Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не знает ласточка, как много...




 

Не знает ласточка, как много

Стихов ей вскользь посвящено,

Как мы подходим к рифмам строго,

Скорей на совести пятно

Себе простим, чем на бумаге:

Исполнен весь ее полет

Безукоризненной отваги,

И мнится: вот кто нас поймет!

И как прожить без темных пятен,

Когда развал такой и дым?

Она - последний наш читатель,

Когда мы всем надоедим,

Когда в ущербе и в опале

Поймем, летящие на свет:

Мы для нее стихи писали,-

И большей славы в мире нет!

 

1972

 

 

Неромантичны наши вкусы...

 

Неромантичны наши вкусы.

Нам утешаться до конца

Волос начесом светло-русым

И миловидностью лица

С чуть-чуть размытыми чертами

И носом, вздернутым слегка.

Где рок, сверкающий очами?

Как исступленность далека!

Угля на брови не хватило

И синей краски - на глаза.

Губа другую прикусила,

Чтобы не вылилась слеза.

Не плачь, пройдет! Вся жизнь с пустыми

Мечтами, все пройдет вполне.

Какими средствами простыми

Ты надрываешь сердце мне!

 

1973

* * *

 

Нет, не одно, а два лица,

Два смысла, два крыла у мира.

И не один, а два отца

Взывают к мести у Шекспира.

 

В Лаэрте Гамлет видит боль,

Как в перевернутом бинокле.

А если этот мальчик — моль,

Зачем глаза его намокли?

 

И те же складочки у рта,

И так же вещи дома жгутся.

Вокруг такая теснота,

Что невозможно повернуться.

 

Ты так касаешься плеча,

Что поворот вполоборота,

Как поворот в замке ключа,

Приводит в действие кого–то.

 

Отходит кто–то второпях,

Поспешно кто–то руку прячет,

И, оглянувшись, весь в слезах,

Ты видишь: рядом кто–то плачет.

 

1969

Ночной дозор

 

На рассвете тих и странен

Городской ночной дозор.

Хорошо! Никто не ранен.

И служебный близок двор.

 

Голубые тени башен.

Тяжесть ружей на плече.

Город виден и нестрашен.

Не такой, как при свече.

 

Мимо вывески сапожной,

Мимо старой каланчи,

Мимо шторки ненадежной,

Пропускающей лучи.

 

«Кто он, знахарь иль картежник,

Что не гасит ночью свет?» —

«Капитан мой! То художник.

И, клянусь, чуднее нет.

 

Никогда не знаешь сразу,

Что он выберет сейчас:

То ли окорок и вазу,

То ли дерево и нас.

 

Не поймешь, по правде, даже,

Рассмотрев со всех сторон,

То ли мы — ночная стража

В этих стенах, то ли он».  

* * *

 

О слава, ты так же прошла за дождями,

Как западный фильм, не увиденный нами,

Как в парк повернувший последний трамвай,—

Уже и не надо. Не стоит. Прощай!

 

Сломалась в дороге твоя колесница,

На юг улетела последняя птица,

Последний ушел из Невы теплоход.

Я вышел на Мойку: зима настает.

 

Нас больше не мучит желание славы,

Другие у нас представленья и нравы,

И милая спит, и в ночной тишине

Пусть ей не мешает молва обо мне.

 

Снежок выпадает на город туманный.

Замерз на афише концерт фортепьянный.

Пружины дверной глуховатый щелчок.

Последняя рифма стучится в висок.

 

Простимся без слов, односложно и сухо.

И музыка медленно выйдет из слуха,

Как после купанья вода из ушей,

Как маленький, теплый, щекотный ручей. 

 

Паровоз

 

Помню, с экрана

В детстве, раскос,

Мрачно и странно

В зал паровоз,

Потный и шумный,

Гарь и металл,

Полубезумный,

С воем влетал.

 

Что там грифоны

Или быки?

Рёвы и стоны

Их - пустяки,

Жалкие мифы!

В век скоростей

Локомотивы

Топчут детей.

 

Как он косился,

Роком влеком,

И проносился

Рядом с виском

В Пензу, за Каму

И на Алтай!

Слушайся маму

И подрастай.

 

Слушался маму,

Рос, выполнял

План и программу,

Не вспоминал

Про чернобровый,

С красной губой,

То маневровый,

То грузовой.

 

Брошен, заржавлен,

Названный здесь

«Иосиф Сталин»,

Тоже не весь

Умер: в загробных

Мчится полях

На допотопных

Мрачных ролях.

 

В копоти, в жиже,

В снежной крупе,

Чёрный, всё ближе,

Ближе к тебе,

Круглые плечи

Кутая в дым...

Смерть - это встреча

Страшная с ним! 

1992

 

Плевать на жизнь! - шотландская принцесса...

 

Плевать на жизнь! - шотландская принцесса

Сказала, умирая в девятнадцать

Лет,- что ей смерти плотная завеса,

Готовая упасть и не подняться,

И что ей море в п;асмурныx барашкаx,

И что ей лес еловый и оxота?

Эе душа - не наша замарашка,

А точный слепок с птичьего полета.

 

А может быть, в ее средневековье

Другая жизнь за гробом проступала,

Как тот ларец за шторкой в изголовье,

В котором драгоценности держала?

Или в ней было что-то от повесы

И мудреца, философа-гуляки,

Какиx Шекспир вставлял частенько в пьесы

И убивал в пылу кинжальной драки?

 

1974

 

Потому что больше никто не читает прозу...

 

Потому что больше никто не читает прозу,

Потому что наскучил вымысел: смысла нет

Представлять, как робеет герой, выбирая позу

Поскромней, потому что смущает его сюжет,

Потому что ещё Толстой в дневнике заметил,

Что постыло писать, как такой-то придвинул стул

И присел. Потому что с компьютером дружат дети,

И уныл за стеной телевизора мерный гул.

 

Потому что права тётя Люба: лишившись мужа

И томясь, говорила: к чему это чтенье ей,

Если всё это можно из жизни узнать не хуже.

Что? Спроси у неё. Одиночество, мрак ночей...

Потому что когда за окном завывает ветер...

Потому что по пальцам количество важных тем

Можно пересчитать... Потому что темно на свете.

А стихи вообще никому не нужны: зачем?

 

Потому что всего интереснее комментарий

К комментарию и примечания. Потому,

Что при Ахеменидах: вы знаете, Ксеркс и Дарий -

Не читали, читали,- неважно - сошли во тьму,

Потому что так чудно под ветром вспухает штора

И в широкую щель пробивается звёздный свет,

Потому что мы, кажется, сможем проверить скоро,

Рухнет мир без романов и вымысла или нет?

 

1992

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...