веб-квест - с использованием информационных ресурсов Интернета и т. д. ). В нетрадиционном видеоуроке возможно использование видео и аудио-эффектов, привлечение персонажей (героев), которые будут участвовать в содержании (моментах) видеоурока. При этом, учитель не должен забывать про правила нетрадиционного урока: «Не перегружать эмоции ученика» и «Действия персонажей (сюжет) не должны перекрывать учебный материал». Ощущение виртуального общения учителя с обучающимся в видеоуроке такого типа присутствует и наполнено эмоциями.  

Видеоурок-самостоятельная работа – урок, в котором предполагается самостоятельная работа учащихся по изученному материалу урока. Учащиеся должны проявляя усилия и активность, самостоятельно выполнить предложенные учителем упражнения.  Для продуктивной работы учащихся, в видеоуроке  нельзя пропускать этап подготовки. Учителю необходимо организовать самостоятельную деятельность обучающихся. На подготовительном этапе видеоурока, учитель знакомит учащихся с заданием, объясняет его смысл и демонстрирует правила оформления. После этого ученики приступают к самостоятельному выполнению задания.

При подготовке видеоурока-самостоятельной работы, нужно учитывать ее объем и содержание. При этом, следует руководствоваться основными принципами дидактики: принцип доступности и систематичности (включаются задания, подобные тем, которые обучающиеся выполняли в классе), постепенности в нарастании трудностей (каждое последующее задание требует большей мыслительной деятельности), а также принцип дифференцированного подхода к учащимся (для самостоятельной работы предлагаются разноуровневые задания). В видеоуроке данного типа, правильные ответы не озвучиваются и не демонстрируются учащимся, предполагается последующая проверка работ учителем. В видеоуроке такого типа должно также присутствовать ощущение виртуального общения и поддержки обучающихся учителем.

· Общая структура видеоурока (учебной видео-презентации) для работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) в том числе ТМНР, в режиме дистанционного обучения

В основе конкретного видеоурока лежит  структура  классических уроков. Однако, временные рамки видеоурока  значительно отличаются от классического урока в классе и не должны превышать 15 минут продолжительности в чистом виде, без учета самостоятельной работы и рабочих пауз в ходе урока.  Это связано с психофизическими особенностями обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) в том числе ТМНР, быстрой утомляемостью и  ограниченной возможностью учащихся эффективно воспринимать электронный материал в дистанционном формате.

При подготовке видеоурока для работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) в том числе ТМНР, в режиме дистанционного обучения,  рекомендуется соблюдать общую структуру и следовать   следующим этапам:

1. Заставка видеоурока содержит  (демонстрирует) следующую информацию: школьный логотип, полное название образовательной организации с указанием местонахождения учреждения (город, область, округ), название урока, название темы урока, указание аудитории видеоурока (возрастная, учебная категория обучающихся, для которых видеоурок способствует овладению знаниями, умениями, навыками и необходимыми компетенциями), тип видеоурока, фамилия, имя, отчество учителя.

2.   Организационный момент – приветствие учеников с представлением учителем своего имени и отчества (если видеоурок подразумевает участие родителей, то необходимо приветствовать и  родителей),  указание (озвучивание) названия урока. На данном этапе допускается использование приемов организации учащихся, которые используются учителем и в классной форме проведения урока.

3. Сообщение темы и цели урока – этап, на котором ученики должны понять каким учебным предметом они будут заниматься и какую учебную цель им нужно сегодня выполнить.  В классическом варианте урока – это озвучивание учителем темы и цели  видеоурока. Учитель сообщает тему урока так, как она звучала бы для детей на обычном уроке в классе.  Разъяснение учителем цели урока поможет учащимся понять, чем на данном видеоуроке они будут заниматься.  В современном уроке учитель подводит учащихся к осознанию темы. Для этого в видеоуроке возможно использование различных приемов привлечения внимания  детей, подсказки (рифмованное сообщение темы, проблемная ситуация, загадка, эпиграф, иллюстрация, появление персонажа (героя), пословица, задание «Что здесь лишнее? », аудиофайл или видеофайл с заданием «Послушайте (посмотрите и определите, о чем будет наш урок? », показ части картинки «Что это? », «Чего не хватает? »  и т. д. ). И после данной формы начала урока,  учитель подтверждает подсказку-называет тему и цели урока. Следует помнить, что данный этап урока является начальным, и поэтому не должен затягиваться по времени.

4. Работа по теме урока – основной этап видеоурока и зависит от главной образовательной задачи урока (сообщение новых знаний; закрепление, обобщение  знаний, умений; самостоятельная или практическая работа), а также сюжетной задумки учителя.  На данном этапе видеоурока, учащимся предлагаются задания, соответствующие теме и решающие главные образовательные задачи  урока (прослушивание объяснения учителя, работа с таблицами (картами, схемами), вопросы по теме урока с опорой на иллюстрации, игровые упражнения и задания, совместное чтение и проговаривание, просмотр видео, демонстрация практических действий с предметами и др. ) В процессе работы по теме урока, возможно включение практической работы учащихся (работа в тетради, рисование в альбоме, действия с предметами, обслуживающий, бытовой, профильный труд и др). В таком случае в видеоуроке  учителю необходимо обозначать место, где ученик должен поставить видео на паузу, для выполнения действия практической работы.  

5. Закрепление знаний – короткий по времени этап, в процессе которого организуется работа учащихся, направленная на закрепление изученного на уроке, материала (краткое повторение, ответы на вопросы по теме,  самостоятельное выполнение задания нового типа по теме и его самопроверка (сравнивание с образцом), выявление возможных ошибок и способов их исправления или доработки). Эмоциональная сторона данного этапа  видеоурока состоит в обеспечении для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

6. Итог видеоурока- завершающий этап, в ходе которого учитель обобщает выполненную на уроке работу, организует рефлексию, самооценку, благодарит учащихся за работу. Кроме того, на этом этапе, учитель может нацелить учащихся на дальнейшую работу по теме.

 

При создании видеоурока  для работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) в том числе ТМНР, в режиме дистанционного обучения, следует учитывать важные моменты:

- видеоурок создается и озвучивается в привычном для обучающихся возрастной аудитории, темпе;

- повествование, вопросы, задания для учащихся формулируются в простой, доступной речевой форме;

- текст, который озвучивается учителем, не должен дублироваться на экране (если это не подразумевает задание для учащихся).  В кадре (на слайде) не должно быть много текста.

- видеоурок должен содержать разные виды деятельности.

 

· Этапы разработки видеоурока (учебной видео-презентации)  для работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) в том числе ТМНР,  в режиме дистанционного обучения.

Прежде чем приступить к созданию видеоурока, как и при подготовке к классическому уроку, учителю необходимо продумать задачи,  план и содержание видеоурока с учетом его аудитории.

При разработке  видеоурока (учебной видео-презентации), рекомендуется следовать следующими этапами:

1. Определить целевую аудиторию видеоурока. Даже если вы создаете видеоурок для конкретного класса, важно определить границы охвата  обучающихся, которым будет видео-материал полезен.

2. Подготовить конспект (сценарий) видеоурока. Учителю важно подобрать, подготовить и последовательно выстроить наглядный материал к видеоуроку (создать учебную презентацию с объяснительно-иллюстративным материалом, подобрать видео, аудио фрагменты). Звуковое сопровождение (музыка, звуки природы и т. д. ) возможно, как включить в учебную презентацию заранее, так и добавить позднее, при обработке видеоурока в видеоредакторе. Также важно заранее подготовить текстовое сопровождение видеоурока (озвучку).  Даже если вы отлично разбираетесь в теме урока, текстовое сопровождение видеоурока поможет структурировать речь учителя, продумать качество речи, формулировку вопросов и заданий.  Это сделает видеоурок более понятным, интересным и  ценным.

3. Провести репетицию видеоурока.  Перед чистовой записью видеоурока, прочтите текстовое сопровождение вслух, выберите оптимальную громкость и темп речи. Обязательно протестируйте запись микрофона и системного звука  (в записи, звук голоса учителя и звук видео должны примерно совпадать по громкости).

4. Подготовить место записи видеоурока. Для записи видеоурока рекомендуется выбирать отдельное помещение (комнату), с хорошей шумоизоляцией, закрытым окном. Перед записью видеоурока выключите кондиционер, офисную технику, уведомления на компьютере, а также, отключите звук у телефона. Важно, во время записи не допускать даже незначительных посторонних звуков (скрип мебели, шуршание листов бумаги, шум деталей одежды и т. д. ), которые могут испортить качество записи.

5. Продумать  свой внешний вид (если планируется запись с веб-камеры). При выборе одежды учителем, главное, чтобы она выглядела сдержанно, опрятно, или, возможно дополняла художественный образ нетрадиционного урока. Во время записи на веб-камеру, при выборе одежды нужно помнить: вещи в мелкую клеточку, полоску или горошек будут рябить на экране; от пестрых костюмов крикливых цветов режет глаза; наряды, цвет которых совпадает с цветом фона сольются с фоном.

 

· Требования к формату видеоурока (учебной презентации).

Видеоурок должен быть записан  по одной из учебных тем.

- Продолжительность видеоурока: не более 15 минут.

- Формат файла: mp4, avi, mkv.

- Разрешение: от 1024x768 до 1280х720.

- Объем файла: не более 300 Мб.

- Качество звука: стерео.

- Титры и заставка для видеоурока должны быть созданы стандартным шрифтом Times New Roman (14 - 18), в тексте допускаются выделения, курсив.

- Порядок и место расположения  на заставке:

1кадр. в центре - школьный логотип (или анимация);  

2 кадр. Вверху по центру - полное название образовательной организации с указанием местонахождения учреждения (город, область, округ); в центре, последовательно вниз по строкам -  название урока, название темы урока, указание аудитории видеоурока (возрастная, учебная категория обучающихся, для которых видеоурок способствует овладению знаниями, умениями, навыками и необходимыми компетенциями), тип видеоурока; внизу справа - фамилия, имя, отчество учителя с указанием должности.

- Указание источников и авторских прав на материалы, используемые в видеоуроке, обязательно.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...