Раздел 1. Педагогическая технология как научная дисциплина
Раздел 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Глава 1. Предмет педагогической технологии
Понять суть педагогической технологии как отдельной научной дисциплины, вошедшей естественно в педагогическую науку, а заодно обнаружить истоки этой дисциплины, можно, лишь рассматривая ее место среди других педагогических дисциплин, таких, как теория воспитания, методика воспитания, педагогическая этика, а также выявляя центральный предмет исследования этих научных дисциплин и главный предмет исследования педагогической технологии. Теория воспитания исследует целенаправленное профессионально организованное развитие и формирование личности. Объектом ее исследования является процесс, а следовательно, рассматриваются вопросы о сущности, содержании, слагаемых, субъектах, цели и задачах, структуре, этапах, средствах, типах и моделях воспитательного процесса. Изучение и раскрытие процесса производится на высоком уровне абстракции, когда воспитательный процесс предстает в своем крайне отвлеченном и обобщенном виде, так что непрофессионалу трудно увидеть за теоретическим решением непосредственную практику воспитания, и кажется, что теория воспитания нужна только узкому кругу ученых-теоретиков. Однако овладение теорией воспитания развивает педагогическое мышление специалиста, поэтому даже педагогу-практику необходимо постоянное ознакомление с теоретическими работами по воспитанию, чтобы видеть суть происходящих событий в сфере воспитания молодого поколения. Методика воспитания исследует деятельность детей как форму взаимодействия с окружающим миром и единственный путь личностного развития. Основные вопросы, интересующие методику воспитания, следующие: виды, структура, содержание и форма, субъекты организации, средства и способы организации деятельности. Данная научная дисциплина уже непосредственно связана с практической работой педагога, ее положения выступают как общие инструктивные положения для реального профессионального труда педагога. Изучение методической литературы оснащает специалиста организаторскими умениями и вооружает веером многообразных форм работы с детьми. Это расширяет профессиональные возможности педагога, поэтому он постоянно интересуется открытиями в данной области воспитательной сферы. Педагогическая этика избирает своим объектом профессиональное отношение к ребенку, а также — к лицам, взаимоотношения с которыми влияют на исход профессиональной работы: учителям-коллегам, родителям, администрации, техническому персоналу, представителям управленческого аппарата. Изучение педагогической этики способствует правильному психолого-педагогическому выстраиванию этих взаимных отношений, что решительным образом сказывается на общем профессиональном самочувствии педагога и круга лиц, влияющих на ход воспитательного процесса.
Обратимся к конкретному вопросу воспитания и посмотрим, как выглядит научно-педагогическое рассмотрение одного вопроса с названных научно-педагогических позиций: Проблема дисциплины в теоретическом плане предстает как проблема соотношения необходимости и свободы, долга и желания, подчинения и самостоятельности, а также природы и культуры человека как социального феномена. Проблема дисциплины в методическом ракурсе выглядит иначе: как создавать традиции в воспитательном учреждении и как формировать привычки подрастающей личности, чтобы дисциплина стала естественным условием жизни детей и проявлялась как личностная свобода человека, избравшего осознанно данную социальную ценность.
Проблема дисциплины на уровне этическом затрагивает оформление норм жизни людей, которые, с одной стороны, должны быть дисциплинированными, а с другой стороны, это никак не должно подавлять и унижать их; требуя от личности соблюдения дисциплины, следует проявлять безусловное уважение к ней. Почему же этих научных разработок оказалось недостаточно для объяснения, понимания и, главное, для практической организации воспитания? Нуждами практического воспитания не объяснить острой надобности в педагогической технологии. Философское осмысление феномена человека много содействовало развитию технологического направления в педагогике воспитания. Человек как уникальное сложнейшее автономное явление мира и, одновременно, как неотъемлемая часть всего человечества и микросоциума, в котором он располагается, требует особого «прикосновения», ибо его внутренний мир хрупок, нежен и раним. Человек требует особого обращения, чтобы обрести возможность максимального развития и расцвета всех своих физических и духовных потенций. Ни теория воспитания, ни методика и этика не разрабатывали ту сторону воспитания, которая обеспечивала бы тонкое результативное педагогическое «прикосновение к личности». Бытовая хозяйственная практика человека научила его осторожно и бережно обращаться с вещами и предметами: с хрусталем, шелком, мехом, музыкальными инструментами, фарфором и компьютером, телефоном и электрической аппаратурой. А с человеком — созданием тонким и хрупким — мы продолжаем обращаться грубо, небрежно, неосторожно, ломая, разбивая и подавляя, уничтожаем его без сожаления, не отдавая себе отчета в том, что творим. Опытные педагоги хорошо знают великую силу удачно проведенного момента воздействия на детей, от которого зависит последующее разворачивание хода воспитательных событий. А юные педагоги очень рано начинают остро чувствовать профессиональную неподготовленность именно к этому моменту работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|