Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заснешь с прикушенной губой...




АЛЕКСАНДР КУШНЕР.

  СТИХОТВОРЕНИЯ.

А если в ад я попаду...

 

А если в ад я попаду,

Есть наказание в аду

И для меня: не лед, не пламя!

Мгновенья те, когда я мог

Рискнуть, но стыл и тер висок,

Опять пройдут перед глазами.

 

Все счастье, сколько упустил,

В саду, в лесу и у перил,

В пути, в гостях и темном море...

Есть казнь в аду таким, как я:

То рай прошедшего житья.

Тоска о смертном недоборе.

 

1975

А музыке нас птицы научили

 

Не знаю, кто таинственным стихам,

А музыке нас птицы научили.

По зарослям, по роще и кустам -

И дырочки мы в дудке просверлили.

 

Как отблагодарить учителей?

Молочная твоя кипит наука,

О, пеночка! За плеск восьмых долей,

За паузы, за Моцарта, за Глюка.

 

Не знаю, кто стихам - так далеко

Туманное и трудное начало.

Пока ты пела в чаще - молоко

На плитке у хозяйки убежало.

 

Стихи никто не пишет, кроме нас.

В них что-то есть от пота, есть от пыли.

Бессмертные, умрут они сейчас.

А музыке нас птицы научили!

 

1982

 

Ах, что за ночь, что за снег, что за ночь, что за снег!..

 

Ах, что за ночь, что за снег, что за ночь, что за снег!

Кто научил его падать торжественно так?

Город и все его двадцать дымящихся рек

Бег замедляют и вдруг переходят на шаг.

 

Диск телефона не стану крутить - все равно

Спишь в этот час, отключив до утра аппарат.

Ах, как бело, как черно, как бело, как черно!

Царственно-важный, парадный, большой снегопад.

 

Каждый шишак на ограде в объеме растет,

Каждый сучок располнел от общественных сумм.

Нас не затопит, но, видимо, нас заметет:

Все Геркуланум с Помпеей приходят на ум.

 

В детстве лишь, помнится, были такие снега,

Скоро останентся колышек шпиля от нас,

Чтобы Мюнхаузен, едущий издалека,

К острому шпилю коня привязал еще раз.

 

1975

Белые ночи

 

Пошли на убыль эти ночи,

Еще похожие на дни.

Еще кромешный полог, скорчась,

Приподнимают нам они,

Чтоб различали мы в испуге,

Клонясь к подушке меловой,

Лицо любви, как в смертной муке

Лицо с закушенной губой. 

 

* * *

 

Бледнеют закаты,

пустеют сады

от невской прохлады,

от яркой воды.

 

Как будто бы где–то

оставили дверь

открытой – и это

сказалось теперь.

 

И чувствуем сами:

не только у ног,

но и между нами

прошел холодок.

 

Как грустно! Как поздно!

Ты машешь рукой.

И город – как создан

для дружбы такой.

 

Он холод вдыхает

на зимний манер

и сам выбирает

короткий размер.

 

И слово «холодный»,

снежиночка, пух,

звучит как «свободный»

и радует слух.  

 

* * *

 

Бог семейных удовольствий,

Мирных сценок и торжеств,

Ты, как сторож в садоводстве,

Стар и добр среди божеств.

 

Поручил ты мне младенца,

Подарил ты мне жену,

Стол, и стул, и полотенце,

И ночную тишину.

 

Но голландского покроя

Мастерство и благодать

Не дают тебе покоя

И мешают рисовать.

 

Так как знаем деньгам цену,

Ты рисуешь нас в трудах,

А в уме лелеешь сцену

В развлеченьях и цветах.

 

Ты бокал суешь мне в руку,

Ты на стол швыряешь дичь

И сажаешь нас по кругу,

И не можешь нас постичь!

 

Мы и впрямь к столу присядем,

Лишь тебя не убедим,

Тихо мальчика погладим,

Друг на друга поглядим.

 

1966

Быть классиком - значит стоять на шкафу...

 

Быть классиком - значит стоять на шкафу

Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.

О, Гоголь, во сне ль это все, наяву?

Так чучело ставят: бекаса, сову.

Стоишь вместо птицы.

 

Он кутался в шарф, он любил мастерить

Жилеты, камзолы.

Не то что раздеться - куска проглотить

Не мог при свидетелях - скульптором голый

Поставлен. Приятно ли классиком быть?

 

Быть классиком - в классе со шкафа смотреть

На школьников; им и запомнится Гоголь

Не странник, не праведник, даже не щеголь,

Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.

 

Как нос Ковалева. Последний урок:

Не надо выдумывать, жизнь фантастична!

О, юноши, пыль на лице как чулок!

Быть классиком страшно, почти неприлично.

Не слышат: им хочется под потолок.

 

1982

В Петербурге мы сойдёмся снова...

 

В Петербурге мы сойдёмся снова,

Мандельштама пригласим.

Пусть сидит он, смотрит бестолково,

Где он, что он, что плохого с ним?

Всё в порядке. Ничего плохого.

Только слава и табачный дым.

 

Ни полёт с прыжком и пируэтом

Не отдав, ни арию - на слом,

Мы театру оперы с балетом

Предпочли беседу за столом

В измеренье этом,

А не в пышном, ложно-золотом.

 

Для такого редкостного гостя

На столе вина у нас букет:

Пыльный папский замок, как в коросте,

(Ничего хорошего в нём нет),

Мозельвейн,- в чём дело? Дело в тосте:

Сколько зим и сколько страшных лет!

 

Никакого пролетариата

С обращеньем к взрослому на ты.

Как же мучил честно, виновато

Он себя, до полной слепоты,

Подставляя лоб покатый

Под лучи всемирной пустоты.

 

Видит Бог, нет музыки над нами,

Той, что Ницше вытащил на свет.

Мы сейчас её добудем сами,

Жаркий повод, рифму и сюжет.

 

Потому и кружатся созвездья,

Что, поверх идейных пустяков,

Не столетье, а тысячелетье -

Мера для прозрений и стихов.

Час и два готов смотреть я,

Как он курит, к жизни не готов.

 

Вечной жизни. Что ж, пошире шторы

Для него раздвину на окне.

Что там? Башня, где ночные споры

При Иванове и Кузмине

В хороводы превращались, в хоры,

Мы без хоров справимся вполне.

 

Лишь бы сад Таврический зелёный,

Как волна морская, шелестел

И мотор нестрашный, полусонный,

На стихи полночные летел.

 

Я не знаю, чем закончить эти

Строфы. Нет в запасе у меня

Вывода. Зато стихи на сети

Не похожи, ночь - не западня,

И гуляет ветер

В плотных шторах, кольцами звеня.

 

1996

Ваза

 

На античной вазе выступает

Человечков дивный хоровод.

Непонятно, кто кому внимает,

Непонятно, кто за кем идет.

 

Глубока старинная насечка.

Каждый пляшет и чему–то рад.

Среди них найду я человечка

С головой, повернутой назад.

 

Он высоко ноги поднимает

И вперед стремительно летит,

Но как будто что–то вспоминает

И назад, как в прошлое, глядит.

 

Что он видит? Горе неуместно.

То ли машет милая рукой,

То ли друг взывает – неизвестно!

Оттого и грустный он такой.

 

Старый мастер, резчик по металлу

Жизнь мою в рисунок разверни,

Я пойду кружиться до отвала

И плясать не хуже, чем они.

 

И в чужие вслушиваться речи,

И под бубен прыгать невпопад,

Как печальный этот человечек

С головой, повернутой назад.

 

1962

Вводные слова

 

Возьмите вводные слова.

От них кружится голова,

Они мешают суть сберечь

И замедляют нашу речь.

И все ж удобны потому,

Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому,

О чем, смущаясь, говорим.

Мне скажут: «К счастью...»

И потом

Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд.

Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

Слова «во–первых», «во–вторых».

Они, начав издалека,

Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока

Не знаю где была душа.

 

1962

* * *

 

Вот я в ночной тени стою

Один в пустом саду.

То скрипнет тихо дверь в раю,

То хлопнет дверь в аду.

 

А слева музыка звучит

И голос в лад поет.

А справа кто–то все кричит

И эту жизнь клянет. 

 

Времена не выбирают...

 

Времена не выбирают,

В них живут и умирают.

Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять.

Будто можно те на эти,

Как на рынке, поменять.

 

Что ни век, то век железный.

Но дымится сад чудесный,

Блещет тучка; я в пять лет

Должен был от скарлатины

Умереть, живи в невинный

Век, в котором горя нет.

 

Ты себя в счастливцы прочишь,

А при Грозном жить не хочешь?

Не мечтаешь о чуме

Флорентийской и проказе?

Хочешь ехать в первом классе,

А не в трюме, в полутьме?

 

Что ни век, то век железный.

Но дымится сад чудесный,

Блещет тучка; обниму

Век мой, рок мой на прощанье.

Время - это испытанье.

Не завидуй никому.

 

Крепко тесное объятье.

Время - кожа, а не платье.

Глубока его печать.

Словно с пальцев отпечатки,

С нас - его черты и складки,

Приглядевшись, можно взять.

 

1978

Где та скала...

Где та скала,

скала,

скала,

с которой сбрасывали вниз,

вниз,

вниз

дрожащие тела,

за кустик, словно за карниз,

цепляющиеся, ведь есть,

ведь никуда ж не делась, ждет.

О, посмотреть бы, о, залесть,-

и xищныx птиц над ней полет.

 

Надеюсь я, что море там

под ней блестит,

блестит,

блестит,

а не лежит обычный xлам,

турисцкий сор, житейский стыд,

или я путаю ее

с другой, которую избрав

xлебнула Сафо забытье

не так, как все мы, а стремглав.

 

И я читал,

читал,

читал

о том, как нынешний француз-

философ

взял одну из скал

на выбор, выбрал на свой вкус,

приеxав в Грецию, но лай

собачий путника отвлек -

и он присел на самый край,

потом отполз и навзнич лег.

 

И разве в пропасть не летим

мы, оступаясь, каждый миг,

все вместе,

каждый со своим

отдельным страxом, сколько б книг

мы ни читали, заслонить

не в силаx чтеньем смертный вой,

стремясь продлить его,

продлить,

продлить,

ведь, жалкий, он - живой!

 

1974

Гофман

 

Одну минуточку, я что хотел спросить:

Легко ли Гофману три имени носить?

О, горевать и уставать за трех людей

Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.

Эрнст — только винтик, канцелярии юрист,

Он за листом в суде марает новый лист,

Не рисовать, не сочинять ему, не петь —

В бюрократической машине той скрипеть.

 

Скрипеть, потеть, смягчать кому–то приговор.

Куда удачливее Эрнста Теодор.

Придя домой, превозмогая боль в плече,

Он пишет повести ночами при свече.

Он пишет повести, а сердцу все грустней.

Тогда приходит к Теодору Амадей,

Гость удивительный и самый дорогой.

Он, словно Моцарт, машет в воздухе рукой...

 

На Фридрихштрассе Гофман кофе пьет и ест.

«На Фридрихштрассе»,— говорит тихонько Эрнст.

«Ах нет, направо!» — умоляет Теодор.

«Идем налево,— оба слышат,— и во двор».

Играет флейта еле–еле во дворе,

Как будто школьник водит пальцем в букваре.

«Но все равно она,— вздыхает Амадей,—

Судебных записей милей и повестей». 

 

Два голоса

 

Озирая потемки,

расправляя рукой

с узелками тесемки

на подушке сырой,

рядом с лампочкой синей

не засну в полутьме

на дорожной перине,

на казенном клейме.

 

- Ты, дорожные знаки

подносящий к плечу,

я сегодня во мраке

словно ангел, лечу.

К моему изголовью

подступают кусты.

Помоги мне! С любовью

не справляюсь, как ты.

 

- Не проси облегченья

от любви, не проси.

Согласись на мученье

и губу прикуси.

Бодрствуй с полночью вместе,

не мечтай разлюбить.

я тебе на разьезде

посвечу, так и быть.

 

Ты, фонарь подносящий,

как огонь к сургучу,

я над речкой и чащей,

как твой ангел, лечу.

Синий свет худосочный,

отраженный в окне,

вроде жилки височной,

не погасшей во мне.

 

- Не проси облегченья

от любви, его нет.

Поздней ночью - свеченье,

днем - сияньйе и свет.

Что весной развлеченье,

тяжкий труд к декабрю.

Не проси облегченья

от любви, говорю.

 

1972

* * *

 

Декабрьским утром черно–синим

Тепло домашнее покинем

И выйдем молча на мороз.

Киоск фанерный льдом зарос,

Уходит в небо пар отвесный,

Деревья бьет сырая дрожь,

И ты не дремлешь, друг прелестный,

А щеки варежкою трешь.

 

Шел ночью снег. Скребут скребками.

Бегут кто тише, кто быстрей.

В слезах, под теплыми платками,

Проносят сонных малышей.

Как не похожи на прогулки

Такие выходы к реке!

Мы дрогнем в темном переулке

На ленинградском сквозняке.

 

И я с усилием привычным

Вернуть стараюсь красоту

Домам, и скверам безразличным,

И пешеходу на мосту.

И пропускаю свой автобус,

И замерзаю, весь в снегу,

Но жить, покуда этот фокус

Мне не удался, не могу.

 

1966

День рождения

 

Чтоб двадцать семь свечей зажечь

С одной горящей спички,

Пришлось тому, кто начал речь,

Обжечься с непривычки.

 

Лихие спорщики и те

Следили, взяв конфету,

Как постепенно в темноте

Свет прибавлялся к свету.

 

Тянулся нож во мгле к лучу,

И грань стекла светилась,

И тьмы на каждую свечу

Все меньше приходилось.

 

И думал я, что жизнь и свет –

Одно, что мы с годами

Должны светлеть, а тьма на нет

Должна сходить пред нами.

 

Сидели мы плечо к плечу,

Казалось, думал каждый

О том, кто первую свечу

В нас засветил однажды.

 

Горело мало, что ли, свеч,

Туман сильней клубился,

Что он еще одну зажечь

Решил – и ты родился.

 

И что–то выхватил из мглы:

Футляр от скрипки, скрипку,

Бутыль, коробку пастилы,

А может быть, улыбку.

 

1966

Доклад

Не Татьяну Онегин любил, не Татьяну!

- А кого, разрешите узнать?

- Ольгу, не равнодушен к лицу её, стану.

Я с докладчиком спорить не стану,

«Хорошо,- говорю,- что не мать».

Он советует нам присмотреться к роману,

всё по пунктам готов доказать.

a) Онегин советует выбрать другую -

и неискренен этот совет.

b) не скажет же Ленскому он: я ревную,

ты играешь с ней в шахматы,

ты не чужую,

ты свою съел ладью, ты - поэт,

ты в альбом её пишешь, а глупость какую

ты несёшь, романтический бред!

c) Онегин танцует и вальс, и мазурку

с Ольгой, с Ольгой на сельском балу!

d) Дуэль. Месть такая не снилось

и турку,

и погрязшему в кознях и зле Петербургу,

автор, сидючи в псковском углу,

издевается: снять надо с замысла шкурку

и проникнуть в сердечную мглу.

И снимают, сдирают, по Фрейду и хуже.

Проговорки Онегина. О,

речь его, буква «о», буква «л"; неуклюже

прячет он свою страсть,

о Мадонне к тому же,

небосклоне сказал, каково!

О луне, то есть выдал себя, обнаружил,

только Ленский не понял его.

Грустно. Снег развернул

свои белые сети,

заметая деревья, дома...

Можно перевернуть всё, что хочешь,

на свете,

опрокинуть,- мы злые, опасные дети,

не поможет и солнце ума,

вот и эти доклады, рецензии эти,

глупость, злоба, и зависть, и тьма!

 

1996

* * *

 

Еще чего, гитара!

Засученный рукав.

Любезная отрава.

Засунь ее за шкаф.

 

Пускай на ней играет

Григорьев по ночам,

Как это подобает

Разгульным москвичам.

 

А мы стиху сухому

Привержены с тобой.

И с честью по–другому

Справляемся с бедой.

 

Дымок от папиросы

Да ветреный канал,

Чтоб злые наши слезы

Никто не увидал. 

 

Заснешь с прикушенной губой...

 

Заснешь с прикушенной губой

Средь мелких жуликов и пьяниц.

Заплачет ночью над тобой

Овидий, первый тунеядец.

 

Ему все снился виноград

Вдали Италии родимой.

А ты что видишь? Ленинград

В его зиме неотразимой?

 

Когда по набережной снег

Метет, врываясь на Литейный,

Спиною к ветру человек

Встает у лавки бакалейной.

 

Тогда приходит новый стих,

Ему нет равного по силе,

И нет защитников таких,

Чтоб эту точность защитили.

 

Такая жгучая тоска,

Что ей положена по праву

Вагона жесткая доска

Опережающая славу.

 

1964

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...