Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскройте сущность, задачи, принципы и методы исследования систем управления.




Значимость СУ(система управления) в достижении целей и решении задач, стоящих перед организациями, нельзя переоценить. В связи с этим специалистам в области менеджмента необходимо иметь знания, умения и навыки по их исследованию. Квалифицированно проведенные исследовательские работы СУ позволят обеспечить развитие теории и практики построения новых и совершенствования действующих СУ, что создаст в дальнейшем условия для более эффективного их функционирования.

Задачи исследования СУ ставятся в подавляющей части случаев применительно к хозяйственным организациям, поэтому в данном пособии большее внимание будет уделено именно такого вида объектам. При этом организация или предприятие рассматривается как определенная целостность, представляющая собой социально-экономическую систему.

Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в а) распознавании проблем и ситуаций, б) определении их происхождения, свойств, содержания, закономерностей поведения и развития, в) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний, г) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике се разрешения.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течении пяти лет в среднем 10-12 о решений. связанных с инновациями, в то время как менеджер примерно такого же уровня в Японии - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над которыми очень полезно задуматься.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение, организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее З0 % рабочего времени или усилий менеджера. Если он имеет успех, уму надо понимать почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины этой неудачи. Ему необходимо понимать это и видеть не только интуитивно, но обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому. возрастать. Почему? Это тенденция развития управления. Сегодня в управлении как правило, нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально - психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

Исследования в деятельности менеджера - это не только научность явления, но и искусство, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование". Надо исследовать не только процессы объекта управления но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика как в отношении характера исследуемых проблем, так и методов их изучения да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т.п. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала - является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работников в полном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления,

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению обеспечивающий качество управленческих решений и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.)

Формула современного управления. Управлять совершенствуя и совершенствуясь. Только исследование управления поможет реализовать эту формулу,

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества и не может быть творчества без исследования, не может быть исследования без освоения его приемов, методов, подходов.

Исследование, как научное изучение и процесс познания, всегда находилось под пристальным вниманием многих исследователей. В условиях рыночных отношений и конкуренции особым вниманием объективно пользуются исследовательские работы по улучшению управления организациями и предприятиями. При этом, как правило, элементы любой системы представляют собой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая система, в свою очередь, обычно выступает как отдельный элемент более высокого порядка. Например, применительно к СУ экономикой страны можно определить в ней множество подсистем, которые являются частью целого - всей экономики и также образуют свою систему. СУ организацией также представляет собой самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого порядка (например, в систему управления холдингом и т.д.).

Каждая СУ имеет определенное назначение и соответственно должна содержать целевую функцию, определяющую характер взаимодействия всех ее элементов. При реализации такой функции в системе организации всегда можно выделить объект управления (управляемую подсистему) и субъект управления (управляющую подсистему), между которыми должна осуществляться связь по прямому (от субъекта к объекту - управляющие информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту - информация о состоянии объекта) каналам связи. Кроме того должны осуществляться другие внутренние и внешние связи. Следует отметить, что для производственной организации в качестве объекта управления будет выступать его производственная подсистема, которая, как известно, включает основное, вспомогательное и обслуживающее производства. На основе производственных функций и используемой технологии в этих производствах формируется производственная структура, основным звеном которой являются производственные подразделения.

В основном производстве к таким подразделениям относятся, как правило, цехи, изготавливающие основную продукцию. Например, для машиностроения это будут заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи.

Во вспомогательном производстве основу производственной структуры также составляют цехи, но изготавливающие вспомогательную продукцию, потребляемую непосредственно при производстве основной продукции предприятия. На машиностроительном предприятии это могут быть инструментальные, штамповочные, модельные и ремонтные цехи.

Обслуживающее производство включает подразделения, предназначенные для обслуживания основного и вспомогательного производств. К ним могут относится, например, транспортные, складские, энергетические, сантехнические и другие хозяйства.

Состав элементов каждой из подсистем СУ может быть разнообразным и во многом зависит от конкретного содержания системы организации. Наиболее универсальным представляется подход к определению состава элементов СУ в зависимости от состава элементов производственной системы. При этом целесообразно принимать число элементов субъекта равным числу элементов объекта при их относительно возможном соответствии друг другу.

Для условий рынка в составе как управляемой, так и управляющей подсистем системы организации следует (помимо целей и стратегии, также ресурсов на входе системы, внешних условий и факторов, влияющих на систему) выделить результирующие, ресурсные и функционально-организационные группы элементов.

При проведении исследований СУ может использоваться исключительно широкий арсенал разнообразных методов. Соответственно все они могут быть различным образом классифицированы. Например, методы исследования могут быть подразделены на:

  • теоретические;
  • эмпирические;
  • теоретико-эмпирические.

При этом к теоретическим методам исследования можно отнести следующие:

  • метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры СУ в знаковой форме с помощью искусственных языков и символов, что может обеспечить краткость и однозначность результата исследования. Этот метод взаимосвязан с другими методами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т.п.);
  • метод аксиоматизации, основанный на получении результатов исследования на базе логических аксиом;
  • метод идеализации, предполагающий изучение элемента или компонента системы, наделенного некими гипотетическими идеальными свойствами. Это позволяет упростить исследования и получить результаты на основе математических вычислений с любой наперед заданной точностью;
  • метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от логического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта к целостному конкретному его познанию.

К эмпирическим методам можно отнести:

  • метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования;
  • метод измерения, позволяющий дать определенными единицами измерения численную оценку исследуемого свойства объекта;
  • метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. - в зависимости от цели исследования);
  • метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях. Условия могут натурные или моделированные. Данный метод предполагает, как правило, использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения. измерения и сравнения.

Теоретико-эмпирические методы исследования могут включать:

  • метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучение в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования);
  • метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов в СУ анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и составить технологическую схему;
  • метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);
  • метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.

Другими примерами классификации методов может служить группировка их по стадиям и этапам исследования, по принадлежности к областям науки и научным направлениям, по целям исследования, по видам анализа и т.п.

Среди видов анализа следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.

Прогностический анализ осуществляется при четкой постановке целей развития системы управления. Это определяет необходимость выявления тенденций и разработки прогноза развития исследуемого объекта, что требует формирования его концептуальной (идеальной, желаемой) модели. Такая модель обычно описывается с помощью системы взаимоувязанных параметров и показателей.

Результатами исследования СУ должно быть не только обоснованные направления развития системы на перспективный период, но и должны быть определены причинно-следственные связи, приоритеты и мероприятия по совершенствованию систем для конкретных условий функционирования. Это может быть достигнуто проведением диагностического анализа - диагностики СУ. Здесь диагностику следует понимать как комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих установить влияние одних факторов на другие и их связи, с целью определения недостатков в СУ и их последующей ликвидации.

Диагностический анализ служит основой для выполнения детального (тематического) анализа. Он направлен на поиск количественно определенных резервов в СУ. Детализация может осуществляться, например, методом декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элементы. При этом чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явления и получить более эффективные результаты.

При исследовании СУ немаловажное значение может играть также проведение глобального анализа, охватывающего различные иерархические уровни управления и соответственно различного уровни системы. При проведении такого анализа изучению подвергаются взаимосвязи и взаимодействие различных систем организаций, осуществляющих единый производственный процесс.

Независимо от классификации исследований СУ, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают упоминания (кроме указанных ранее) те конкретные методы, которые нередко используются в практике.

К таким методам относятся:

  • самообследование;
  • интервьюирование, беседа;
  • активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня;
  • анкетирование;
  • изучение документации и информационных материалов;
  • фукнкционально-стоимостной анализ;
  • декомпозиция;
  • последовательная подстановка;
  • сравнение;
  • динамический;
  • структуризация целей;
  • экспертный;
  • социологический;
  • органолептический;
  • нормативный;
  • параметрический;
  • главных компонент;
  • балансовый;
  • корреляционный;
  • матричный;
  • аналитически-расчетный;
  • аналогий;
  • сетевой;
  • блочный;
  • творческих совещаний;
  • морфологический анализ;
  • дифференциальный, комплексный и смешанный;
  • индексный;
  • графический и номографический.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...